Азбука веры Православная библиотека архиепископ Димитрий (Муретов) Поучение в день св. равноапостольных Мефодия и Кирилла, просветителей славянских

Поучение в день св. равноапостольных Мефодия и Кирилла, просветителей славянских

Источник

«Поминайте наставники ваша, иже глаголаша вам слово Божие» (Евр.13:7).

Так заповедал святой апостол Павел. По этой св. заповеди мы и понимаем ныне первых наставников наших в вере православной, первых учителей наших, глаголавших нам слово Божие на нашем родном языке славянском, св. братьев Кирилла и Мефодия. Их апостольская ревность ознаменована тем, что привела славянский народ к Господу Иисусу Христу, просветила его светом веры Христовой, обновила его банею пакибытия в купели св. крещения, привила его к живоносному древу церкви Божией и сделала живым членом кафолического православия. Как велика, посему, заслуга св. братьев пред славянскими народами, в частности, пред народом русским!

В пределах царства Русского обитали в древности различные племена славянские, разделенные, даже враждебные между собою; но св. вера, проповеданная св. Кириллом и Мефодием, соединила их воедино, уничтожила племенные их различия, поставлявшие преграду их сближению и общению, и образовала из них один многочисленный, сильный и единодушный народ русский. Она и из чуждых нам обитавших между славянами племен и народов образовала не только братий наших по вере, но и сродных нам по народности, обучив их и языку и обычаям русским, и сроднив их с нами крепкими, нерасторжимыми узами родства духовного. И народ русский распадался на части и подпадал власти чуждых народов. Русь восточная долго стенала под игом татарским; Русь западная, казалось, навсегда соединена была с царством польским, которое стремилось, и – по-видимому – не без успеха, уничтожить в ней самую народность русскую. Кто ж соблюл и сохранил нашу народность в течение стольких веков, после стольких переворотов, посреди стольких врагов, посягавших на нее и с востока, и с запада, и с севера, и с юга? Православная вера и богослужение, завещанные нам св. Кириллом и Мефодием. Она составляла невидимую, но живую и крепкую связь между распадавшимися членами семьи русской, которая влекла их неудержимо друг ко другу. Она очистила, освятила и укрепила в них любовь к общему отечеству, сообщив ей высшее значение и силу в любви к вере и церкви православной...

Мы можем с удовольствием указывать на многие, истинно прекрасные свойства народа русского, – его благоговейную преданность престолу царственному, его смиренную покорность властям предержащим, его самоотверженную преданность церкви и отечеству, его щедрую благотворительность к бедным, несчастным и страждущим, его бескорыстное гостеприимство к знаемым и незнаемым, к соотечественникам и иноземцам, его сердечное сочувствие и к горю и к радости ближнего; – на многие обычаи, простые до незлобия младенческого, но и в самой простоте своей высокие и величественные, дышащие теплой любовью христианской, – на многие, истинно великие деяния, украшающие нашу историю. Кто образовал эти свойства, ввел эти обычаи, воодушевил на эти деяния? Вера православная. От нее одной происходит все чистое и святое, все высокое и благотворное, равно как от неверия или фанатического суеверия происходит все злое и враждебное, всякое беззаконие и неправда. Одно слово Божие не только научает, но и вдохновляет верующих ко всему, «елика суть истинна, елика честна, елика праведна, елика пречиста, елика прелюбезна, елика доброхвальна, аще кая добродетель и аще кая похвала» (Флп.4:8). Все же это – плод апостольских трудов св. Кирилла и Мефодия, сделавших священные и церковные книги любимыми книгами народными, по которым одним доселе учился и учится народ наш.

Мы, конечно, любим язык свой – сильный и благозвучный, как грудь славянина, богатый и разнообразный, как обитаемая им страна. Кто образовал и упорядочил самый язык наш, сделав его из грубого народного говора языком книжным? Святые первоучители славян Мефодий и Кирилл. Они преподали нам первые письмена, для сохранения и распространения в народе добрых и полезных плодов человеческой мысли, для расширения круга наших познаний. Они освятили родное слово наше живым и живоносным словом Божиим, передав на нем, с неподражаемой точностью, богодухновенные писания св. пророков, евангелистов и апостолов; украсили его богокрасными гимнами церковными; сообщили ему обилие, силу и жизнь, передав на нем полные жизни и силы творения святых и богоносных отцов и учителей церковных, и таким образом сделали его достойным того, чтобы поведать на нем великие дела Божии и глубочайшие тайны премудрости Божией... Апостольскими трудами св. братьев Кирилла и Мефодия распространены среди славян родной речью светлые и светоносные понятия о Боге и бесконечной любви Его к человеческому роду, – о человеке и его высоком предназначении в вечности, о Господе Искупителе и нашем в Нем возрождении, обновлении, освящении и спасении. И сколько благодатных плодов и для небесного царствия Божия возрастила проповеданная ими св. православная вера на земле русской, во всех странах ее до самых отдаленных пределов! Какой многочисленный, богосветлый лик св. угодников Божиих предстоит теперь престолу Божию на небе и молится об отечестве нашем и о нас всех Господу Иисусу Христу и Его Пречистой Матери! Не истинное ли это счастье, покров и ограждение России?..

Это более видимые и ощутительные плоды апостольских трудов блаженных первоучителей славянских в царстве русском. Почему же не произрасти им, – и еще в лучшем виде и в большем совершенстве – и во всем мире славянском? Правда, многие члены великого семейства славянского разделены и разрознены между собою; эти родные братья, после столь долгой разлуки, часто не узнают и не понимают друг друга, кажутся даже один другому как бы иноплеменными и иноязычными. Но это только по видимому. И теперь, доколе все эти разрозненные члены семьи славянской свято сохраняют драгоценное наследие своих первоучителей, – православную веру и богослужение, – и теперь они все едино суть духом и сердцем своим: они все не только узнают и поймут, но обнимут и облобызают друг друга, как братия, когда сойдутся в храме Божием, когда единым сердцем и единым языком воспоют Богу священные песни церковные, когда откроют и станут читать священную книгу Евангелия Христова, завещанную им св. Кириллом и Мефодием.

И теперь, когда мы торжествуем память св. просветителей славян, с нами торжествует и серб, и болгарин, и хорват, и далматинец, и словак, и морав – едиными устами и единым языком. Не придут, может быть, с нами даже и в храм Божий, и не примут нас за братиев своих разве те несчастные члены семьи славянской, которые давно подпали железному игу духовного самовластия Рима, которые заменили не только веру и богослужение, но и самые письмена св. Кирилла и Мефодия чуждыми им богослужением и письменами латинскими, которые всосали от сосцев Рима не дух истинной веры и любви христианской, а свойственный заблуждению и суеверию дух фанатизма и нетерпимости к всему, что не покланяется самозванному наместнику Христову. Но будем надеяться, что благодать Божия, по молитвам св. первоучителей наших, вразумит и сих отпавших и отчуждившихся от нас братий наших, наставит их на путь истинного благочестия, отверзет умные очи их и покажет им спасительную стезю к безопасному пристанищу православной Церкви Христовой.

Будем молиться, чтобы Господь Иисус Христос, единый истинный Пастырь Церкви Своей, собрал и совокупил воедино расточенных ныне духовных чад св. первоучителей и просветителей наших. Будем молиться, чтобы насажденная среди нас св. Кириллом и Мефодием православная вера была жива и плодоносна в нас, была жизнью души нашей, движущей и управляющей силой нашего ума и сердца, помыслов и желаний, чувствований и стремлений. Нельзя быть истинным сыном православного отечества, не будучи живым и плодоносным членом Церкви православной, так что самая жизнь отечества не может развиваться правильно и процветать, если в сынах его оскудеет живая вера, если сделаются они мертвыми его членами. Никто, кажется, лучше не понимает той истины, что с поколебанием веры в сынах России, и она неминуемо поколеблется, как враги России. Потому-то первым и главным их стремлением всегда было – ослабить в ней св. веру. Но да не будет сего, по молитвам наших первоучителей! «Да воскреснет в нас Бог, и расточатся врази Его!» (Пс.67:2). Аминь.


Источник: Димитрий (Муретов), архиеп. Поучение в день св. равноапостольных Мефодия и Кирилла, просветителей славянских // Странник. 1885. Т. 2. С. 20-24.

Комментарии для сайта Cackle