архиепископ Димитрий (Муретов)

Конспект по педагогике

Взято из книги: «История Киевской духовной академии. В. Аскоченский», 220―221.

Педагогию называем науку о воспитании.

Воспитание в общем смысле есть вспомоществование правильному развитию всех сил телесных и духовных воспитанника, из которого оно образует человека и достойного члена общества.

Воспитание христианина, какое должно быть в обществе христианском, есть такое развитие умственных, нравственных и телесных сил человека, какого требует дарованная ему благодать св. крещения и звание истинного христианина, благопослушного православной Церкви Христовой и верного сына отечества.

Воспитание духовное имеет целью образовать не только истинного христианина и полезного члена общества, но и способного и полезного служителя Церкви.

Последнее есть главный предмет Педагогики для духовных академий.

Понятие о воспитании вообще, как о сообразном с целью развитии и образовании всех сил духовных и телесных, заключает в себе не только наилучшее практическое направление сил воспитанника, вследствие которого он делается способным действовать на поприще жизни во благо себе и другим, но и сообщение ему различных сведений полезных и нужных для известного рода жизни в обществе. То и другое между собой нераздельно; в науке может быть рассматриваемо порознь. Первое назовем воспитанием в частнейшем смысле, ― последнее ― обучением. Отсюда и Педагогику можно разделить 1) на науку воспитания и 2) науку обучения (дидактика).

I. Наука воспитания. Здесь после общий понятий а) о назначении воспитываемого и средствах к достижению оного ― естественных и благодатных; b) о воспитателе, его обязанностях и качествах умственных и нравственных, с) о средствах, которыми может располагать воспитатель для своей цели, должны быть указаны 1) как общие правила касательно возбуждения и направления способностей, предупреждения от повреждения и исправления недостатков; 2) так и особенные правила касательно а) образования тела (воспитание физическое). Правила, относящиеся к сему, должны быть заимствованы из медицинских наставлений (например, из книги доктора Грума о сохранении здоровья детей), с применением их к быту духовенства и устройству духовных школ и цели духовного образования. b) образования души, то есть, ее умственных и нравственных сил, ума, воли и чувства, как требует достоинство существа нравственного, звание христианина, особенное назначение духовного воспитанника, с указанием средств к сохранению благонравия детей, к предупреждению и исправлению недостатков.

Примечание. Хороший и обильный материал для сих трактатов можно найти в недавно изданной в Москве книге О воспитании детей в духе христианского благочестия. Только правила отвлеченные должны быть приближены к действительной жизни, общие ― к частной цели и состоянию духовных воспитанников.

II Наука обучения Обучение чему-либо есть сообщение (устное) сведений, относящихся к одному известному предмету по предначертанному наперед плану, или в форме науки. Сообщающий сведения другому называется преподавателем, наставником; принимающий сведения ― учащимся.

Обязанности преподавателя и учащегося и образ занятий того и другого можно рассматривать или вообще, без применения к известной какой-либо науке, или частно в приложении к известным наукам. Отсюда наука обучения разлагается на две части общую и особенную. 1) Часть общая. Обучение слагается из деятельности преподающего и обучающегося: поэтому по указанию общей цели обучения и средств к достижению оной, должно раскрыть в особенности: А) В отношении к преподавателю а) его обязанности и качества ― умственные, нравственные и физические; б) внешний образ или форму преподавания; в) порядок преподавания; г) дух преподавания. Б) В отношении к учащемуся а) его обязанности и качества; б) образ и порядок занятий, чтобы преподавание приносило надлежащий плод. 2) Часть особенная. Обучение духовного юношества (по нынешнему состоянию) начинается в доме родительском, продолжается и развивается в низших училищах, усовершается до известной степени в средних учебных заведениях (семинариях); совершенствуется до возможной степени в академиях. Показанные степени обучения могут быть рассмотрены отдельно. 1) Обучение первоначальное (в доме); оно состоит в обучении чтению и чистописанию. Здесь укажутся различные методы и правила того и другого. 2) Обучение приготовительное в училищах. Здесь по указании а) устройства учебной части в училищах и цели обучения в них, которая состоит главным образом в приготовлении к дальнейшему образованию, а вместе с тем и к низшим церковно-служительским должностям; b) указать особенные правила преподавания всех предметов обучения, то есть, катехизиса, русского языка, древних языков, арифметики и проч. с указанием цели, объема и способа преподавания каждой науки, также порядок и образ занятий учеников при изучении их. 3) Обучение семинарское. Здесь также а) по указании цели и состава семинарского обучения, b) должно указать главное содержание и цель, объем и метод всех наук, входящих в состав семинарского обучения, с приложением частнейших наставлений и правил касательно преподавания их, сообразно цели семинарского образования; равным образом порядок и образ занятий самих учащихся. 4) Высшее образования академическое. Здесь также а) по указании цели и состава академического обучения, b) должно указать не только содержание, способ преподавания и направление всех наук, входящих в состав академического обучения, но и средства к дальнейшему развитию и усовершенствованию сих наук, также способ успешнейшего занятия ими. Практические упражнения учащихся по сему предмету будут состоять в составлении и чтении уроков, в кратком изложении небольших трактатов в форме учебниковm в устном объяснении готовых учебников.

Примечание. Пособия к составлению общей части дидактики или науки обучения есть. Даже на русском языке есть книжка, выбранная из Нимейера, под названием: Руководство к дидактике или науке преподавания. С.-Петербург 1837 г. Но особенная часть дидактики должна быть обработана применительно к системе духовного образования.

3. ПОКАЗАНИЕ

предметов по классу Богословия Церковного, преподанных в первую

половину 1836 –37 учебного года

А. Предварительные понятия

I О церкви вообще

1) Наименование церкви, ― 2) понятие о ней, ― 3) подробное раскрытие сего понятия: а) божественное происхождение церкви, открывающееся из а) слов и действий самого Иисуса Христа, ― b) апостолов, ―с) истории церкви и d) цели и свойств христианской веры, ― е) ограничение понятия о божественном происхождении церкви, ― б) цель, для которой Иисус Христос учредил на земле церковь, ― в) союз церкви с Иисусом Христом, как главой: а) свойства сего союза и b) следствия, ― г) главные свойства церкви, отличающие ее от всех других союзов, ― д) отношение церкви к другим обществам: а) к обществу гражданскому, b) к обществу иноверцев, с) к обществу разномыслящих христиан, d) к умершим членам ее, ― e) состав церкви а) внешний, b) внутренний.

II О Богословии Церковном, как науке.

1) Понятие о сей науке и отношение ее к составу богословия, ― 2) характер, ― 3) части и 4) цель науки.

Б. О церкви, как училище христианской веры.

Вступление

1) Необходимость учения о церкви, ― 2) порядок предметов в исследовании о церкви, в отношении к учению.

I. Лица учащие в церкви

1. Необходимость особенного класса людей учащих в церкви, открывающаяся из а) понятия о церкви, как обществе благоустроенном, ― б) примера церкви апостольской, ― в) церкви вселенской первых 4 веков, ― г) замечание о праве мирян на церковное учительство.

2. Качества церковного учителя: а) законное призвание, ― б) надлежащее приготовление, состоящее в образовании а) ума, b) сердца, в) добродетельная жизнь.

3. Состав и степени церковного учительства.

4. Важность церковного учительства.

II. Учение церковное

1) Его главный предмет, ― 2) источники: а) свящ. писание и b) предание, ― 3) отличительные свойства, ― 4) существенная цель и 5) способ преподавания а) непосредственный и b) посредственный.

III Образцы церковного учения

1) Понятие об образцах церковного учения, ― их потребность и различные виды.

I) Образцы учения древней вселенской церкви.

а) Символы:

1) их наименование и происхождение, ― 2) символ апостольский, ― 3) никео-константинопольский, ― 4) св. Афанасия.

б) Некоторые писания отцов церкви.

II) Образцы общие нашей церкви с церковью Греческой.

1) Книги обрядовые, в особенности: а) чин православия, b) чин принятия иноверцев, с) формула епископской присяги.

2) Православное исповедание Петра Могилы.

III) Образцы учения собственной нашей церкви:

1) Катехизисы, 2) сочинения богословские: а) полемические, б) богословские системы, в) сочинения, изданные для народа.

IV Православие

1) Понятие о православии, ― 2) виды православия: а) православие церкви, замечание о православии нашей церкви, ― б) православие члена церкви; степени православных членов церкви, ― 3) важность православия в отношении к спасению, ― преимущество и нужда быть в православной церкви, ― 5) враги православия, ― 6) кому принадлежит суд о православии? ― 7) церковно-политические меры для предупреждения расколов и ересей.

V Заключение всей части.

Бакалавр богословских наук

иеромонах Дмитрий.

Инструкция для субъинспекторов1

Так как при академиях, для надзора за поведением студентов, назначаются два инспекторских помощника― один из монашествующих, а другой из светских: то «особенные должности их, по приличию звания суть следующие: 1) помощник инспектора из монашествующих бакалавров а) во всяком случае, где необходимо личное присутствие инспектора внутри корпуса, но где не может он быть лично по каким-либо обстоятельствам (болезни, необходимой отлучке и проч.), занимает его должность. В таком случае комнатные старшие и все вообще студенты во всякой нужде обращаются к нему. Правила, которыми он руководствуется в таких случаях, суть те же самые, на основании которых действует инспектор и которые изображены в проекте устава духовных академий. Впрочем, такое замещение инспекторской должности не может продолжаться долее одного дня без ведома и особенного распоряжения Правления; б) во всех прочих случаях действует по общим правилам, которые указаны ниже. 2) Второй помощник ― светский: а) преимущественно наблюдает за поведением студентов вне академического корпуса, в прогулках и в таких случаях, когда дозволяется некоторым из студентов отлучаться в праздничные дни, для посещения святых мест в Киеве. Равным образом осведомляется по возможности о поведении студентов, при посещении ими, с дозволения начальства, градских жителей; б) при богослужении в академической церкви замечает неблаговременно входящих и выходящих из церкви и наблюдает, чтобы студенты занимали в церкви свое место, становясь отдельно от народа и наблюдали должное благоговение. Общие обоим помощникам обязанности состоят в поочередном посещении студентов в столовой и в комнатах, преимущественно во время вечерней и утренней молитвы. Для сего а) дни седмицы могут быть разделены между инспектором и его помощником так, что в три дня седмицы посещает студентов инспектор, а в остальные четыре его помощники; б) замечаемые при сем посещении неисправности (исключая проступков значительных, требующих строжайшего взыскания) помощники инспектора тут же исправляют приличным замечанием, внушением или выговорами; в) все достойное замечания отмечают в своих частных записках, которые сообщают потом друг другу и инспектору. На основании сих частных заметок составляют месячные списки поведения, которые представляются Правлению, за общим подписом инспектора и его помощников; г) о проступках, особенно важных, немедленно сообщают инспектору, который поступает в сем случае на основании правил, предписанных проектом устава духовных академий».

* * *

1

Взята из книги: «История Киевской духовной академии В. Аскочевский», стр. 202―203.

Комментарии для сайта Cackle