Глава V Благовещение
Радуйся, Благодатная, Господь с Тобою!
Мирную и благодатную жизнь проводила святая чета первые месяцы союза. Благословение Божие царствовало в их смиренном жилище. Время их проходило в занятиях работами и молитвою, которою освящались все их действия. Праведный Иосиф не отличался богатством и величием своих предков, из которых многие были царями и пророками, но от лучших из них наследовал сокровище добродетелей.
По древнему обычаю, Иосиф занимался своим ремеслом в отдельном месте, а не в доме, где жило его семейство; его мастерская, находившаяся не в далёком расстоянии от дома праведной Анны, состояла из одной низкой комнаты в десять или в двенадцать квадратных футов8; с наружной стороны дома была каменная скамья для усталых путников, которая защищалась от жгучих лучей полдневного солнца навесом из переплетённых пальмовых ветвей. Безропотно и

Икона «Благовещение Пресвятой Богородицы». Преп. Андрей Рублёв, XV в.
усердно производились здесь тяжёлые работы, и приготовлялись все материалы для постройки хижин в долине.
В доме Своего обрученника Дева Мария не изменяла образа жизни, обычного Ей во Святая Святых; жила в уединении и безмолвии, всегда была в трудах: молитва, чтение священных книг, рукоделие и домашние занятия наполняли все минуты Её смиренной и молчаливой жизни. Среди людей Она жила для одного Бога, и дом Иосифов был для Неё как храм молитвенный. Она занималась пряжею льна и шерсти, вышивала церковные облачения и во всех этих работах была замечательно искусна.
Наконец приспело время благоприятного лета Господня: настал день, ожидаемый родом человеческим в течение более 5000 лет. По сказанию святых отцов, Дева Мария знала из чтения Божественных и пророческих книг, что приближается время пришествия обетованного Мессии и
что седмицы Данииловы приходят к концу. Много раз Она читала пророчество Исайи: «...Се Дева во чреве зачнет и родит Сына, и нарекут имя Ему Еммануил» – и по соображениям своим полагала, что эта благословенная Дева уже существует. Душа Её горела любовью не только к ожидаемому Мессии, но и к Деве, предназначенной быть Его Матерью. Со слезами повторяла Она молитву, чтобы сподобил Её Бог видеть Матерь обетованного Мессии и послужить Ей, хотя бы последней Её рабою.
Существует предание, что ещё во время Её пребывания во храме Пречистая Дева получила таинственное извещение о воплощении в Ней Бога Слова: однажды в полночь, когда, по обыкновению Своему, Она молилась за второю завесою, вдруг свыше воссиял на Неё свет и послышался голос: «Ты родишь Сына Моего».
По сказанию Евангелия, архангел Гавриил явился Деве Марии в то время, когда она жила в Назарете у обрученника Своего Иосифа. По преданию, в это время она занималась чтением Св. Писания и размышляла о словах пророка Исайи: «Се Дева во чреве зачнет» – и пламенно молилась, да сподобит Её Бог скорее увидеть Мессию. Вдруг предстал пред Нею архангел Гавриил и, как бы в ответ на Её мысли, произнёс Божественный привет: «Радуйся, Благодатная! Господь с Тобою, благословенна Ты в женах!»9
Явление архангела не устрашило Пречистую Деву; пребывая во Святая Святых Иерусалимского храма, Она привыкла к явлениям и беседам ангельским, но необычайное приветствие привело Её в смятение. Много раз Господь возвещал волю Свою ветхозаветным избранникам чрез ангелов Своих, но приветствие: «Радуйся!», – не слыхано было в древних явлениях. Дева Мария безмолвствовала в недоумении и страшилась искушения от лукавого змия. С благоговейным трепетом взирал небесный вестник на смятение Пречистой Девы и спешил успокоить Её: «Не бойся, Мариам! Обрела бо еси благодать у Бога». Он возвестил Ей тайну воплощения теми же словами, в каких предсказывал пророк Исайя за семьсот лет до этого события: «Се зачнеши во чреве иродиши Сына, и наречеши имя Ему Иисус10. Сей будет велий и Сын Вышняго наречется, и даст Ему Господь Бог престол Давида, отца Его, и воцарится в дому Иаковли во веки, и царствию Его не будет конца».
Первозданную женщину Еву не смутили слова змия, предложившего ей честь быть всеведущею и равною Богу; без размышления Ева внимала лживым обещаниям змия и вкусила от запрещённого плода, а в нем грех и смерть всего человечества. Но Жена, семени которой предопределено от начала мира стереть главу змия-искусителя, встретила благовестника с величием девственной чистоты. Не постигая глубины тайны, Она соображала каждое слово его: «Како будет сие, идеже мужа не знаю: Я не причастна браку, хотя имею мужа по обряду обручения, но не имею мужа по обету девства». Чистейшая Дева почитала ангельские обетования слишком высокими для себя.
Архангел успокоил её сомнения: «Ты родишь Сына без мужа – Дух Святый найдет на Тя, и Сила Вышняго осенит Тя», т. е. зачатие совершится сверхъестественным образом, чрез наитие Святого Духа, и сделает Её Матерью непостижимо для ограниченности ума человеческого. Потому и рождаемое Святое наречётся Сыном Божиим, не будет походить на обыкновенных людей, «в беззакониях зачинаемых и во грехах рождаемых», а будет чисто и греху непричастно и назовётся Сыном Всевышнего.
Высочайшая тайна открыта в благовестии, и архангел Гавриил, для полного удостоверения Девы Марии, указал на пример родственницы её Елисаветы: «и се Елисавет, южика твоя, и та зачат сына в старости своей, и сей месяц шестый есть ей нарицаемей неплоды: яко не изнеможет у Бога всяк глагол». По убеждениям человеческим, невозможно, чтобы непорочная Дева родила и чтобы бесплодная, состарившаяся женщина зачала, но у Всемогущего Бога все возможно: Бог идеже хощет, побеждается естества чин.
Свет духа Божия озарил Деву Марию, и Она возрадовалась об истине благовестия и уверилась, что слышит волю Божию. Проникнутая величайшим благоговением к Своему Творцу, сознав ничтожество человеческих достоинств в сравнении со святостью Всевышнего, Мария отвечала: «Се Раба Господня; буди Мне по глаголу Твоему!» Смирение, кроткая покорность воле Божией преклонили небеса и низвели на землю Сына Божия: Слово плоть бысть.
Исполнив повеление Божие, архангел возвратился в царство света.
Совершилось таинство воплощения Сына Божия: Дева стала Матерью, и Матерь пребыла Девою. Избранная из всех родов, святая телом и духом, Она вместила в Своём лице все сокровище благодати. Архангельское приветствие: «Радуйся, Благодатная! Господь с Тобою» – упразднило приговор, осудивший мир на проклятие, и дало человечеству право радоваться. И с той поры, куда бы ни появлялась Обрадованная Мария, там все исполняется радостью. Радуйся, Благодатная, дающая радость всему земнородному! Радуйся, Заступница Усердная, вносящая мир и радость в сердца, обращающиеся к Тебе!
Долго размышляла Мария о благовестии небесного посланника; надежда и радость вселились в Её душу. Радовалась Она возвещённой Ей архангелом радостью, тем более что эта радость была достоянием целого мира; радовалась Она и радостью Своей любимой родственницы Елисаветы, прозванной неплодного. По внушению Святого Духа, Мария решилась увидеться с нею, чтобы разделить с нею взаимную радость. Она поспешила в Горняя – в нагорную
сторону, где жили Захария и Елизавета. Не мог сопровождать Её Иосиф, но, без сомнения, позаботился, чтобы Она присоединилась к Своим родственникам, отправлявшимся в святой город на поклонение во храме истинному Богу. Расстояние от Назарета до нагорной Иудиной страны было в пять дней пути. Вся дорога преисполнена гор, пересекаемых ручьями. Пречистая Дева, осенённая Духом Святым, была надёжною охраною Сама для Себя, однако никогда не отправлялась в путь без провожатых.
Чрез пять дней Пресвятая Мария была у цели своего путешествия: пред Нею показался левитский городок Иута, где жили Её родственники. Не давая себе отдыха, Она спешила прямо в хорошо Ей знакомый дом. Елисавета вышла к Ней навстречу и, с благоговением отзываясь на привет Пречистой Марии, в порыве глубокого чувства произнесла вдохновенную речь: «Благословенна Ты в женах, и благословен плод чрева Твоего».
Благоговейная встреча и пророческие слова были неожиданны для смиренной Марии, но, сознав в этом приветствии повторение архангельского благовестия, Она удостоверилась, что все это происходит по внушению Духа Святого; тогда предстали пред Нею с поразительной ясностью все пророчества, произнесённые в разные времена и разными людьми; тогда возникли в Её сердце глубокие чувства благодарности к величию Всевышнего и излились в боговдохновенной пророческой песни. Эта песнь величания есть первая благодатная песнь Нового Завета: «Величит душа Моя Господа, и возрадовася дух Мой о Бозе Спасе Моем: яко призре на смирение рабы Своея; се бо отныне ублажат Мя еси роди. Яко сотвори Мне величие Сильный, и свято имя Его. Милость Его в роды родов боящымся Его. Сотвори державу мышцею Своею; расточи гордыя мыслию сердца их; низложи сильныя со престол и вознесе смиренныя; алчущия исполни благ и богатящыеся отпусти тщы. Восприят Израиля отрока Своего помянути милости, якоже глагола ко от- цем нашым – Аврааму и семени его даже до века».

Фреска «Встреча Марии и Елизаветы» начало XVI в. Ферапонтов м-рь.
Необыкновенными и глубоко знаменательными словами отвечала Пречистая Мария на пророческое приветствие Елисаветы. Все величие Она приносит к единому великому и всемогущему Господу; Себя же сознает лишь немощным орудием, для явления славы Его и исповедует, что Всевышний призрел на смирение рабы Своей. По вдохновению свыше Она видит Себя предметом благоговейного почитания: «Отныне ублажат Мя еси роди», как избранную от предвечного совета Матерь Бога Сына: «Яко сотвори Мне величие Сильный, и свято имя Его». Сознавая милость Божию к Себе, Она исповедует, что эта милость ниспосылается теперь не только Ей, но чрез Неё и на всех боящихся Бога и что народ Израиля не отвержен уже за грехи свои, но Бог вспомянул все Свои обетования святым праотцам и удостоил Свой народ благодати видеть среди себя обетованного Мессию.
Проникнувшись святою верою в непреложность обетований Божиих, обе святые жены назидали друг друга и прославляли Господа. Быстро протекало время этого благодатного свидания, и, по прошествии трёх месяцев, Пречистая Мария возвратилась в Назарет. Со смирением и молитвою ожидала Она обещанного Богом чрез архангела Гавриила, не переставая заботиться о благоустройстве Своего жилища. Все величие Царицы неба и земли всегда было с Нею и возрастало с неизреченною высотою Матери Господа.
Истекал уже шестой месяц святого чревоношения Пречистой Девы, и Её положение не могло оставаться тайною для праведного старца Иосифа. Не ведал он, что пред ним совершается тайна воплощения Спасителя мира, хотя и знал, что Пророк, предсказанный Моисеем, произойдёт от Отроковицы неискусобрачной. В душе его восстала буря сомнений. В страшном волнении он остановился на мысли о возможности гнусного обольщения, «бракоокрадованную помышляя». Мучительнее этого предположения ничто не могло быть для целомудренного и любящего сердца праведника. Тяжёлые думы овладели им, и он недоумевал, как поступить с Пречистою Девою Мариею.
По строгости иудейского закона, Она должна быть побита камнями, если бы он решился обвинить её пред судом; но против этого возмущались его сердце, его праведность и благоговейная любовь к Марии несмотря на бурю сомнений. Закон давал ему право дать ей разводное свидетельство, не упоминая о причине развода, и он решался тайно отпустить её от себя. Он понимал, что в глазах народа он мог казаться жестоким и несправедливым; но это не пугало его – всего важнее для него скрыть мнимый проступок Марии под покровом любви и сострадания: праведник не хотел предать Её публичному позору. Он решился лучше осудить себя на изгнание и тем принять на себя вину.
Решение принято, и восьмидесятилетний старец готов был покинуть Марию, присутствие Которой давало столько мира и радости Её престарелому попечителю.
Но правосудный Бог внимал помышлениям и молитвам Своего праведника и дал ему откровение о великой тайне спасения рода человеческого: сия же ему помыслившу, се Ангел Господень во сне явися ему. Одному Богу известны тайны сердца, и Он посылает ангела Своего успокоить Иосифа и озарить ум его светом истины. Ангел явился ему во сне и сказал: «Иосиф, сыне Давидов, не убойся прияти Мариам, жены твоея, рождшее бо ся в Ней от Духа есть Свята». Ангел назвал его потомком Давида, чтобы напомнить ему древнюю неотъемлемую славу царственного рода, хотя униженного, однако сохраняющего обетование, что от него произойдёт Царь Славы, и вразумил его, что обручённая ему Дева Мария чиста и непорочна, что он должен удержать Её в своём доме, чтобы хранить Её и заботиться о безопасности Матери и рождённого от Неё Царя Славы. «Не смущайся, – провозгласил ангел, – узнай истину и радуйся: рождшеебо ся в Ней не от человека, а от Духа Свята; родит же Сына и наречеши Ему имя Иисус: Той бо спасет люди Своя от грех их». Радуйся, праведный старец: Дева по обету родит Сына от Духа Святого! Ты отец Его только по имени, но тебе дана честь, принадлежащая отцу: ты дашь Ему имя и, как истинный отец, будешь заботиться о Нем. «Сие же все бысть да сбудется реченное от Господа пророком: Се Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут имя Ему Еммануил, еже есть сказаемо: с нами Бог».
Иосиф пробудился от сна, и в его сердце не оставалось уже места сомнению: с давнего времени он знал пророчество Исайи; слова ангела удостоверили его веру в непорочность и чистоту Девы Марии: он верил слову Господа и не имел нужды в доказательствах. С благоговейным и радостным страхом, «востав от сна, сотвори, якоже повеле ему Ангел Господень, и прият жену свою и, не знаяше Ея, донде же роди Сына Своего первенца».
С сердцем, преисполненным любви и благоговейного страха, старец принял Пречистую Деву, как всецело принадлежащую Богу, как благословенную Матерь Бога Сына, и с усердною, непрестанною готовностью служить Ей как Владычице всего мира.
После Божественного откровения, в глазах праведного Иосифа Дева Мария явилась из обрученницы его Преблагословенною Матерью Бога Спаса его. Мужественно вынесенное испытание, самоотвержение и тяжёлая борьба принесли великие духовные плоды: неземная слава осияла Деву Марию и Её обрученника, не подвергая их опасности омрачиться гордостью и утратить смирение, столь необходимое для охранения человеческих добродетелей и преуспеяния в делах.
С той поры Мария оставалась в доме Иосифа и неразлучно жила при нем до его кончины. Мирно протекали дни Приснодевы Марии, окружённой попечениями праведника, который из слов архангела уразумел обязанности свои относительно Матери Господа своего и совершал святое служение своё со страхом и благоговением.
Празднество Благовещения Пресвятой Богородицы началось с первых времён христианства. В древнейших писаниях св. отцов Церкви, между прочим, объясняется, что воплощение Богочеловека совершилось 25 марта, потому что сотворение первого человека было также 25 марта: ветхозаветный Адам, грехом своим увлёкший в погибель весь род человеческий, был воссоздан Первенцем Нового Завета для спасения и блаженства в такое же время, в какое он был создан.
Древнейшие проповедники православной веры учили последователей Иисуса Христа называть и почитать Матерь Господа Богородицею. Великие отцы Церкви исповедовали Приснодеву Марию Богородицею – и, по их учению, кто не признает Матерь Господа Богородицею, тот противник веры и учения христианского и недостоин называться именем христианина.
Архангельский глас вопием Ти, Чистая: радуйся, Благодатная! Господь с Тобою.
* * *
Здесь устроена ныне малая церковь, в которой часть стен, равно как и основание, сохранились с древних времён.
На иконах Благовещения Пресвятая Дева изображается с развёрнутою пред. Нею книгою.
В пророчестве Исайи сказано: «Се Дева во чреве зачнет и родит Сына, и нарекут имя Ему Еммануил»; а Деве Марии архангел возвестил: – «наречеши имя Ему Иисус». Но тут нет разногласия: Еммануил, в переводе с еврейского, значит: с нами Бог – и выражает тайну соединения двух естеств: Божеского и человеческого, в одном лице Богочеловека; имя Иисус – значит Спаситель и указывает на действия Господа Иисуса, отдавшего Себя на страдания и крестную смерть, чтобы спасти род человеческий от вечной смерти.