И.Ц. Миронович

Источник

Лекция 1. Обзор тем І-го курса

Вспомним, что же мы прошли в Первом классе. Освежим в памяти своей темы, которые мы проходили.

Напоминаю. Начали мы с общих предварительных сведений и рассмотрели такие вопросы: понятие о Божественном Откровении, то есть – название само говорит о том, что человек собственными усилиями – особенно после грехопадения – не может найти путь к Богу, не может выйти на ту прямую дорогу, с которой он сбился. Потому что все познавательные его способности – и ум, и воля, и чувства – настолько поразил грех, что он стал правдоподобие воспринимать за истину – ложь за истину. Получил превратный ум.

И всё потому, что не возблагодарил Бога за те дарования, какими Господь его наградил, а стал обожествлять свои способности. Отсюда эти способности исказились, потому что обожествления природа не терпит. Она – творение, а не Творец. И, когда мы воздаём ей поклонение, ей не соответствующее, она заболевает и нас от себя отторгает, и природа наша болеет. Нужно воздавать поклонение Тому, Кто нас создал и привёл из небытия в бытие по одной причине: только по любви к этому творению. Вот Ему и нужно воздавать поклонение.

И вот отсюда возникла необходимость в Божественном Откровении, когда Господь опять зовёт заблудившегося человека на тот путь, который выводит непосредственно на Бога: Адам, где ты? (см. Быт. 3:9). Вот первые слова Божии после грехопадения. А что слышит в ответ? – Голос Твой я услышал и убоялся, потому что я наг, и скрылся. Посмотрите, какое извращение: боится Бога, думает от Него скрыться, стыдится только своей внешней наготы, не понимая, что он обнажился и весь внутренне, и стал прокаженным: от темени головы до подошвы ноги не нашлось в этом теле свободного места – всё нуждалось в исцелении и исправлении. И вот, однако, не отвергает Господь Своё творение, которое Он отметил Своим образом и подобием. И даже в своей греховности он являет следы Царского величия: то, что он – по-прежнему чадо Божие, заблудившееся в самообольщении своём.

Поэтому в области религии мы можем знать только дарованное от Бога. Апостол так и скажет: «дабы знать нам дарованное» (1Кор. 2:12). Всё, что по дару, вот то мы и можем знать. Хорошо. Это откровение о Боге, о Себе Самом и Его воле, как она проявляется в міре.

Теперь вторая тема. Где же узреть это Божественное Откровение? Мы сказали, что оно хранится в двух формах: в форме Священного Предания (устной передачи) и в позднейшей форме Священного Писания. Действительно, Иоанн Златоуст в толковании на Евангелие от Матфея скажет: уже одно то, что Мы нуждаемся в Священном Писании, говорит о нашей греховности. Поскольку мы бы должны вести жизнь столь высокую и чистую, чтобы слышать голос Божий без всякого посредства. Авраам: Вот я, Господи. – Выйди из шатра твоего и посмотри на звезды и сочти их, если можешь счесть (см. Быт. 15:5). – Что Ты мне дашь, Господи? (см. Быт. 15:2). – Это диалог, это разговор, как с другом своим.

Вот такой у него был чистый ум. Он исполнил Евангельскую меру, он слышал голос Божий непосредственно в своём сердце. Это не какое-то было звуковое восприятие, не какие-то гласы и звуки, не сотрясение воздуха, а всё это шло на уровне сердечной мысли, и человек этот голос без слов понимал. Он прекрасно отличал то, что он получает свыше, и то, что является плодом его собственной рефлексии.

Пророк никогда не говорил о своих мыслях: «так говорит Господь» – никогда. Его речи предварялись этим «так говорит Господь» в силу того, что действительно в этот момент чрез него вещал Господь. И вот две формы Божественного Откровения – они существуют и поныне.

И вот по существу-то мы ими и пользуемся в равной, можно сказать, степени. Но до появления Моисея всё это, так сказать, было в форме устной передачи. И вот, христианская и иудейская традиции говорят, что первым священным писателем и законодателем у иудеев был пророк Моисей, о котором Господь сказал: Если Я говорю с пророком, Я говорю с ним в видении, во сне беседую с ним, но не так с рабом Моим Моисеем, устами к устам говорю Я с ним, и образ Господа он видит (см. Числ. 12:6–8). Вот это наивысшая степень в Ветхом Завете для человека близости к нему Бога: «устами к устам говорю Я с ним».

Пророки говорят, что с пришествием Мессии наступит такое явление, что люди не будут нуждаться в посредстве чтения книг, наставников, потому что все будут получать вѣдѣніе непосредственно от Бога, и земля наполнится этим вѣдѣніем, как воды наполняют море.

Где это вѣдѣніе? Нет такого вѣдѣнія. А что, выходит, пророки ошибались? Да не ошибались они. И мы видим: в первые века, в апостольское время люди крестились и сразу же в Таинстве крещения получали такие дарования, которые заметны были сразу: они пророчествовали, они исцеляли, они учили, они обладали другим даром, они видели духовный мір, они различали духов, они получали дар глоссолалии, дар языков.

Сейчас в силу этого оскудения мы за редчайшими исключениями не имеем такого. Поэтому уровень был такой, что Апостол Иоанн писал: Я написал вам не потому, что вы этого не знали, а потому, что вы знаете. Ивы не имеете нужды в наставлении, ибо вас всем тайнам учит помазание (см. 1Ин. 2:27) – помазание, которое мы получаем в Таинствах. Поэтому, чему оно вас научило, того и придерживайтесь, и не слушайте никого. Всё это утрачено. Поэтому мы нуждаемся сейчас в священниках, в наставниках, в учителях, ездим по монастырям, ищем каких-то прозорливых, ищем Христа ради юродивых, задаём вопросы. Младостарчество пышным цветом расцветает, и люди запутываются, поэтому, знаете, чтобы не сбиться, надо быть человеком Церкви, воцерковлённым. И, только участвуя самым активным образом в жизни Церкви, вы можете идти по тому пути, о котором Господь говорит: «Аз есмь Путь, Истина и Жизнь» (Ин. 14:6). Истина это не что, а Кто.

Истину ищут философы. Нам не нужно её искать. Она свидетельствует Сама о Себе: «Аз есмь Путь, Истина и Жизнь».

Затем, мы посмотрели немножко такие темы, как: «Главный предмет Священного Писания». Главный предмет – это история или домостроительство нашего спасения. И эта история начинается прежде творения міра. Потому что Господь был наречён Агнцем Непорочным «прежде мір не бысть» (Ин. 17:5). Прежде бытия міра Он уже был потенциальной Жертвой, Которая будет принесена во искупление этого міра.

Но вот основные фазы этого домостроительства – они и показаны в Священном Писании. Большой многотысячелетний период – это Ветхий Завет, который тяготел и приводил постепенно к одному явлению: к Воплощению Бога Слова.

И этот момент наступил, пришла полнота времени, и Бог послал Сына Своего Единородного, рождаемого от жены. Он «не восхищением непщева быти равен Богу» (Флп. 2:6). Он не похитил у Бога Отца Своё Божественное достоинство – Он равен Богу Отцу в силу Своего происхождения, через рождение. Из сущности Отчей непостижимым для человека образом рождается Сын Божий, равный Ему во всём, в Божестве, в чести и славе. И вот Он добровольно скрывает Свою эту славу под нашей бренной плотью, уничижил Себя до видимого зрака, во всём став подобным нам, кроме греха.

И вот этот Сын Человеческий на горе Фавор избранным ученикам показал, Кто Он есть в действительности. Не Иисус из Назарета, а Богочеловек. И Его божество как тканью, как пеленой закрыто вот этой плотью. Чтобы они не смущались, видя Его в страданиях на Голгофе, пусть вспоминают это явление и Преображение и не сомневаются, что Он есть Отчее Сияние, истинный Мессия.

Затем мы говорили об основных духовных смыслах Священного Писания. И отметили, что этих смыслов основных два. Буквальный, или исторический, когда текст нужно понимать так, как он написан. И духовный, скрытый за буквой, за словом. Потому что ни в какой речи, ни в каком слове нельзя адекватно выразить божественную мысль. Поэтому Апостол говорит, что Бог сделал нас служителями Нового Завета. Не буквы, но духа. Буква умерщвляет, а дух животворит. И я вам сказал, что атомное ядро при определённых условиях начинает источать, кажется, неистощимую энергию. Так же вот и слово, как ядро, таит в себе такую силу, такой глубочайший смысл, семантика слов библейских настолько многозначна, что исчерпать её невозможно. Это, знаете, чем дальше человек уплывает от берега в безбрежный океан, тем больше он сталкивается и осознаёт эту безбрежность.

Теперь соотношение Заветов. В этой теме мы говорили о том, что нужно в принципе говорить не о книгах Нового и Ветхого Заветов, а о единой Книге. В Ветхом Завете Иисус Христос – ожидаемый. «Если бы вы верили Моисею, то поверили бы и Мне; потому что он писал о Мне» (Ин. 5:46).

           38-й стих той же главы: «Исследуйте Писания: ибо вы думаете чрез них иметь жизнь вечную; а они свидетельствуют о Мне».

И вот у меня есть почему-то глубокая уверенность относительно вас, что вы в минувшее лето со всем усердием занимались исследованием Священного Писания. Занимались или нет? – скажите мне, положа руку на сердце! Частично. Плохо. Нерадиво. Вот, множество находится препятствий. И эти препятствия – кажется, очень убедительные, – будут всегда. И вот придёт смерть, нужно бы хотя бы перед смертью серьёзно позаниматься, а вы скажете: есть ещё дела, которые нужно сделать. А уж когда их делать-то? Смерть пришла. Поэтому волевым усилием надо находить время – 10–15 минут для размышлений, для чтения, хотя бы вот так. Если вы сами не найдёте для себя этого времени, никто за вас его не найдёт. Поэтому, отложив всякое житейское попечение, каждый из нас обязан, иначе суета эта житейская – она забьёт, и жизнь вообще устроена так, чтобы человек вычеркнул всякое памятование о Боге. Посмотрите, каким потоком идёт всякая информация, чтобы его только увлечь, отвлечь и отвести в сторону.

Наконец, мы говорили о чудесах, силах и знамениях и сказали, что тексты библейские преисполнены свидетельствами об этих чудесах. И у нас отношение к этим чудесам должно быть только одно: или мы их признаём, или мы их отрицаем. Говорить, что чудо невозможно, что нет ни одного доказанного чуда, мы не должны. И не должны ставить свою веру в зависимость от чудес.

Чудеса – это не фокус. Господь не позволял эксплуатировать Свою чудесную силу, а в первую очередь требовал веры. Ты уверовал, потому что увидел, блаженны те, кто веруют, не видя. И не ищут, и не требуют от Бога знамений. Для того чтобы требовать от Бога знамений, надо иметь несокрушимую веру, как Гедеон. Вот он мог требовать от Бога. Мы со своей рыхлой дряблой верой не можем требовать, потому что мы не поступим так, как обещали. А он сказал: если будет роса на земле, а руно будет сухим, я поверю, что я избран. И вот на такое дерзновение Господь идёт и совершает чудо. И он освобождает народ свой от мадианитян. Требуется вера.

И, наконец, мы сказали, что самой главной темой на сей день является экклезиологическая, тема Церкви, потому что Церковь существует раньше, чем Писание. В недрах Её родилось это Писание. Она опознала эти книги, как огненное слово Божие, и содержит их, и объясняет их. Поэтому выпасть из лона церковного и получать развитие внеутробное тоже можно в пробирке, но это, как вы знаете, не то развитие, которое нужно. Все, кто рождается в пробирке, кто клонируется, все имеют страшное отклонение, поэтому выпадать из лона церковного, уходить из церковной ограды нельзя.

Ковчег, Рай, виноградник, лодка, скала – вот основные прообразы Церкви. Спасаются те, кто оказывается в лодке, ковчеге, на скале, в винограднике. Господь хранит этот виноградник, хранит эту овчарню, знает Своих овец, и овцы слышат Его голос и идут перед своим Пастырем.

Дальше мы перешли к теме обозрения книг Пятикнижия и тем, какие содержатся в этих книгах. Всё это открывается грандиозным повествованием о творении міра. Нам также только через веру можно понять эти тексты. Поскольку творение из ничего нам неизвестно.

Все вы творите, что-то создаёте, имея в руках исходный материал. Мір не со-вечен Богу, материя не со-вечна, она создаётся Творцом. И мір имеет своё начало. А раз он имеет начало, он должен иметь и конец. Какой это будет конец?

Апостол Пётр нам скажет, что разгоревшиеся стихии пожрут собою всё это міроздание и оно должно выйти, как выходит золото из горнила. Мы ожидаем с вами нового Неба и новой Земли.

Говорится о тайне беззакония. Тайна беззакония началась с момента падения в міре ангельском. Мір ангельский и мір видимый – вот они существуют параллельно. И в міре ангельском произошло по какой-то причине падение. Злая воля совершает зло. А откуда появляется сама эта злая воля, что её питает?

Вот этот вопрос о происхождении зла является фундаментальным и в философии, и в богословии. Он смущал и Аввакума пророка, и праведного Иова, и Давида царя, и пророка Иеремию: почему путь нечестивых спеется, почему торжествует зло? И вот вместо ответов прямых Господь даёт эти ответы в каких-то иносказаниях, суть которых сводится к одному: злая воля является источником зла. А сама злая воля появляется в результате отпадения от добра. А вот разобраться в причинах отпадения – это настолько сложный вопрос, что Августин, рассматривая его с разных точек, сказал в конечном-то итоге: я счёл необходимым поговорить с вами об этом, чтобы показать, от каких вопросов человеку нужно воздерживаться.

Затем мы сказали, что весь Ветхий Завет для нас интересен только с одной стороны. Мы смотрим на него из Нового, то есть христоцентрично, нам нужно проследить Мессианскую линию. И вот, падшие прародители, когда над ними происходит суд Божий, изгоняются из Рая с первым Мессианским обетованием, что «семя жены сотрет главу змея» (Быт. 3:15). И на уточнение этого семени, этой жены, вот и работают все дальнейшие книги. И, наконец, дело подходит к такому моменту, когда Апостол скажет: когда же пришла полнота времени, послал Бог Сына Своего Единородного, рождаемого от жены (см. Гал. 4:4).

Дальше уже Новозаветная история. Она начинается с момента Воплощения; затем мы знаем четыре версии жизни Иисуса по евангелистам, его учение, всё заканчивается страданиями искупительными, Его воскресением и вознесением на Небо с обетованием о Святом Духе.

В день Пятидесятницы совершается это Таинство. Дух Святый сходит в Сионской горнице на Церковь новозаветную, это день Её рождения, с которого Она начинает своё бытие. Ветхий Завет свидетельствует – да и Новый по существу – только об одном, как человек борется с Богом и Его законом.

Я вам говорил, что есть борьба со знаком плюс и борьба со знаком минус. Когда человек ропщет против Бога и Его воли, не соблюдает Его заповедей, он, конечно, вступает в борьбу, это борьба безперспективна, но ожесточение и упорство таково, что он эту борьбу не прекращает. И вот пророк Исаия даёт прекрасный образ этой борьбы в своей книге. Как же в результате этой борьбы человек в первую очередь ранит самого себя? Смотрите, что здесь сказано – Господи помилуй, что здесь сказано.

12-й стих 1-й главы:

«Когда вы приходите являться пред лицо Мое, кто требует от вас, чтобы вы топтали дворы Мои? Не носите больше даров тщетных: курение [– это благовонное курение] – отвратительно для Меня; новомесячий и суббот, праздничных собраний не могу терпеть: беззакониеи празднование! Новомесячия ваши и праздники ваши ненавидит душа Моя: они бремя для Меня», – кто их установил, эти праздники? Сам же Господь. Но вот человек свёл религию к культу. Беззаконие и празднование. А почему же он не отстаёт от этого беззакония? Как можно празднование сочетать с беззаконием? Значит, религия утратила своё нравственное значение и перешла, сведена к культу.

«И когда вы простираете руки ваши, Я закрываю от вас очи Мои; и когда вы умножаете моления ваши, Я не слышу: ваши руки полны крови» (Ис. 1:15), – то есть злодеяний. Посмотрите эту же первую главу 5-й стих:

«Во что вас бить еще, продолжающие свое упорство? Вся голова в язвах, и все сердце исчахло. От подошвы ноги до темени головы нет у него здорового места: язвы, пятна, гноящиеся раны, неочищенные и необвязанные и не смягченные елеем», – вот прокаженный в последней стадии. Вот таков был народ, и он в своём упорстве не хочет перемениться и не хочет обратиться, чтобы Я исцелил их. Это было и в Ветхом Завете, это было и в Новом, это повторяется и сейчас. Сколько раз хотел Я собрать вас, как кокош собирает птенцы свои, и вы не захотели! Се, оставляется вам дом ваш пуст (см. Мф. 23:37–38).

Вот почему такое богоборчество? Откуда его истоки? Ну чем мешает Бог человеку? Что Он такое сделал для человека, чтобы со стороны последнего было такое отношение? И сам-то человек не ответит. У него нет аргументов, что Бога нет, что Он – источник зла, нет таких аргументов. Вот такое состояние. И вот с такими людьми больными вам приходится сталкиваться постоянно, и в то же время надо что-то делать. Надо продолжать, следовательно, нести в мір свою миссию. И как говорил преподобный Серафим своему любимому ученику Тимону, <который> навещал его иногда: Вот, отче Тимоне, сей в тернии, сей и на камени, сей и на песце – может быть, что-нибудь да и выйдет, и взойдёт. Какая-то душа, может, и откликнется.

Не ставьте, поэтому, перед собой такой планетарной задачи: обратить район, обратить полгорода, обратить этот Бухенвальд – дом, в котором мы живём. И не надо ставить. Господь этого не мог сделать. Не десять ли очистишася, да девять где? Как они не возвратились воздать славу Богу, кроме сего иноплеменника (см. Лк. 17:17–18). Вот какая диспропорция: десять, и из десяти один идёт благодарить. А девять пошли и не помыслили об этом. Как они не пришли возблагодарить?

Сам Господь дивится, Как может быть такая неблагодарность? Потому что исцеления от проказы нет, как и от СПИДа, как и от рака. Практически человек обречён на постепенное умирание. И вот в последней стадии они вдруг стали чисты в одно мгновение и не повернулись к Богу, и не пали перед Ним, а так и пошли, как будто это ничего не стоило. Поразительное человеческое упорство и богоборчество.

Не нужно вставать в этот стан и бороться с Богом. В книге Маккавейской написано, что безнаказанно бороться с божественными законами невозможно. Мы обязательно будем наказаны. Да собственно говоря, мы созидаем этот суд сами себе. Суд пришёл в мір. И вот когда мы подойдём к этому страшному и окончательному суду, то вы не думайте, как будто на суде будут защитники, и эти адвокаты, и прочее, и будет разбирательство каждого. Мы уже предстали на этом суде такими, какими произнесём сами <суд> над собой в тот момент. Наступали такие моменты ожесточения, когда Сам Господь говорил, скажем, пророку Иеремии: отойди от Моего лица и не ходатайствуй за них, ибо Я устал от них (см. Иер. 7:16).

Никакие ходатайства пророков святых уже не были достаточны. А они продолжали взывать. Продолжали взывать о помиловании, когда Бог запрещал это делать. Вот эта борьба с Богом со знаком плюс.

Господь говорит Моисею: «не удерживай Меня» (Втор. 9:14). А чем Моисей удерживает Бога? Своим ходатайством. Господь хочет за поклонение золотому тельцу тут же истребить весь народ, мгновенно, и от Моисея произвести новое поколение, а Моисей говорит: если их истребишь, вычеркни и меня из книги жизни (см. Исх. 32:32). Вот этой молитвой, этим ходатайством за народ он и удерживает Бога. И Бог ничего не может сделать.

Вот эта борьба, какая нравится Господу Богу. Многие задают вопрос, а как понимать борьбу Иакова с Богом в ночи? А ответ-то дан. Я «не отпущу Тебя, пока Ты не благословишь меня» (Быт. 32:26). Ну давайте скажем Богу такие слова: «Я не отпущу Тебя, пока Ты не благословишь меня благословением Твоим Небесным».

Желание оставить Бога при себе навсегда, быть всегда с Богом. Вот это прекрасная борьба. Почему мы её не ведём? Почему вот это равнодушие? Это ведь страшное также заболевание.

Затем мы видим, как линия Завета идёт через Сифа: Адам, Сиф, Енос, Каинан, Малелеил, Иаред, Енох, Ламех, Мафусал, Ламех, Ной. Доведена до человека, который на рубеже стоит. Начинается потоп, и только в восьми душах Господь сохраняет эту линию. И что же мы прибавляем? Адам, Сиф, Ной. У Ноя три сына. И вдруг оказывается, что линия Завета идёт через Сима: «Благословен Господь Бог Симов» (Быт. 9:26). Для нас это очень важно. Значит, это Мессианская линия. Её и нужно проследить.

В силу значимости этого Сима, родословная даётся в двух главах, в 10-й и в 11-й. Сначала все потомки, затем непосредственно родословная выходит на семейство Фарры. А у Фарры три сына, и один из них Аврам. Вот этот Авраам – нерв всей истории. Сейчас Бог навсегда свяжет Своё имя с именами трёх Патриархов: Авраама, Исаака и Иакова. У Иакова 12-ть сыновей. Но почему-то Мессианское обетование получает Иуда: «Не отойдет скипетр от Иуды, и законодатель от чресл его, доколе не приидет Примиритель» (Бы. 49:10). То есть Иудея будет пользоваться политической независимостью – самоуправлением до прихода Мессии. Так это и происходит.

Затем мы видим, после Патриархов идет эпоха Судей, а к Судьям примыкает небольшая книжечка Руфь. И вот богатый землевладелец из Вифлеема Вооз становится мужем моавитянки Руфи. От этого брака идет потомство. Овид, Иессей, Давид. А Христос – сын Давидов. Мы подошли вплотную к новозаветному времени.

И действительно, Новый Завет опять начинается с родословной. Матфей пишет книгу родства Иисуса Христа, сына Давидова, сына Авраамова и доводит её, эту родословную, до Иосифа, мужа Марии, от Которой родился Христос. И вот я вам говорил о сенсационном открытии год или два тому назад – костница, а на ней написано арамейским шрифтом: Иаков, сын Иосифа. Вот откройте Евангелие от Матфея 13 главу. В этой 13-й главе в конце мы читаем следующее:

«И, когда окончил Иисус притчи сии, пошел оттуда. И, придя в отечество Свое [а под отечеством разумеется Назарет], учил их в синагоге их, так что они изумлялись и говорили: откуда у Него такая премудрость и силы? Не плотников ли Он сын? не Его ли Мать называется Мария, и братья Его Иаков и Иосий, и Симон, и Иуда?» (Мф. 13:53).

Так вот об этих братьях протестанты, ничтоже сумняшеся, говорят, что это дети Иосифа и Марии, что после рождения Христа Она вела обычную жизнь. Это недопустимое кощунство с нашей Православной точки зрения. Мы исповедуем Приснодевство Божией Матери. И вот самое такое свидетельство: костница – большая такая гробница, где складывали истлевшие кости, а на место покойника клали нового. Так вот Иаков, вот здесь он и упоминается. И вдруг сын Иосифа. Значит, что это за братья Иисусовы? Не родные, а сводные. Это дети Иосифа от его первого брака. Ну и археология ничего не может. Это уже утвердилось и не меняется.

Дальше читаем. «И соблазнялись о Нем. Иисус же сказал им: не бывает пророк без чести, разве только в отечестве своем и в доме своем. И не совершил там многих чудес по неверию их» (Мф. 13:57–58).

После эпохи Судей начинается эпоха монархическая. Старейшины требуют поставить царя, как у прочих народов. Начинается монархическая эпоха. Саул – промежуточный царь. Мессианским царём оказывается сын Иессеев из Вифлеема – Давид. Туда приходит пророк Самуил: Довольно тебе печалиться о Сауле, Я его отверг. Иди в Вифлеем, Я там нашел мужа по сердцу Моему. Его помажешь в цари (см. 1Цар. 16:7–13).

Никто и не думал из братьев, что выбор падёт на этого младшего Давида. Его не позвали и к ужину – торжественному обеду. И вдруг пророк Самуил говорит: все ли сыновья здесь? Не наклоняется его рука с рогом елея излить его на Елиава, на Аминадава, на Самму – нет... <И Иессей тогда говорит: > Да, есть еще, пасет вот мелкий скот. – Приведите его <сказал пророк Самуил> (см. 1Цар. 16:11). Появляется Давид. И пророк внутри себя слышит голос: Вот он. Помажь его (см. 1Цар. 16:12). И сказано: и с того времени Дух Божий витал над Давидом (см. 1Цар. 16:13). А от Саула отступил.

Знаете, какова его конечная участь? Он погибает в сражении с филистимлянами на Гелвуйских горах (см. 1Цар. 31:8). И через некоторое время Давид, признанный сначала одним коленом Иудиным, становится царём над всем Израилем. Ведёт безконечные войны и получает откровение, когда думает построить Господу храм, что не он, а сын его, который будет после него, построит Господу храм.

Становится Соломон царём после смерти Давида. А после смерти Соломона, который положил пятно на славу свою – и наклонил чресла свои к женщине, и стал поклоняться иным богам, происходит разделение Царства, созданного с такими трудами, на две половины – Северную Израильскую и Южную Иудейскую. Между ними начинается междоусобная борьба – войны, конфликты безконечные, которые заканчиваются гибелью Северного царства от Ассирийцев в 722-м году, и в 586-м году падает от Халдеев Иудейское царство. Начинается период семидесятилетнего плена.

Семьдесят лет проходит, Кир Персидский кладёт конец Халдейскому царству, наступает Лидо-Персидская эпоха, и он разрешает пленным Иудеям вернуться домой на родину: «Кто есть из вас, пусть идет к себе и строит там храм Господу Богу, Тому Богу, Который в Иерусалиме. Все царства Земли дал мне Господь, Бог Небесный» (см. 1Ездр. 1:2–3). Вот когда он писал этот рескрипт и говорил: все Царства Земли дал мне Господь, Бог Небесный, какого бога он имел в виду, как понимать эти слова? Как какое-то особое прозрение? А ведь он так и остался язычником, как и Навуходоносор. Но, во всяком случае, так звучит текст этого указа.

За 70 лет они обжились, ассимилировались, и возвращаться на родину, на это пепелище, на эти развалины, захотели далеко не все. Весь патриотизм выветрился. А ведь пели песнь: На реках Вавилонских, тамо седохом и плакахом, и когда нас заставляли эти враги петь наши священные гимны, мы – что говорили? – да пусть язык присохнет к гортани моему, если я позволю себе петь священные гимны. Но время, так сказать, вот такое имеет глубинное значение, и люди забывают, уживаются, приживаются. Богатым хорошо везде. Появились богатые общины. Они могли самоуправляться. Вавилоняне и персы дали им большую в этом плане свободу. И когда вышел указ, позволяющий им вернуться, то первая партия переселенцев всего была 50 ООО человек и пришла она под правлением Зоровавеля, князя Иудина; Иисуса, сына Иоседекова. Вторую партию спустя несколько лет приведёт Ездра, ученый священник. Затем большую роль в устройстве общины будет играть виночерпий персидского царя Артаксеркса Неемия. И последние послепленные пророки Аггей, Захария и Малахия. Малахия – печать пророков.

Отлетает пророческий дух от Израиля, и на авансцену выступает уже не пророк, а раввин-учитель – человек, который занимается изучением закона, его толкованием. К нему обращаются, как к знатоку, и они упоминаются, эти законоведы, книжники, фарисеи, саддукеи и прочие религиозные партии, которые были в иудействе.

Вплотную подходит время событий Воплощения Христова. Палестина после персов попадает во власть греков – это эпоха завоеваний Александра Македонского; затем она попадает то в руки селевкидов, сирийцев, то египтян; и, наконец, где-то уже в эпоху Маккавейскую начинают появляться римляне. И вот с 64-го года до Рождества Христова Гней Помпей входит со своими римскими легионами в Сирию, подчиняет её себе и присоединяет Палестину. И входит в Храм Иерусалимский. И открывает завесу.

Почему это иудеи не позволяют туда никому заходить? Кому они поклоняются? Каких таких небылиц не составляли на этот счёт! Открывает завесу и там сталкивается с пустотой. Ничего нет, кроме камня, на котором священник ставил кадильницу. Ковчег и скрижали исчезли безследно.

И вот в этот храм, который доведёт до блеска Ирод Великий, ставленник римлян, и будет приходить Христос. Он скажет: Господи, посмотри, какие здания и какие камни – не останется здесь камня на камне, всё будет разрушено. – Как разрушено? Если храм погибнет, придет конец міра! Скажи нам, когда это будет и каков признак Твоего пришествия? – И вот в 24-й главе от Матфея и даются две темы. Тема Второго Пришествия и тема о разрушении Иерусалима в 70-м году. Исполнилось слово в слово всё, как сказал Господь.

Но в день Пятидесятницы – в праздник, который отмечался по поводу дарования Закона на Синае, произошло чудо.

Началась эпоха Святого Духа – в день Пятидесятницы. В день Пятидесятницы сошёл Дух Святый на людей, собравшихся в Сионской горнице. 120-ть человек – вот они положили начало. Началось победоносное шествие Церкви по лицу Земли. Но вот она есть обуреваемый со всех сторон Град. Вот если вы будете читать блаженного Августина «О граде Божием», вы увидите, как параллельно граду, который строит человек, идёт Град небесный. Град Божий, то есть Церковь, она находится в состоянии осады со стороны врагов, и перспективы, что она когда-либо в условиях земною существования избавится, нет – это Церковь воинствующая. Но есть Церковь торжествующая – Небесная Церковь. И когда придёт время, полнота времени, и завершится всё судом окончательным, – вот Иоанну Богослову и был показан Новый Иерусалим, сходящий с Неба, в котором обитает правда. Этот Иерусалим не нуждается в храме. «Храма же я не видел в нем» (Откр. 21:22). Почему? Потому что при полноте боговѣдѣнія нет нужды ни в каком другом ведении. Мы увидим объект своей веры лицом к лицу.

Там нет и Солнца, ибо и в нём отпадёт нужда. Сама Истина будет вместо Солнца. И Царствию этому согласно Символу Веры не будет конца. Ну, а пока что Церковь – воинствующая. Она обитает во враждебном стане.

И мы должны ставить вопрос не так, почему нас гнали столько лет, а почему нас плохо гнали. Нас бы надо гнать не так, а чтобы никого из нас не осталось. Если мы не разделяем идеологию этого міра, как первые христиане римскую и философию, и религию, так и нас надо было физически уничтожить.

Но Господь не попускает торжествовать силам зла. Когда восставала чернь на христиан, их защищала власть. Когда власть стала издавать законы о гонениях, общество стало прохристианским: христиан стало слишком много, чтобы эти указы воспринимались положительно. Поэтому вот, находясь в состоянии борьбы, мы можем привести некие примеры, которые вам и покажут, в чём дело. Откройте < Евангелие от> Матфея, 10-ю главу. У Матфея в 10-й главе мы читаем следующие слова, 16-й стих:

«Вот, Я посылаю вас [я бы сделал здесь вставку: слушателей второго класса Иоанновских курсов], как овец среди волков: итак, будьте мудры как змии, и просты как голуби». Что это за сравнение такое? Представьте, – скажет Иоанн Златоуст, – овцу в волчьей стае или голубя среди ястребов. Какая у той и у другого надежда спастись? Агрессией отвечать они не могут в силу своей природы, да и безполезно – их разорвут на части. Выйти из этого круга невозможно. Везде волчий оскал – ни жалости, ни снисхождения, ни понимания не дожидайтесь...

Вот Господь нас ставит в такое окружение с тем, чтобы мы <обращались только к Нему>. Какой у нас только выход: взывать к Богу, чтобы только Он нас спас. Вот Спасителю Богу в море и люди избавльшему некогда, вот и нужно взывать. Только Он.

«Остерегайтесь же людей: ибо они будут отдавать вас в судилища, и в синагогах своих будут бить вас. И поведут вас к правителям и царям за Меня, для свидетельства перед ними и язычниками. Когда же будут предавать вас, не заботьтесь, как или что сказать; ибо в тот час дано будет вам, что сказать. Ибо не вы будете говорить, но Дух Отца вашего будет говорить в вас. Предаст же брат брата на смерть, и отец сына; и восстанут дети на родителей, и умертвят их. И будете ненавидимы всеми за имя Мое» (Мф. 10:17–22), – вот закон духовной брани.

Чего ж так-то? Вот вам, конечно, приятно видеть некий ренессанс, некое возрождение. Но это возрождение неоднозначно. Общество меняется медленно. Пока что вкладывают всё в стены, а вот чтобы появилась Церковь первенствующих, Церковь первенцев, как вот в апостольское время, мы такого с вами пока не наблюдаем.

Дальше. «Претерпевший же до конца спасется. Когда же будут гнать вас в одном городе, бегите в другой [то есть не вызывайтесь на самовольное такое мученичество: если не по воле Божией, никто не выдержит]. Ибо истинно говорю вам: не успеете обойти городов Израилевых, как приидет Сын Человеческий» (Мф. 10:22–23).

Хотели видеть в этих словах указание на скорое Второе Пришествие. Но Господь имел в виду другое.

Дальше. «Ученик не выше учителя, и слуга не выше господина своего: довольно для ученика, чтобы он был, как учитель его [в меру его], и для слуги, чтобы он был, как господин его. Если хозяина дома назвали веельзевулом [а кого так называли, Веельзевулом? Он совершает чудеса силой князя бесовского Веельзевула (см. Мф. 12:24)], не тем ли более домашних его? Итак не бойтесь их, ибо нет ничего сокровенного, что не открылось бы, и тайного, что не было бы узнано» (Мф. 10:24–26).

28-й стих: «И не бойтесь убивающих тело, души же не могущих убить; а бойтесь более Того, Кто может и душу и тело погубить в геенне».

32-й стих: «Итак всякого, кто исповедает Меня пред людьми, того исповедую и Я пред Отцем Моим Небесным», – Мартиролог. Исповедники. Мученики и исповедники. Исповедниками назывались те, которые оставались живыми после мучений. И Я исповедую (см 32 ст.), – «а кто отречется от Меня пред людьми, отрекусь от того и Я пред Отцом Небесным. Не думайте, что Я пришел принести мир на землю. Не мир пришел Я принести, но меч, ибо Я пришел разделить [а вот дальше идёт по линии даже семьи. Вот отношение ко Христу даже членов семьи ставит по один и другой рубеж] человека с отцом его, и дочь с матерью ее, и невестку со свекровью ее. И враги человеку – домашние его» (Мф. 10:33–36), – когда отвлекают его от Бога.

Вот специально иногда выпускали мучеников домой в семьи. Вот вернутся они в свои семьи – жёны, дети вешаются на них: да как ты сможешь там? как ты хочешь нас бросить? как мы будем жить-то? Вот враги человеку домашние его. И он дрогнул, и любовь к жене победила любовь к Истине. А что говорит Христос? – «Кто любит отца или мать более, нежели Меня, не достоин Меня; и кто любит сына или дочь более, нежели Меня, не достоин Меня; и кто не берет креста своего и следует за Мною, тот не достоин Меня. Сберегший душу свою [жизнь свою] потеряет ее, а потерявший душу свою ради Меня сбережет ее» (Мф. 10:37–39). – Вот хоть в контексте, хоть вне контекста возьмите эти места – они свидетельствуют об одном: что Церковь воинствующая, что Она находится в состоянии постоянной брани.

И три рода искушений терзают нас, как вепри неусыпающие:

1. собственные страсти;

2. окружающая среда и

3. демонические влияния.

Поэтому три сорта таких вот состояний мы и испытываем на себе. Поэтому надо разбираться хорошо в самих себе и, по возможности, из этой духовной брани выходить победителями. И нашим путеводителем и победителем может только и быть Господь: «В міре будете иметь скорбь. Но мужайтесь: Я победил мір» (Ин. 16:33). И вот Он, Этот Победитель, может и нас сделать победителями.

Благодарю вас сердечно. Вот этот адрес. Затем мы с вами определимся, и вы скажете, с какого пункта вы бы хотели слушать. И я думаю, в первую очередь Мессианские пророчества по книгам великих и малых пророков. Потому что всё-таки не волей царей, о которых и память осталась только вот <в том, что о них упоминают пророки>.


Источник: Лекции по Священной библейской истории Ветхого и Нового Заветов, читанные слушателям Свято-Иоанновских богословских курсов / И. Ц. Миронович. - Изд. 1-е. - Санкт-Петербург : Воскресенiе, 2013. - 1375 с., [8] л. ил., портр.; ISBN 5-88335-074-7

Комментарии для сайта Cackle