протоиерей Александр Сорокин

Христос и Церковь в Новом Завете

Содержание

Предисловие

От автора

I. Введение § 1. Три отправные точки, подсказанные Церковным Преданием 1. Пасха Воскресения Христова 2. Книга Деяний – книга о начале Церкви 3. Пролог Евангелия от Иоанна – слово о первоистории § 2. Иисус Христос и народ Божий (Церковь) II. Израиль ко временам Нового Завета § 3. Политический аспект § 4. Иудейская религия во времена Иисуса Христа и первых христиан 1. Храм – место служения (жертвоприношений) Единому Богу 2. Синагога – место чтения и слушания Закона 3. Синедрион и первосвященник § 5. Различные партии и движения 1. Книжники 2. Фарисеи 3. Саддукеи 4. Ессеи 5. Зилоты (зелоты) 6. Самаряне (самаритяне) § 6. Отношение к язычникам § 7. Эсхатологические ожидания § 8. Мессианские ожидания § 9. Разрушение Иерусалима и дальнейшие судьбы иудейства Иудаизм и иудео-христианство в первые десятилетия после разрушения храма III. Личность и провозвестие Иисуса Христа § 10. Личность Иисуса 1. Имя Иисуса 2. Происхождение и образование Иисуса 3. Внешность и личностные качества Иисуса Внешний вид Красота и уничижение Взгляд Выносливость Целеустремленность Авторитет Трезвенность Любовь, хорошо знаю­щая человеческую природу 4. Начало служения Иисуса § 11. Весть Иисуса с точки зрения формы 1. Общение за трапезой 2. Притчи 3. Дела (чудеса-знамения) Иисуса Филологический экскурс 4. Иисус и Бог-Отец 5. Иисус – толкователь Закона 6. Некоторая загадочность речи Иисуса § 12. Весть Иисуса с точки зрения содержания 1. Проповедь «Царствия Божия» 2. Победа над сатаной 3. Близость Царствия Божия и конец времен 4. Собирание Нового Израиля – Церкви 5. Двенадцать и более широкий круг § 13. Установление Нового Завета § 14. Смерть и Воскресение Иисуса § 15. Слова Самого Иисуса 1. Роль учеников и устного предания 2. Семитская первооснова Евангелий и речей Иисуса 3. Ipsissima verba Иисуса Passivum divinum Антитетические параллелизмы Ритмическая организация Аллитерации, ассонансы и парономазия Гиперболы и парадоксы § 16. Наименования и титулы Иисуса 1. Учитель (Равви) 2. Пророк 3. Мессия (греч. Христос, русск. Помазанник) 4. Сын Божий или Сын 5. Сын Человеческий 6. Господь IV. Ранние формы христианского предания § 17. Общие особенности первоначального устного христианского Предания 1. Очевидная необходимость устного Предания 2. Многообразие первоначального христианства 3. «Миссионерскость» – главное определяющее качество христианства 4. Три формы устного Предания об Иисусе § 18. Миссионерство – провозглашение (керигма) и принятие веры Пасхальное событие Иисуса Умереть / восстать, воскреснуть, ожить (горизонталь: до / после) Снизойти / вознестись, взойти (на небо), войти в славу, прославиться (вертикаль: низ / верх) § 19. Катехизация – изъяснение и осмысление веры § 20. Богослужение – молитвенное празднование веры 1. Литургичность евангельских свидетельств 2. Молитвы и гимны Христологическое чтение псалмов: Пс. 67, 19 / Еф. 4, 7–10 Кредо: 1 Кор. 15, 3–4 Христологический гимн: Флп. 2, 6–11 V. Дальнейшие пути христианского предания (общий обзор) § 21. Написание посланий Роль апостола Павла § 22. Написание Евангелий 1. Евангелие и Евангелия 2. Т.н. «Синоптическая проблема» 3. Порядок написания Евангелий § 23. Появление других писаний § 24. Новозаветные литературные жанры Евангелия Послания § 25. Смысл названия «Новый Завет» § 26. Канонизация новозаветных писаний. Краткая история канона Нового Завета Свидетельство св. Климента Римского Свидетельство св. Поликарпа Смирнского Почему новозаветное писание – обязательно древнее? § 27. Новозаветные апокрифы § 28. Текстология Нового Завета Необходимость текстологии Свитки и кодексы Возраст, состояние и авторитет рукописей Критические издания греческого текста Нового Завета Текстология древних переводов VI. Ранние послания апостола Павла § 29. Основные вехи жизни ап. Павла 1. Павел (Савл) фарисей 2. Обращение. Павел апостол 3. Обзор миссионерских путешествий апостола Павла Первое миссионерское путешествие (46–49-е годы) Апостольский собор 2-е миссионерское путешествие (50–53-й годы) 3-е миссионерское путешествие (53–58-й годы) Арест, путешествие в Рим и кончина (59–67-й годы) § 30. Общее введение к посланиям ап. Павла 1. Основные вехи развития Павлова богословия Подложные Павловы послания 2. Характеристика посланий ап. Павла с точки зрения формы План посланий в греко-римском мире План посланий ап. Павла § 31. 1-е и 2-е Послания к Фессалоникийцам (Солунянам) 1. Фессалоника и фессалоникийская церковь (христианская община) 2. Отношения Павла с македонскими церквами 3. Причины написания Посланий к Фессалоникийцам 4. Основные важные темы 1 Фес. Избрание и призвание язычников в Церковь Апостольство Павла Пришествие Господне Заключительные пожелания 5. Основные важные темы 2 Фес. Отношение к труду День Христов (Господень) § 32. 1-е и 2-е Послания к Коринфянам 1. Коринф и коринфская церковь 2. Переписка ап. Павла с коринфянами 3. Основные важные темы 1 Кор. Разделения и единство в Церкви Мудрость Божия и мудрость человеческая Строить на одном основании, которое есть Христос Отношение к миру сему: абсолютный аскетизм или, наоборот, полная вседозволенность Можно ли есть идоложертвенное? Вечеря Господня Многообразие в единстве Любовь – добродетель выше пророчества Благочиние в собрании (богослужении) Христианская надежда на воскресение мертвых 4. Основные важные темы 2 Кор. Апостольское служение в страданиях § 33. Послание к Галатам 1. Галатия и галатийские общины 2. Причины написания Гал. Апостольские полномочия Павла 3. Главная тема Гал. Терминология: Закон, оправдание, вера, свобода Богоданность, непреложность и красота Закона Искаженное понимание Закона. Оправдание по Закону и оправдание по благодати Вера – единственно адекватный ответ человека на благодать (дар) от Бога Невозможность оправдаться по Закону Зачем нужен Закон? Закон как педагог Усыновление Трудность жизни по вере, а не по Закону От Закона через веру к свободе Свобода или вседозволенность? § 34. Послание к Римлянам 1. Рим и римские христиане 2. Причины написания Рим. 3. Основные важные темы Рим. Всеобщность греха и всеобщность спасения во Христе (глл. 1 – 5 ) Практика жизни во Христе (глл. 6 – 8 ) Роль и судьба народа Израиля в истории спасения (глл. 9 – 11) Этические увещания (глл. 12–15, 13) Отношение к государству «Ночь прошла, а день приблизился» (Рим. 13, 12 ) VII. Послания апостола Павла «из уз» § 35. Общее введение к посланиям «из уз» Павел – «узник» Место написания посланий «из уз» Время написания посланий «из уз» § 36. Послание к Филиппийцам 1. Причины, место написания и общий характер Флп. 2. Филиппы и филиппийская община 3. Некоторые отрывки из Флп. Радость Увещания к жизни по Евангелию. Христологический гимн Отголоски былой полемики «Бег» веры § 37. Послание к Филимону 1. Кто такой Филимон? 2. Причины, место написания и основная тема Флм. 3. Церковное значение Флм. § 38. Послание к Колоссянам 1. Колоссы и колосская церковь 2. Место и время написания Кол. 3. Аутентичность Кол. 4. Причины написания Кол. Кем были оппоненты Павла? 5. Основные важные темы Кол. Христологический гимн (Кол. 1, 15–20 ) Екклезиология Практические наставления § 39. Послание к Ефесянам 1. Ефес, ефесская церковь и Послание к Ефесянам 2. Аутентичность Еф. Лексико-стилистическое своеобразие Еф. Еф. – итог богословского пути ап. Павла Параллелизм с Кол. 3. Основные важные темы Еф. Христология Екклезиология Христос и Церковь – Таинство Брака (Еф. 5, 22–33 ) Святость Христа и святость Церкви Христос и Церковь – Таинство Священства (Рукоположения) Примирение Единство Екклезиология: «ранняя кафоличность» VIII. Синоптические Евангелия и книга Деяний § 40. Общее введение к Евангелиям 4. Происхождение термина «Евангелие» 5. Евангелие как устная весть 6. Евангелие как текст 7. Сколько было Евангелий? § 41. «Синоптическая проблема» § 42. Евангелие от Марка 8. Мк. в истории экзегетики Мк. и обращение митр. Антония Сурожского 9. Обстоятельства и время написания Мк. Свидетельство Папия Иерапольского Другие свидетельства Рим – место написания Мк. 10. Что можно сказать об авторе Мк. 11. Характерные внешние особенности Мк. Простота стиля Зримость и конкретика описаний Динамизм «Печать» личности ап. Петра «Странности» или «изгиб», свидетельствующий о подлинности 12. Сквозные богословские темы Мк. География событий «Мессианская тайна» Иисус и ученики «Заговор» Вера 13. Разбор отдельных мест Мк. Начало (1, 1 ) Пролог: Крещение Иисуса на Иордане Споры. Пять споров в Мк. 2, 1 – 3, 6 Исцеление расслабленного. 2, 1–12 Призвание Левия. 2, 14–17 Пост и Жених. 2, 18–22 Господин субботы. 2, 23–28 Исцеление в субботу. 3, 1–6 Усмирение бури (Мк. 4, 35–41 ) Исцеление бесноватого отрока (Мк. 9, 14–29 ) Исцеление иерихонского слепца (10, 46–52 ) 14. Страсти по Марку Воскресение Пустой гроб (Мк. 16, 1–8 ) Текстологическая проблема Мк. 16, 9–20 § 43. Евангелие от Матфея 15. Община Матфея 16. Иудейский характер Мф. Иудейская форма Антииудейское содержание Миссионерская направленность 17. Автор, обстоятельства и время написания Мф. 18. Сквозные богословские темы Мф. Поучение и история Новый Исход, новый Моисей и новый Закон «Церковное» Евангелие Ап. Петр в Мф. Царство Небесное и Церковь Иисус в Церкви Конец времен Литургичность Мф. 19. Разбор отдельных мест Мф. Родословие Иисуса Христа «Книга родства» «Сына Давидова, Сына Авраамова» Символика чисел Евангелие на языке родословия «же» Искушения Иисуса в пустыне (Мф. 4, 1–11 ) Нагорная проповедь (Мф. 5 – 7 ) С чего начинается служение Иисуса? Жизнь христианина – жизнь пред Отцом Небесным Заповеди блаженства 20. Страсти по Матфею § 44. Труды св. Луки: Евангелие и Книга Деяний святых апостолов 21. Община Луки 22. Автор, обстоятельства и время написания Лк. и Деян. 23. Общие характерные особенности трудов св. Луки Евангелист-писатель Кто такой Феофил? Евангелист-историк Евангелист-врач Евангелист-иконописец 24. Сквозные богословские темы Лк. и Деян. «Евангелие милости» Милосердие как сострадание Язычники в Лк. и Деян. Спасение – всем людям География событий Три времени истории спасения «Ныне» («днесь») Первое общественное деяние Иисуса Женщины в Лк. Богатые в Лк. и Деян. Святой Дух в Лк. и Деян. Святой Дух в Лк. Святой Дух в Деян. Иисус – пророк Евангелие молитвы 25. Разбор отдельных мест Лк. Пролог (Лк. 1 – 2) Гимны Торжество Ветхого Завета Композиция Притча о блудном сыне 26. Страсти по Луке Страдания учеников IX. Евангелие от Иоанна и Соборные послания св. Иоанна § 45. Евангелие от Иоанна 27. Община Иоанна и культурно-религиозный фон Ин. Греческая философия Гностицизм Иудаизм Кумранские открытия 28. Автор, обстоятельства и время написания Ин. 29. Общие характерные особенности Ин. Единство Ин. и Синоптических Евангелий Фактический материал и география событий Характер речи Иисуса. Соотношение слов и действий Особенности лексикона Двусмысленность Ирония 30. Сквозные богословские темы Ин. Христология Христология воплощения Пролог (1, 1–18) Человечество Иисуса в Ин. Антидокетизм Иисус – Посланный в мир Сын Божий. Его предвечное единство с Отцом Земной путь Иисуса – путь славы (прославления) Единородного Сына «Час» Сына Человеческого. Две части Ин. Знамения, вера и неверие Утешитель Богословие любви 31. Страсти по Иоанну § 46. Общее введение к Соборным посланиям § 47. Первое Соборное Послание св. Иоанна Богослова 32. Авторство и обстоятельства написания 33. Адресат 34. Причины написания 1 Ин. 35. Внешние особенности 1 Ин. 36. Богословские темы 1 Ин. § 48. Второе и Третье Соборные Послания св. Иоанна Богослова 37. Авторство и время написания 38. Адресат 2 Ин. 39. Причины написания и содержание 2 Ин. 40. Адресат 3 Ин. 41. Причины написания и содержание 3 Ин. X. Другие новозаветные писания § 48. Послание к Евреям 42. Проблемы жанра, авторства и адресата Жанр Авторство: «Это знает только Бог» Адресат 43. Основные богословские идеи Евр. Превосходство и величие Иисуса Христа Превосходство Иисуса над ангелами и всей тварью Иисус – Сын Божий, причастный к человеку Превосходство Иисуса над Моисеем Иисус – Первосвященник по чину Мелхиседека Своеобразие христологической терминологии Евр. Превосходство Нового Завета над Ветхим «Первая» скиния – прообраз новой скинии Исполнение Ветхого Завета в Новом Призыв к вере § 49. Соборное Послание ап. Иакова 44. Кто такой Иаков – автор Иак.? Язык Иак. 45. Датировка 46. Место написания 47. Адресат 48. Иак. – иудео-христианское писание 49. Причины написания Иак. 50. Основные идеи Иак. Подлинное благочестие «Закон царский» Вера и дела Сила слова Терпение в скорбях Параллели с Нагорной проповедью Молитва за больных и Таинство Елеосвящения (Соборование) Исповедь и молитва друг за друга § 50. Первое Соборное Послание ап. Петра 51. Еще раз об апостоле Петре 52. Обстоятельства написания 53. Адресат 54. Соотношение с благовестием ап. Павла 55. Важные богословские темы 1 Петр. Христиане в мире сем «Царственное священство» Сошествие Христа во ад Почитание властей § 51. Соборное Послание ап. Иуды 56. Кто такой Иуда – автор Иуд.? 57. Авторство, место и время написания Иуд. 58. Важные особенности и идеи Иуд. Противостояние лжеучениям Апокрифы в Иуд. § 52. Второе Соборное Послание ап. Петра 59. Апостол Петр и 2 Петр. 60. Место написания и адресат 2 Петр. 61. Итог апостольского века. Время написания 2 Петр. Последнее произведение Нового Завета XI. Пастырские послания апостола Павла § 53. Общее введение § 54. Послание к Титу 62. Личность Тита и место написания Тит. 63. План и содержание Тит. Церковная организация: служение пресвитеров и епископов Лжеучения Поведение христиан § 55. Первое Послание к Тимофею 64. Личность Тимофея 65. План и содержание 1 Тим. Церковная организация Епископы Диаконы Вдовы Лжеучения и «здравое учение» У границ Нового Завета § 56. Второе Послание к Тимофею 66. Содержание 2 Тим. XII. Апокалипсис § 57. Общее введение: апокалиптика как литературно-богословская традиция 67. Религиозно-политические и психологические истоки апокалиптики 68. Основные особенности апокалиптики Сравнение с пророчеством Обзор истории как предвидение будущего Псевдонимия Видения и символизм их описаний Символика чисел Символика богослужебного культа Эзотеричность Этическая суровость Два века Пессимизм и надежда Близость конца Конечная катастрофа § 58. Первоначальное христианство как апокалиптическое движение § 59. Откровение св. Иоанна Богослова 69. Предварительные сведения Обстоятельства написания Откр.: ситуация, время и место Авторство Откр. Еще два слова о жанре Общий план Откр. Хиастическая структура Откр. Богослужебный характер Откр. 70. Разбор отдельных мест Откр. Троичное благословение в открывающей формуле (Откр. 1, 4–5а ) Примеры многочисленных ветхозаветных эхо (Откр. 1, 5б-7 ) Наименования Христа Начальное видение Обращения (послания) к семи церквам Асии (Откр. 2–3 ) Видение небесного богослужения (Откр. 4–5 ) Семь печатей и семь труб (6–11 ); видение избранных (7 ) Борьба Агнца и Церкви с силами зла (12–20 ) «Число зверя» Тысячелетнее царство Христово Видение Нового Иерусалима (21–22 ) Приложение: новозаветные литургические чтения в православной Церкви 71. Древняя ветхозаветная традиция церковного чтения Священного Писания 72. Апостол и Евангелие 73. Богослужения с чтением Нового Завета 74. Зачала 75. Круг праздничных чтений 76. Чтения на богослужениях вне суточного круга 77. Круг рядовых чтений 78. Воскресные евангельские чтения на Утрене 79. Чтения пред и по Рождестве Христовом, Богоявлении и Воздвижении 80. «Диалог» Апостола и Евангелия
Предисловие

В основу предлагаемого вниманию читателей исследования протоиерея Александра Сорокина положен курс лекций по введению в Новый Завет. Однако эта работа в ее нынешнем виде переросла объем и содержание сухого конспекта лекций. Фактически перед нами первый опыт создания учебного пособия по одному из основополагающих предметов в комплексе богословских дисциплин. Если по таким предметам, как Основное, Догматическое богословие, церковная история и др. в последние годы появилось несколько пособий на русском языке, ряд из которых является серьезными и основательным учебниками, то с учебниками по предметам библейского направления у нас до сих пор остается большая проблема. Это не удивительно по двум причинам. Во-первых, по известной причине исторического характера, когда за несколько последних десятилетий было невозможно не только всякое научное исследование в этой области, но даже знакомство с последними достижениями науки. Во-вторых, по причине необычайно плодотворного развития библеистики.

В курсе протоиерея Александра Сорокина впервые за последние несколько десятилетий даны сведения о состоянии новозаветной науки на настоящее время. При этом богатейший материал преподносится в православном, уравновешенном и далеком от крайних выводов духе, то есть именно так, как и положено это делать в учебных пособиях. Автор этой книги – клирик Петербургской епархии протоиерей Александр Владимирович Сорокин известен как один из самых талантливых молодых ученых в современной Русской Православной Церкви. Выход в свет его труда по Новому Завету станет замечательным событием для нашей науки, послужит опорой для учащих и учащихся духовно-учебных заведений нашей Церкви, а также станет подарком для многих тех наших соотечественников, кто желает повысить уровень своих знаний по этому предмету.

Настоятельно рекомендую эту книгу для клириков и мирян нашей Церкви, преподавателей и студентов духовных школ, для комплектования духовных библиотек и для всех тех, кто интересуется богословием и историей Православной Церкви.

Архимандрит Ианнуарий (Ивлиев)

Профессор Санкт-Петербургской Православной Духовной Академии.

От автора

Настоящий труд вырос из курса лекций, читаемых автором с 1996 года в Санкт-Петербургском Институте богословия и философии, действующем по благословению митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Владимира. Это издание продиктовано прежде всего недостатком систематических пособий вводного, всеобъемлющего характера, которые были бы составлены с учетом как общепринятых достижений современной библеистики, так и, в не меньшей степени, православного Церковного Предания.

Литература по библейской тематике, которой располагает сегодня русско­язычный православный читатель, – это преимущественно или переводы книг западных исследователей и богословов, в том числе современных и весьма полезных, или труды отечественных библеистов давней добезбожной поры XIX– начала XX веков. На этом фоне особенной ценностью и, что немаловажно, большей приближенностью к нашей современности выделяется наследие таких богословов, как епископ Кассиан (Безобразов), архиепископ Аверкий (Таушев), протоиерей Александр Мень (Перечисленным авторам принадлежат различные по объему и по тематике книги и статьи по Священному Писанию, из которых выделим интересующие нас в данном случае систематические вводные труды: Кассиан (Безобразов), епископ. Христос и первое христианское поколение. Париж. YMCA-press. 1950. Начиная с 1996 года, книга неоднократно переиздавалась в России совместно с издательством «русский путь» и Православным Свято-Тихоновским гуманитарным университетом (Москва); Аверкий (Таушев), архиепископ. Руководство по изучению Священного Писания Нового Завета, ч. 1: Четвероевангелие, ч. 2: Апостол. Джорданвилль. 1954 (1 ч.), 1956 (2 ч.). Начиная с 1995 года труд неоднократно переиздавался в России издательствами «Сатисъ» (Санкт-Петербург) и Православным Свято-Тихоновским гуманитарным университетом (Москва); Мень Александр, протоиерей. Библиологический словарь. Посмертное издание Фонда имени Александра Меня в трех томах, М., 2002.), трудившихся в середине и второй половине XX века. Будучи верными служителями Русской Православной Церкви в разных юрисдикциях (Епископ Кассиан (1892–1965) был профессором и заведующим кафедрой Нового Завета, а затем ректором Свято-Сергиевского православного Богословского института в Париже, относящегося к Парижской архиепископии Константинопольского Патриархата; архиепископ Аверкий (1906–1976) был ректором Свято-Троицкой семинарии в Джорданвилле (США) Русской Зарубежной Церкви; протоиерей Александр Мень (1935–1990) служил на приходе под Москвой священником Русской Православной Церкви Московского Патриархата.), сложившихся волею известных исторических событий, эти приснопамятные отцы оставили нам прекрасные опыты и примеры сочетания честного, научного и современного (на тот момент) исследования Слова Божия как текста и благоговейного внимания к Библии как к источнику Божественного Откровения и главной сокровищнице Церковного Предания.

Не менее впечатляющие и убедительные выводы современных или относительно недавно закончивших свой исследовательский труд западных (католических и протестантских) ученых также побудили нас к использованию их наиболее серьезных и авторитетных на сегодняшний день исследований (А именно: труды немецкого протестантского библеиста Иоахима Иеремиаса (Иеремиас И. Богословие Нового Завета, ч. 1. Провозвестие Иисуса, М., 1999), американского католического экзегета, священника Раймонда Брауна (Brown R. An Introduction to the New Testament. Doubleday, 1997), английского протестантского исследователя Джеймса Данна (Данн Д. Д. Единство и многообразие в Новом Завете. Исследование природы первоначального христианства. М., 1997) и многих других, а также серия статей и толкований библейских книг в: The New Jerome Biblical Commentary ed. by R. E. Brown and others. New Jersey. 1994 (см. библиографию). Общей концепцией предлагаемого труда автор во многом обязан небольшой книге вводного, популярного характера французского католического специалиста Этьена Шарпантье (Charpentier Е. Pour lire le Nouveau Testament. Paris, 1981).).

Наконец, существенный вклад в формирование моего общего подхода к изучению Священного Писания внесли профессора Санкт-Петербургской Духовной академии – мой отец протоиерей Владимир Сорокин и архимандрит Ианнуарий (Ивлиев). Отцу Ианнуарию я особенно благодарен за пробуждение серьезного интереса к Библии во времена моей учебы в Санкт-Петербургских Духовных школах и за неизменную бесценную поддержку, продолжающуюся поныне.

Самым же главным источником, непрестанно вдохновлявшим нас как к чтению лекций, так и к составлению их письменного варианта, было и остается бездонное по своим богатствам достояние Церковной Традиции, жизнь которой бьет ключом прежде всего в нашем православном богослужении. Именно здесь, в богослужении Церкви как главной реализации Царства Божия, которое «внутри» или, по одному из переводов все того же епископа Кассиана, «среди» нас (Лк. 17:21), Священное Писание, подобно драгоценному камню, играет своими неисчислимыми гранями и, подобно хору, поет своими многими человеческими голосами в единой симфонии непреходящего смысла. Стоит лишь всмотреться и вслушаться в эти грани и голоса, и тогда нас коснутся и обожгут и спасительное Слово Самого Господа нашего Иисуса Христа, и бесценное свидетельство о Нем Его первых учеников.

В числе недостатков предлагаемого труда мы видим прежде всего то, что круг использованных трудов не так широк, как хотелось бы. Вне нашего поля зрения осталось еще многое, что достойно внимания как полезные и нужные опыты изучения Священного Писания. Лишь нехватка времени и загрузка другими церковными послушаниями, надеемся, отчасти оправдывают эту лакуну и некоторую эклектичность настоящего труда. Название «Христос и Церковь в Новом Завете» намеренно включает в себя два смысла, связанные с двумя значениями выражения «Новый Завет», с глубокой древности христиане привыкли к этому выражению как к обозначению собрания письменных апостольских свидетельств об Иисусе из Назарета как о Христе, Боге, Господе, Спасителе и основателе Церкви. Канон Нового Завета включает в себя 27 книг разного жанра и разного авторства, объединенных высоким достоинством подлинности апостольского первосвидетельства. Следуя такому привычному пониманию, мы рассматриваем Новый Завет как сборник писаний, из которых черпаем сведения о Богочеловеке Христе и о Церкви как о собрании Его учеников. Но не будем забывать, что первоначальное значение выражения «Новый Завет» имеет в виду не сборник или канон определенных книг, а тот качественно новый и исключительный этап Священной истории, когда «Слово стало плотию и обитало с нами, полное благодати и истины» (Ин. 1:14). Употребляя выражение «Христос и Церковь в Новом Завете», мы говорим непосредственно о самих взаимоотношениях Церкви, собрания верных, с ее Главою – Господом Иисусом Христом, какими они были задуманы и установлены Им изначально, раз и навсегда.

Протоиерей Александр Сорокин


Источник: Христос и церковь в Новом Завете : введение в Священное Писание Нового Завета : (курс лекций) / протоиерей. Александр Сорокин. - Москва : Новоспасский мужской монастырь. Общество любителей церковной истории, 2012. – 647 с.

Комментарии для сайта Cackle