Приложения

В дни после кончины спутницы жизни протоиерея Бориса матушки Марии

Надгробное слово в день погребения моей матушки 26 ноября 1973 г.

Дорогие мои собратья священнослужители!

Дорогие прихожане и богомольцы!

Сегодня мы с вами хороним нашу матушку, не мою только, но вашу общую мать, как сама она часто любила себя называть.

Покойная прожила на земле 87 лет, 20 из них протекли здесь у вас на глазах. Многим из вас известные и добрые дела покойной, и человеческие слабости ее (ведь мы хороним не Святого, а простого смертного человека). Но никто не знает ее так, как я, проживший с нею в супружестве 40 и знавший ее до нашего супружества в течение трех лет.

Ее духовные качества, достойные подражания, известны многим из вас. Твердая вера и несомненная надежда на Всевышнего, самоотверженное служение благолепию и состоянию храма Божия, пламенная ревность о славе Божией и чистоте Святого Православия, бескорыстие и презрение к деньгам, строгое целомудрие, преданность к уставам Св. Церкви и благочестивым обычаям воспитавшей ее родной семьи, благоговейное почитание родителей, бережливость, любовь к живым существам (животным и растениям), любовь к храму Божию до готовности на любой подвиг, духовная и житейская рассудительность, ласковое и приветливое обращение – вот то, что украшало ее долгий жизненный путь, путь сплошного подвига служения Богу, Церкви и ближним.

Все эти качества за время нашей совместной с ней жизни она всячески старалась привить и мне, чем я обязан прежде всего и главным образом только ей одной, от которой, образно говоря, вторично родился 40 лет назад.

В детстве я часто слышал от людей взрослых, что в книгах написано не то, что бывает на самом деле в жизни, что по книгам жить невозможно. Когда я встретился на жизненном пути с ней, я воочию убедился, что по книгам можно жить, и не надо непременно быть Святым для этого, о которых пишут в книгах.

Она всегда внушала мне словом и делом искать прежде всего Царствия Божия. Мы часто любили говорить о смерти, и она неоднократно заповедовала мне идти неуклонно избранным путем и, если останусь один, продолжать ее путь жизни, и я неоднократно твердо обещал ей блюсти все ее заветы и продолжать ее образ жизни, если Господь призовет ее раньше меня. И вот теперь у ее гроба я торжественно подтверждаю перед всеми вами это мое, данное ей обещание – неуклонно следовать по ее стопам в моей духовной церковной и домашней жизни, свято соблюдать все, ею заповеданное мне о укрепляющей меня помощи Свыше. Нас было двое, теперь стало двое в одном. Она отныне образом ее жизни будет жить во мне. Я говорю вам об этом для того, чтобы могли мне напомнить об этом, если я по каким-то причинам уклонюсь от сказанного мною. Возможно, вам будет теперь труднее со мной: взяв на себя этот крест, я должен быть строже и к себе самому, и к вам в моем служении, если все вы будете мне в этом содействовать, а не мешать, тогда] только я смогу исполнить то, что обещаю. Поэтому я призываю всех вас разделить со мной это бремя по мере возможности.

Один из батюшек в своем слове заметил, что покойная любила Слово Божие. Да. Это так. Она ежедневно, после утренней молитвы прочитывала главу из Евангелия в течение всей своей долголетней жизни. Пойдемте же все вместе сим путем, указанным в этой Божественной книге.

Мир праху твоему, моя дорогая спутница жизни. Вечный покой в Боге да будет твоей любящей и глубоковерующей душе.

Его Высокопреосвященству,

Высокопреосвященнейшему ИОАННУ:

Митрополиту Псковскому и Порховскому

(от) настоятеля Свято-Духовской церкви

с. Толбицы Псковского района,

протоиерея Бориса Николаева

Почтительнейший рапорт

С великим прискорбием и болью в сердце имею долг донести Вашему Высокопреосвященству, что вчера 22 ноября с.г. в 8 ч. 55 м. вечера отошла в загробный мир моя матушка Мария, беззаветно преданная Вашей Святыне почитательница и моя спутница в духовной жизни. Она оставила здешний мир на 88!м году от рождения, завершив свой путь духовного подвига и трудов на благо Св. Церкви непродолжительной, но тяжелой телесной болезнью (воспалением легких).

19 числа сего месяца она была мною напутствована Исповедью и причащением Св. Христовых Таин.

Исполняя последнюю волю почившей, почтительнейше прошу Ваше Высокопреосвященство помолиться об упокоении ея души и, если возможно, назначить священнослужителя на погребение, так как сам я по состоянию здоровья и общедушевному обычному в подобных случаях состоянию не смогу принять участие в богослужениях.

Вашей Святыни почитатель и богомолец

23 ноября 1973 г., с. Толбицы                   Протоиерей Б. Николаев

Письмо секретаря Совета МДА протоиерея Алексия Остапова

Дорогой о Господе отец Борис!

Прошу Вас принять самое искреннее братское соболезнование в постигшем Вас горе – кончине жены и друга. Больно было читать Ваши строки. Но Вы настоящий христианин и пастырь и лучше меня знаете, что все совершается по воле Божией. Молюсь, как могу, о упокоении рабы Божией Марии, запишем ее имя и в Академический Синодик. Господь да упокоит душу ее со святыми, а Вам да ниспошлет Свое утешение и крепость сил. Мужайтесь, дорогой отец Борис и не падайте духом. Искушение с Вашей работой все продолжаются, но новый ректор, узнав от меня из Вашего письма о затянувшемся деле, «нажимает» на Матвеева; такого безобразия у нас в Академии еще не бывало, все сроки подачи отзывов давно прошли; оказывается, не был надписан том Матвееву, что я сделал. Думаю, что теперь уже скоро будут отзывы, хотя я знаю, что Вам сейчас не до этого, но честь Академии и полезность Вашего труда требуют, чтобы дело было завершено. Я верю в Вашу победу.

Вся наша семья сердечно Вам соболезнует. Помоги Вам Господь!

5.XII.73 г.                                           Сердечно Ваш Прот. А. О.

Письмо протоиерея Николая Гурьянова

Остров Залит

Боголюбезнейший Батюшка о. Борис!

Шлю Вам свое душевное соболезнование о постигшем Вашу Святыню огненной печалью. Я вместе с Вами переживал огромное Ваше горе, и вместе с Вами молюсь к Сладчайшему Господу о новопреставленной р. Б. Марии, драгоценной Вашей Матушке. А она, в свою очередь, молится о моем недостоинстве.

Милый мой Батюшка, я верю, Вам очень тяжело, и помоги, Господи, перенести этот удар. Однако в постигшем нужно не забывать и Промысл Божий, ведущий наши немощи ко благу спасения. А посему, усугубим Св. молитву и наше пастырствование во Имя Христовой Церкви во красоту Святого Православия. Да будет так!

14/XII–1973 г.                               Ваш брат о Спасителе Мира и недостойный Богомолец о. Николай.

Письмо протоиерея Вениамина Румянцева

Дорогой о. Борис!

Получил я твое письмо печальное. Еще не раскрывал его, а прочитал, что наша Мария Ивановна отошла на вечную жизнь. Дорогой друг отец Борис, разделяю с тобой эту скорбь, никогда незабвенную, вот я уже прожил без Матушки год, а как будто это сделалось вчера, и каждый день сто раз помянешь свою потерю. Вот дорогой, как ты пишешь, что жизнь наша кончилась, так и я с тобой согласен, что ближе человека нет как своя Матушка. И сказать некому, и разделить радость и горе нет с кем, одно утешение осталось поплакать на молитве перед образами Спасителя и Божией Матери, и излить свою печаль. Будем, дорогой, молиться о упокоении Марии и Елены. Помоги тебе Господи и укрепи в твоем одиночестве, Господь нас посетил и напомнил, что и вы будьте готовы и вы не бессмертны, это наши с тобой предвестники.

У меня живет старушка: готовит и по дому убирается, все же с ней поохотне, а одному мне трудно, потому что дел много.

До свидания. С любовию. Вениамин.

Не беспокойся. Как поминал о здравии, так буду поминать и о упокоении раб. Божию Марию. Это наша с тобой святая братская обязанность.

Марии Ив. будет 40 дней 31 декабря

А Елене Ив. будет год 27 декабря

Будем творить поминовение

Завещание моей ныне покойной матушки, которое она давала мне устно в последние два года ее жизни (воспроизведено по памяти после ее кончины)

1. Говори как можно меньше (это она часто повторяла последнее время).

2. В большие начальники не лезь: ты не гож туда по своему характеру. Тебя притешат, похвалят – ты и рад... Возьмешься, а потом – как узнают твое все «детское» – и выгонят, как это уже и было. И пойдешь ты опять скитаться, как скитался до 17 лет.

3. Вот возьмут тебя в Лавру, поставят служить молебны у раки Преподобного на целый день – ты и сбежишь.

4. Сейчас я радуюсь за тебя: не зря отдала я свою жизнь...

Но боюсь за твой характер: чуть маленько ударят тебя в жизни посильнее – например, в Академии с магистерской твоей – и ты впадешь в отчаяние и можешь угодить к врагу...

5. Никуда из Толбиц не уходи: дал тебе Господь земной рай – живи в нем.

6. Доживай потихонечку свой век: ведь ты теперь – дедушка. Если ум не потеряешь – жить можно очень хорошо.

7. Не будь таким, как мама (отчаяние, нытье, слабость).

8. Учись от меня по хозяйству. Останешься один, так и веди его, и тебе будет легко и не скучно жить на свете.

9. Если по-маминому станешь жить, то все бросишь и будешь бобылем жить. Но как бы хорошо было бы, если бы смог ты продолжать мое: и интерес в жизни и время пролетит быстро и незаметно.

10. Похоронить меня (как всегда я говорила всем) мыть много не надо»: «бабы как-нибудь вымоют» (это в последние дни сказано), одеть в «смертное» (венчальное), которое в сундучке лежит, и туфли обязательно. Сам не отпевай, а то начнешь и заплачешь. Пригласи своего друга (он и духовник твой теперь) о. Василия Димитриевского, а если он откажется, – о. Алексея Макарова, а сам будь хозяином, не раскисай, ибо если ты не исполнишь моей просьбы, никто другой кроме тебя этого не сделает, а ты потом всю жизнь жалеть будешь.

11. Иконочку «Явление Б.М. Преподобному Сергию» пусть положат мне в гроб.

12. Если будут хоронить в большой праздник – поставьте гроб в притворе: каждый мимо пойдет и помолится, а то будут глазеть всю службу на меня.

13. Венков и цветов никаких не надо.

14. Гроб пусть сделают великопольские мужички, но вина ни им, ни на обеде чтобы не было: заплати им деньгами, и богато заплати. А потом, через год, в какой-нибудь мой праздник (Михаил или Николу) позови всех по возможности близких мне мужичков (и Ивана Павловича и Ивана Васильевича) и угости их вином в память моего праздника.

15. Гроб покройте моим большим черным платком, и пусть он пойдет на покров другим, кто пожелает. Нашейте крест и отделки сделайте, и освятишь его.

16. Похороните на выбранном мною месте в уголке справа от алтаря под вербиной: мне будет слышно всегда пение с клироса.

17. Обед делайте обязательно. Делайте обед хороший (у тебя всего много), но только без вина.

18. Гроб, если можно, покрасьте в синий цвет. Сам сделаешь на могиле деревянную оградку.

19. Тело – как одежда или отрезанный ноготь: отделилось от души – и оно уже не то, что было прежде.

20. Я, может быть, приду посмотреть, как ты живешь, и буду радоваться, если у тебя все хорошо идет, если не забудешь моих слов. Ты меня не бойся. Но видениям не верь никаким: это вражье. Такая «Манюша» явится, что...

21. Вещи не раскидывай сразу куда попало, а придется случай, кто будет нуждаться – и отдашь. Деньги по церквам не развози, только сорокоуст в соборе закажешь. Пьяницам не подавай, а придется на доброе дело – дай, не жалей. Зря не раскидывай копейки: выйдешь на пенсию, куда пойдешь, если доживешь? А если государству достанутся – пусть. Ведь там люди.

22. Шить без меня тебе некому будет. Купишь в магазине новое белье и носи. Наше теперешнее барахло никому стирать отдать нельзя, а ряс и подрясников тебе на век хватит: береги их.

23. Машину швейную Мане отдай моей (она в нашем еще доме справлена), а если не возьмет – научись сам шить: все занятие будет.

24. На похороны Маню не вызывай. Не беспокой. Потом напишешь. У ней теперь новая родня, внуки. И я бы на ее месте тоже... Когда там папины сестры были: я уж и забывать стала их... давно ведь.

25. Мое черное платье отдай Марусе: она в храме убирается. А если коротко – можно надставить. Хочу, чтобы оно в церкви всегда было.

26. Возможно, ты меня скоро забудешь. Поплачешь первое время... Как только меня не станет – явится много из разных городов и мест: важных, культурных, образованных, ласковых: только все это не надолго... Помнишь мстерскую Марию Михайловну?

27. Жить никого к себе не бери: в моей родне все дряхлые. Хорошие старушки всем нужны: их не отдадут свои, а барахло – сам понимаешь... Слепая Феклуша моя, а ведь не пустят ее.

28. Вообще, одну никакую не бери, а уж если брать, так двух!трёх. Как, например, Зина и Нюша. Но таких пока нет. Если нужно – Господь Сам пошлет. Для церкви человек необходим постоянный.

29. В церкви веди свой устав и порядок. Будь отцом и пастырем. Служи Богу и людям, как Святые Отцы учат. Строго держись их заповеди.

30. Никогда не ругай своих чад: ведь это дети наши глупые, а не друзья, на которых можно обижаться.

31. Если сможешь – борись и стой за Православие, за истину, за правду. Ведь ты писал книгу по Златоусту, так? А сделали с ним? Не бойся мучений. Кончишь мучеником – буду радоваться там.

32. Я, если будет можно, буду молиться о тебе, чтобы не погиб, чтобы не сбился с пути. Если будешь помнить меня – все будет хорошо.

33. О магистерке своей не «треплись» (не волнуйся /Б.Н./). Подал... Как хотят. Ничего не переделывай: зачем тебе чины накануне смерти?

34. Останешься один – будешь за Пухом ухаживать: покупать ему рыбу, колбасу, будешь с ним «беседовать». Только ты его и так уж испортил: стал не похож на кота...

35. Праздники делай свои, как при мне: тебе будет поприятнее: лучше, чем на чужие надеяться. Научишься – и все будет хорошо.

36. Послушай иногда, что и там говорят – в Москве и других городах (радио /Б.Н./), только не привязывайся: тебе «царем» не быть. А послушать можно, особенно если что духовное, церковное там...

37. Читай каждое утро молитву Ангелу Хранителю акафистную: там хорошо сказано об отчаянии, о падениях смертных грехов.

38. Вина крепкого (водки) граненую рюмочку кстати к делу – после бани, с дороги, в праздники, после всенощной и от простуды – всегда можешь пить без вреда, но если станешь пить больше, то лучше «прикончи» вино совсем и не пей нисколько.

39. Толбицкий свой храм береги. Но если прихожане его закроют, и ты будешь в силах – без дела не сиди и от службы не отказывайся.

40. На могилку ко мне будешь ходить часто. Когда какая скорбь, когда мимо пойдешь: это тебе утешение.

41. Молись за меня сам: ты знаешь все мои тайные и явные грехи. Других не заставляй молиться, особенно за деньги: это не молитва.

42. Не затрудняй народ в церкви лишний раз большими проповедями и вообще меньше говори проповедей. Им это не интересно. Народ только тяготится и ждет, скоро ли кончишь. Говори как можно короче и вообще реже говори, чтобы слушали с охотой, а не с тяготой.

43. На письма всем отвечай. Старших себя поздравляй с праздником первый, а так не беспокой людей своими письмами.

44. Вот схоронишь меня, и будешь повсюду ездить, но лучше, если будешь больше сидеть дома.

45. Мама моя говаривала: «Как с дружком ни водись, а камешек держи за пазухой». В дружбе надо быть не только осторожным, но и не увлекаться ею чрезмерно: как видишь, что сильно задружил, так сразу дальше старайся, тогда дружба будет и прочной и хорошей, а иначе она скоро может превратиться во вражду. Сильная дружба остывает.

46. О друзьях своих говори как можно меньше: не болтай о них всем.

47. Кто людей не стыдится, тот и Бога не боится. Смотри, чтобы люди не сказали о тебе плохо вправду. Клеветы не бойся. «Напраслица свалится, а былица явится», – моя мама говаривала так.

48. Не открывай ворота (душу) всем и каждому: много на свете людей злых, хитрых, лицемерных: «всех люби и всех беги» (пословица).

49. В монахи не ходи: монашества теперь нет давно уже, да ты туда и не гож. Живи по-монашески дома. Будь перед Богом монахом. Доживай свой век как есть. Не долго теперь жить осталось. Дай Бог, если доживешь до маминых лет.

50. «Умирать собирайся, а поле сей» (пословица). Не живи спустя рукава, всегда наготове будь. Ведь не в городе живешь, в магазин не сбегаешь. В любое время к тебе может завернуть человек и может быть очень дорогой и долгожданный. Смотри, чтобы было чем принять и угостить человека. Ведь сам-то любишь, когда принимают тебя.

51. Дурные мысли прочь гони. Смотри за собой, за своими нервами, когда находит раздражение и жестокость: это иногда бывает у тебя. Это худые минуты: скажешь слово – не вернешь, а то и ударить можешь и убить живое существо. Враг может и на человека руку поднять, а потом?.. Бойся этих минут и смотри за собой в оба.

52. Не знаю, чем отблагодарить мне Настеньку свою за все ее труды и заботы обо мне. Денег не возьмет, а тряпок у ней и своих хватает, да мои платья ей и не по росту...

53. Начальство почитай все. Особенно Владыку нашего: все вы не стоите его подметки. Раньше много было таких людей, теперь все делается меньше и меньше. Никому не груби, всех привечай.

54. Ни в какую другую веру не бросайся. Наша вера самая правильная: так она и названа «Православная», лучше ее нет. Но и не хули другие веры: кто в какой родился, тот пусть и живет в ней.

55. Земля наша (мир) – это большая деревня, а разные государства – жихари. Одна семья больше, другая – меньше, одна богаче, другая беднее, одна дружная, а другая скандальная. Дружная семья та, где ничего не выходит за стены дома. Не есть та невестка, которая ходит по соседям и жалуется на свекровь, то не дети, что жалуются по соседям на отца и мать. Соседи иногда ссорятся, а иногда и дружат. Но ни один не пожелает соседу так, как себе самому. Семейные нелады и недостатки они стараются всегда использовать для упрека во время перебранки, да для сплетен на завалинке в праздник, и только... С детства мы, ребята, привыкли считать наш дом самым лучшим и родителей самыми умными и самыми красивыми в деревне. Вот так же и тут. Пусть те и хорошие, да они чужие. Нам нечего делать за границей, если бы даже и стали нас туда звать. Потерять родную Россию – все равно, что умереть. Я знаю, что значит жить на чужбине – даже в чужой губернии. Не соблазняйся на Платоновых и Павлюхиных: пусть наши и хуже их, но они родные, а те – чужие для нас.

***

О. Борис был очень требователен к себе. Его внутренне сосредоточенная, собранная духовная жизнь проявлялась и во внешних правилах. С юных лет он завёл обычай составлять себе правило-устав на каждый пост. И в преклонных летах он старался сохранять строгий распорядок своей повседневной жизни.

«Ключ» или руководство к распорядку дня на 1974 г.

Основные правила

1. Надлежит знать, что обычный (будничный) подъем бывает в 5.00. Сюда входят: обычные утренние процедуры, проверка часов и температуры воздуха дома и на улице и смена календарного листка обоих календарей. Ранний подъем бывает в дни церковных служб и праздников.

2. Домашнее утреннее правило в обычные дни состоит из утренних молитв (по каноннику), рядового зачала из Евангелия, акафистной молитвы Св. Ангелу Хранителю и одной кафизмы поминовения с обычными молитвами (по келейной Псалтири). В дни служб – «правило готовящихся».

Молитвы утренние начинаются непосредственно после утренних обычных процедур, не позднее указанного времени, а молитвы вечерние – перед самым сном.

Кафизма заупокойного поминовения совершается утром в 6.00 и вечером в 21.00 (момент кончины матушки). Обе кафизмы исполняются точно в свое время независимо от вечерних правил, которые в исключительных случаях могут быть совершаемы и до и после кафизмы.

Утренние и вечерние молитвы исполняются словесно (шепотом), а кафизмы – гласно (псалмодически).

Кафизмы поминовения совершаются в течение всего года и оставляются только в дни Св. Пасхи, когда они заменяются пасхальными молитвами.

3. Утренний чай бывает в обычные дни. В дни отлучек (поездка в город и т.п.) он заменяется горячим завтраком. В дни праздников и церковных служб утренний чай оставляется.

4. «Свободное время» бывает утреннее (между завтраком и работой на кухне), дневное (между обедом и дневной топкой) и вечернее (между полдником и вечерней топкой к ужину).

Для заполнения свободного времени составляется список предстоящих дел по дому или по храму, а накануне каждого дня вопрос решается определенно.

5. Время, оставшееся от домашних молитвенных правил, используется для чтения Св. книг, творений Св. Отец или др. духовных книг.

Свободное время дней праздничных (утреннее, дневное, вечернее) употребляется на отдых, чтение книг, газет и прослушивание радиопередач (см. п. 21).

Чтение и прослушивание радиопередач в дни простые (будни) бывает только в тех случаях, когда нет домашних дел.

6. Утреннее приготовление пищи (работы на кухне) в дни обычные (будни) начинается в 9.30, в дни церковных служб, праздников (без служб) – в 6.30. Также и в дни отлучек в 6.30. В эти дни топится обычно большая (русская) печь с тем расчетом, чтобы топка была закончена к 7.30.

7. Обед в обычные дни бывает из 2–3 кушаний не ранее 11.00 и не позднее 12.00. Состав кушаний (меню) – по календарному списку.

В дни великих праздников и церковных служб, а также в дни, связанные с особым воспоминанием о покойной матушке (дни особо ею чтимые), трапеза составляется по заведенному ею порядку и издавна установившимся в доме обычаям в рамках общецерковного Устава (посты и постные дни). Обед состоит из 3–4 кушаний (блюд).

8. Послеобеденный отдых бывает от 30 мин. до 1-го часа.

9. Дневная топка бывает по мере надобности (смотря по температуре).

10. Полдник бывает в простые дни в 15.30, а в праздничные – в 16.00 и может отодвигаться в зависимости от времени обеда (интервал 4 часа).

11. Посещение могилы бывает в утреннее и вечернее «свободное время», а также в любое время, смотря по надобности.

12. Вечерняя топка (на ужин) бывает в обычные и праздничные дни в 20.30, в канун праздников со всенощным – по окончании службы, в дни отлучек – в 19.50.

13. Ужин в простые дни бывает в ........, накануне праздников и в дни отлучек – в 21.30. Он состоит из остатков от обеда.

14. Вечернее молитвенное правило в дни обычные (простые) бывает в 20.45, а накануне дней праздничных – по окончании всенощной или, если ее нет, – до ужина. Оно состоит из вечерних молитв (по каноннику), кафизмы (исполняется в свое время) и канонов приготовления в канун праздничных и служебных дней.

Общие правила

1. Посетители, гости и прихожане, явившиеся с требами, в особенности если они люди духовные или вообще верующие, в необходимых случаях должны быть ознакомлены с распорядком дня. Хотя гостеприимство – дело любви – предпочитается Св. Отцами посту и молитве, однако без особой нужды никаких изменений в распорядке дня в связи с их присутствием не следует допускать. Также и в домашнем хозяйстве без «благословенной вины» (без нужды) никаких изменений в связи с их присутствием не должно быть, кроме режима питания. Свободное время все целиком используется на дела гостеприимства. Молитвенное правило, в особенности кафизмы, остается неизменным.

Во избежание излишних праздничных бесед, посетители (соседи) приглашаются к участию в трудах по хозяйству.

2. Отлучки из дома и поездки без «благословенной вины», в особенности посещения соседних домов ради провождения времени, в простые (будни) дни исключаются.

3. Часы домашней молитвы и церковных служб являются основой распорядка дня: на них ориентируется весь ход прочих дел дня.

4. Во всем домашнем хозяйстве неизменно сохраняется и действует порядок, издавна установленный в доме покойной матушкой, и никаких изменений и самовольного вмешательства со стороны посторонних «хозяек» не должно быть.

5. Прослушивание радиопередач на 1974 траурный год сокращается до минимума, в который входят: 1) все церковные и общерелигиозные передачи; 2) краткая необходимая информация текущих событий; 3) прочие назидательные передачи (исторические, хозяйственно-бытовые, медицинские и т.п.). Полностью исключаются: песни, музыка, политика, критика, полемика, увеселительные и развлекательные передачи.

6. Праздничными считаются дни воскресные, двунадесятые, великие и особо почитаемые в доме праздники (напр., 25 января и пр.).

7. Во всех недоуменных вопросах и непредусмотренных случаях прямым руководством служит ее устное «Завещание», данное в последние два года жизни (см. их запись).

Из переписки прот. Бориса по вопросу защиты магистерской диссертации

«Знаменный распев и крюковая нотация как основы русского православного церковного пения»

Письмо секретарю Совета МДАиС протоиерею Алексию Остапову

Дорогой о. Алексей!

На днях получил я от Вас рецензию на мою работу, исправленную мною (вернее – испорченную) под давлением бывшего руководства Академии, изучил ее, как мог, и не понимаю, для какой цели мне ее выслали.

Дорогой собрат! Не я ли писал Вам в первых моих письмах... Какой из меня магистр? Учился в другой Академии, заочник и, главное, сельский священнослужитель. Так все и вышло. Нельзя, оказывается, выдавать желаемое за действительное. Видно было сразу, что мои цензоры взяли курс на бесконечное переделывание работы.

Всякое новшество вызывает отрицательную реакцию, это давно известно. Но моя работа не актуальна: она, мягко говоря, неэкуменическая и не модная вообще. Это можно было судить по репертуару духовного концерта, записанного на пластинки. Я никогда не стал бы за нее браться, если бы получил эти пластинки раньше, года на 4–5. При таком положении вещей, с одной стороны, и по состоянию своего здоровья, с другой стороны, я не считаю себя способным защищать данную диссертацию. Не говоря уже о переделке, которую требуют они. Матвееву прошу передать мое извинение за беспокойство, и пусть не старается писать свой отзыв. Я твердо решил работу взять обратно, о чем на днях отправлю прошение на имя Ректора и Совета Академии. Известный Вам семейный удар значительно расстроил мое здоровье. Моя нервная система расстроена настолько, что всякая обидная или скорбная мысль вызывает слезы, не говоря уже о словесных оскорблениях и клеветнических выпадах, с которыми неизбежно связана защита диссертации при современном отношении к ней цензоров.

Благодарю Вас лично и всех, кто оказал мне помощь и содействие в этой работе. Я многое получил и этого мне вполне достаточно для сей и будущей жизни, к которой я, мне кажется, близок по своему внутреннему и физическому состоянию.

Простите меня и помолитесь

Неизменно Ваш

26/X. 1974 г.                                     Протоиерей Б. Николаев

Письмо архиепископу Дмитровскому Владимиру (Сабодану), ректору МДАиС

Ваше Высокопреосвященство!

Разрешите в последний раз обратиться к Вам. Состояние здоровья, значительно ухудшившееся после перенесенного год назад сильного потрясения в моей жизни, а равно и неблагоприятствующая ситуация, сложившаяся вокруг моей злополучной диссертации, заставили меня подать в Совет Академии прилагаемое при сем прошение. В порядке пояснения считаю своим долгом изложить вопросы, поставленные самой жизнью за время пятилетнего «чтения» моего труда в Академии.

1. Нужна ли эта работа вообще?

2. Нашла ли Академия в этой работе характерные признаки богословской диссертации?

3. Можно ли считать рецензиями крючкотворство, изложенное рецензентами на пятидесяти листах?

4. Существует ли предел для переделывания диссертаций?

5. Могут ли рассматривать богословские диссертации лица, не имеющие звания доцента и, даже, вообще богословски не образованные?

6. Может ли преподаватель, освобожденный от занимаемой им должности, выступать в качестве официального рецензента?

7. Обязан ли автор диссертации беспрекословно повиноваться рецензентам, или он должен писать и мыслить самостоятельно?

8. Могут ли рецензенты диктовать свою волю ректору и совету?

9. Возможно ли в данной обстановке защищать диссертацию при теперешнем состоянии моего здоровья?

Мне кажется, что на все эти вопросы ответ может быть только отрицательный. Поэтому, оставаясь при своих убеждениях, изложенных в диссертации, прошу дать законный ход приложенному прошению.

Прошу Ваших Св. молитв и благословения.

10 декабря 1974 г.                               Протоиерей Б. Николаев

ПАТРИАРХ МОСКОВСКИЙ И ВСЕЯ РУСИ АЛЕКСИЙ

30 декабря 2005 г. № 8006                         119034 Москва, Чистый пер. 5

ЕЕ ВЫСОКОПРЕПОДОБИЮ ИГУМЕНИИ ВИКТОРИНЕ, НАСТОЯТЕЛЬНИЦЕ БОГОРОДИЦЕ-РОЖДЕСТВЕНСКОГО МОНАСТЫРЯ МОСКВЫ

Ваше Высокопреподобие, Досточтимая Матушка Игумения!

Получив известие о кончине протоиерея Бориса Николаева, духовника вверенной Вам обители Первопрестольного града нашего, выражаю искреннее соболезнование и сочувствие Вам и сестрам монастыря, всем родным, близким и духовным чадам покойного.

За годы своей жизни, насыщенной многими событиями и свершениями, о. Борис усердно потрудился во славу Божию и на благо Русской Православной Церкви, снискал любовь и уважение многих людей. Он многие десятилетия с любовью совершал службу Божию, тщательно исполнял порученные ему послушания, посему его труды не раз по достоинству отмечались церковными наградами. Вся жизнь покойного – достойный пример служения Церкви.

Ныне Господь призвал в обители небесные ревностного труженика, много сделавшего для возрождения церковной жизни, сохранившего веру и верность своему призванию в нелегкие годы.

Молюсь Владыке жизни и смерти Господу нашему Иисусу Христу о упокоении Своего верного служителя в селениях небесных, «где нет ни болезни, ни печали, ни воздыхания, но жизнь безконечная».

Вечная память новопреставленному протоиерею Борису.

ПАТРИАРХ МОСКОВСКИЙ И ВСЕЯ РУСИ АЛЕКСИЙ

Поздравления

Протопопу Борису от Псковских единоверцев:

Дорогой отче, примите наши сердечные поздравления с Днем памяти Святых князей русских, братий по плоти Бориса и Глеба. С великой радостью поздравляем Вас, отче, с долгожданным и почти чудесным напечатанием новой Вашей книги, посвященной истинному древнеправославному Знаменному пению: Ваш труд станет прекрасною помощию нашей возрождающейся Единоверческой общине в изучении сего дивного искусства служения Богу: Молимся пред Ним о Вашем здравии и многих летах на благо Святой Церкви русской.

Лета 1994 год, месяц май, во 2-й день

Уважаемый отец протоиерей Борис!

Сердечно поздравляю Вас с 50-летием безупречного служения церкви Христовой.

Благодарю Вас за то добро, сострадание и любовь, которые Вы несете людям в это неспокойное время.

Желаю Вам крепкого здоровья, долгих лет жизни и творческих успехов на благо жителей Псковского района и Российского государства.

С глубоким уважением,

Глава Псковского района

28.10.2001 г.                                                 В.В. Сукманов

Дорогой наш батюшка и Зоя!

Поздравляем Вас с праздником Светлого Христова Воскресения!

От всего сердца желаем, чтобы Господь даровал Вам здоровья, сил, любви и помощи ближних и чтобы благодатию Своею Спаситель управил Ваши дела на благо спасения сестер нашей обители и торжества Церкви Христовой.

Просим Ваших молитв

2002 г.                         Игумения Викторина с сестрами, М. Даниила

Христос Воскресе,

Дорогой Батюшка!

Сердечно поздравляем Вас с Днем Ангела!

Путь земной Вашей жизни многотруден, исполнен забот и скорбей за Церковь и народ Божий, который и есть главное богатство России. Путь этот есть дорога в Царство Света и Любви, где все труждающиеся обретут покой и радость в Господе.

Ваше богатство в недрах Вашей души, которую Премудрый Господь украсил добродетелями смирения, искренности и правды. Люди, соприкасаясь с Вами и черпая любовь из источника Вашего сердца, укрепляются в вере и добре.

Дай Господи, чтобы священный огонь веры и любви, который возжег Господь в Вашей душе, и нам указывал путь в нашем земном странствии. Добрый наш пастырь и отец, Вы всегда будете для нас примером горячей любви к Богу и служения Ему.

Многая Вам и благая лета.

Испрашиваем Вашего Благословения и молитв.

С любовью и благодарностью,

15.05.2002 г.                         Настоятельница Спасо-Елеазаровского монастыря Монахиня Елисавета с сестрами

Стихотворные поздравления сестер Богородице-Рождественского и Спасо-Елеазаровского женских монастырей

***

О Неба и Земли Царице

Прими мольбы твоих рабов,

Как лепты некогда вдовицы

С любовью принял Царь Веков.

К Тебе с молитвой прибегаем

Немногословной и простой:

Отца родного, умоляем,

Своею милостью покрой.

Он у Престола Благодати

С полвека Богу предстоит

За нас, о Всеблагая Мати,

Молитву теплую творит.

Избранием его почтила

Ты в день сей праздника святой

И души верных поручила

Вести спасительной стезей.

Любовь отца нам открывает

Христов неизреченный Свет.

Покрой его, о Всеблагая,

И сохрани на много лет

Монахиня Серафима

Богородице-Рождественский Монастырь

28.10.2001 г.

***

Наш добрый пастырь, наш родимый

И бесконечно дорогой...

Кем будем мы еще любимы

Так, как любимы мы тобой.

Кто отогреет наши души

И к покаянью приведет,

Мы с Вами делаемся лучше,

И легче груз нести невзгод.

Вы нам пример любви Христовой

И светлой памяти о том,

Что в новом веке жизни новой

Мы все соединимся в Нем.

Живи же долго пастырь добрый,

Нам во спасение ты дан,

Когда нам трудно или скорбно,

То ты как лучик светишь нам.

Любовь твоя горит пред Богом,

Как негасимая свеча!

Дай, Господи, и нам убогим

Свершить, что ты нам завещал.

Ты дан нам грешным в назиданье,

Ты – благочестия венец!

О, как прожить нам подражая

Тебе, о добрый наш отец.

Наш добрый пастырь, наш родимый,

Ты в утешение нам дан.

И мы у Господа любимы,

Раз ты дарован Богом нам.

Сестры Спасо-Елеазаровского Монастыря

Посвящается Митрофорному протоиерею Борису Николаеву, нашему духовному отцу

Спорительница Хлебов

В безбрежной лазури среди облаков

Виденьем святым в небесах

Явилась Царица над златом снопов

Пречистая – в славе лучах.

Узрел преподобный Ее в вышине

Склонившую любящий взор

К трудам всех живущих на скорбной земле,

В златой облаченной убор.

Явила Владычица старцу Свой Лик

И образ грядущих трудов,

Над нивой Своей простирая в тот миг

Любви благодатный Покров.

И ныне, как прежде, икона хранит

Святую Небес благодать:

За землю с мольбою всегда предстоит

Пред Сыном Скорбящая Мать

«То жатва поспела, да делатель где?»

И вот материнской рукой

Избранного Богом ведет к высоте

В мир Горний по ниве земной.

Тот делатель верный пред Богом Святым

Под сводом Его Алтаря

Ходатаем стал у незримой черты,

О нас умоляя Царя.

Наш любящий пастырь и добрый отец,

Усердный служитель Христов,

Ваш труд не напрасен на ниве сердец:

Любовь порождает любовь!

Богородице-Рождественский Монастырь

28.10.2004 г.

Книги, написанные протоиереем Борисом

1. Богословие пяти чувств. М.: Богородице-Рождественский ставропигиальный женский монастырь, 1998.

2. Догматики и антифоны знаменного распева, употребляемые в православном богослужении и выраженные в безлинейно-крюковой и общемузыкальной нотациях. М.: Богородице-Рождественский ставропигиальный женский монастырь, 2000.

3. Духовная жизнь как предначатие жизни вечной. М.: Богородице-Рождественский ставропигиальный женский монастырь, 2002.

4. Знаменный распев и крюковая нотация как основа русского православного церковного пения. Иосифо-Волоцкий монастырь, 1995.

5. Толковая грамматика знаменного пения. Псков, 1995.

6. Песнопения службы Святым Царственным Страстотерпцам: Императору Николаю, Императрице Александре, цесаревичу Алексию, великим княжнам Ольге, Татиане, Марии, Анастасии, распетые большим знаменным распевом. М.: Богородице-Рождественский ставропигиальный женский монастырь, 2005.

7. Храм и Церковь в наши дни. М.: Богородице-Рождественский ставропигиальный женский монастырь, 1997.



Источник: Знаменная жизнь. — М. : АСТ-ПРЕСС ШКОЛА, 2008 г. — 256 с. ISBN 978-5-94776-639-4.

Комментарии для сайта Cackle