Святая Потамиена

Источник

В сонме святых мучеников, проливших свою кровь за Христа, по сказанию Евсевия и других древних историков, 6ыла. св. дева Потамиена. Ее непоколебимое мужество в перенесении страшных истязаний, при удивительной красоте и молодости лет, произвело сильное впечатление на самих язычников, исполнителей казни; ее геройская кончина надолго осталась в предании жителей Александрии и всего Египта. Православная церковь, признавая Потамиену святою, не определила особого дня для ее памяти. В западной церкви совершают память этой мученицы в июне месяце.

Вот что говорят о страданиях св. Потамиены древние историки: «об этой женщине, пишет Евсевий, соотечественники ее (жители Александрии) многое рассказывают еще и ныне: т.е. как долго подвизалась она против обольстителей, защищая свою чистоту и девственность, коими славилась (потому что, имея прекрасную душу, обладала и красотою телесною), как много пострадала за веру Христову, и наконец, как, после тяжких и страшных мук, сожжена была с матерью своею Маркеллою. Рассказывают, что судья, по имени Акила, покрыв все тело ее жестокими язвами напоследок угрожал отдать ее на посрамление гладиаторам. Потамиена немного подумала, и потом, когда, спросили ее, на что она решается, дала, говорят, такой ответ, который показался язычникам нечестивым. Посему едва она успела вымолвить слово, как тотчас услышала свой приговор, – и один из воинов Василид взял ее и повлек на смерть. Тогда толпа покушалась было оскорблять ее и поносить наглыми словами; но воин разгонял поносителей и оказывал мученице великое сострадание и человеколюбие. Потамиена с благодарностью принимала от Василида эти знаки уважения и возбуждала его к мужеству, обещаясь, по отшествии своем, просить Господа скоро вознаградить его за то, что он для нее сделал. Сказав эти слова, Потамиена великодушно подверглась казни, которая состояла в том, что различные члены ее тела, начиная с ног до головы, медленно мало по малу обливаемы были кипящею смолою. Таков был подвиг сей знаменитой девы! Спустя немного времени товарищи Василида, по какому-то случаю, требовали от него клятвы; но он утверждал, что клясться ему никак не позволено, потому что он христианин, – и открыто исповедовал это. Исповедание Василида сперва принимали за шутку; но когда он тверда стоял на своем, то наконец отвели его к судье, который, выслушав тоже самоё, заключил его в темницу. Вслед за сим приходили к нему и некоторые братья о Господе спросить о причине столь внезапного и дивного обращения, и он, говорят, отвечал им, что Потамиена, спустя три дня после мученической своей кончины, явилась к нему ночью, и, возложив на его голову венец, сказала, что она молилась за него Господу и молитва eё услышана, – он скоро взят будет отсюда. После сего братья запечатлели его печатию Господнею (т. е. окрестили его), – и на другой день, возвеличившись исповеданием Господа, Василид был обезглавлен. Повествуют, добавляет Евсевий, что: в Александрии в то время много было других, которые обратились к учению Христову внезапно; уверяя, что Потамиена являлась им во сне и призывала их к Божественному Слову». (Церк. Ист. кн. VI, гл. 5, стр. 302 – 3).

Палладий, Епископ Еленопольский, рассказывает о св. Потамиене несколько: иначе. «Блаженный Исидор странноприимец рассказывал мне, пишет Палладий, что он, быв у святого и блаженного Антония, слышал от него нечто такое, что стоит записать. Именно: одна прекрасная лицом девица, ІІотамиена, во время Максимина гонителя была рабою у какого-то сластолюбца. Господин долго старался обольстить ее различными обещаниями, но не мог. Наконец, пришедши в ярость, он представил тогдашнему александрийскому префекту, как христианку, которая хулит настоящее правительство и царей за гонения и обещал ему довольно денег за ее наказание. Ежели ты, говорил. господин Потамиены, убедишь ее согласиться на мое желание, то не предавай ее истязанию; а когда она по-прежнему будет оставаться непреклонно, – просил, уморить ее в мучениях: «пусть же, говорил он, живая не смеется над моею страстью.» Привели мужественную девицу пред судилище, и начали терзать ее тело разными орудиями казни: в тоже время уговаривали ее различными словами; но она оставалась непоколебимою в своей душе. Тогда судья избирает из числа орудий казни самое страшное и мучительное: он приказывает наполнить большой медный котел смолою и поджигать его сильнейшим огнем. Когда смола стала клокотать и кипеть, безжалостный судья обращается к блаженной девице и говорит: или ступай, покорись воле господина твоего, или я прикажу бросить тебя в этот котел. Потамиена отвечала: можно ли быть таким несправедливым судьею, чтобы приказывать мне повиноваться сладострастию? Разъяренный судья повелевает раздеть ее и ввергнуть в котел; тогда Потамиена вскрикнула и сказала: заклинаю тебя жизнью Императора, которого ты боишься, – прикажи, по крайней мере, не раздевать меня, если ты присудил уже мне такую казнь, а вели понемногу опускать в смолу, и ты увидишь, какое терпение даровал мне Христос, которого ты не знаешь. Таким образом ее понемногу опускали в котел, в продолжение почти трех часов, пока св. мученица не испустила дух как скоро смола уже захватила у нее горло. (Лавсаик. Стр. 12–13).

Некоторые разности в повествовании Евсевия и Палладия о св. ІІотамиене ученые исследователи церковных древностей (Болландисты, Руинарт в «Acta sanctorum» и Тиллемон) объясняют разностью повествователей и с вероятностью нужно полагать, что оба церковные историки говорят об одной мученице св. Потамиене. В главных чертах сказания историков согласны: красивая девушка родом из Александрии, предана Александрийскому префекту на мучения сладострастными искателями ее красоты, самый род ее смерти, по сказанию обоих историков, одинаковы.


Источник: Димитрий (Самбикин), архиеп. Св. мученица Потамиена // Тамбовские епархиальные ведомости : Неофициальная часть. 1873. № 11. С. 321-324.

Комментарии для сайта Cackle