Азбука веры Православная библиотека Толкование книг Священного Писания Евангелие по Марку Беседы на Евангелие от Марка: пособие при изучении Св. Писания в кружках. Выпуск 1
П.Т. Лютов

Беседы на Евангелие от Марка: пособие при изучении Св. Писания в кружках. Выпуск 1

Источник

Содержание

Предисловие. О чтении Евангелия наедине и в кружках

Введение к Евангелию от Μарка § 1. Общий характер и значение Евангелия от Μарка § 2. Св. Евангелист Марк § 3. Евангелие от Марка Конспекты бесед Беседа первая (Мк.1:8 и 6:17–29) § 1. Примечания к тексту § 2. Примерный план реферата § 3. Вопросы Беседа вторая (Мк.1:9–20) § 1. Примечания к тексту § 2. Примерный план реферата. Тема: Начало служения Христа-Спасителя § 3. Вопросы Беседа третья (Мк.1:21–2:12 и 5:1–20) § 1. Примечание к тексту § 2. Примерный план реферата. Тема: Характер мессианского служения Христа § 3. Вопросы  

 

Книга, составленная П. Т. Лютовым no поручению Русского Студенческого Христианского Движения, начинает серию изданий, имеющих в виду придти на помощь как кружкам Движения, так и всем русским людям любящим Слово Божие и стремящимся к его посильному изучению и пониманию. Текст книги проверен особой комиссией, составленной из представителей Русского Студенческого Христианского Движения и Религиозно-Педагогического Кабинета. Рекомендуя настоящую книгу вниманию членов P. C. X. Д. и всех русских людей, комиссия будет благодарна за все указания, могущие способствовать улучшению задуманного издания.

Предисловие. О чтении Евангелия наедине и в кружках

Православная Церковь считает необходимым, чтобы христиане читали и знали Евангелие.

В Русском Христианском Студенческом Движении, с первых дней его существования, чтение и изучение Евангелия положено было в основание всего его жизни и деятельности.

Но это доброе и святое дело может совершиться и плодотворно и бесплодно, и, может быть, даже во осуждение, смотря по тому, как оно совершается.

Когда мы начинаем читать Евангелие, мы должны помнить, что мы читаем Слово Божие, а не человеческое. Хотя Евангелия написаны и людьми, но людьми боговдохновенными, по внушению Святого Духа. Величайшая ценность Евангелия заключается в том, что оно есть благая весть о спасении человека. Ни умом ни сердцем мы не можем обнять всей глубины этого слова «спасение», о котором говорит Евангелие. Мы можем только отчасти проникать в смысл его в меру нашего духовного роста и в меру нашей потребности. И потому каждый может находить в Евангелии то, что ему необходимо для его спасения, но никто не может исчерпать всей божественной тайны Евангелия, о которой великий Апостол сказал: 0, Глубина премудрости и благости Божией (Рим.11:33).

Если с таким чувством, со смирением и благоговением, мы начинаем читать Евангелие, такое чтение будет, несомненно, плодотворно. Конечно, бывают случаи, когда, и при другом подходе к Евангелию, его благодатная сила благотворно действует на человека и пробуждает в нем новую жизнь, но это уже особый путь милости Божией.

В Движении принято чтение Евангелия и наедине и в кружках. В Содружестве Движения ежедневное чтение Евангелия наедине является одним из обетов содружества.

Ежедневное чтение Евангелия наедине ведется или по церковным «зачалам», или в последовательном порядке, и обычно соединяется с молитвой, утренней или вечерней, являясь как бы: ее частью. Пока еще не образовалась привычка и вкус к ежедневному чтению Евангелия, и не почувствовалась польза и сладость этого дела, не укрепились в душе те чувства смирения и благоговения при чтении слова Божия, о которых я сказал вначале, чтение Евангелия кажется иногда тягостным, скучным, совершается торопливо, формально, утром потому, что надо спешить на занятия, вечером потому, что устал, спать хочется. Но при настойчивом выполнении этого правила, постепенно и незаметно душа сродняется с Евангелием и начинает пропитываться его духом, в душе крепнет чистота, свежесть, молитвенное чувство. Евангелие перестает быть скучным, является потребность чтения, раскрываются все большие и большие глубины Евангелия, углубляется вера, проясняется мысль, водворяется мир в душе, изменяется самый образ жизни. Свет Евангелия озаряет и согревает душу. Я никогда не слыхал возражений против единоличного чтения Евангелия. Все находят это дело полезным и необходимым. Жалуются только на свою неаккуратность, на недостаток времени и другого рода помехи.

Такое единодушное признание полезности единоличного чтения Евангелия происходит, я думаю, оттого, что всем совершенно ясна и понятна цель этого чтения.

В этом случае Евангелие не изучается, а просто читается с той целью, чтобы освятить этим чтением начало или конец дня, дать душе своей возможность подышать свежим духовным воздухом Евангелия, побыть со Христом, услышать Его слова и заповеди, получить от Него утешение, наставление и благословение, найти нравственную поддержку в трудной и сложной, нередко мучительной, жизни, найти выход из жизненных противоречий, ощутить небесный мир в душе. И эта цель достигается. Оттого и душа чувствует себя удовлетворенной при этом чтении.

Что же касается чтения и изучения Евангелия в кружках, – об этом приходится слышать различные отзывы.

В то время, как одни отзываются о совместном чтении Евангелия с чувством большой радости и глубокого удовлетворения, слышатся и другие голоса, в которых звучат сомнение, недоумение, неудовлетворенность.

И это понятно, потому что совместное чтение Евангелия является делом гораздо более сложным и трудным, нежели чтение единоличное. Первая трудность заключается уже в том, что нескольким лицам, собравшимся для совместного чтения Евангелия, трудно найти общий подход к этому делу. И чем больше участников кружка, тем оно труднее. Может быть, по Евангельскому слову, для чтения Евангелия наилучше собираться двум-трем, не больше. Нередко собравшийся кружок не знает, как приступить к делу, не уясняет себе, чего он хочет от своей работы, и по какому плану надо вести ее. Поэтому весь ход и успех собраний, по крайней мере внешний, зависит от руководителя кружка. Если руководитель ясно представляет себе свою задачу, и проводит ее умело и твердо, кружок следует за ним, и работа кружка считается удачной. При неумелом же или вялом руководителе, работа идет вяло, скучно и действует угнетающе на участников, не дает удовлетворения.

Я сказал, что в большом кружке (человек 7–9) трудно найти общий подход к делу. Слишком различны духовные запросы отдельных членов кружка. Иному, никогда не читавшему Евангелия, ничего иного не нужно, как только совместно с другими читать последовательно Евангелие, узнавать его содержание, а в тех местах, которые вызывают у него вопросы, останавливаться и искать ответа и разъяснения в общей беседе. Это, так сказать, самый элементарный и простой метод совместного чтения Евангелия. Дочитали, положим, до того места, где говорится о начале проповеди Иисуса Христа: «Покайтесь, ибо приблизилось Царствие Божие», и невольно ставится вопрос, почему с этих именно слов началась проповедь Господа, и что значит «покаяться», и как это может относиться к нам? При таком методе общего чтения Евангелия целью является ознакомление с содержанием Евангелия и применение прочитанного к своей собственной жизни и личности. Я считаю очень важным элементом совместного чтения Евангелия это последнее обстоятельство, т. е. применение прочитанного к себе самим. Мне кажется, что неудовлетворенность кружковым чтением Евангелия в значительной степени происходит от того, что изучение Евангелия в кружках нередко принимает характер схоластический, начетнический, и совершается в пустоте, без применения в жизни. Читают Евангелие не для того, чтобы учиться жить и думать по нему, а изучают его, как некоторый внешний материал, для выяснения разных интересных вопросов – о подлинности Евангелия, о неповрежденности текста, о разногласиях евангелистов, о влиянии на Евангелие различных современных или предшествовавших его возникновению учений и т. д. Подобно сектантам или старообрядческим начетчикам и нашим прежним миссионерам преувеличено увлекаются знанием текста, умением сказать, в какой главе и в каком стихе Евангелия находятся те или иные слова и т. д. Все это, конечно, имеет свое значение, свою пользу и свой интерес, но было бы очень печально, если бы Евангельские кружки Движения увлекались этой стороной дела.

Целью изучения Евангелия в кружках Движения должно быть одно – узнавать Евангелие для последования ему в жизни, или, выражаясь словами самого же Евангелия, для «возрастания в любви к Богу и человекам» (Лк.2:52).

Кроме упомянутого выше элементарного метода изучения Евангелия путем последовательного чтения текста, сопровождаемого беседами в тех или иных случаях, могут быть и другие более сложные методы изучения Евангелия, которые также применяются в кружках Движения. Таков метод докладов. При этом методе, не ограничиваясь чтением Евангелия во время собрания, поручают кому либо из членов кружка подготовить доклад к той части Евангельского текста, которую предполагается прочитать в следующем собрании.

Задача докладчика состоит в том, чтобы внимательно прочитать назначенную ему для доклада часть Евангельского текста, использовать существующие на это место объяснения святоотеческих и других писателей, дополнить, если нужно, историческими, географическими и иными справками, и доложить эту свою работу следующему собранию. Такие доклады очень полезны, как для самого докладчика, так и для кружка, давая им возможность более глубокого, вдумчивого и разностороннего изучения и понимания Евангельского текста при помощи святоотеческих и других пособий.

Третий метод изучения Евангелия по темам дает возможность еще более глубокого и разностороннего ознакомления с Евангелием. Та или иная тема, напр., «евангельское учение о Царствии Божием», или «евангельское учение о богатстве и бедности», пли «евангельское учение о браке и безбрачии», или «в каком смысле называет себя Иисус Христос Сыном Божиим?», или «говорил ли Он Своим ученикам о своем воскресении из мертвых?» и т. д. дает повод к детальному ознакомлению с евангельским текстом, наставляет вдуматься в него, перечитать различные пособия, и дать ответ не на отдельный только отрывок Евангелия, но на тот или иной важный вопрос христианской жизни или христианской веры.

Кроме указанных методов изучения Евангелия в кружках, существуют, может быть, и другие, но я их не знаю.

Попытки читать в кружках беседы Св. Иоанна Златоуста на Евангелие от Матфея или от Иоанна, являются по моему мнению не столько изучением Евангелия, сколько, пo обширности толкования изучением творений Св. Иоанна, но это чтение ценно тем, что воспитывает правильное чувство к Евангелию.

Как видно из предыдущего, при изучении Евангелия в кружках невозможно обойтись без пособий уже по одной скудости богословских знаний и религиозного опыта участников кружка.

Очень важно участие в кружке священника. Оно содействует более серьезной и вдумчивой постановке беседы, дает возможность авторитетного разъяснения недоуменных вопросов, поддерживает молитвенное настроение, придает церковный характер вступительной и заключительной молитве.

Но и присутствие священника не исключает необходимости пособий.

Основным пособием нужно считать святоотеческие беседы и толкование на Евангелие, и, конечно, прежде всего беседы Иоанна Златоуста на Евангелие Матфея и на Евангелие Иоанна. В виду общности текста во многих местах беседами на Матфея можно пользоваться и при чтении Марка или Луки. Святоотеческие толкования на Евангелие имеют то неоценимое преимущество перед всеми другими, что они написаны: лицами, опытно проходившими христианскую жизнь и достигшим святости. Говорят, что у отцов Церкви нет необходимого знания исторической обстановки евангельских событий. Но ведь в кружке Евангелие изучается не столько с исторической точки зрения, сколько для уяснения его духовного смысла и осуществления в жизни, a с этой стороны незаменимый авторитет отцов Церкви конечно бесспорен.

Для согласования евангельских событий полезна книга Епископа Феофана: Евангельская история о Боге-Слове, изложенная словами Евангелистов. Из других толкований на Евангелие можно еще увязать Феофилакта, Архиепископа Болгарского и Евеимия Зигабена, как сокращенное изложение Иоанна Златоуста. Из русских – Михаила, епископа Курского – толковое Евангелие, Барсова – изъяснительное чтение Четверо-евангелия, Властова – толкование Евангелия от Иоанна, Гладкова – толкование на Евангелие. Особое место занимает книга епископа Михаила (Таврического) Над Евангелием, глубокопроникновенные выдержки из дневника – мысли но поводу отдельных евангельских текстов.

До сих пор, однако, не было книги, которая имела бы в виду оказать помощь Евангельским кружкам Движения в их работе над изучением Евангелия. Между тем потребность в такой книге давно уже чувствовалась, и давно уже слышатся жалобы на ее отсутствие. Для наших кружков необходима книга небольшая, сжатая, притом предлагающая не готовое объяснение Евангельского текста, а возбуждающая мысль на самостоятельные выводы из текста и притом в применении к жизни. Попутно эта книга должна давать необходимые исторические, филологические и иные справки, поясняющие текст. И вот такая именно книга, наконец, появилась. Это книга Π. Т. Лютова – пособие к изучению Евангелия от Марка. Она составлена по очень простому, разумному и практически целесообразному плану. В первой своей части – во введении – она предлагает исторические сведения о втором Евангелии и об его авторе св. Евангелисте Mapке. Затем она предлагает план трех бесед на ocобые Евангельские темы. Каждая беседа состоит из трех частей – в первой дается объяснение различных не совсем понятных слов в рассматриваемом отрывке Евангелия, во второй части излагается детально разработанный план беседы, и в третьей – ставится длинный ряд вопросов, помогающих всестороннему рассмотрению поставленной темы с практическими, жизненно-христианскими выводами из них. Вопросов предлагается так много, что они, конечно, не могут быть все исчерпаны в одном собрании, но это их обилие дает возможность делать из них самый широкий выбор.

Настоящая книга с ее тремя примерными беседами является только первым выпуском в предполагаемом издании, которое должно охватить собой все Евангелие от Марка.

Ценная тем, что она никому ничего не навязывает, а только возбуждает мысль и помогает ей в ее самостоятельной работе, а также и тем, что она умело применяется к постановке работы в Евангельских кружках Движения, эта книга, я не сомневаюсь, будет принята с большим интересом и сочувствием в кружках и принесет им большую пользу в их занятиях.

Протоиерей Сергий Четвериков

8 сентября 1931


Источник: Лютов, П.Т. Беседы на Евангелие от Марка : Пособие при изучении Св. Писания в кружках. Вып. 1 / П.Т. Лютов. — Paris : YMCA press, [1931]. — 75 с.

Комментарии для сайта Cackle