Азбука веры Православная библиотека Библия с толкованиями Барт Эрман - вызов христианской традиции или вызов «библицизму»?



Д.Б. Осипов

Барт Эрман – вызов христианской традиции или вызов «библицизму»?

Статья посвящена обзору книги Барта Эрмана «Иисус прерванное Слово». Эрман в своей работе представляет целостный обзор данных новозаветной библеистики, которые предлагает осмыслить с позиций христианской веры. В статье рассматривается вопрос о том, как воспринимать данные современной науки, выводы литературоведческого, историко-критического анализа новозаветных текстов в свете православного Предания, ставится проблема соотношения научного гуманитарного знания и религиозной веры.

Ключевые слова: Новый Завет, исторический Иисус, Барт Эрман, библеистика, раннее христианство, псевдоэпиграфия, наука и религия

Барт Эрман – современный американский историк, исследователь Нового Завета, профессор религиоведения университета Северной Каролины. Основные научные работы Эрмана посвящены историческому Иисусу12 и влиянию идейной борьбы в раннем христианстве на формирование рукописной традиции Нового Завета3. Он является автором учебных пособий по Новому Завету4 и целого ряда талантливо написанных научно-популярных книг, в которых стремится популяризировать научные результаты биб-леистики5. Его работа «Иисус, прерванное Слово»6 является ярким примером данного жанра.

Книги Эрмана написаны нередко в провокационном стиле и порождают бурную полемику со сторонниками протестантского библицизма. Для правильного понимания его целей и позиции важно учитывать эволюцию его личных взглядов на веру и христианство. В молодости Эрман принадлежал к движению «евангелических христиан» (evangelicals) и придерживался фундаменталистских взглядов на Священное Писание как Слово Творца, единственный, неизменный и непогрешимый источник христианской веры. Поступив в Принстонскую теологическую семинарию в 1978 году, он обнаружил резкое несоответствие между своей верой в Священное Писание как данный Богом текст и накопленным наукой знанием о сложном, исторически обусловленном формировании новозаветных книг, канона и самих доктринальных положений христианства.

Он воспринял со всей серьёзностью данные «новой исаго-гики», пересмотрев свои взгляды на источники и характер Откровения, и, как сам он отмечает, стал «либеральным христианином». Спустя 15 лет научной и преподавательской деятельности в теологических институтах с ним произошёл религиозный кризис из-за проблемы теодицеи, он пришел к выводу, что христианство не дает ответ на вопрос об источнике зла в мире. В итоге Эрман перешёл на позиции агностицизма7. Перемены в области веры не поменяли научных интересов Барта Эрмана. Он признает духовную ценность Библии как «самой значительной книги в истории западной цивилизации» и свою миссию видит в том, чтобы донести до верующих христиан значимость адекватных научных сведений об истории раннего христианства, полученных с помощью историко-критического метода. Работа «Иисус, прерванное Слово» имеет в определенном смысле программное значение, она посвящена не какому-то отдельному аспекту раннего христианства, это целостный обзор данных новозаветной библеистики, которые Эрман призывает принять к сведению и осмыслить с позиций христианской веры. Эта книга – вызов и, вместе с тем, приглашение к диалогу.

Характеризуя религиозную ситуацию в США и Западной Европе, Эрман отмечает огромный разрыв, существующий между миром академической библеистики и миром верующих. Верующие в целом слабо знакомы с результатами научных исследований, а в академической среде господствует скептицизм. Среди основных причин этого Эр-ман называет, во-первых, тот факт, что выпускники теологических колледжей, которые получают специальные научные знания, совершенно их «забывают», когда приступают к своей пастырской деятельности. Во-вторых, распространению научных данных препятствуют устойчивые «традиционные» воззрения на богодухновенность Библии, которые отрицают саму возможность наличия какой-то человеческой субъективности в Откровении, возможность редакторской работы в библейских текстах, возможность наличия разных взглядов и позиций в Библии, динамики в развитии доктрины. Поэтому научные данные, раскрывающие исторический контекст формирования библейских книг и учений, будут неизбежно восприниматься как угроза вере.

Проблема, вероятно, состоит в том, что несмотря на уже два столетия историко-критических исследований Библии так и не найден убедительный ответ о соотношении религиозной веры и научного знания – в данном случае знания гуманитарного, исторического. И если относительно области естественных наук наблюдаются какие-то позитивные сдвиги, и Библия перестает восприниматься как источник знаний по физике, биологии или космологии, то относительно гуманитарных наук существует совершенная путаница: сферы историко-филологического и религиозного знания либо постоянно смешиваются, либо рассматриваются как взаимоисключающие, и до сих пор не выработано ясных критериев их разграничения. Отсюда итог, о котором пишет Эрман – параллельное и зачастую антагонистичное сосуществование академической библеи-стики и христианской традиции.

Далее Эрман в книге «Иисус, прерванное Слово» приводит в шести разделах данные современной науки, которые, по его мнению, являются вызовом религиозному христианскому сознанию.

Начинает Эрман с примеров, которые показывают, что в книгах Нового Завета возможны противоречия и порой взаимоисключающая информация. Обычно при последовательном чтении Евангелия это малозаметно. Чтобы эти противоречия увидеть, Эрман рекомендует метод «горизонтального чтения» и сравнения параллельных мест Писания. Такой способ сразу обнаружит массу разночтений, большинство из которых не сложно гармонизовать, но есть тексты, которые ставят перед верующим читателем серьезные проблемы, – повествования о рождении Иисуса, родословия Иисуса, повествования о воскресении, смерть Иуды и так далее. В какой-то элементарной форме то, что предлагает Эрман, восходит к методам анализа форм (form criticism), которые получили развитие в науке с конца XIX века.

Далее Эрман рассматривает разнообразие взглядов в Новом Завете. Он отмечает, что в богословских концепциях Иоанна и синоптиков имеются существенные различия, например, в понимании смысла смерти Иисуса. Павел и Матфей существенно различаются во взгляде на закон и оправдание, а книга Откровения и Послание к Римлянам диаметрально противоположно оценивают Римскую империю. Авторы Нового Завета могут иметь свои особенности богословия, у них есть противоречия и даже полемика. Это явление стало предметом исследования начиная с Фердинанда Баура, тюбингенской школы, а в XX веке на новом уровне изучалось в школе истории редакций в 60–70-е годы. Интересно, что, по мнению Эрмана, для многих это вызов. Однако примеры богословской полемики между разными школами имеют место в святоотеческой литературе; полемика такого рода присутствует, к примеру, в ветхозаветной литературе пророков. Например, видение дня Господня в Иоиль 3:10 явно полемично по отношению к Ис. 2:4. Почему это не может иметь место в Новом Завете, и в раннем христианстве?

В следующем разделе рассматривается проблема авторства в Новом Завете. Эрман приводит общий вывод научного изучения данной проблемы за последние 200 лет – традиционная атрибуция большинства новозаветных текстов не может быть проверена или кажется маловероятной. Наибольшую проблему здесь создает феномен псевдоэпи-графии. Это действительно определенный вызов. Среди корпуса посланий, которые традиция приписывает апостолу Павлу, псевдоэпиграфами, то есть которые Павел не писал, но они написаны от его имени, являются, по мнению большинства современных исследователей, шесть. Встает вопрос о смысле этого явления, – зачем нужно подписывать текст именем человека, который его не писал. Является ли это намеренным подлогом, и как оценивать это явление? Эрман считает, что ряд текстов Нового Завета были написаны от имени Павла или Петра, чтобы придать им дополнительный авторитет. Дело, однако, в том, что нам остается непонятным, как создавались тексты в античности, и каковы античные границы авторства. Возможное решение этой проблемы может нам подсказать обращение к аналогичным явлениям в святоотеческой письменности и в Ветхом Завете. Святой Дионисий не создавал Corpus Areopagiticum, а святой Макарий не является автором Corpus Macarianum, «Трактат о трех образах молитвы» не писал святой Симеон Новый Богослов, святой Иоанн Златоуст не произносил «Огласительное слово на Пасху», а аскетические сочинения аввы Евагрия сохранялись на протяжении столетий под именем святого Нила Синайского. Не менее широко этот феномен представлен в ветхозаветной литературе. Первым псевдоэпиграфом в библейской традиции, является, по-видимому, книга Второзаконие.

В главе, посвященной историческому Иисусу, Эрман проводит четкие границы доступного нам исторического знания об Иисусе на основании анализа исторических источников. Разумеется, никакая наука не может сказать является Иисус Сыном Божиим или нет, воскрес Он или не воскресал. Но определенные утверждения все же возможны. Подход Эрмана находится в рамках «третьего поиска» исторического Иисуса, который рассматривает Иисуса в контексте раннего иудаизма. Эрман считает наиболее обоснованной ту позицию, согласно которой Иисус был апокалиптическим пророком, который ожидал и проповедовал скорое наступление Царства. Эрман здесь следует логике работ Э. Сандерса, в частности, его знаменитой работы «Иисус и иудаизм»8. Сандерс сумел преодолеть гиперкритицизм школы Бультмана, и выделить ряд фактов из деятельности Иисуса, описанной в Евангелиях, которые имеют смысл и являются вполне вероятными в палестинском контексте I века по Р. Х. – крещение от Иоанна, избрание двенадцати учеников, исцеления и экзорцизмы, изгнание торгующих из Храма, конфликт с иерусалимским жречеством, арест и казнь. Эта глава Эрмана является, быть может, самой важной, поскольку он не пытается опровергнуть евангельский образ Иисуса путём альтернативной реконструкции, но четко показывает границы исторического знания, за пределами которых учёный ничего утверждать не в состоянии.

В главе, посвященной формированию канона, Эрман показывает, что складывание канона произошло не одномоментно, но в результате долгого и сложного процесса отбора книг, борьбы различных позиций. Причем течения, которые впоследствии были признаны еретическими, в свое время были весьма распространены и влиятельны, а принятая версия канона отражает позиции только одного из направлений в раннем христианстве, которое Эрман называет «протоортодоксия». Это, несомненно, очень яркая иллюстрация того, что возникновение Писания связано со становлением Церкви, что Писание не книга, «упавшая с неба».

Завершает Эрман книгу разделом о развитии христо-логической доктрины ранней Церкви. По мнению Эрмана, первые поколения христиан и сам Иисус не разделяли представление о Божественной природе Иисуса, и в Новом Завете можно проследить, как в нескольких традициях, независимо друг от друга к концу I века по Р. Х. получает развитие вера в Божественную природу Христа. Впрочем, позиция Эрмана далеко не является единственной, есть авторитетная аргументация, согласно которой «высокая христология» возникает уже очень рано, уже в первые годы существования общины учеников Иисуса (М. Хенгель, Л. Хуртадо). Однако сам факт динамики вероучения в ранней Церкви является несомненным.

Данные, которые приводит Эрман, носят хрестоматийный характер, в принципе, они содержатся почти в любом хорошем учебнике по Новому Завету и истории раннего христианства. Он последовательно показывает, что

1) между сведениями Нового Завета могут быть несоответствия;

2) для каждого из авторов Нового Завета характерна своя богословская концепция, которая может отличаться от концепций других авторов;

3) авторство многих книг Нового Завета неизвестно, а ряд книг является псевдоэпиграфами;

4) исторически достоверной информации об Иисусе не так много, можно говорить с определенной долей вероятности лишь о некоторых Его деяниях и о том, что Он действовал как еврейский апокалиптический пророк;

5) канон богодухновенных книг Библии был определен только к середине IV века Церковью в результате сложного процесса отбора и отсева из имеющейся литературы;

6) базовые доктрины христианства о Боговоплощении, Искуплении и Троице не даны уже в готовом и завершенном виде, а являются результатом длительного развития и дискуссии в ранней Церкви.

Все эти утверждения, с первого взгляда, выглядят шокирующими. Но на самом деле они являются вызовом не самой христианской традиции как таковой, а прежде всего «библицизму», который формируется в Европе начиная с эпохи Реформации. Если перенести эти тезисы в контекст православной традиции, серьезного кризиса веры они породить не могут. Большинство из явлений, обозначенных Эрманом, были до определенной степени известны отцам церкви, и могут найти объяснение в концепции Предания, которое живет, развивается, и одной из важнейших форм которого является Священное Писание. Данные современной библеистики очень важно иметь в виду при экзегезе, например, евангельских текстов, которая до сих реализуется методом «гармонизации», то есть такого хронологического «нарезания» эпизодов, которое совершенно убивает понимание контекста и, соответственно, понимание смысла данных событий или высказываний в конкретном Евангелии.

Данные библеистики очень важны для того, чтобы установить тесную связь между преподаванием Нового Завета и таких дисциплин, как патрология и история Церкви. На данный момент в практике православных духовных школ эти дисциплины порой совершенно разделены и в сознании студентов почти не связаны друг с другом, хотя в действительности эти дисциплины описывают единый, связный и неразрывный процесс развития христианства. Главный эффект книги Эрмана состоит в том, что она может побудить к серьезным размышлениям об отношениях между областью веры и гуманитарным научным знанием. Если адекватный ответ на этот вопрос будет получен, это может высвободить огромный потенциал, который связан теперь полемикой с «ветряными мельницами», и открыть новые возможности для свидетельства Церкви.

Литература:

1. Ehrman, Bart. Jesus: Apocalyptic Prophet of the New Millennium / Bart Ehrman. Oxford University Press, USA, 1999.

2. Ehrman, Bart. The Orthodox Corruption of Scripture: The Effect of Early Christological Controversies on the Text of the New Testament / Bart Ehrman. Oxford University Press, USA, 2011 [1996].

3. Metzger, Bruce M.; Ehrman, Bart. The Text of the New Testament: Its Transmission, Corruption, and Restoration / Bruce M. Metzger; Bart Ehrman. Oxford University Press, USA, 2005.

4. Ehrman, Bart. Misquoting Jesus: The Story Behind Who Changed the Bible and Why / Bart Ehrman. Harper-SanFrancisco, 2005.

5. Ehrman, Bart. The New Testament: A Historical Introduction to the Early Christian Writings, 4th ed / Bart Ehrman. New York: Oxford University Press, 2008.

6. Ehrman, Bart. The Bible: A Historical and Literary Introduction / Bart Ehrman. Oxford University Press, USA, 2013.

7. Ehrman, Bart. Forged: Writing in the Name of God – Why the Biblés Authors Are Not Who We Think They Are / Bart Ehrman. HarperCollins, USA, 2011.

8. Ehrman, Bart. Did Jesus Exist?: The Historical Argument for Jesus of Nazareth / Bart Ehrman. HarperCollins, USA, 2012.

9. Ehrman, Bart. Jesus, Interrupted: Revealing the Hidden Contradictions in the Bible (And Why We Don't Know About Them) / Bart Ehrman. HarperCollins, USA, 2009.

10. Ehrman, Bart. God's Problem: How the Bible Fails to Answer Our Most Important Question – Why We Suffer / Bart Ehrman. HarperCollins, USA, 2008.

11. Sanders, E. P. Jesus and Judaism / E. P. Sanders. Philadelphia: Fortress Press, 1985.

* * *

1

Осипов Дмитрий Борисович, преподаватель Екатеринбургской духовной семинарии, аспирант Общецерковной аспирантуры и докторантуры.

2

Ehrman, Bart. Jesus: Apocalyptic Prophet of the New Millennium / Bart Ehrman. Oxford University Press, USA, 1999.

3

Ehrman, Bart. The Orthodox Corruption of Scripture: The Effect of Early Christological Controversies on the Text of the New Testament / Bart Ehrman. Oxford University Press, USA, 2011 [1996]. Metzger, Bruce M.; Ehrman, Bart. The Text of the New Testament: Its Transmission, Corruption, and Restoration / Bruce M. Metzger; Bart Ehrman. Oxford University Press, USA, 2005. Ehrman, Bart. Misquoting Jesus: The Story Behind Who Changed the Bible and Why / Bart Ehrman. HarperSanFrancisco, 2005.

4

Ehrman, Bart. The New Testament: A Historical Introduction to the Early Christian Writings, 4th ed / Bart Ehrman. New York: Oxford University Press, 2008; Ehrman, Bart. The Bible: A Historical and Literary Introduction / Bart Ehrman. Oxford University Press, USA, 2013.

5

Ehrman, Bart. Forged: Writing in the Name of God – Why the Biblés Authors Are Not Who We Think They Are / Bart Ehrman. HarperCol-lins, USA, 2011; Ehrman, Bart. Did Jesus Exist?: The Historical Argument for Jesus of Nazareth / Bart Ehrman. HarperCollins, USA, 2012.

6

Ehrman, Bart. Jesus, Interrupted: Revealing the Hidden Contradictions in the Bible (And Why We Don't Know About Them) / Bart Ehrman. HarperCollins, USA, 2009.

7

Ehrman, Bart. God's Problem: How the Bible Fails to Answer Our Most Important Question – Why We Suffer / Bart Ehrman. HarperCollins, USA, 2008.

8

Sanders, E. P. Jesus and Judaism / E. P. Sanders. Philadelphia: Fortress Press, 1985.


Источник: Скрижали, 12, 2016, с. 89-98

Комментарии для сайта Cackle