П.Т. Лютов

Источник

Беседа вторая (Мк.1:9–20)

§ 1. Примечания к тексту

К ст.9. «В те дни» – в то время, когда Иоанн начал проповедовать о грядущем Мессии, см. ст. 7 и 8.

Назарет – незначительный городок в Галилее (Ин.1:46 и см. ниже, прим. к ст. 14), скрытый среди холмов, в стороне от главных путей сообщения, на расстоянии одного дня пути от Средиземного моря и на таком же, приблизительно, от Капернаума и Тивериадского озера, в трех днях пути от Иерусалима. На его месте теперь арабский городок, Эн-Назира, с 7 500 жителей.

«В Иордане». Точное место крещения Господня неизвестно. Преданием указываются места неподалеку от Иерихона, в нижней части течения Иордана.

К ст. 10. «Духа, как голубя». Сошествие Св. Духа в виде голубя было видимо не только самим Иисусом Христом, но и Иоанном Крестителем (Ин.1:32). Голубь – символ кротости, чистоты, нежности (ср. Пс.67:14–15; Песн.2:12–14) и вестник спасения и примирения человека с Богом (Быт.8:11).

К ст. 11. «Ты Сын Мой возлюбленный». По указанию некоторых, ссылающихся на св. Афанасия Великого, в слове «возлюбленный» (греч. γαπιτδς заключается и понятие «единственный». Термин «возлюбленный» в евангелиях употребляется только по отношению ко Христу (в притчах Мк.12:6, Лк.20:13, – к лицу, Его изображающему), как выражение Его исключительного отношения к Богу-Отцу, богосыновства в особенном смысле. В ев. от Иоанна этому соответствует термин «единородный». В иудейских неканонических книгах, напр., «Завещании XII патриархов», «Вознесении Исаии» и др., термин «Сын возлюбленный» встречается в качестве именования Мессии.

«В котором Μοе благоволение» в греч. тексте употреблена глагольная форма, как и в нашем славянском («о нем же благоволих»). Ср. Ис.42:1; Лк.12:32... Греческий глагол, стоящий здесь (εὐδοκέω) означает иметь расположение к кому-нибудь или чему-нибудь, находит удовлетворение в ком-нибудь или в чем-ниб., любить кого-ниб. что-ниб.

К ст. 12. «В пустыню», какую именно – ближайшим образом не указано. По-видимому, в другие места той же «пустыни», о которой говорилось в ст.4 (см. примеч. к 1:4). Предание указывает гору так наз. «Сорокадневную», арабск. Джебел-Курунтуд, к западу от Иерихона.

К ст. 13. «Искушаем сатаною». Искушаем – испытываем. Сатана – еврейск. Сатана, собственное имя личного злого духа. Еврейское слово «сатана», в раннейшем употреблении, в качестве нарицательного, имеет смысл «противника», «врага», cp. 1Цар.29:4; 3Цар.11:14; Чис.22:22–32, где вместо слов русск. перевода «чтобы воспрепятствовать» следует читать «противником», по-еврейски «сатаною»; таким образом, «сатаною» мог быть всякий добрый или злой дух и всякий человек; в подобном смысле Петр в Мф.16:22. Затем это слово употребляется в приложении к определенному личному духу, предавшемуся вражде и клевете; отсюда. греч. Диавол (διάβολος = клеветник). В этом смысле – в Иов.1:6 слл., с оттенком искусителя, Зах.3:1 сл. В более поздней книге 1Пар.21:1 – это уже собственное имя. В апокриф. «Книге тайн Еноха» рассказывается общеизвестная история его происхождения (бывший архангел Сатанаил). В Новом Завете Сатана – «Диавол», «лукавый», «древний змий», «враг» «князь мира сего», «Веельзевул, князь бесовский» и т. п..

«И был со зверями» – слова, рисующие обстановку пустыни с непривлекательной стороны: жуткий вой голодных хищников – гиен, волков, дерзких шакалов, обычных обитателей восточных, в частности, палестинских пустынь, – их светящиеся глаза и оскаленные зубы наводят ужас на случайных путешественников, остающихся на ночь в этих и без того страшных нежилых местах.

К ст. 14. Галилея – одна из 3-х провинций, на которые была разделена западная Палестина ко времени земной жизни Спасителя, родина апостолов, отчасти и самого Господа, проведшего там большую часть Своей земной жизни и времени Своего служения. Живописная область с красивым и весьма разнообразным ландшафтом, с высокими холмами и глубокими долинами, с лесами, потоками и озерами, лугами и пастбищами, плодовыми садами и пашнями, – «несравненный сад Божий» по выражению древнего иудейского историка Иосифа Флавия. По разрушении Израильского царства (VIII век до P. X.) область эта была заселена пришельцами из Ассирии. Ио возвращении из Вавилона иудеев (VI век), последних там поселилось немного, да и те большею частью во времена Маккавеев переселились в Иудею. Во времена иуд. царя Иоанна Гиркана (135–105) часть их возвратилась оттуда и вскоре Галилея была присоединена к новому Иудейскому царству и была иудаизирована (от язычников требовалось исполнение закона Моисеева). Жители Галилеи не были, в такой мере, как жители Иудеи, приверженцами религиозно-политической теории иудаизма времен Христа, шедшей вразрез с учением о Царствии Божием, каким его проповедовал Христос. Отсюда презрение к ним со стороны иудеев и избрание Христом Галилеи местом Своего служения в описываемый период.

«Евангелие царствия Божия», точнее м. б., как в др. рукописях, «евангелие Божие», т.е. благую весть от Бога.

К ст. 15. «Царствие Божие» или «царство небесное», как в ев. от Мф., – проповеданное пророками и ожидавшееся иудейским народом царство Бога и Его Помазанника, Дан.2:44; Лк.2:38 греч.; Мк.11:10, Лк.19:38; Ин.12:13, 19:19; Деян.1:6, 17:7. Аналогичные ожидания существовали и в языческом мире, утопавшем во мраке темнобожия (ср. 4-го эклогу Виргилия).

К ст. 16. Mope Галилейское, иногда просто «море», у Луки – «озеро Геннисаретское» или просто «озеро», 5:1, 8:22–23..., У Иоанна – море Тивериадское, по имени гл. города Тивериады, на зап. берегу, 21:1, 6:1 греч. текст; в древности йам-Киннерет(е), или Киннерот(е), Чис.34:11; Нав.12:3..., одноименно с городом того же названия, именовавшимся позднее Геннисар, или Геннисарет, Мф. 14:34 греч. т., по-видимому, находившимся к С.-З. от озера. Последнее имеет 12 англ. миль в длину и 6 в ширину в местах наибольшего протяжения.

§ 2. Примерный план реферата. Тема: Начало служения Христа-Спасителя

I. Крещение Господне, 1:9–11

1. Фактическая сторона и отдельные моменты события:

а) предшествующее свидетельство Иоанна, ст.7–8;

б) приход Иисуса к Иоанну, ст. 9; Мф.3:18;

в) колебания Иоанна и ответ Иисуса, Мф.3:14–15;

г) крещение Иисуса в Иордане, ст. 9;

д) молитва Иисуса, Лк.3:21;

е) схождение Св. Духа, ст.10;

ж) свидетельство Отца, ст.11;

з) последующее свидетельство Иоанна о богосыновстве Христа, Ин.1:26–34, 3:31.

2. Отношение Христа

а) к Иоанну Крестителю, ст.2–3, Ин.1:6–9;

б) к народу Израильскому, Ис.53:4–6;

в) к Богу-Отцу, ст.11.

3. Религиозно-исторический и догматический смысл крещения Господня.

а) Связь с началом всенародного служения.

б) смысл «исполнения всякой правды» (законной), Мф.3:15; Лк.7:29–30; ср. Ис.42:21; Мф.5:17.

в) Участие во всенародном покаянии, вследствие разделения с народом бремени его греха, Ин.1:29.

г) Сошествие Св. Духа на Христа (факт, происшедший во времени, а не знак только, каким было ветхозаветное помазание елеем14; после сошествия Св. Духа Христос начинает Свое всенародное служение), Ис.61:1, Мф.11:2–5; Лк.4:14–21.

д) Свидетельство богосыновства, его исторический смысл и богословское содержание.

е) Принятие Мессианского призвания и силы Духа Св. на предстоящее служение, Лк.4:14; Деян.10–38.

ж) Образ крещения Духом Св. для новозаветной церкви, ст. 8 и пар. (Крещение и возложение рук апостольских, соответствующее нашему современному миропомазанию, были тесно между собою связанными таинствами, как и в настоящее время в Православной Церкви, (Деян.8:14–17, 10:44–48, 19:5–6).

з) Откровение в богоявлении, троичности Божества. Ср. Быт.18:1; Ис.48:16.

II. Искушение Христа в пустыне, ст. 12–13

Время, побуждение, место, продолжительность, внутренние и внешние условия, помощь свыше, искуситель, ст. 12–13; cp. 3Цар.18:12; Иез.8:3; Откр.1:10.

Смысл искушения вообще, 1Пет.4:12; Иак.1:2–4–12; Втор.8:2–6–16; Быт.22:1 сл.

Связь с крещением; испытание диаволом Христа в сознании Им Своего Мессианского достоинства и богосыновства, засвидетельствованного во время крещения. «Подлинно ли Ты Сын Божий?» Ср. Быт.3:1.

Таинственность искушения Христа и образный характер описания его в Мф.4:3–10 и Лк.4:2–13.

Исторический смысл: связь с началом Мессианского служения; паралл. с Исх.34:28 и пар. и 3Цар.19:8; вопрос o пути Мессианского служения и характере Мессианского царства (в известн. смысле – об отношении к обычным иудейским представлениям о Месс. царстве) и об употреблении сверхестеств. силы: а) для служения элементарным инстинктам и своим личным потребностям (питания, самосохранения), б) для убеждения людей в своем Мессианстве и побуждения их к исполнению, в целях спасения (какого?), Его заповедей.

Религиозно-нравственный смысл:

а) вопрос об отношении к свободе: аа) обеспечение полной личной свободы и независимости; бб) употребление насилия и принуждения в деле спасения людей, ограничение их нравственной свободы; отсюда:

б) вопрос о внешнем и внутреннем господстве, о приятии пути Голгофы.

Типический характер искушений Христа;

а) искушение посредством телесных нужд,

б) искушение духовной гордостью,

в) искушение самолюбия и властолюбия.

Победа Христа, ее характер:

а) полная (все искушения преодолены),

б) не окончательная (искушение не было последним, Лк.4:13, Мф. 26:53),

в) достигнута борьбой, противодействием искусителю, самоотречением, святостью и верою, оружием Слова Божия: «написано!», Мф.4:4–6–10 и пар., Иак.4:7.

III. Первая проповедь Христа, ст. 14–15

Время, место, повод, внутренние и внешние условия, ст. 14; см. выше примеч. к этому ст.

Характер и содержание первой проповеди

а) религиозно- и философско-историческое: «исполнилось время и приблизилось Царствие Божие»,

б) нравственно-практическое: «покайтесь и веруйте»

Отношение к проповеди Иоанна Крестителя

а) по времени, ст.14; Мф.4:12–17;

б) по характеру и содержанию, ст. 15; ср. ст. 4–7 (продолжение и дальнейшее развитие).

Отношение к обычным иудейским представлениям о грядущем Мессианском царстве

а) положительное, – исполнение национальных чаяний иудейского народа;

б) скрыто-отрицательное, – наступление царства, существенно отличного от того, какое ожидалось иудейским народом.

Место благой вести о Царстве Божием в жизни и учение Спасителя (центральное):

а) основание Царствия Божия (не научение правильному пониманию его природы) – цель земного служения Его, как Мессии;

б) учение о Царствии Божием – основное содержание проповеди Его, как Пророка.

Личность Христа, по Его первой проповеди.

а) Христос открывает религиозный смысл истории (одно из свойств Истинного Бога, по учению прор. Исаии, cp. 44:6–8, 41:21–24...).

б) Провозвестник и основатель Царствия Божия, Мессия.

в) Источник духовного возрождения человечества.

IV. Призвание учеников, ст. 16–20

Жизнь Галилейских рыбаков до призвания. Ин.21:2–13.

Первая встреча и знакомство с будущим Учителем, Ин.1:35–51.

Призвание к ученичеству, ст.16–20.

Смысл обетования, ст.17.

Отношение к Учителю:

а) послушание призыву к высшему служению, ст. 18–20

б) причины доверия: внутренние (в учениках) и внешние (во Христе);

в) следование за Христом: его внешний (исторический) и внутренний (духовный) смыл.

«Ловцы человеков». Ср. Деян.2:38–42.

§ 3. Вопросы

Зачем Христос крестился у Иоанна? В чем заключается для нас смысл слов: «надлежит нам исполнить всякую правду»? Какие черты в личности и служении Христа напоминает нам крещение Его в Иордане от Иоанна и видение голубя, как символа сошедшего на Него Духа Св.? (Ср. Мк.10:42–45, Лк.2:7–11).

Зачем надлежало Христу быть искушенным? Евр.2:17–18; 4:15; 5:8. Какая разница между искушением и соблазном? Мк.9:42–47. Каково отношение между искушением и грехом? Иак.1:12–15. Как побеждать искушения? Мк.14:38. Иак.4:7–8. 1Пет.5:8–9.

Искушения Христа, указанные в евангелиях Мф. и Луки, стоят, в несколько ином виде, на пути каждого человека и каждого христианина. Какие это искушения? Мф.6:31–34; 1Кор.10:24; Рим.6:16; 2Пет.2:19...

4. Поставим себя на место Христа, отвергнем соблазны, преодолеем (по кр. мере, в принципе, в решении) наши искушения. Что нам придется, практически, изменить в нашей повседневной жизни и в нашей «идеологии»? Каким должно быть наше отношение ко греху? Рим.6:16–23. Евр.10:20–31 («отвержением закона» является всякий сознательный, произвольный грех, отрицание греховности греха, позволение себе грешить).

Какова связь между покаянием и верою? Мк.1:15 (ср. бес. I § 3 п. 3). Достаточно ли одного покаяния для получения прощения? Является ли покаяние добродетелью? или вера заслугой? Еф.1:7; 2:8–18; Евр.11:6. Почему необходима вера? 1Ин.2:1–2. Евр.9:24–28.

Какова связь между покаянием и надеждою? Рождается ли надежда там, где тина греха затягивает человека все глубже и глубже?

Возможно ли наступление новой эпохи во внешней жизни какого-нибудь общества людей (нации, племени, государства), без предшествующего глубокого внутреннего изменения в их сердцах?

Что такое Царствие Божие? Где оно и кто и как в нем царствует? Каковы условия вхождения в Царствие Божие? Кто является гражданином Царствия Божия? Еф.2:18–19. Является ли им всякий «хороший человек»? Mк.12:34 (быть «недалеко» не значит быть в Ц. Б.).

Чего требует от людей весть о Царствии Божием? Мк.1:15. В чем выражается принятие его и вхождение в него? Почему мы молимся о том, чтобы пришло Царствие Божие? Мф.6:10. Иудеи ежедневно молились (и молятся еще) о пришествии Мессии; однако, не приняли Его, когда Он пришел. He грозит ли и нам подобная опасность в отношении к Царствию Божию?

Кем были ученики Христовы и кем их сделал Христос? Малое начало и великий и блаженный конец. Почти все они увенчали свой подвиг следования Христу мученической смертью. Откр.12:11; Деян.15:26. Ап. Петр, по древнему преданию, сам избрал для себя род смертной казни через распятие на кресте вниз головой. Ап. Андрей был распят также на кресте, получившем его имя. Ап. Иаков также испил чашу и крестился крещением своего Учителя: см. Mк.10:39 и Деян.12:2. Нему нас учит их пример? Евр.13:7; Флп.1:21–29.

Почему этих именно людей и из этой среды призвал Христос следовать за Ним? 1Цар.16:1. Мф.11:25; 1Кор.1:26–29. Что нужно иметь, чтобы следовать за Христом? Лк. 14:33?

В чем заключалось следование за Христом во время Его земной жизни? Можем ли мы следовать за Ним теперь и быть Его учениками? В чем может выражаться это следование и ученичество? Mк.8:34–35.

Какие изменения предстоит нам внести в нашу жизнь, в случае принятия нами решения следовать за Христом и быть Его учениками? Какая участь ждет нас, если мы последуем за Христом и какая, если не последуем? 2Тим.3:10–12. Евр.10:26–31.

* * *

14

По иудейским верованиям помазание Мессии должно было быть совершенным Илией пророком. Ср. Мф.17:10–12, 11:14.


Источник: Лютов, П.Т. Беседы на Евангелие от Марка : Пособие при изучении Св. Писания в кружках. Вып. 1 / П.Т. Лютов. — Paris : YMCA press, [1931]. — 75 с.

Комментарии для сайта Cackle