Источник

Блаженное состояние прародителей в раю

Сотворив человека, «насадил Господь Бог рай в Едеме на востоке; и поместил там человека, которого создал. И произрастил Господь Бог из земли всякое дерево, приятное на вид и хорошее для пищи, и дерево жизни посреди рая, и дерево познания добра и зла.... И заповедал Господь Бог человеку, говоря: от всякого дерева в саду ты будешь есть; а от дерева познания добра и зла не ешь..., ибо в день, в который ты вкусишь от него, смертью умрёшь»94. «Для того блаженный Моисей записал и имя этого места (т.е. рая: «во Едеме на востоке»), чтобы любящие пустословить не могли обольщать простых слушателей и говорить, что рай не на земле, а на небе (был сотворён) и бредить подобными этим сказками» 95. «Что рай был земля и на земли насажден, об этом говорит Писание..... Выражениями: «и произвёл ещё Бог из земли всякое дерево» и «во Едеме на востоке» Св. Писание ясно научает нас, что рай находился под сим небом, под которым находятся восток и земля» 96. – Сказав сначала вообще, что рай находился в Едеме на востоке, Моисей определяет далее местонахождение этого вертограда ещё точнее. Он указывает на те реки, какие находились близ рая. Реки эти были: Фисон, Геон, Тигр и Евфрат97. По мнению Св. Епифания Кипрского, Фисон – это река Ганг, или Инд; Геон –река, протекающая по Эфиопии98. По мнению же Св. Ефрема Сирина, «Фисон – это Дунай, Геон – это Нил, Тигр и Евфрат – между которыми мы живём» 99. Соглашаясь с Ефремом Сириным в том, что райские реки Тигр и Евфрат – это нынешние реки тех же названий, Бл. Феодорит задаётся вопросом: «Как же Моисей говорит, что Тигр и Евфрат исходят из рая, когда по словам некоторых, текут они из гор Арменских?» И отвечает: «Можно видеть, что и другие реки выходят в одном месте, потом какими-либо углублениями скрываются в землю и снова вытекают наверх. То же произошло и с сими реками. Ибо исходят из рая, как говорит Божественное Писание, а потом, проходя какими-то подземными протоками, в Арменских горах получают иные начала. Не напрасно Бог всяческих устроил сие, но чтобы пресечь излишнее человеческое любопытство. Ибо если бы их течение было явно, то иные покусились бы, идя по их берегам, отыскивать место рая» 100. – Таким образом, точное местоположение рая от нас сокрыто; известно лишь то, что он был на земле в странах восточных.

Девственная земля Едема, произрастившая райские деревья, по учению Св. Иоанна Златоуста, была образом Девы Марии, бессеменно зачавшей и родившей Христа, Сына Божия, спасшего нас Древом Крестным. «Едем означает девственную землю, а это была страна, в которой насадил Бог рай.... Эта дева (т. е. девственная земля) была образом иной Девы. Как эта земля произрастила нам рай, не принявши семян; так и та Дева, не приявши семени мужеского, произрастила нам Христа» 101.

Помимо всех прочих деревьев, посреди рая находились два особых дерева: древо жизни и древо познания добра и зла. Первое было доступно в снедь и давало человеку возможность не умирать. В силу своего последнего качества, оно прообразовало собою Того, крестною смертью Которого мы приобрели себе живот вечный102. От плодов же другого дерева, т.е. дерева познания добра и зла, запрещено было вкушать, – иначе прародителям грозила смерть. «Оное дерево наименовано ведением добра и зла, потому что, подобно зловредности яда, вложенного в мёд , поколику услаждает чувство, – кажется добром, а поколику губит прикасающегося, – делается самым крайним злом..... Внутри имеет пагубу, как скрытый некий обман, а по наружности показывает обольстительное некое представление добра» 103. Результатом вкушения от плодов этого дерева являлось, прежде всего, ведение добра и зла. Теоретическое «ведение» о зле прародители «конечно имели (и до сего вкушешя: ибо знали, что не должно, не хорошо нарушить волю Божию), но опытом изведали сие впоследствии» 104, с того самого момента, как, нарушив заповедь, вкусили от запретного плода. А в том состоянии духовного младенчества, учит Св. Феофил Антиохийский, в каком находились прародители, это «познание» было несколько «преждевременным». «Познание же (т.е. познание добра и зла) прекрасно, говорит Св. Отец, если кто им хорошо пользуется. По возрасту этот Адам был ещё младенцем, почему и не мог принять надлежащим образом познания. Ибо и теперь дитя, тотчас по рождении, не может есть хлеба, но прежде питается молоком; потом, с увеличением возраста, переходит к твёрдой пище. То же было с Адамом. Посему Бог не по зависти, как думают некоторые, запретил ему есть от древа познания. Кроме того, Он хотел испытать его, будет ли он послушен Его заповеди; и вмсте с тем хотел, чтобы младенчествующий человек долее оставался простым и невинным...... Ибо каждый постепенно возрастает как летами, так и мудростью» 105. –Вместе с тем и другим деревом рай, по учению Св. Ефрема Сирина, был образом «Церкви святых». «Бог, говорить Св. Отец, насадил прекрасный сад и создал чистую церковь; на древе познания пригвоздил заповедь; даровал радости, – и не желают; предостерегал, – и не страшатся. В церкви водрузил учение, которое радует обетованиями и устрашает угрозами, презритель сего учения погибает, а кто следует ему, тот спасается. – Церковь святых есть образ рая. В ней ежедневно собирается всеоживотворяющий плод, и для питания влагается в точило грозд, исполненный животворного врачества. Змий приведён в изнеможение, связан проклятием; уста Евы запечатлены спасительным молчанием, и снова покорствуют Творцу» 106.

Таково было жилище первозданного человека. Введя сюда Адама, Бог дал ему вышеуказанную заповедь о невкушении от плодов древа познания добра и зла. Заповедь эта была необходима. Человек имел нужду в заповеди, и в заповеди определённой. Он получил от Бога нравственные силы и сотворён добрым по природе; но ему самому ещё надлежало развивать и укреплять эти силы, при помощи Божией; ему надлежало соделаться добрым свободно. А свобода человеческая укрепляется и утверждается в чём-либо не иначе, как действуя очень долго по одному определённому правилу, пока не приобретётся навык в избранном роде деятельности107. – Страх смерти не был в руках Творца главным импульсом, побуждавшим человека свято хранить заповедь и тем укреплять себя в добре. «Бог воспретил человеку одно только древо и оградил оное страхом смерти, чтобы, если человек не сохранит заповеди ради любви, давшей заповедь, то страх смерти, окружавшей древо, удерживал его от преступления заповеди» 108. – Затем, человек имел нужду в заповеди от Бога и для того, чтобы, через свободное исполнение её, некоторым образом заслужить те блага, какими пользовался, и имел ещё пользоваться109. – Что же касается характера заповеди, то, несмотря на всю её видимую простоту и несложность, в ней выразился весь закон, определяющий наше отношение к Богу и требующий от нас совершенного повиновения нашему Владыке110. Если же она была направлена не на что другое, а именно на плоды одного из деревьев рая, то это просто объясняется обстоятельствами того времени. «Адаму, как новорожденному младенцу, (Бог) даёт заповедь о древе, ибо для него излишен был всякий закон положительный: о прелюбодеянии, об убийстве...... Ибо с кем было прелюбодействовать? Жена в то время была одна. Кого было убить? Никто не раздражал его......» 111. – Одновременно с заповедью не вкушать от плодов древа познания добра и зла, Адаму была дана и другая заповедь, другое повеление – именно, возделывать и хранить рай112. «Как какой-нибудь щедрый господин вверяет кому-либо свой огромный дом и, однако же, чтобы владение этим домом оставить вполне за собою, назначает брать с того человека малое количество денег; так и Человеколюбивый Господь наш, позволив Адаму пользоваться всеми древами райскими», дал, однако же, вышеуказанное повеление, «чтобы знал он, что находится под Господом , Коему должен повиноваться и исполнять Его повеления...., что он всем наслаждается по благодати и человеколюбио (Божию) и что есть Господь и Творец как его самого, так и всего видимого» 113. Кроме того, «так как райская жизнь доставляла человеку полное наслаждение, сообщая и удовольствие от созерцания (красот рая), и приятность от вкушения (снедей райских), то, чтобы человек от чрезмерного спокойствия не развратился («мнозей бо злобе, сказано, научи праздность», Сир. XXXIII, 28), Бог повелел ему «делати и хранити рай»» 114.

После того, как дарована была первозданному человеку заповедь, «сказал Господь Бог: не хорошо быть человеку одному, сотворим ему помощника, соответственного ему..... И навёл Господь Бог на человека крепкий сон; и, когда он уснул, взял одно из рёбр его, и закрыл то место плотию. И создал Господь Бог из ребра, взятого у человека, жену, и привёл её к человеку»115. «Как в начале, при создании человека, Бог говорил: «сотворим человека по образу Нашему и по подобию»; так и теперь, намереваясь создать жену, употребляет то же слово и говорит: «сотворим». Кому говорит? Не какой-либо сотворенной силе, но Рожденному от Него, Чудному Советнику, Властителю, Начальнику мира, Единородному Сыну Своему, – чтобы Адам знал, что созидаемое существо будет равно ему по достоинству» 116. Творится же Ева не из чего-либо другого, а именно из ребра своего мужа, «чтобы и тождество естества показать, и вложить в них некую естественную приверженность друг к другу...» и дабы «оба пола привести в единомыслие» 117. Не без причины также было наведено на Адама и исступление, после которого он впал в глубокий сон. «Так как премудрый и благоискусный Создатель нашей природы хотел взять у Адама одно из рёбр его, то, чтобы он не почувствовал боли и затем враждебного расположения к созидаемой из его ребра, чтобы, помня боль, не возненавидеть сотворённое животное, – для этого (Бог), погрузив (Адама) в исступлеше и как бы повелев ему быть объяту некоторого рода оцепенением, навёл на него такой сон, что он совсем не чувствовал, что происходило с ним» 118. – Едва лишь Адам увидел созданную от него, как сказал: «вот это кость от костей моих и плоть от плоти моей; она будет называться женою: ибо взята от мужа (своего). Потому оставит человек отца своего и мать свою, и прилепится к жене своей; и будут (два) одна плоть»119, обнаружив тем самым в себе несомненный «дар пророчества», ибо он не мог знать ни прошедшего (сотворения жены от костей его), ни видеть будущего («оставит человек и т.д...»)120. – Чудесное создание Евы из ребра Адама было, по учению Св. Ио. Златоуста, прообразом бессеменного зачатия Девой Марией Христа Спасителя и Её приснодевства. «Как Адам без жены произвёл жену; так и Дева без мужа родила мужа....... Как от Адама Бог взял ребро и чрез это нисколько не уменьшил Адама; так и в Деве Он образовал одушевлённый храм и не лишил её девства. Целым остался Адам и по взятии от него ребра; неповреждённою осталась Дева и по исшествии из Неё Младенца» 121.

«Вместе с Адамом и Евою начала свое существование и церковь Христова» 122.

* * *

94

Быт., II, 8–9, 16–17.

95

Твор. Св. Иоан. Злат., Бес. на кн. Быт., ч. I, стр. 207, Бес. 13.

96

Св. Феоф. Антиох., к Авт., кн. II гл. 24, – см. Св. П. Преобр., Соч. др. хр. аполог., стр. 211; – тоже см. Тв. Св. Епиф. Кипр., т. VI, стр. 100, слово якорное, гл. 57.

97

Быт., II, 10–14.

98

Тв. Св. Епиф. Кипр., т VI, ст. 100–101, слово якорное, гл. 58.

99

Тв. Св. Ефр. Сир., т. VIII, 274 стр., Толк, на кн. Быт., гл. II; – тоже см. Св. Феоф. Ант., к Авт. к. II, г. 24, – см. Св. П. Преобр., Соч. др. хр. апол., стр. 211.

100

Тв. Бл. Феод., т. I, стр. 35–36, Толк. на кн. Быт. вопр. 30; – тоже см. Тв. Св. Епиф. Кипр., т. VI, стр.102, Слово якорное, гл. 58.

101

Тв. Св. Иоан. Злат., Бес. к Ант. нар., ч, II, 498 с., Бес. о перем. имен. II-я.

102

Св. Иуст. Фил., Разгов. с Триф., 86, – см. свящ. П. Преобр., Соч. Св. Иуст. Фил. и Муч., 291 стр.

103

Тв. Св. Григ. Нисск., т. I, 159 стр., об устр. чел., гл. 20; – тоже Ibidem, 158 с.

104

Тв. Бл. Феод., т. I, 35 с. Толк. на кн. Быт., вопр. 28; – Тоже см. Тв. Св. Иоан. Злат., Бес. к Ант. нар. ч. II, 446–7 стр.; Бес. на кн. Быт. VII; – Бес. на кн. Быт., ч. I, Бес. XVI; – О том же см. Aug., De civ. Dei, XIV, 17; – Basil. Selevc., op. II, de Adam; – Severian. orat. VI, de mundi..., – см. Пр. Догм. Б. Пр. Макария, II, 170.

105

Св. Феоф. Ант., к Автолику, кн. II, гл. 25, – см. Св. П. Преображ., Соч. др. хр. апологетов, стр. 212–213; – Тоже см. Тв. Св. Григ. Богос., т. III, 243 стр., слово 37, на Богоявление или на Рождество Спасителя; – т. IV, 244 стр., Слово VII, о душе.

106

Тв. Св. Ефр. Сир., т. VI, Москва, 1852 г., стр. 76, о рае, 7; – тоже см. Тв. Св. Иоан Зл., Слова и Бес. на разн. случаи, ч. II, Спб. 1865 г., стр. 141, Бес. I, в нед. Св. Пасхи; – Бес. к Ант. нар., ч. II, стр. 448, Бес. на кн. Быт. VII.

107

Тв. Св. Григ. Бог., т. IV, стр. 182, Слово 45, на Св. Пасху; – тоже см. Тв. Св. Гр. Бог. т. IV, стр. 244, Слово VII, о душе; – о том же см. Tertull., Adv. Marcion. II, с. 6; – Didym., cont. Manich., in T. IV Bibl. PP. p. 871, – см. Пр. Догм. Бог. Пр. Мак., II, 165 стр.; – тоже см. Тв. Св. Ефр. Сир., т. VIII, 282 с., Толк. на кн. Бытия, гл. 3; – Св. Феоф. Ант., к Авт., II, 27, – свящ. П. Преоб., Соч. др. хр. ап., стр. 214.

108

Тв. Св. Ефр. Сир., т. VIII, стр. 276, Толк. на кн. Быт., гл. 11.

109

Тв. Св. Иоанна Дамаск., Точн. изл. пр. веры, кн. II, гл. 30.

110

Тв. Св. Иоан. Злат., Бес. на кн. Быт., ч. I, стр. 267. Бес. XVI; – о том же см. Tertull. Adv. Judaeos, c. 2, – in Patrol curs. complet., t. II, p. 599, – см. Пр. Догм. Б. Пр. Мак., II, 167; – тоже см. Aug. in ps. LXXI; – Cont. Advers legis et proph., I, с. 14, – см. Пр. Догм. Бог. Пр. Мак., II, 168.

111

Тв. Бл. Феод., т. V, Москва 1857 г., 363 стр., Слово X; – Тоже см. Тв. Св. Григ. Бог., т. III, 243 стр., Слово на Богояв., – Тв. Св. Иоан. Дам., Точн. изл. пр. в., к. II, г. 2.

112

Быт., II, 15.

113

Тв. Св. Иоан. Злат., Бес. на кн. Быт., ч. I, 222–3 и 210 стр., Бес. 14 и 13.

114

Тв. Св. Иоан. Злат., Бес. на кн. Быт., ч. I, стр. 218–219, бес. 14.

115

Быт., II, 18. 20–22.

116

Тв. Св. Иоан. Злат., Бес. на кн. Быт., ч. I, стр. 225, Бес. 14.

117

Твор. Бл. Феод., т. I, стр. 36, Толк. на кн. Быт., воп. 31; – тоже см. Тв. Св. Иоан. Злат., Бес. к Ант. нар., ч. II, 436–437 стр., Бес. на кн. Быт. VI; – О том же см. Ambros., Lib. de parad., c. 10; – Tertull. Cont. Marcion. c. 4, – August., De civ. Dei, XIV, c. 11, – см. Пр. Догм. Бог. Пр. Мак., II, 107.

118

Тв. Св. Иоан. Злат. Бес. на .кн. Быт., ч. I, стр. 236–237, Бес. 15.

119

Быт., II, 23–24.

120

Тв. Св. Иоан. Злат., Бес. на кн. Быт., ч. I, стр. 241–245, Бес. 15, – см. тоже Св. Феоф. Ант., к Авт., кн. II, г. 28, – свящ. П. Преображ., Соч. др. хр. аполог., 215 стр.

121

Тв. Св. Иоан. Злат., Слова и Бес. на разн. сл., ч. II, стр. 51–52, Слово на Рожд. Спас. н. И. Христа.

122

Тв. Св. Епиф. Кипр., т. V, Москва, 1882 г., стр. 308, против Массалиан; – тоже см. Ibidem, 319 с., крат. сл. о вере.


Источник: Протопопов В.И. Библейские ветхозаветные события по толкованиям святых отцов и учителей Церкви. Казань: типо-лит. Имп. ун-та, 1896. - 202 с. Отдельный оттиск из Протоколов Казанской духовной академии за 1895 год.

Комментарии для сайта Cackle