прот. Александр Прокопчук

Лекции по Евангелию от Иоанна

Источник

Содержание

Введение

Особенности построения Евангелия от Иоанна Отличие от синоптиков Иерусалим как географический и теологический центр Связь повествования с ветхозаветным культом О делении Евангелия О связях в построении Евангелия от Иоанна O сдвоенности глав Чудеса Свет Пролог Первая Глава О назначении свидетельства Иоанна Крестителя в прологе Свидетельства Иоанна Крестителя перед иудеями Первые ученики Вторая Глава Брак в Кане Галилейской Очищение храма Третья Глава Беседа с Никодимом Свидетельство Иоанна Крестителя перед учениками Христология и сотериология третьей главы Четвёртая Глава Крещение, совершаемое учениками Иисуса Христа Встреча с самарянкой Обетование Воды Живой О поклонении Богу в Духе и истине Обращение самарян Исцеление сына царедворца Расширение круга спасаемых Пятая Глава Исцеление расслабленного при купальне Вифезда Учение Иисуса Христа о равенстве Отцу О воскресении и суде Свидетельства о Сыне Судебный процесс Шестая Глава Насыщение пяти тысяч Хождение по водам Беседа о Хлебе Жизни О воскресении людей через Иисуса Христа Назначение Хлеба Жизни Уход части учеников Исповедание ап. Петра Общая структура главы Седьмая Глава Общая структура седьмой главы Связь седьмой главы с предыдущими пятой и шестой главами Беседа в половине праздника Кущей Беседа в последний день праздника Кущей Тема суда Писание и закон Вера Смерть Иисуса Христа Вocьмая глава Беседа по окончании праздника Кущей. О достоверности слов Иисуса Христа Значение веры Обетование уверовавшим Отец иудеев – диавол Предсуществование Иисуса Христа Тема суда Девятая Глава Исцеление слепорождённого Допрос исцелённого у фарисеев Вызов родителей Повторный допрос Вторая встреча слепорождённого и Иисуса Христа Тема греха Тема суда Десятая Глава Притча о Добром Пастыре Беседа на празднике Обновления Смерть Вера Пастырь и овцы Одиннадцатая Глава Сообщение о смерти Лазаря Путь в Вифанию Исповедание Марфы Воскрешение Лазаря Заседание синедриона Двенадцатая Глава Помазание в Вифании Торжественный вход в Иерусалим и последующие события Тринадцатая Глава Омовение ног Изобличение предателя Четырнадцатая Глава Иисус Христос – путь и истина и жизнь В Иисусе Христе невидимый Бог открыл Себя людям Обетование Св. Духа Апостолы станут обителью Отца и Сына Обетование мира Пятнадцатая Глава Образ виноградной лозы Пребывание в любви Христовой Ненависть мира к последователям Христа Шестнадцатая Глава Свидетельство Св. Духа Пришествие Иисуса Христа Христос – Победитель мира Семнадцатая Глава Молитва о прославлении Молитва об учениках Молитва о Церкви Восемнадцатая Глава Взятие Иисуса Христа под стражу Иисус перед Анной Отречение Петра Иисус перед Пилатом Девятнадцатая Глава Распятие и погребение Иисуса Христа Двадцатая Глава Воскресение Иисуса Христа Явление Воскресшего Марии Магдалине Явление Воскресшего ученикам в горнице Уверение Фомы Цель составления Евангелия Виденье и вера Двадцать Первая Глава Явление Воскресшего при море Тивериадском Поручение Петру Подлинность Евангелия  

 
Введение

Необходимость выделить рассмотрение последнего Евангелия в отдельный лекционный курс вызвано его существенным отличием от синоптиков. Кроме того, как мы убедимся не раз, Евангелие от Иоанна – это весьма связанный текст. Поэтому его последовательное объяснение значительно облегчает проблему понимания. И хотя разбор четвёртого Евангелия невозможен без предварительного знакомства с его основными идеями и терминологией автора, вводная часть не будет долгой, так как обширное введение предполагает хорошее знание евангельского материала.

Во вступлении к своему исследованию «Водою и Кровию и Духом» выдающийся русский библеист еп. Кассиан (Безобразов) писал: «По существу задача введения есть задача самостоятельная, не совпадающая с задачей толкования. Толкователь вправе ограничить себя задачей толкования и сознательно исключить из поля своего зрения исторические вопросы введения. Материал ответа на этот вопрос ему даёт толкование, но останавливаться на них он не будет, и будет касаться их только мимоходом». Так же поступим и мы, разбирая богословие Евангелия от Иоанна непосредственно по ходу анализа текста.

Автор, создатель четвёртого Евангелия (как и синоптики) не приводит своего имени, указывая на себя как на «ученика, которого любил Иисус». Первым писателем, назвавшим автора Евангелия по имени, был сщмч. Ириней Лионский (ок. 130 – 200): «Иоанн, ученик Господа, возлежащий на Его груди, также издал Евангелие во время пребывания своего в Ефесе Азийском». В юности Ириней был знаком со сщмч. Поликарпом Смирнским (ум. 155), учеником ап. Иоанна. Он вспоминает об этом в письме к своему другу детства Флорину: «Тогдашнее я помню твёрже, чем недавнее. Так я мог бы описать даже место, где сидел и разговаривал блаженный Поликарп; как он рассказывал о своем общении с Иоанном и с прочими самовидцами Господа, как он припоминал слова их, и пересказывал, что слышал от них о Господе, Его чудесах и учении».

Большое количество подробностей, содержащихся в Евангелии, убеждает нас в том, что оно было написано очевидцем описываемых событий, принадлежащим к ближайшему окружению Господа Иисуса Христа. Если у синоптиков мало географических названий, то у Иоанна событие всегда соотнесено с конкретным местом. Поэтому мы всегда точно знаем, где (а нередко и когда) оно происходило. Тем самым евангелист указывает, что он являлся свидетелем всего того, о чём написал.

Ему хорошо знакомы обычаи и традиции палестинских евреев: практика очищений (2:6, 3:25, 11:55); возлияние воды и зажигание светильников во время праздника Кущей (которое подразумевается в 7:37 – 39, 8:12); сложный ритуал погребения (11:44, 19:31, 40). Ему был известен календарь иудейских праздников (Пасха 2:13, 6:4; Кущей 7:2; Обновление храма 10:22). Он ссылается на распространённые взгляды того времени: низкое положение женщины (4:24); пренебрежительное отношение к евреям рассеяния (7:35); вражду с самарянами (4:9); представления о Мессии (6:14, 7:26 – 27); веру в наследственный грех (9:2).

Автор знает топографию Палестины до начала Иудейской войны в 66 г. (3:23, 4:21, 11:54). И несомненно, он сам бывал в Иерусалиме, так как сообщает еврейское название водоёма у Овечьих ворот (Вифезда), который был найден неподалёку от церкви Св. Анны. Купальня размером 120 на 60 метров была разделена надвое пятым ходом. Сохранилась надпись, указывающая на целительные свойства её воды. Он также приводит еврейское именование мощёной площадки перед Преторией (Гаввафа). Она была обнаружена при археологических раскопках около крепости Антония, построенной напротив Храма.

Ещё более важным является то, что священнописатель дополнил повествование предшествующих евангелистов, называя имена людей, которые не упоминаются у синоптиков: Филиппа и Андрея в повествовании о насыщении пяти тысяч (6:7 – 8); Марии, сестры Лазаря, которая помазала ноги Иисуса (12:3); Малха, раба первосвященника, которому Пётр отсёк ухо (18:10). Он сохранил в памяти слова апостолов (4:27, 11:6, 14:8).

Из трёх самых близких учеников Иисуса Христа (Иаков, Пётр, Иоанн) первый – Иаков – рано принял мученическую смерть (44 г., Деян 12:2), а второй – Пётр – не может быть «любимым» учеником, потому что упоминается вместе с ним. Не только церковное предание, но и содержание четвёртого Евангелия убедительно указывает на апостола Иоанна как на его автора.

Вероятнее всего, оно было написано в конце I века. Открытие в Египте «фрагмента Райланда» – папируса, сохранившего отрывок Евангелия от Иоанна 18:31 – 33, 37 – 38, который датируется 135 г. по Р. X., – показывает, что им пользовались уже в первой половине II века.


Источник: Лекции по Евангелию от Иоанна / Протоиерей Александр Прокопчук. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: Изд-во ПСТГУ, 2015. - 168 с.

Комментарии для сайта Cackle