Источник

Свидетели Гефсиманского подвига

(Лк. 22:39–44)

Господь удалился от Своих учеников, пал ниц и молился: «Отче! о, если бы Ты благоволил пронесть чашу сию мимо Меня! Впрочем, не Моя воля, но Твоя да будет!» Мы знаем, дорогие слушатели, как вознеслась эта молитва из глубины скорби и страданий к Богу и Отцу Небесному. Мы знаем, сколько страданий перенес Сын Божий, когда Он, не знавший греха и сделавшийся по нас грехом, в этот страшный час почувствовал проклятие греха, гнев и Суд Божий! Скорбь Его была так велика, что Он пролил большие, густые капли пота, которые смешались и окрасились кровью! Глубоко было уничижение Спасителя оттого, что Он, Святой Божий, не знавший греха, должен был страдать так же, как страдал отъявленный убийца и злодей. Мука Его была до того велика, что Он не перенес бы ее, если бы Он не был мощно под креплен. «Явился же Ему Ангел с небес и укреплял Его». Мы не знаем, как и чем укреплял Ангел Божий Сына Божиего. Без сомнения, Его укрепляло и утешало уже самое его появление. Это служило великому Мужу болезней свидетельством того, что Отец Его Небесный с любовью смотрел на Его душевные муки и что Ангелы Божии с участием взирали на Его тяжелое и мучительное борение в Гефсимании. На горе искушений искуситель показывал Спасителю все царства мира и всю славу их, чтобы этим соблазнить Его. Здесь, в мрачной долине при Масличной горе, Ангел Божий показывает Мужу болезней Царство Божие во всей его славе, которое должно было открыться в Его крови, чтобы этим укрепить Его терпение и мужество в наступившем крестном подвиге. С другой стороны, быть может, Ангел Господень показал Иисусу Христу Его собственное прославление, как Он через страдания и уничижение войдет в славу свою и как Он, увенчанный славою и честью, вознесется на небеса и сядет одесную величия Божиего. Быть может, он показал Ему бесчисленное множество несчастных грешников, которые имели получить в Его страданиях и смерти прощение грехов и праведность перед Богом. Быть может, Ангел показал Ему бесчисленное множество верующих, которые преклоняются пред Его именем и в Нем имеют свою премудрость и праведность, свое искупление и освящение. Быть может, он указал на всех, обремененных крестом, которые, взирая на Начальника и Совершителя нашей веры, научаются истинному терпению и получают мир и утешение. Быть может, он указывал Ему всех побеждающих Его именем и силою все козни царя ужасов, и которые войдут в вечную славу и блаженство благодатию Того, Который уничтожил силу смерти и дал всем вечную жизнь. Быть может, он указывал Ему на лики святых, которые некогда будут предстоять Его престолу и громким голосом воспевать: «достоин Агнец закланный принять силу и богатство, и премудрость, и крепость, и честь, и славу, и благословение!» (Откр. 5, 12).

Конечно, и в этом было уничижение, что Господа Иисуса Христа должен был укреплять Ангел. Он, Сын Божий, был несравненно более велик и славен, чем все Ангелы Божии. Апостол Павел в Послании к евреям пишет: «Ибо кому когда из Ангелов сказал Бог: «Ты Сын Мой, Я ныне родил Тебя»? И еще: «Я буду Ему Отцом, и Он будет Мне Сыном»? Также, когда вводит Первородного во вселенную, говорит: «и да поклонятся Ему все Ангелы Божии» (Евр. 1, 5–6). Уничижение было в том, что Единородный и возлюбленный Сын Отца должен был получить подкрепление от слуги дома. Это свидетельствует нам о силе и тяжести Его страданий, что Он нуждался в подобном подкреплении и в подобном утешении. Но это же показывает нам и величие Господа, которого укреплял явившийся с неба Ангел. Часто случалось в его жизни то, что Он обетовал Нафанаилу: «истинно, истинно говорю вам: отныне будете видеть небо отверстым и Ангелов Божиих восходящих и нисходящих к Сыну Человеческому» (Ин. 1, 51). Ангелы хвалебною песнею возвестили о Его рождении. Они служили Ему в пустыне после Его победы над искушением. Они далее сидели на Его гробе и возвестили Его прискорбным друзьям о Его воскресении. Они, наконец, явились ученикам на Масличной горе и объявили им о Его прославлении и о Его будущем величии, когда Он придет судить живых и мертвых. Но особенно свидетельствует о славе и величии Спасителя то, что здесь среди глубочайшего уничижения к Нему должен явиться Ангел с неба, чтобы укрепить и утешить Его. Явление Ангела было для Спасителя знамением и свидетельством того, что Отец не забыл своего возлюбленного Сына, но всегда остается верен своему Слову. «Сей есть Сын Мой Возлюбленный, в Котором Мое благоволение» (Мф. 17, 5). Явление Ангела было для Него свидетельством того, что и на Нем исполнилось обетование Божие, о котором было написано: «За то, что он возлюбил Меня, избавлю его; защиту его, потому что он познал имя Мое. Воззовет ко Мне, и услышу его; с ним Я в скорби; избавлю его, и прославлю его, долготою дней насыщу его и явлю ему спасение Мое» (Пс. 90, 14–16).

Если мы вспомним об этом, то явление Ангела в мрачном Гефсиманском саду должно нас радовать и ободрять. В Писании сказано: «Ангел Господень ополчается вокруг боящихся Его и избавляет их» (Пс. 33, 8). Это испытали Седрах, Мисах и Авденаго, когда они по приказанию царя Навуходоносора были брошены в печь огненную и Ангел Господень отклонил от них пламя, так что волосы на голове их не опалились и одежда их не изменилась (Дан. 3). Это испытал во рве львином и пророк Даниил, когда Ангел затворил уста львам, так что они не причинили ни малейшего вреда пророку. Это испытал в смерти и бедный Лазарь, когда его Ангелы Божии понесли в лоно Авраама. Это испытал и Петр, когда Ангел Господень в темнице освободил его от цепей и вывел из нее. Это испытал и апостол Павел, когда в бурю и непогоду Ангел Божий стоял при нем и уверил его, что Он и все, находившиеся на корабле, должны спастись. И мы, дорогие слушатели, можем найти себе утешение в этом благодатном обетовании. Что случилось в Гефсиманском саду с нашим Главою, то постоянно случается с нами, членами Его. Мы знаем, что наших детей охраняют их Ангелы, которые всегда видят лицо Отца Небесного; и в этом великое утешение и радостная уверенность для христиан-отцов и матерей. Но мы знаем, что Ангелы Божии пребывают и при нас, хотя мы и не видим их телесными очами нашими.

Они всегда остаются служебными духами, которые посылаются в служение ради тех, что зовутся к спасению. Если мы находимся в великой нужде и скорби, если люди перестают о нас заботиться и, по-видимому, сам Бог позабыл нас, то Ангелы Божии всегда пребывают при нас, чтобы подкрепить и утешить нас. И если, наконец, приблизится смерть наша, то мы знаем, что они ждут нас и, как бедного Лазаря, понесут нашу душу в руки и лоно Божии. Много поучительного представляет нам этот самый час, когда Ангел Божий явился Спасителю в саду Гефсиманском, чтобы укрепить и утешить Его. Пусть послужит он и укреплению нашей веры. Тогда мы можем в каждый вечер с любовью предать себя воле Господа и молиться Ему: «Мирен сон и безмятежен даруй ми; Ангела Твоего хранителя поели, покрывающа и соблюдающа мя от всякого зла».

Но кроме небесного свидетеля Гефсиманского подвига мы видим и свидетелей земных ― учеников Христовых. За какой-нибудь час до этого подвига Он с любовью увещевал их: «молитесь, чтобы не впасть в искушение» (Лк. 22, 40). Но напрасны были все Его предостережения и предсказания; все Его мольбы и увещания. Ученики не могли и единого часа бодрствовать с Ним. Они, которые, как рыбари, многих ночей не спали на Галилейском море у своих сетей, в этот час заснули. Он подходит к Ним, трогательно умоляет и увещевает их, но ничто не помогает: бодрость у учеников исчезла. Спали все – и пламенный Петр, и любящий Иоанн, и решительный Иаков. Они спали все «от печали», как передает нам евангелист Лука. Мы знаем из нашей жизни, что горе и печаль лишают нас сна и доставляют нам бессонные ночи. Но если горе человека слишком велико, то оно утомляет его и может совершенно усыпить. Это и случилось с учениками Господа. Они глубоко опечалились по поводу слов своего Господа и Учителя, в которых Он предсказывал Свои страдания и их опасности. Страх и ужас перед всем, что должно было обрушиться на них в эту ночь, и неспокойные и бурные движения их сердца и духа, которые зависали от этого, до того ослабили и утомили их силы, что они совершенно не могли бодрствовать. Может быть, к этому присоединилась еще мрачная и таинственная сила тьмы, которая, восстав против Учителя, повлияла и на учеников. Все это наводило на них дремоту и сон. Сон их был, несомненно, беспокойный и часто прерывался. При свете луны они видели порывистые движения своего Господа и Учителя, Который удалился от них только на вержение камня. Они видели, как Он падал лицом Своим к земле. Они слышали Его молитву. Но они все время спали, пока Он, наконец, не разбудил их со словами: «Что вы спите? встаньте и молитесь, чтобы не впасть в искушение»!

Глубокой и скорбной печали полна та картина, которая представляется нашему взору в саду Гефсиманском. Как немощны и слабы те создания, которые не могут бодрствовать и единого часа! И тем не менее, Спаситель через этих учеников победил вселенную! Через этих мужей, которые не могли в саду Гефсиманском победить утомления и сна, Он победил вселенную и положил у Своих пронзенных ног все царства земли! Как велик и могуществен Спаситель, Который через немощных апостолов совершил столь великие дела и неописуемые чудеса. Для Господа и Его церкви не значит ничего, если восстанет на нас весь мир и даже поднимутся все силы ада. Сила Его и поныне совершается в немощи. И Бог не останется в покое, пока не положит всех врагов Его в подножие ног Его.

Сон учеников в саду Гефсиманском наводит нас на многие размышления. Посмотрите вокруг себя. Разве и по сей день не пребывает мир во сне относительно своего спасения?! Ученый может ночи напролет сидеть и бодрствовать за своими книгами. Усердный рабочий может ради своей пользы избегать сна. Гоняющийся за удовольствиями может жертвовать многими ночами. Где только имеется в виду удовольствие или прибыток, там мир готов бодрствовать. Но как только заходит вопрос о рае, идет о спасении в Иисусе Христе, и верующие часто впадают так же в леность и сон, как и апостолы в саду Гефсиманском. Даже и величайшие мужи веры и благочестия имеют часы слабости и утомления, как это было с Петром, Иаковом и Иоанном у Масличной горы. Мы не удивляемся поэтому, если и наш горький опыт говорит нам то же самое о нас. Если нам приходится бодрствовать с Иисусом и для Него, пребывать в молитве, творить дела любви, то, о, как часто мы в эти минуты бываем похожи или на тех спящих дев, о которых говорит Господь в Своей притче, или же на спящих в Гефсимании учеников! Нет, пора, давно пора и нам проснуться от своей спячки и начать работать над делом своего спасения. И нам, как некогда ученикам в саду Гефсиманском, Спаситель и теперь говорит: «Бодрствуйте и молитесь, чтобы не впасть в искушение» (Мф. 26, 41). Спаситель бодрствовал ради нас там, у Масличной горы. И мы должны с благодарным сердцем бодрствовать для нашего Спасителя, чтобы не погибли плоды Его бодрствования, страдания и молитвы. Мы должны заботиться о том, чтобы во всякое время могли говорить: «Я сплю, а сердце мое бодрствует; вот голос моего возлюбленного, который стучится: отвори мне, возлюбленная моя. Я встала, чтоб отпереть возлюбленному моему» (Песн. 5, 2; 5).


Источник: Страсти Христовы: Беседы о страданиях Господа нашего Иисуса Христа. СПб., типография Спб. общ. печ. дела в России Е. Евдокимов, 1902. [2], II, 374 с.; с илл. в тексте и 2 илл. на отдельных листах. 25,6 х 18,4 см.

Комментарии для сайта Cackle