протопресвитер Димитрий Владыков

Молитвенное призывание святых

Учение о сем православной Церкви

«Исповедуем также, что святые ходатайствуют о нас в молитвах и прошениях к Нему (Богу), а более всех – пренепорочная Матерь Божественного Слова, также святые ангелы-хранители наши, апостолы, пророки, мученики, праведные и все, которых Он прославил как верных Своих служителей... Исповедуем также, что святые суть посредники и ходатаи о нас пред Богом не только здесь, во время их пребывания с нами, но еще более по смерти, когда они, по разрушении зерцала (о коем упоминает апостол), во всей ясности созерцают Святую Троицу и беспредельный свет Ее. Ибо как мы не сомневаемся в том, что пророки, будучи еще в смертном теле, видели предметы небесные, почему и предсказывали будущее, так точно не только не сомневаемся, но и непоколебимо веруем и исповедуем, что ангелы и святые, которые сделались как бы ангелами, при беспредельном свете Божием видят наши нужды» (Послан. патриар. прав.-кафол. Церкви, чл. 8).

Святые молитвенно ходатайствуют:

а) при жизни: Сам Бог повелел обращаться к молитвенному ходатайству святых: «сказал ему (Авимелеху) Бог... помолится (Авраам) о тебе, и ты будешь жив... И помолился Авраам Богу, и исцелил Бог Авимелеха» (Быт.20:6–7:17). «Пойдите к рабу Моему Иову... Иов помолится за вас, ибо только лицо его Я приму... Сделали так, как Господь повелел им, – и Господь принял лицо Иова» (Иов.42:8–9). «И сказал весь народ Самуилу: помолись о рабах твоих... И отвечал Самуил народу: ...и я также не допущу себе греха пред Господом, чтобы перестать молиться за вас» (1Цар.12:19–23). «Мы... не перестаем молиться о вас» (Кол.1:9; Еф.1:16; 2Сол.1:11).

б) ...после смерти: если молитвы святых сильны пред Богом при жизни их, и если любовь их к ближним еще при жизни простирается до самоотвержения (ср.Исх.32:31; Рим.9:3), то тем более они должны быть благотворны по смерти святых, когда последние водворяются у Господа (2Кор.5:8; Флп.1:23), получают вечную славу (2Кор.4:17), становятся равными ангелам (Лк.20:36) и видят Его, как Он есть (1Ин.3:2). «Зная, что скоро должен оставить храмину мою, как и Господь наш Иисус Христос открыл мне, буду же стараться, чтобы вы и после моего отшествия (μετά την έμήν εξоδоν от εξоδоς – выход, исход, конец, смерть – «после моей смерти») всегда приводили это на память» (2Пет.1:14–15). «Двадцать четыре старца пали пред Агнцем, имея каждый гусли и золотые чаши, полные фимиама, которые суть молитвы святых» (Откр.5:8, ср. 8:4). «Я увидел под жертвенником (образ близости мучеников к Богу) души убиенных за слово Божие... и возопили они громким голосом, говоря: доколе, Владыко Святой и Истинный, не судишь и не мстишь живущим на земле за кровь нашу?» (Откр.6:9–10). Молят святые мученики о наступлении суда, чтобы прекратились гонения христиан и жестокости против них; просят у Бога защиты, а не мести; ходатайствуют за гонимых праведников. Иуда видел бывшего первосвященника Онию, который молился за народ иудейский, и другого мужа, «и сказал Ония: это – братолюбец, который много молится о народе и святом городе, Иеремия, пророк Божий» (2Мак.15:12–14).

Молитвы святых Богу угодны

«Очи Господа обращены к праведным и уши Его к молитве их, но лицо Господне против делающих зло, чтобы истребить их с земли» (1Пет.3:12; Пс.33:16–17). «Далек Господь от нечестивых, а молитву праведников слышит» (Притч.15:29). «Кто отклоняет ухо свое от слушания закона, того и молитва мерзость» (Притч.28:8). «Много может усиленная (усердная) молитва праведного» (Иак.5:16; ср. ст. Иак.17–18).

Свидетельства древнехристианских отцов

Святого Киприана Карфагенского: «мы всегда, как и вы знаете, приносим о них (мучениках) жертвы, когда только ежегодным воспоминанием празднуем страдания и дни мучеников. Будем помнить взаимно друг о друге, и где бы ни были, будем в согласии и единодушии всегда молиться друг за друга; взаимною любовью облегчим скорбь и тесноту, и если Господь скорее удостоит кого-либо из нас первого восхитить отсюда, – да продолжится любовь и пред Господом, да не прекратится молитва пред милосердием Отца за братьев и сестер наших».

Святого Ефрема Сирина: «О верный Василий (Великий)... помолись обо мне, крайне жалком, и оживи своими молитвами, отче, ты – мужественный, меня – расслабленного, ты – ревностный, меня – ленивого, ты – усердный, меня – беспечного, ты – мудрый, меня – неразумного, ты, собравший себе сокровище добродетелей, меня, неимущего ни одной заслуги. Ибо тебя возвеличил Отец щедрот, тебя ублажил Сын Божий, тебя обновил в святый храм Дух Святой».

Святого Василия Великого: «любителю мучеников наскучит ли когда творить память мучеников? Честь, воздаваемая доблестным из наших сослужебников, есть доказательство нашего благорасположения к общему Владыке. Ибо несомненно, что восхваляющий мужей «превосходных не преминет и сам подражать им в сходных обстоятельствах... И вот сорок молитвенников, воссылающих согласную молитву... К сорока мученикам прибегает утесненный, к ним притекает веселящийся: один, чтобы найти избавление от трудных обстоятельств, другой, чтобы охранялось его благополучие. Здесь встретишь благочестивую жену, молящуюся о чадах, испрашивающую отлучившемуся мужу возвращения, а болящему здравия... Святой лик! священная дружина! общие хранители человеческого рода! добрые сообщники в заботах, споспешники в молитве, самые сильные ходатаи, светила вселенной, цвет церквей! Вас не земля сокрыла, но прияло небо, вам отверзлись врата рая».

Святого Григория Богослова: «милостиво призри свыше на нас, на сей народ, и его управь так, чтобы он был совершенным поклонником совершенной Троицы, умосозерцаемой и почитаемой... а нас, если времена будут мирны, сохрани, сопастырствуя с нами; а если настанут брани, изведи отселе, или возьми и поставь с собою и с подобными тебе (хотя и слишком велико просимое мною) в самом Христе Господе нашем».

Святого Григория Нисского: «мы, о блаженный, человеколюбием Создателя совершивши годовой круг, собрали для празднования тебе священное собрание мучениколюбцев, поклоняясь общему Владыке и совершая победное воспоминание твоих подвигов. Ты же, предстоятель праздника... посмотри на совершающееся здесь... ибо сколько было тогда у тебя зрителей твоей казни, столько теперь у тебя служителей твоей чести. Во многих благодеяниях имеем нужду; молись за отечество пред общим всех Царем; ибо отечество мученика – страна, где он пострадал, а сограждане и сродники – те, кои его погребли, у которых его тело, кои чтут его. Предусматриваем скорби; ожидаем опасностей, недалеко ужасные скифы, замышляющие войну против нас; как воин, поборай по нас, как мученик, яви молитвенное дерзновение к Богу за служащих Ему вместе с тобою. Хотя ты перешел от сей жизни, но знаешь страдания и нужды человечества... собери лик своих братьев-мучеников и молись со всеми ими».

Святого Иоанна Златоуста: «еще не прошло семи дней после того, как мы совершали священное торжество Пятидесятницы, и вот опять настиг нас лик мучеников, или, лучше, ополчение и воинство мучеников, ничем не уступающее ополчению ангелов (Быт.32:2), но подобное ему и равное. Итак, не напрасны ли молитвы святых? Нет; напротив, они имеют великую силу, если и ты содействуешь им. Так Петр воскресил Тавифу не только по своей молитве, но и потому, что она отличалась милосердием (Деян.9:36). Так и другим помогали молящиеся святые. Мы не должны, с одной стороны, все предоставляя молитвам святых, сами коснеть в праздности и стремиться к пороку и не исполнять ничего такого, что приводит к добродетели, а с другой стороны, делая добро, не должны пренебрегать и этою помощью. Великую, поистине великую силу имеет молитва, которую о нас приносят Богу, но только тогда, когда и мы сами подвизаемся».

Опровержение возражений

Сектанты говорят:

1) У нас один посредник и ходатай – Иисус Христос (1Тим.2:5; ср. Рим.8:34;1Ин.2:1; Евр.7:25, 9:15).

В указанных местах Иисус Христос называется «Ходатаем», – «единым Посредником» потому, что был «предавший Себя для искупления всех» (1Тим.2:6). Он един Ходатай – Искупитель, а не один только Ходатай – молитвенник. Ходатаев молитвенников, по слову Божию, у христиан много: «Дух ходатайствует за нас» (Рим.8:26); «избавил нас от столь близкой смерти... по ходатайству многих» (2Кор.1:10–11); «ты же не проси за этот народ... и не ходатайствуй предо Мною» (Иер.7:16). Следовательно, ходатайство Господа Иисуса Христа не исключает ходатайства святых, которые силу для своих ходатайственных молитв пред Богом заимствуют от искупительной жертвы Иисуса Христа и помогают людям не своею силою, а силою того же Христа.

2) Обращение к святым унижает ходатайство Иисуса Христа.

Где об этом сказано в Священном Писании? Тогда и, вообще, молитвы за других тоже будут унижать ходатайство Иисуса Христа, а потому излишни. В таком случае зачем в слове Божием заповедь: «молитесь друг за друга... много может усиленная молитва праведного?» (Иак.5:16). Зачем Иисус Христос повелел: «молитесь за обижающих вас и гонящих вас?» (Мф.5:44). Зачем апостол просит молитв за себя? (Рим.15:30; Еф.6:18–19; Кол.4:3; Флп.1:19 и др.). Апостол, назвавший Иисуса Христа единым Посредником, просит «совершать молитвы, прошения, моления, благодарения за всех человеков» и свидетельствует, что «это хорошо и угодно Спасителю нашему Богу» (1Тим.2:1–3).

3) Молитвы должны быть адресованы Богу, а не святым.

Призывание святых не означает того, будто мы вместо Бога обращаемся за помощью к ним, а лишь то, что, сознавая свое недостоинство и нечистоту греховную (ср. Лк.7:7), мы прибегаем к святым, как близким Богу, и просим их своим ходатайством пред Богом усилить нашу молитву, чтобы она была действенна (Лк.18:7; 1Пет.3:12).

4) «Проклят человек, который надеется на человека» (Иер.17:5).

Пророк говорит, что проклят тот человек, которого сердце удаляется от Господа и который надеется не на Господа, а на человека (ср. Иер.17:7). Здесь нет речи о молитвенном ходатайстве святых. Если в приведенном месте (Иер.17:5) Бог будто проклял человека, обращающегося к молитвенному ходатайству святых, то как мог пророк говорить иудеям, просившим его о молитве пред Господом: «слышу, помолюсь Господу Богу вашему по словам вашим?» (42:4). Наоборот, Господь внял молитве пророка и не осудил его (Иер.17:7–22) за молитвенное ходатайство.

5) Ходатайство святых бесполезно (Иер.15:1).

В указанном месте Бог говорит, что ходатайство Моисея и Самуила не само по себе, а вследствие беззакония народа иудейского (Иер.15:6) было бы безуспешно. Этим не отрицается угодность молитв святых в других случаях (ср. Исх.32:11–14; Иер.37:3–7 и др.). Если бы ходатайство святых, вообще, было дело не богоугодное, то о нем и не было бы нужды упоминать (ср. Иер.15:1).

6) «Лучше уповать на Господа, нежели надеяться на человека» (Пс.117:8–9, ср. Пс.107:13, 145:3).

Во всех этих местах нет речи о молитвенном ходатайстве святых, а говорится о всемогуществе Божием, по сравнению с коим ничтожна сила человека. Обращаясь к святым, мы, сознавая бессилие человеческой помощи, молим их своим предстательством испросить помощи Божией и милостей Его нам и, следовательно, не отрицаем всемогущества Божия, а свидетельствуем, что «все из Него, Им и к Нему» (Рим.11:36).

7) «Мертвые ничего не знают» (Еккл.9:5).

Так Екклесиаст говорит от лица человека, неверующего в загробную жизнь и мздовоздаяние, самим им признаваемые (Еккл.11:9, 12:7, 13–14); «мертвые» знают происходящее на земле (Лк.16:20–31).

8) Как святые могут слышать наши молитвы?

Господь сообщает святым ведение – прозорливость (ср. Деян.5:1–5; 3Цар.14:4–10; 4Цар.6:8–12).

9) Обращаясь к царю, никто не обращается к царскому слуге.

Сам Бог повелел людям обращаться к молитвенному ходатайству святых (Быт.20:7–17; Иов.42:8).

10) Святые до страшного суда неизвестны: «изыдут ангелы и отделят злых из среды праведных» (Мф.13:49).

В приведенном месте Господь говорит о совместном пребывании до конца мира в Церкви земной грешников и праведников, а не о том, будто праведники неизвестны до страшного суда (ср. 1Тим.5:25; Мф.5:16). Апостол Павел в Послании к Евреям (11 гл.) поименовал праведников, и слово Божие в других местах именует их. В последующей истории Церкви Господь посредством чудес (по молитвенному ходатайству святых) указывал и указывает святых угодников.

11) Православные христиане, почитающие святого Николая, есть «николаиты», которых Бог ненавидит (Откр.2:6, 15).

Апостол Иоанн († 101 г.) говорит о николаитах как о своих современниках; святой Николай, архиепископ Мир Ликийских жил после апостола Иоанна и умер в 342 г. Еретики-николаиты смотрели на все материальное, а в том числе и на свое тело, как на зло, как на препятствие спасению, почему нужно, говорили они, вести борьбу со своим телом, ослабляя и сокращая его жизнь. Средством измождения плоти они избрали распутство, которым и старались истощать себя. Такое нечестивое учение николаитов Господь строго осуждает (ср. Откр.2:6, 15). Учение и жизнь святого Николая, прославленного Богом, и еретиков-николаитов ничем не связаны и прямо противоположны.

12) Зачем жития святых?

Житиями святых мы возвещаем «роду грядущему славу Господа и силу Его, и чудеса Его, которые Он сотворил… чтобы знал грядущий род – дети, которые родятся, чтобы они в свое время возвещали своим детям возлагать надежду свою на Бога и не забывать дел Божиих, и хранить заповеди Его» (Пс.77:4,6–7). В слове Божием описываются жизнь и подвиги праведников «в наставление нам» (Рим.15:4).

13) Почему у каждого святого испрашивается особая помощь?

Потому что Бог разделяет «каждому особо» Свои дары: «иному – дары исцелений... иному – чудотворения, иному – пророчество» (1Кор.12:4–11).


Источник: Православная Церковь и сектанты / Д.И. Владыков ; Обращение Сильвестра, Архиепископа Монреальского и Канадского ; биограф. очерк О. Болдырева. – Репринт. воспроизв. изд. 1913 г. – Ottawa : Canadian Diocese of the Orthodox Church in America, 1981 . – VI, 195, 122, 160 с. : На III с. портрет Д.И. Владыкова.

Комментарии для сайта Cackle