архиепископ Димитрий (Самбикин)

Святой Равула Едесский

В истории христианской церкви во время несторианских волнений в защиту православия много потрудился св. Раввула, Епископ Едесский, один из великих отцов Сирии. Этот Святитель свято чтится в Восточной и Западной церкви. Но о его деятельности и трудах на русском языке нет никаких сведений. В лике святых, чтимых нашей православной церковью, есть преп. Раввула (19 февр.). Но, судя по жизнеописанию этого святого, можно думать, что этот Раввула другое лицо, отличное от Раввулы, Епископа Едесского.

Прежде, нежели изложим сведения о св. Раввуле Епископе (извлеченные из Фесслера Diction. Theolog. par Wetzer) представим краткие сведения о пр. Раввуле (19 февр.), чтобы видеть отличие одного святого от другого.

В Четьи Минеи св. Димитрия Ростовского под 19 ч. февраля о пр. Раивуле: замечено: «В тойже (19) день память преп. отца нашего Раввулы, во Иустинианово царство пожившего, иже пред кончиной своею слыша глас к нему свыше глаголюща: приидите ко Мне вси труждающиися и обремененнии и Аз упокою вы». (февр. стр. 77). В Синаксаре, издавном в Киеве в 1865 г., говорится о хир. Раввуде несколько подробнее: «Сей родився во граде Самосатстем и научен быв от мужа славна, именем Варипсава, от юности иноческое житие избра, и по горам ходя, в вертепех живяше. Просияв же добродетельми, с пособием Зинопа царя и устроением Иоанна, Еппскопа Виритского, среде гор монастырь великий созда, и по мале, идолонеистовствующих к благоразумию наставив, «созда в различных местех многи монастыри. Бяше же на всякое благое дело управлен, добре ведый священная писания, и пожив осмьдесят лет, даже до царства великого Иустиниана, слыша свыше глас глаголюща к нему: приидите ко Мне вси труждающиися и обремененнии и Аз упокою вы.» Посем мало поболев, отыде ко Господу, в лето 429. (ч. 1. 247). В месяцеслове прот. Дим. Вершинского (замечательном учеными исследованиями) о преп. Раввуле сказано следующее: Из Самосаты, ученик Варипсавы. В Финикии, при императоре Зеноне, подвизался в проповедовании Евангелия язычникам; при Импер. Анастасии прибыл в Константинополь, устроил несколько обителей, и скончался 80 лет, в царствование Юстиниана, около 530 года. (Пролог. Acta 55. 19 Febr. р. 134). Пролог вторично упоминает о нем 16 августа». (стр. 29).

О св. Раввуле, Епископе Едесском, известно следующее: Раввула, или Рамбула богатый и знатный житель г. Едессы, был сначала язычником. Сделавшись христианином, он своим влиянием скоро обратил ко Христу многих из своих сограждан. Раввула потом оставил жену и детей, имение свое раздал бедным и удалился в пустыню, где проводил время в посте, молитве, богомыслии, покаянии, и в подвигах, превосходивших, по-видимому, человеческие силы. В 407 г., по смерти Едесского епископа, благочестивый пустынник избран был на епископскую кафедру и новый пастырь из Осроены, своего престольного города, этого центра Сирийской цивилизации, оказывал благотворное влияние на дела веры в Сирии, Армении Персии и соседних странax. (Vita Alexandri, n. 9. 22. in Bolland. Acta sanctor. 15 janv. t. 1. p. 1021–1023). Восточные Епископы смотрели на Раввулу, как на столб православной веры (св. Кирилл Александрийский Epist. 55.), как па пророка (Леонтий Визант. lib. III. п. 43). На 3-м Вселенском Соборе, в Ефесе, (431) Раввула сначала с Антиохийским Патриархом Иоанном восстал против св. Кирилла, как это можно видеть из двух документов, обозначенных его именем, в них он объявил собор ложным, анафематизмы Кирилла еретическими и не соглашался на низложение Нестория. (Synodicon Cassiniense. с. 13. 28. Concil. t. V. col. 776. 797). Нo, в скором времени, Раввула убедился в противном. На перемену его убеждений подействовало или поездка его в Константинополь, или же переписка с новоизбранным Константинопольским Патриархом Максимианом, который раскрыл настоящее положение дела о ереси Нестория и православии Кирилла и с тех пор, вероятно, с 432 г. Раввула восстал на защиту Александрийского Патриарха против восточных Епископов и с свойственным ему ревностью и горячностью начал действовать против врагов православного учения, низложил Иву, по прозванию тирана, одного из Несторианских священников, горячего противника св. Кириллу. Чтобы с корнем исторгнуть зло, Раввула публично в храме провозгласил анафему на настоящего автора Несторианских заблуждений, на Феодора, Епископа Мопсюэтского, на тех, кои читали его еретические сочинения и не сжигали, на тех, которые уклонялись православного учения св. Кирилла и распространяли письма Андрея, Епископа Самосатского, направления против Александрийского Патриарха.

 

С неумолимой строгостью Раввула изгонял из своей епархии всех, не подчинявшихся православному учению; он обратил особенное внимание на Едесскую школу и изгнал ее представителей, именно Варсуму, Анания, Маанеса, Нарсеса, Язидада и др. (Assemani, Bubl. Orient, t. 1 p. 350; t. 11 p. 402, t. III. p. 63). Это изгнание наставников Едесской школы (о чем в свое время писали Иоанн Антиох. Патриарх и Андрей Самосат. Епископ) могло быть оправдано или обстоятельствами того времени, требовавшими таких крутых мер, или, что и вероятнее, смутным представлением у тогдашних писателей о событиях церквей восточных. Описывавшие волнения во время несторианских смут, жившие далеко от мест событий, слышали о разрушении Едесской школы, о разных волнениях на востоке и, основываясь на частных слухах и недостоверных памятниках несторианских историй (как то: Chronicon Edessenum, Симеона Бетарзама, Дионисия монофиз. Патриарха и чтеца Феодора), допустили в своей истории много ошибок и то, что случилось позже (напр. разрушение Едесской школы, бывшее при Еписк. Кире в 489 г.), отнесли ко времени Раввулы. Более достоверные сведения о несторианских волнениях на востоке сообщает писатель каталога халдейских патриархов Бар – еврей; а у них нет и слова о разрушении Раввулой Едесской школы. Этим только и можно разрешить противоречие у разных писателей о разрушении означенной школы то при Раввуле в 432 г., то при Кире в 489 г; над разъяснением обстоятельств того времени впоследствии трудился Ассемани (Biblioth. Orient, t. I. p. 350–53; 406; t. H. p. 402; t. III. p. 1. 63. 226; t. III p. 69–70). Впрочем нельзя нс заметить, что у Ассемани, который более других имел возможность пользоваться подлинными источниками на сирийском языке не совсем ясно изложена история того времени и перепутаны имена наставников, бывших при Раввуле и Кире.

Строгие меры Раввулы произвели сильные волнения в восточной церкви и без того находившейся в возбужденном состоянии. Большая часть клира самого Раввулы, во главе Ивой, всячески злословили своего Епископа. Враги обвиняли его в ереси, потому что он учил об одной природе во Христе, в жестокости, потому что изгонял приверженцев несторианской ереси. Антиох. патриарх Иоанн опубликовал суровый декрет против Раввулы и отлучил его от церковного общения. Раввула обратился к Александрийскому патриарху Кириллу и указывал на опасность, угрожавшую православной вере от распространения еретических сочинений Феодора Мопсюетского (Epistola Rabulae ad S. Cyrillum contra impium Theodorum, et Acta concilii Constantinop. 11. 553). Св. Кирилл хвалит Раввулу за ревность по вере и за желание уничтожить несторианство в самом ее зародыше (т. е. в сочинении Феодора Мопсюетского).

В то время, как восточные Епископы только заявляли желание примириться с св. Кириллом, Раввула оставался верным этому патриарху и извещал его о более важных делах, касавшихся спорных пунктов (Epist. ad Rabulam in Synadica Cassienensi, cap. 108). В конце 432 г., пo водворении нa востоке церковного мира, Раввула восстановил общение с своим патриархом (Иоанном Антиох.). Приверженцы Нестория перевели сочинения Феодора Мопсюетского и eгo учителя Диодора Тарсийского на сирский, армянский, персидский язык, чтобы сделать эти еретические сочинения популярными и таким образом распространить этих, странах учение Нестория, как согласное с учением Феодора Мопсюетского, бывшего в большом уважении на востоке.

Раввула восстал против таких злохищрений еретиков в вместе с Мелетианским Епископом Акакием написал послание к Епископам Армении с сильным увещанием, чтобы они не принимали еретичекие сочинения Феодора Мопсюетского. Это послание побудило арменских Епископов обратиться к Проклу, Константиноп. Патриарху, и таким. образом новая опасность, грозившая вере, была удачно отстранена. В этом послании, или, может быть, в прежде посланном св. Кириллу находятся важные свидетельства императора Юстиниана, что Кирилл, Прокл и Раввула писали против Феодора и осудили нечестивое его учение. Среди таких религиозных волнений, по древней Едесской хронике, скончался в 435 году св. Раввула. (у Assemani Вibl. Orient. t. 1. р. 403). По свидетельству древних, при гробнице святого Епископа совершались многие чудеса (imper. justiniani Epist. adv. difensores Trium Capitulorum, y Mansi, t. IX. p. 624).

От Раввулы осталось собрание церковных правbл, относящихся к самым древним канонам сирийской церкви; но, к сожалению, эти правила не все дошли до нашего времени, или может быть не все напечатаны в сочинении (Ecclesiae Antiochenae Syrorum Nomocanon a Gregorio Abulpharasio Barhebraeo syriace compositus et a iosepho Aloysio Assemano in Latinam linguam conversus, in Maii scriptorum veterum nova Collecti one, (Vaticanis codd, edito, t. X. Romae 1818, 11. p. 1–268). В этом сборнике (изданном ученым Майем) находятся правила св. Раввулы на стран. 6. 7, 9, 21, 24, 25, 34, 35. В этих правилах говорится о призрении бедных, об управлении церковным имуществом, о священных сосудах, о сооружении и восстановлении церквей, о порядке богослужения, о благоговении, с таковым следует совершать св. Евхаристию, о пресвитерстве, диаконстве, обязанном совершать святое таинство и служить алтарю, правила, что нужно соблюдать, когда частица тела Хритова, или драгоценной крови (в таинстве причащения) канет на землю; о молитвах и пении псалмов в известные часы дня и ночи, об образе жизни монахов, их одежде, дисциплине, нищете и нравственной чистоте. (р. 25, 57–58). В этих правилах произносится анафема на тех, кои женятся на деве, посвятившей себя Богу, на оставляющих, по посвящении, священнический сан. Монахам и монахиням запрещается есть мясо, но пить понемногу вина дозволяется; женщинам воспрещается вход в муж. монастыри; не дозволяется монахам, не испытавшим себя продолжительным затвором в монастыре, удаляться в пустыни для отшельнического образа жизни.

(Fessl er. Dict. Cathol. du Wetger, t. XIX. p. 441–4).

 

Источник: Неофициальная часть тамбовских епархиальных ведомостей, №14 15 июля 1873 года.