КАФИСМА ДВАДЦАТАЯ
Псалом Давиду, к Голиафу, 143
Пророк благодарит Бога за победу, одержанную им над Голиафом и за избавление от врагов; возвещает и пришествие Единородного Сына Божьего, призывание имени Которого низлагает мысленного Голиафа. Поучает также, в чем состоит истинное блаженство людей (Никита, Афанасий).
Пс.143:1. Благословен Господь Бог мой, научаяй руце мои на ополчение, персты моя на брань.
«Благословен Господь Бог» – Да будет хвалим и прославляемый Бог! Сый «благословен» Христос Бог... Слава Отцу и Сыну и Святому Духу! – Почему общественные богослужения начинаются и заканчиваются этими словами? Потому что Господь в существе Своем «благословен» и есть Бог славы неизреченной, которая выразилась во всех творениях Его... Но в начале творения явился великий отступник и дерзкий хулитель имени и славы Божией, оклеветывающий непрестанно Господа день и ночь и которым непрестанно хулится вечно славимое имя Божие. Вопреки этому диавольскому хулению имени Божьего – святая Церковь непрестанно славит Господа достойно и праведно, да заградит уста диавола и нечестивых человек, хулящих имя Божие. «Да святится имя Твое. Аминь. Слава Богу!»
Будем учиться искусству из искусств – воевать с грехом, самым лукавым и сильным врагом нашим. Но никто не надейся на свою силу и разум, искусство или мужество, чтобы победить врага. Нет, он сильнее всех нас. На силу Божью будем надеяться, на силу Христа Спасителя, победившего за нас врага нашего диавола и даровавшего нам имя Свое, крест Свой, благодать и силу Свою для победы над врагом, при горячей молитве нашей о помиловании, ибо «Он научает руки наши на ополчение и персты наши на брань» (Иоанн Кронштадтский).
Пс.143:2. Милость моя и прибежище мое, Заступник мой и Избавитель мой, Защититель мой, и на Него уповах: повинуяй люди моя под мя.
Если хотим быть помилованными, то должны со своей стороны заслужить эту «милость». Пророк и самое помилование приписывает Богу: не я, говорит, снискал его своими делами, но Он Сам – «милость моя». Это признак сокрушенной души и признательного сердца – все приписывать Богу Человеколюбцу. «Повинуяй люди моя под мя» – этим указывает, что необходима нам помощь не только для покорения врагов, но и для подчинения домашних нам нужна великая помощь свыше... (Златоуст).
Пс.143:3. Господи, что есть человек, яко познался еси ему; или сын человечь, яко вменяеши его;
Весьма удивляюсь, говорит Пророк, безмерному Твоему человеколюбию, потому что Ты, Бог и Создатель всех, столько попечения прилагаешь об этом ничтожном живом существе (Феодорит).
Пс.143:4. Человек суете уподобися: дние его яко сень преходят.
«Человек уподобися суете», т.е. ничтожеству: потому что ни в чем человеческом нет ничего твердого, постоянного, ровного. Но все легко проходит и заменяется другим, так что более можно доверять писанию на воде, нежели человеческому благоденствию. Да и все здешнее подобно детской игре: кто ныне сам судил, на другой день сам бывал судим другими, богатый становился бедным, неизвестный часто овладевал всем; и часты перемены, не ровны переходы... (Григорий Богослов, Златоуст).
Пс.143:5. Господи, приклони небеса, и сниди: коснися горам, и воздымятся.
Здесь приоткрывается тайна воплощения Христа Спасителя. Благой Бог в помощь для исправления людей от зла дал закон, послал пророков... однако человечество не исправилось и зло превозмогло. Тогда, наконец, человеколюбивый и преблагой Бог послал Единородного Сына Своего; ибо только один Бог мог исцелить такую болезнь, и это было не безызвестно пророкам; почему здесь Давид ясно предвозвещает это (Дорофей).
Пс.143:6. Блесни молнию, и разженеши я: посли стрелы Твоя, и смятеши я.
Пророк предсказывает этим будущее, что можно разуметь и о втором будущем пришествии Христовом (Феодорит).
Пс.143:7. Посли руку Твою с высоты: изми мя и избави мя от вод многих, из руки сынов чуждих:
Пс.143:8. Ихже уста глаголаша суету, и десница их десница неправды.
«Сынами чуждыми» называет не иноплеменных, но удалившихся от истины нечестивых; подобно как и верующих мы почитаем братьями и своими по признаку истины. Итак, в рассуждении обязанности благотворения всякий человек пусть будет твой ближний; а когда должно открывать истину, то различай своего от чужого. «Водами многими» также назвал народ нечестивый (Златоуст, Феодорит).
Пс.143:9. Боже, песнь нову воспою Тебе, во псалтири десятоструннем пою Тебе:
Пс.143:10. Дающему спасение царем, избавляюшему Давида, раба Своего, от меча люта.
Слова эти сказаны от лица самого Давида. «Новою песнью» обозначил новый (евангельский) завет; ибо словами «нового» уничтожил древний, как сделавшийся ветхим (Афанасий, Евсевий).
Пс.143:11. Избави мя, и изми мя из руки сынов чуждих, ихже уста глаголаша суету, и десница их десница неправды.
Пс.143:12. Ихже сынове их яко новосаждения водруженная в юности своей, дщери их удобрены, преукрашены, яко подобие храма.
Пс.143:13. Хранилища их исполнена, отрыгающая от сего в сие: овцы их многоплодны, множащыяся во исходищах своих, волове их толсти.
Пс.143:14. Несть падения оплоту, ниже прохода, ниже вопля в стогнах их.
Пс.143:15. Ублажиша люди, имже сия суть: блажени людие, имже Господь Бог их.
Этими словами Давид изобразил благополучие и богатство нечестивых и беззаконных людей, присовокупив, что многие из неразумных людей прельстились их благоденствием и даже «ублажиша их». Исправляя столь погрешительное суждение, Давид присоединил: «блажени людие, имже Господь Бог их»; называя «блаженным» и счастливым тот народ, у которого истинное сокровище и наследство составляет «Господь Бог их» (Златоуст, Афанасий, Феодорит).
Хвала Давиду, 144
Этот боговдохновенный псалом содержит хвалу и славословие Богу, за Его премудрый и неизреченный в благости Промысл. У древних евреев этот псалом считался настолько превосходным сочинением, что они утверждали, что кто читал этот псалом трижды в день, тот, без сомнения, вселялся в небесный Иерусалим (по Палладию).
Пс.144:1. Вознесу Тя, Боже мой, Царю мой, и благословлю имя Твое в век и в век века.
Давид обещает не возвысить Бога, но показать, насколько это возможно, высоту Его людям. Словами «Царю мой и Боже мой» – выражает свою великую любовь к Нему (Феодорит).
Пс.144:2. На всяк день благословлю Тя, и восхвалю имя Твое в век и в век века.
Тогда как неразумная тварь всегда воссылает славу Творцу своему посредством удивительного своего устройства – неприлично разумному человеку представляться в этом отношении ниже безсловесной твари и не прославлять постоянно Творца Бога своего (Златоуст).
Пс.144:3. Велий Господь и хвален зело, и величию Его несть конца.
Мы называем Бога великим не по чувственной величине, поскольку Он, будучи безтелесен, не подлежит измерению, но называем великим по превосходству силы и чести, существа и действия. И чем более кто постигает «величие Его», тем более усматривает себя весьма далеким от созерцания превосходства Его (Григорий Нисский).
Пс.144:4. Род и род восхвалят дела Твоя, и силу Твою возвестят.
Пс.144:5. Великолепие славы святыни Твоея возглаголют, и чудеса Твоя поведят:
Пс.144:6. И силу страшных Твоих рекут, и величие Твое поведят.
Естество Воспеваемого – превышает силы Пророка, почему, подыскивая достойные и приличные наименования Ему, потом усматривая неудачность свою, сплетает многие имена во одно и называет Его то «славою святыни», то «великолепием славы» (Феодорит).
Пс.144:7. Память множества благости Твоея отрыгнут, и правдою Твоею возрадуются.
Пс.144:8. Щедр и Милостив Господь, Долготерпелив и Многомилостив.
Пс.144:9. Благ Господь всяческим, и щедроты Его на всех делех Его.
Из «благости» Божией открывается богатство милосердия Божия; ибо если бы Господь не имел столь великого человеколюбия, то невозможно было бы спастись никому. «Господь благ» ко всем: к праведным и грешным, к ангелам и архангелам и, даже к безсловесным животным. И геенною огненною и прочими муками вечными Он угрожает по Своему человеколюбию, чтобы чрез этот страх удалялись мы от греха и чрез покаяние и подвиги достигали уготованного нам Царства Небесного. И в настоящей жизни наказывает грешников по Своему человеколюбию, чтобы временным наказанием исправить их, а если не исправятся, по крайней мере облегчить их тамошнюю вечную казнь. Посмотри на жизнь каждого животного: на их нравы, обычаи, орудия к обороне, – ты увидишь, как все они довольны своей жизнью. Не бей животных, если они неразумные, если что-либо напроказят. Помни, что и они призваны к жизни «благостью Божией» для того, чтобы вкусили в короткий срок сколько смогут радостей бытия жизни (Златоуст, Иоанн Кронштадтский.).
Пс.144:10. Да исповедятся Тебе, Господи, вся дела Твоя, и преподобнии Твои да благословят Тя.
Пророк призывает к «исповеданию», т.е. ко благодарению Бога все словесные, безсловесные и бездушные твари за премудрое устройство и непрестанное попечение о них, а «преподобные» – люди святые, да благодарят Бога посредством Своей добродетельной жизни (Златоуст).
Пс.144:11. Славу Царствия Твоего рекут, и силу Твою возглаголют:
Пс.144:12. Сказати сыновом человеческим силу Твою, и славу великолепия Царствия Твоего.
Бог не нуждается во всем этом, но для блага самих воспевающих и, чтобы научить других и сделать их сообщниками «славословия» – чтобы познали все могущество Его (Златоуст).
Пс.144:13. Царство Твое, Царство всех веков, и владычество Твое во всяком роде и роде. Верен Господь во всех словесех Своих, и Преподобен во всех делех Своих.
Если Господь «верен во всех словесех Своих», то сказанное Им непременно сбудется (Златоуст).
Пс.144:14. Утверждает Господь вся низпадающыя, и возставляет вся низверженныя.
Опять говорит о великом человеколюбии Божием; так как Он не только поддерживает стоящих, но и бодрствует над готовыми упасть, и поднимает лежащих; если же кто не встанет, то это зависит от самих лежащих. Так Он хотел и все меры употреблял и касательно падшего Иуды, чтобы он встал; но он не восхотел. Напротив того, падшего Давида восстановил и укрепил (Златоуст).
Пс.144:15. Очи всех на Тя уповают, и Ты даеши им пищу во благовремении.
Пс.144:16. Отверзаеши Ты руку Твою, и исполняеши всякое животно благоволения.
Видишь ли, что божественный Давид показывает, что пищу животным доставляет не земля и не дождь, или солнце, или воздух, но повеление Господне. Ибо и произрастание плодов зависит не от стихий, но от Божественного Промысла. А «отверзение руки» Божией означает легкость подаяния. Древние христиане, приступая к духовной таинственной трапезе для причащения, пели слова этого псалма. А ныне этот псалом поют перед принятием обычной пищи. Этим мы исповедуем, что мы нищие, убогие и бедные, и потому всего у Бога просим; и все, что не имеем, Его благости приписывать должны (Златоуст, Феодорит, Тихон).
Пс.144:17. Праведен Господь во всех путех Своих, и Преподобен во всех делех Своих.
«Праведен Господь» во всех распоряжениях и попечениях Своих. Дела Его проповедуют человеколюбие и промысл Его, как Творца и Создателя (Златоуст, Феодорит).
Пс.144:18. Близ Господь всем призывающым Его, всем призывающым Его во истине.
Вот другой вид промышления, подаваемый верным, именно: «близость» Его, т.е. заступление, попечение и особая расположенность Его к ним (Златоуст, Феодорит).
Пс.144:19. Волю боящихся Его сотворит, и молитву их услышит, и спасет я.
Имеющии страх Божий – первыми творят волю Его. А так как намерения их согласны с волею Божиею, то Владыка исполняет их желания (Феодорит).
Пс.144:20. Хранит Господь вся любящыя Его, и вся грешники потребит.
Не унывай и не расслабляйся душою, претерпевая обиды, поношения. Если же Бог попускает некоторым из любящих Его подвергаться мучениям и казням, то и это означает «хранение Его». Ибо хотя тела их и разрушаются, но по душе они становятся светлее; а после этого и тела получат нетленными (Златоуст, Иоанн Кронштадтский).
Пс.144:21. Хвалу Господню возглаголют уста моя, и да благословит всяка плоть имя святое Его, в век и в век века.
Псалмопевец заключает свою речь опять славословием, призывает Пророк всю вселенную к общению в славословии Владыки: и не только получающих благодеяния, но и безсловесных животных, и стихии, и бездушные твари, потому что все исполнено «благости Божией».
Аллилуиа, Аггеа и Захарии, 145
Произнес слова этого псалма Пророк, но языком его двигал Утешитель, поэтому слова эти принадлежат благодати Духа. Эти слова мы поем вместе с Давидом, который присутствует духом. Ибо изречения святых – это изображение душ их, и через божественное Писание мы наслаждаемся присутствием святых, имея в Писании изображение не тел, но душ (Златоуст).
Пс.145:1. Хвали, душе моя, Господа.
Пс.145:2. Восхвалю Господа в животе моем, пою Богу моему, Дóндеже есмь.
Поистине – великое дело «хвала Богу»: она очищает душу и производит в нас великое благоговение. «Хвали, душе моя, Господа», ибо душа выше тела. Ибо без души и тело мертво (Златоуст).
Пс.145:3. Не надейтеся на князи, на сыны человеческия, в нихже несть спасения.
Если они не властны в своем собственном спасении, если не могут покровительствовать даже самим себе, и в сколь многих великих опасностях и смертоносных болезнях находятся – то как можно «надеяться» на них? (Златоуст).
Пс.145:4. Изыдет дух его, и возвратится в землю свою: в той день погибнут вся помышления его.
«Духом» называет душу. В день смерти душа разлучается с телом, которое возвращается в «землю свою», из которой взято, по слову Праведного Судии: «яко земля еси, и в землю отыдеши» (Быт. 3, 19). Души, как говорят святые отцы, все помнят из того, что было содеяно: и слова, и дела, и помышления, и ничего из этого не могут тогда забыть. А «погибнут» помышления века сего: о строениях, имуществе, родителях, детях и всяком даянии и получении. Но то, что она сделала относительно добродетели или страсти, все то помнит, и ничего из этого для нее не погибает. Но если и пользовал кто кого, или тот получил пользу от кого, то всегда помнит и пользовавшегося, и пользовавшего. Точно так же если и вред потерпел от кого, и сам сделал вред кому – то помнит и вред содеявшего и принявшего вред. И ничего душа не забывает из содеянного в мире, но помнит по смерти еще яснее и очевиднее... И даже тот самый вид греха душа помнит, и то самое место, и то самое лицо, с которым согрешила (Дорофей).
Пс.145:5. Блажен, ему же Бог Иаковль Помощник, упование его на Господа Бога своего:
«Блаженным» называет надеющегося на «Бога», а не на «князи» и «сыны человеческие»; на Него и патриарх «Иаков» надеялся и получал многократно великую помощь: не без причины поэтому упомянул об «Иакове» (Феодорит).
Пс.145:6. Сотворшаго небо и землю, море, и вся, яже в них: хранящаго истину в век:
Этими словами священнопевец объемлет всю видимую тварь, показывая силу Творца. Из этого можешь заключить, сколь великое различие между тленными начальниками и Творцом всего (Феодорит).
Пс.145:7. Творящаго суд обидимым: дающаго пищу алчущым. Господь решит окованныя.
В том и состоит дело Божие – чтобы не оставлять без внимания обижаемых и подвергающихся злоумышлениям, подавать «пищу» телесную и духовную «алчущым» всего доброго; освобождать от житейских бедствий и заключенных в темницах, а также «окованных» – связанных узами своих грехов. Пророк всяким возможным образом доказывает, что промышление Божие простирается на все (Златоуст, Афанасий).
Пс.145:8. Господь умудряет слепцы: Господь возводит низверженныя: Господь любит праведники:
«Господь умудряет» Своею мудростью лишенных телесных и душевных очей, а также восстановляет впадших в болезни или несчастья низверженных в пропасть погибели, согласно пророчества Исаии: «Я дал Тебя во свет народов отверзать очи слепым, извести из уз окованных ими, и из темницы седящих во тьме; тогда услышат глухие слова книги и покрытые тьмою и мглою очи слепых прозрят» (Ис. 42, 6–7). «Господь любит праведников», которые страдают от несправедливости: они будут особо возлюбленными и вознагражденными за терпение у Бога. Молитвы их всегда будут услышаны: «много бо может молитва праведного поспешествуема» (Иак. 5, 16). А кто сделался умом «слеп» ко всему окружающему, кроме Бога, тех «Господь умудряет», показывая им божественнейшее (Паисий, Марк Подвижник).
Пс.145:9. Господь хранит пришельцы, сира и вдову приимет, и путь грешных погубит.
Если Господь помогает находящимся в несчастии, «сира и вдову приимет», т.е. заступит, то тем более – подвизающимся в добродетели. «И путь грешных погубит», но не самых согрешающих, чтобы ты не подумал, что души их тленны, но путь их, т.е. действия, жизнь. Ибо Бог не отвращается от существа, но ненавидит пороки (Златоуст, Максим Грек).
Пс.145:10. Воцарится Господь во век, Бог твой, Сионе, в род и род.
Не будем смущаться и безпокоиться в искушениях, если мы не тотчас получаем избавление от них, но предоставим время избавления Самому Господу; и когда совершим что-нибудь доброе, не будем тотчас требовать воздаяния, но будем полагаться на Его волю. Ибо если Он «царствует» постоянно и пребывает «во век» – то не должно сомневаться; ибо если Он не сделал воздаяния здесь, то отлагает его для большего воздаяния (Златоуст).
Аллилуиа, 146
И этот псалом есть хвала и славословие Богу (Афанасий).
Пс.146:1. Хвалите Господа, яко благ псалом: Богови нашему да усладится хваление.
Благое дело – воспевать и песнословить Господа. «Псалом» возводит от земли мысль, окрыляет душу, облегчает и делает ее возвышенною. Но чтобы «хвала» была «усладительной» Богу, необходима и добрая жизнь, и молитва, и внимание поющего. Ибо Богу, как неимеющему нужды, приятно не пение, но намерение поющего (Златоуст).
Пс.146:2. Зиждай Иерусалима Господь, разсеяния Израилева соберет.
Христос «созидает», как истинный «Иерусалим» – Церковь Свою по вселенной из камней живых; Он же ежедневно «созидает» и Небесный «Иерусалим» из имеющих внутреннее достоинство – добродетельных душ, «разсеянных» по вселенной (Евсевий).
Пс.146:3. Исцеляяй сокрушенныя сердцем, и обязуяй сокрушения их.
Если хочешь получить утешение – смиряй себя, сокруши свою мысль (Златоуст).
Пс.146:4. Исчитаяй множество звезд, и всем им имена нарицаяй.
Здесь говорится о могуществе Божием и о том, что Он в точности знает вещи нам неизвестные, как, например, «звезды», которые по своему множеству не подлежат исчислению. В этом пророчестве не то говорится, что Бог «нарицает имена звездам» подобно людям, но то, что в точности их знает. В созерцательном смысле божественное пророчество разумеет под звездами праведников и боголюбивых, согласно со сказанным: «вы есте свет мира» (Мф. 5, 14) (Григорий Нисский, Пелусиот).
Пс.146:5. Велий Господь наш, и велия крепость Его, и разума Его несть числа.
Не сказал сколь Он велик; ибо и невозможно было изъяснить это количеством; но неопределенным наименованием ведет разум к безпредельности. Все безмерно: и «величие», и «крепость», и «разум», но мы прославляем по мере вместительности нашей. «Велий Господь» – ибо небо имеет престолом, а землю подножием. «Крепость Его» – в том, что небо и землю содержит, «разум Его» – в том, что Сам безвестное и тайное знает (Василий В., Григорий Нисский, Феодорит).
Пс.146:6. Приемляй кроткия Господь, смиряяй же грешники до земли.
Это подобно сказанному: «Господь гордым противится, смиренным же дает благодать» (Притч. 3, 34).
Пс.146:7. Начните Господеви во исповедании, пойте Богови нашему в гуслех:
Пророк призывает к усердному благодарственному славословию Господа (Златоуст).
Пс.146:8. Одевающему небо облаки, уготовляющему земли дождь: прозябающему на горах траву, и злак на службу человеком:
Пс.146:9. Дающему скотом пищу их, и птенцем врановым призывающым Его.
Хотя всех питает Божественный Промысел, но преимущественно «птенцев врановых», поскольку о них не имеют попечения родившие их, и которым служат пищею мелкие животные, летающие около гнезд. Ворон ненавидит чад своих, рождает, но не кормит. «Птенцы» же не словесно «призывают» Творца, но необходимостью вынужденные крики уподобляются прошению. Если Бог так печется о диких безсловесных животных, не служащих людям, то не гораздо ли более промышляет о людях, особенно о тех, которые прославляют Его песнопениями, которых Он назвал Своим собственным народом и наследием (Златоуст, Пелусиот, Феодорит).
Пс.146:10. Не в силе констей восхощет, ниже в лыстех мужеских благоволит.
Пс.146:11. Благоволит Господь в боящихся Его, и во уповающих на милость Его.
Разумея под «лыстями» (голенями) крепость ног, Пророк указывает, что не быстротою ног, не телесною силою, не искусством ездить на лошадях благоугождается Бог – но добрыми делами, богобоязненностью и упованием на «милость Его» (Феодорит).
Аллилуиа, Аггеа и Захарии, 147
И этот псалом есть хвала и славословие Богу за Его блага и особенно за дарование Самим Богом народу иудейскому писанного Закона. Но христиане удостоились большей чести, приняв учение не чрез раба, но чрез Самого Господа Иисуса Христа (Златоуст).
Пс.147:1. Похвали, Иерусалиме, Господа, хвали Бога Твоего, Сионе:
Пс.147:2. Яко укрепи вереи врат Твоих, благослови сыны твоя в тебе.
«Иерусалим» есть город, а «Сион» – холм, на котором он построен: оба эти имена – имена одного и того же города. В высшем значении эти слова можно относить к Церкви. «Сионом» и Павел называет Церковь (см. Евр. 12, 22). Ибо действительно, ее Бог оградил гораздо безопаснее Иерусалима: не «вервями» (столбами у ворот) и «вратами», но Крестом и знамением Своей силы, которой Он везде устроил ей ограду (Златоуст).
Пс.147:3. Полагаяй пределы Твоя мир, и тука пшенична насыщаяй тя.
Это преимущественно можно сказать о Церкви; что собственно удивительно: она особенно наслаждалась «миром» в то время, когда боролась с врагами, и наслаждалась безопасностью – когда все строили ей козни. Так сказал Господь: «мир оставляю вам, мир Мой даю вам» (Ин. 14, 27). Под «туком пшеничным» можно разуметь духовную таинственную пищу, тот Хлеб Жизни, который Он даровал нам (Златоуст).
Пс.147:4. Посылаяй слово Свое земли, до скорости течет слово Его:
Все, что ни повелевает Бог, совершается с великой скоростью (Златоуст).
Пс.147:5. Дающаго снег Свой, яко волну, мглу, яко пепел, посыпающаго:
Пс.147:6. Метающаго голоть Свой, яко хлебы: противу лица мраза Его кто постоит;
Пс.147:7. Послет слово Свое, и истает я: дхнет дух Его, и потекут воды.
Показывает естественные превращения в природе: как из одной сущности вод делаются и твердый лед, и «мгла, яко пепел» (туман в воздухе), и «голоть яко хлебы» (град, равный размерам хлеба), и нестерпимая снежная стужа. И другая удивительная вещь, что Бог «посылает слово свое» – и снег и лед тает и «дхнет дух» (подует ветром) южным и «потекут воды». А этим Давид показывает, что все это не бывает случайно, а превращается по повелениям Творца. И как легко превращаются эти естественные вещи – так легко изменяются и человеческие обстоятельства: и как неприятные перемены часто бывают полезны и благотворны – так и случающиеся искушения и скорби во всех случаях полезны человеку (Златоуст, Феодорит).
Пс.147:8. Возвещаяй слово Свое Иакову, оправдания и судьбы Своя Израилеви.
Пс.147:9. Не сотвори тако всякому языку, и судьбы Своя не яви им.
Желая показать, что получение закона и познание «судеб» Божиих есть дар гораздо важнейший, нежели безопасность, мир, многочадие и изобилие жизненных благ – Давид поставил этот дар после всего, как венец всех благ, присовокупив: «не сотвори тако всякому языку». Ибо воистину никакому другому народу Бог не дал ни Писания, ни законодателя Моисея, ни самого Закона, ни «судов» Своих Он никому не явил – кроме израильтян. Поэтому и преимущество иудейского народа состоит в том, что он один из всех людей почтен дарованием писанного Закона, и что дал его Сам Бог: «многочастне и многообразне древле Бог глаголавый отцем... (нашим), в последок дний... глагола нам в Сыне» (Евр. 1, 1). Видишь ли, что мы удостоились большей чести, приняв учение не чрез раба (Моисея), но чрез Господа Иисуса Христа (Златоуст).
Аллилуиа, Аггеа и Захарии, 148
Настоящий и два последующих псалма называются хвалениями, потому что содержат благословение и хваление Бога посредством всех исчисляемых в них творений. Не находя достаточных сил к достойному прославлению Бога, святые обращают свое слово ко всем тварям, приглашая их принять участие в принесении хвалений Творцу. Весь этот псалом особенно научает тому, что за все надо прославлять Бога (Златоуст, Марк Ефесский).
Пс.148:1. Хвалите Господа с небес, хвалите Его в вышних.
Это долг твари в отношении к Творцу – воздавать Ему «хвалу», потому что молитва к Богу и богохваление должны быть делом всякой разумной твари немолчным и непрестающим. Моисей научает нас, что два неба сотворены Богом: одно вместе с землею, а второе – посреди вод и вод, и его-то назвал Бог «твердию», на которой находятся солнце и луна, звезды и свет. А на высшем небе, расположенном выше тверди – находятся все небесные горние силы. Итак, светилам, которые мы видим, повелевается «хвалить» Творца с чувственных «небес», а ангелам, как невидимым, повелевается «хвалить» Творца с «вышних» горних небес (Григорий Богослов, Симеон Солунский, Евсевий, Феодорит).
Пс.148:2. Хвалите Его, вси Ангели Его, хвалите Его вся силы Его.
К славословию вначале призывает высшие твари. Это знак пламенной души и горячей любви – побуждать всех к славословию Возлюбленного; это – знак души, постоянно услаждающейся мыслию о Боге и преданной Ему. Не в том смысле говорит он так, что будто «ангели» не хвалят, а он приглашает их к тому, но, как бы хваля их, что они имеют это собственным и непресекаемым своим делом по любви к Богу, и себя к ним присоединяет (Златоуст, Симеон Солунский).
Пс.148:3. Хвалите Его, солнце и луна: хвалите Его, вся звезды и свет.
Не эти твари созывает Пророк, но нам дает повеление, взирая на них, изучать Божию премудрость и непрестанно слагать песнопения Богу. «Хвалою» называет красоту тварей, которая доставляет хвалу Создателю (Златоуст, Феодорит).
Пс.148:4. Хвалите Его Небеса небес, и вода, яже превыше небес.
Видимое небо (в виде льда сотворено) и держит в себе половину вод: поскольку оно принимает на себя огонь солнца и луны и безконечное множество звезд. И чтобы от такого жара оно не сожглось и не уничтожилось, и могло противостоять пламени и не сгорать. И эту влагу небесное тело уделяет даже земле. Ибо, откуда роса? Облака нет, в воздухе воды нет; ясно, что источает ее из своих избытков небо (Златоуст).
Пс.148:5. Да восхвалят имя Господне: яко Той рече, и Быша: Той повеле, и создашася.
Молясь, нужно так веровать в силу слов молитвы, чтобы не отделять самых слов от самого дела; так как у Господа слова и дела нераздельны: «той рече и Быша; той повеле и создашася». И ты также веруй, что сказал на молитве, о чем попросил – то и будет. Ты славословил – и Бог принял славословие. Ты благодарил – и Он принял твое благодарение в воню благоухания духовного. То беда, что мы маловерны и отделяем слова от дела – оттого и безплодны наши молитвы (Иоанн Кронштадтский).
Пс.148:6. Постави я в век и в век века: повеление положи, и не мимо идет.
Господь не только создал, но и не перестает промышлять об этих тварях: так что и небо на землю не падает, и земля ничем не поддерживаемая стоит, и подобно все творение существует. Ничто не находится вне зависимости от Господних определений, потому что все служит и следует божественному повелению; потому что Кто вначале все произвел словом, Тот и опять может словом переделать творение (Златоуст, Феодорит).
Пс.148:7. Хвалите Господа от земли, змиеве и вся бездны:
Дух Святый, повелев небесным чинам «хвалить» Господа, обращает повелевающее слово к чинам преисподним, прежде земных; которых обозначает словами: «змиеве» и «бездны», разумея под первыми больших морских китов, а под последними – морские глубины. Когда ты видишь громадность кита, можешь ли не удивляться и не восхвалять Творца? Он прославляет Творца своей величиной и тем, что жилищем ему назначена непроходимая часть моря. Удивительно и то, что это животное не преступает назначенных ему пределов для жительства, не истребляет рыб. Даже море, вздымаясь силою ветров, страшно ярясь и пенясь, не преступает своих пределов и не дерзает залить сушу, но сохраняет повеление Господне. Размышляя, отсюда можно составить хвалу Богу, удивляться Его могуществу, премудрости, силе (Златоуст, Афанасий).
Пс.148:8. Огнь, град, снег, голоть, дух бурен, творящая слово Его:
«Дух бурен» – есть сильный ветер. А словами: «творящая слово Его» Пророк указывает, что все эти неприятные стихии с великой покорностью исполняют повеление Божие (Златоуст, Феодорит).
Пс.148:9. Горы и вси холми, древа плодоносна и вси кедри:
К славословию приобщаются «древа плодоносна и вси кедри» в доказательство того, что по природе ничто не лукаво и не отчуждено Богом; напротив того, каждая тварь по собственной воле или отдаляется от Бога, или приближается к Нему (Василий В.).
Пс.148:10. Зверие и вси скоти, гади и птицы пернаты:
Летать означает то же, что простирать руки. Поэтому и пресмыкающееся – есть птица, поскольку оно ползает и простирается. Итак, «гадами» называет пернатых птиц, бывших в море. И от «зверей» польза не меньше, чем от кротких. Те полезны для телесных потребностей, а эти – внушают страх, делают тебя благоразумным, приводят на память грех прародителя и показывают – каких зол бывает причиною непослушание. Перечисляя неприятные стихии, губительных зверей и пресмыкающихся, всех призывает к прославлению Творца, чтобы этим сильнее показать всеобщий Промысел Божий и научить людей, что все это достохвально и необходимо, и имеет причину и цель, для которой создано; хотя, может быть, для нас она непонятна или неудобовразумительна (Златоуст).
Пс.148:11. Царие земстии и вси людие, князи и вси судии земстии:
Здесь снова Давид приводит другой вид Промысла Божия: начальствующих и подчиненных. Ибо и это есть дело премудрости Божией: чтобы люди не жили безсмысленнее зверей Бог учредил власть начальников, как бы бразды управления колесницею. А то, что к власти допускаются люди порочные – это зависит от злонравия самих подчиненных (Златоуст).
Пс.148:12. Юноши и девы, старцы с юнотами.
«Юнотами» называет тех же «юношей», чтобы отделить их от старцев. «Юноши» в целомудрии, а «девы» в чистоте «да восхвалят Имя Господне»; и в книге пророка Иоиля «юношам» обещается зрение видений. А «старец» по душе есть тот, кто усовершился в благоразумии, каков был Даниил, в молодом теле показавший досточтимое ведение (Василий В.).
Пс.148:13. Да восхвалят имя Господне: яко вознесеся имя Того Единаго, исповедание Его на земли и на небеси.
«О имени Иисусове всяко колено поклонится небесных и земных и преисподних, и всяк язык исповесть, яко Господь Иисус Христос в славу Бога Отца» (Флп. 2, 10–11). Верные исповедуют Христа истинного Бога на «земли» в надежде получения вечного воздаяния на «небеси» (Псалтирь с толкованием).
Пс.148:14. И вознесет рог людей Своих: песнь всем преподобным Его, сыновом Израилевым, людем приближающымся Ему.
«Рог людей» – есть крепость их (подобно как и у животных). Не сказал просто: «песнь всем», но «преподобным» и «приближающымся Ему», чтобы чрез это воззвание указать на необходимость подвигов, чтобы стать истинным «Израилем», которому и будет «песнь» и слава, как прославляемому Самим Богом и взаимно прославляющему Его. Ибо псалом этот предсказывает о подвигах, совершенных Маккавеями (Златоуст, Феодорит).
Аллилуиа, 149
Псалом содержит благословение и хваление Богу от лица христиан, ибо поют «новую песнь» принадлежащие к новой твари (Гал. 6, 15), новозаветные, облеченные в нового человека (Григорий Богослов).
Пс.149:1. Воспойте Господеви песнь нову: хваление Его в церкви преподобных.
«Воспевать» Бога есть дело не беззаконных, но «преподобных»; и возносить «хваление» Ему должно с совершенным согласием, так как «Церковь» по своему наименованию означает соединение и собрание. Пророк требует благодарности посредством жизни и дел, и этим указывает на недостаточность одних слов (Златоуст).
Пс.149:2. Да возвеселится Израиль о Сотворшем его, и сынове Сиони возрадуются о Царе своем.
Пророк внушает не просто благодарить Господа, но с удовольствием, «веселием» и пламенною душою: от благодарящего требуется особая расположенность. Таковы все души святых (Златоуст).
Пс.149:3. Да восхвалят имя Его в лице, в тимпане и псалтири да поют Ему.
«Лик» есть собрание единомысленных людей, согласно славящих Христа Господа. А как позволено было древним иудеям петь Богу при музыкальных орудиях, по причине слабости ума и склонности к удовольствию, то для христиан «тимпан» требует умерщвления плотских удовольствий, ибо делается из кожи мертвого животного, а «псалтирь» – обращение к небу, чтобы о горнем мудрствовать во славу Божию (Златоуст).
Пс.149:4. Яко благоволит Господь в людех Своих, и вознесет кроткия во спасение.
Что может равняться с этим благоденствием, когда Бог оказывает Свою милость? Но Он требует и зависящего от людей. Ибо «возносить» – есть дело Божие, а быть «кроткими» – дело людей. Божие не является, если не будет наперед человеческого (Златоуст).
Пс.149:5. Восхвалятся преподобнии во славе, и возрадуются на ложах своих.
Это говорится о будущей их «славе». Тесный путь и узкие врата ведут в Царство Небесное, и не иным каким-либо образом подаются эти блага, но только подвижнической жизнью на земле – вот ходатай небесного упокоения. «Возрадуются на ложах своих» по успении, в вечных небесных обителях, в уготованных для них жилищах. Или же «ложе» – означает чистое сердце, вводящее по смерти (успению) в Царство Небесное (Димитрий, Евсевий, Афанасий).
Пс.149:6. Возношения Божия в гортани их, и мечи обоюду остры в руках их.
«Возношение» есть непрестанное призывание и благодарение Господа. «Меч обоюду остр» – Крест Христов, посекающий видимых и невидимых врагов (Псалтирь с толкованием).
Пс.149:7. Сотворити отмщение во языцех, обличения в людех:
«Отмстят» святии нечестивым, производя суд над ними на Страшном суде: «не весте ли, яко святии мирови имут судити» (1Кор. 6, 2) (Псалтирь с толкованием).
Пс.149:8. Связати цари их путы, и славныя их ручными оковы железными:
На Суде Судия будет обвинять ««славных» земли» – преследователей верных, гонителей, нарушивших закон и презревших слово истины. Обвинением Он будет посрамлять Своих врагов пред ангелами и всеми святыми, когда повелит, "связавше (им) руце и нозе... ввергнуть во тьму кромешнюю» (Мф. 22, 13) (Златоуст).
Пс.149:9. Сотворити в них суд написан. Слава сия будет всем преподобным Его.
По истине, люди сами на себя пишут осуждение в этой жизни: «сотворит Господь суд написан». Для того-то Бог попустил в мире быть богатым весельчакам и бедным Лазарям – да откроются их помышления и наклонности, да явятся грубые страсти; а с другой, – плоды добродетелей. Святость жизни – вот матерь «славы» (Иоанн Кронштадтский, Феодорит).
Аллилуиа, 150
Богоотец царь и пророк Давид оканчивает книгу божественных псалмов хвалением и благодарением Вседержителя, научая этим и нас благодарить Бога за все благодеяния и несчастия, какие угодно Ему послать нам (Златоуст).
Пс.150:1. Хвалите Бога во святых Его, хвалите Его во утвержении силы Его.
Хвалите Бога чрез «святых Его» за то, что людей Бог сделал ангелами. Кто, изучая жизнь «святых», не подвигнет язык свой к прославлению Господа, даровавшего им такое обилие благ? Мы поклоняемся Богу, если прославляем прославленных Богом «святых», удивляемся их мужеству, просим их молитв пред «Богом». «Хвалите Его» за твердь, созданную Его силою, т.е. за видимое нами небо. Бог сотворил это видимое небо, создав его наподобие льда из отвердевших вод (см. Быт. 1, 6). Это сгущение льда подняло половину воды вверх, а половину оставило внизу. Поэтому это видимое небо и называется твердию, потому что образовалось из разреженного естества вод (Златоуст, Феодорит, Иоанн Кронштадтский).
Пс.150:2. Хвалите Его на силах Его, хвалите Его по множеству величествия Его.
Призывает здесь горние силы к славословию Бога. «Хвалите Бога» за «силы Его», за могущество, которое возвещают созданные Им твари самим своим видом. «Хвалите» Бога за безмерное «Его величие», которому «несть конца» (Пс. 144, 3), Он имеет престолом небо, а землю – подножием (см. Ис. 66, 1) и «везде Сый и вся исполняяй» (Златоуст).
Пс.150:3. Хвалите Его во гласе трубнем, хвалите Его во псалтири и гуслех.
Пс.150:4. Хвалите Его в тимпане и лице, хвалите Его во струнах и органе.
Пс.150:5. Хвалите Его в кимвалех доброгласных, хвалите Его в кимвалех восклицания.
Эти музыкальные орудия употребляли в древности левиты (священнослужители) в божественном храме, песнословя Господа не потому, чтобы звуком их услаждался Господь, но потому, что угодно было Ему намерение, с каким совершалось все это. «Трубы» были священным орудием, на которых могли играть только священники (см. Числ. 10, 8), в воспоминание тех труб, которые слышны были на Синае и в памятование общего Страшного суда, который будет по звуку трубному (см. 1Кор. 15, 52). Как иудеям заповедано было славить Бога всеми музыкальными инструментами, так нам повелевается славить Его всеми членами: языком, глазами, слухом и руками (Златоуст, Феодорит, Пелусиот).
Пс.150:6. Всякое дыхание да хвалит Господа.
Все люди есть «дыхания» Божии (поэтому ангели и называются духами, а человеческие духи – душами, потому что произошли от божественного дыхания и дышат Богом: «Святым Духом всяка душа живится и чистотою возвышается») – «степенны четвертого гласа». Да и все прочие твари называются дыханиями, потому что и они от Духа Святаго, хотя и не причастны разума и свободы. Поэтому всякую тварь надо беречь, не бить, не изнурять ее. «Блажен, иже и скоты милует». Писание говорит о многих духах («все духи хвалите Господа»). Достойным же подаются дары различения духов (см. 1Кор. 12, 10). Одни «духи» – небесные, радующиеся истине; другие земные, подверженные обольщению и заблуждению; иные же – подземные, чада бездны и тьмы, «моляху Его, – говорит Евангелие, – да не (пошлет) их в бездну" (Лк. 8, 31). Итак, слово это призывает ко хвалению Бога «всякое дыхание», т.е. весь мир: и ангелов, и людей, и демонов, и праведников, и грешников, чтобы они, разделившиеся по причине грехов, прекратили враждебные отношения друг к другу и, совокупившись бы в один лик, – воссылали «хвалу» Богу (Иоанн Кронштадтский, Епифаний, Евсевий, Златоуст, Григорий Нисский).
Сей псалом особь писан, Давидов, и вне числа 150 псалмов, внегда единоборствоваше на Голиафа
В надписании этого псалма говорится, что он написан отдельно от других псалмов. Достоверно же неизвестно, почему этот псалом поставляется вне числа и даже признается некоторыми неканоническим. Его не было и до сих пор нет в еврейском тексте и халдейских переводах; но зато есть он в некоторых греческих изданиях Семидесяти, читается в сирийском и арабском переводах. Об этом псалме упоминает святой Иоанн Златоуст в 17-ой беседе к антиохийцам, а святой Афанасий Александрийский поставляет его в числе тех псалмов, которые имеют содержанием «похваления о Господе». Между тем, никто из отцов не оставил нам толкования на этот псалом, может быть и потому, что, кроме немногих слов, он ясен сам по себе.
«Мал бех в братии моей и юнший в дому отца моего, пасох овцы отца моего. Руце мои сотвористе орган, и персты мои составиша псалтирь. И кто возвестит Господеви моему? Сам Господь, Сам услышит. Сам посла Ангела Своего, и взят мя от овец отца моего, и помаза мя елеем помазания своего. Братия моя добри и велицы, и не благоволи в них Господь. Изыдох в сретение иноплеменнику, и проклят мя идолы своими. Аз же, исторгнув меч от него, обезглавих его, и отъях поношение от сынов Израилевых».