протоиерей Димитрий Владыков

Священное Предание

Понятие о Священном Предании

Источником христианского вероучения служит Слово Божие или Божественное Откровение, возвещенное через пророков и апостолов и ими частью письменно, частью устно переданное Церкви (2Сол.2:15). Священное Предание и есть Слово Божие, только записанное не самими богодухновенными мужами, а их преемниками и учениками и устно переданное ими Церкви (ср. Деян.13:5, 17:13, 20:31; 1Сол.2:13; 2Тим.2:2,и др.), которая с тех пор непрерывно и неизменно сохраняет его.

«Под именем Священного Предания разумеется то, что истинно верующие и чтущие Бога словом и примером передают один другому, предки – потомкам: учение веры, закон Божий, таинства и священные обряды» (Правосл. Катих.).

Источники, в которых дошло до нас Священное Предание

Правила и постановления святых апостолов, семи вселенских и девяти поместных соборов, древние символы веры, литургии, мученические акты, древние церковные истории, творения святых отцов и учителей Церкви, церковно-богослужебная практика Церкви.

Священное Предание было первоначальным и единственным способом распространения Божественного Откровения

Адам и последующие патриархи непосредственно от Бога получали откровения и устно передавали их своим современникам. Божественные истины хранились в памяти и из рода в род передавались. Пророк Моисей первый положил начало Священному Писанию, написав пять книг, из коих книга «Бытие» содержит истины, записанные им на основании предания. Однако Моисей в священные книги внес только часть учения, открытого Богом до него в течение четырех тысяч лет; напр., умолчал о пророчестве Еноха (Иуд.1:14–15), о прообразном значении жертв и др. Книгу закона (Пятикнижие) Моисей отдал на хранение священникам и старейшинам Израилевым, повелев положить ее «одесную ковчега завета» (Втор.31:26) и через каждые семь лет читать закон «пред всем Израилем вслух» (Втор.31:11); только царю вменил он в обязанность иметь для руководства список с книги закона (Втор.17:18–20). Давая писаный закон Божий, или Священное Писание, Моисей повелел евреям соблюдать и закон Божий, сохраняемый в предании (Исх.10:1–2; Втор.4:9–10:32–33, 6:6–9, 20–25, 32:6–7). Из этих повелений Моисея видно, что Священное Писание не могло и не имело в виду лишить предание значения руководства, так как источником их была одна и та же воля Божия. О высоком достоинстве устно передаваемого откровения свидетельствуют писатель кн. «Судей Израилевых» (Суд.2:10–11), праведный Иов (Иов.8:8–10, 15:17–19), Давид (Пс.43:2–4, 77:3–7), Соломон (Еккл.12:11), Исаия (Ис.38:19).

Господь Иисус Христос не написал ни одной книги и Свое Божественное учение передавал ученикам Своим словом и примером. Устно апостолы распространяли веру и утверждали Церковь Христову, которая много лет существовала без новозаветного писания, и верующие руководились в деле соделания своего спасения одним Священным Преданием. Спустя восемь лет по вознесении Господнем апостол Матфей написал первую новозаветную книгу – Евангелие. «Матфей, – свидетельствует святой Ириней, епископ Лионский († 202 г.), – издал у евреев на их собственном языке писание Евангелия в то время, как Петр и Павел в Риме благовествовали и основали Церковь. После их отшествия Марк, ученик и истолкователь Петра, предал нам письменно то, что было проповедано Петром. И Лука, спутник Павла, изложил в книге проповеданное им Евангелие. Потом Иоанн, ученик Господа, возлежавший на Его груди, также издал Евангелие во время пребывания своего в Ефесе».

В последующее время по различным поводам, выдвигаемым жизнью Церкви, были написаны апостолами (восемью из «12 и 70»; хотя все они, несомненно, проповедовали, Мф.28:19) остальные новозаветные книги. Так как в новозаветных писаниях содержится только малая часть живой проповеди Иисуса Христа (Ин.20:20, 21:25; Деян.1:3) и Его апостолов (1Пет.5:12; 1Кор.4:17, 11:34; Деян.20:31 ср. Еф.1–6 гл. и др.), то и при существовании новозаветного писания должно руководствоваться Священным Преданием.

Необходимость и значение Священного Предания

Священное Предание и с появлением Святых Евангелий и апостольских посланий не утратило своего прежнего руководственного значения, не исключается Священным Писанием, но весьма необходимо, во-первых, для несомненного убеждения в подлинности и неповрежденности самого Священного Писания. Из Священного Писания не видно, кто написал книги, когда, где, и сколько их; на каком языке они первоначально были написаны; когда и при каких обстоятельствах были переведены сначала на славянский, а потом на русский язык; подлинные ли они; кто, например, написал Евангелия? Ведь ни один евангелист не называет сам себя по имени; откуда же мы знаем имена? Эти недоумения, равно как недоумения по вопросу о подлинности и каноническом достоинстве апостольских посланий и других священных книг, устраняются единственно Священным Преданием, хранимым православною Церковью. Священное Предание необходимо, во-вторых, для руководства к правильному разумению Священного Писания. В Священном Писании изложена «премудрость Божия, тайная, сокровенная» (1Кор.2:4, ср. 1Пет.1:12), есть в нем «нечто неудобовразумительное, что невежды и неутвержденные, к собственной своей погибели, превращают» (2Пет.3:16); «никакого пророчества в Писании нельзя разрешить самому собою» (2Пет.1:20). Апостолы только тогда уяснили написанное о Христе «в законе Моисеевом и в пророках и псалмах», когда Он «отверз им ум к уразумению Писаний» (Лк.24:44–45). «Слово Божие живо и действенно, и острее всякого меча обоюдоострого» (Евр.4:12), т.е. одни при руководстве Церкви находят в нем путь ко спасению, а другие через произвольные толкования претыкаются, впадают в ереси и погибают. Объяснение Священного Писания Церковь православная сохраняет от дней апостольских через своих отцов и учителей, которые толковали слово Божие согласно учению святых апостолов. Когда появлялись лжеучители, то Церковь в лице своих пастырей и учителей на соборах опровергала извращения еретиками богооткровенных истин на основании Священного Предания и тем свидетельствовала единую истинную Православную веру, от Господа через апостолов преданную. «Не колеблясь говорю и всегда скажу, – пишет преподобный Викентий Лиринский († 450 г.), – что вселенская Церковь, побуждаемая всякого рода новизной от еретиков, через определения своих соборов не другое что-нибудь делала, как именно только то, что принятое ею прежде от предков по одному преданию подтверждала потом для потомков и собственноручным письменным удостоверением, заключая в немногих строках большое множество предметов и выражая, обыкновенно, для яснейшего уразумения таким или другим новым наименованием неновый смысл веры». Священное Предание необходимо, в-третьих, для правильного совершения таинств и для соблюдения священных обрядов в чистоте первоначального их установления. Церковь Христова ко времени появления Новозаветного Священного Писания уже имела в готовом виде свое устройство, почему апостолы, оставившие свои писания, и не имели задачи представить в них все установления христианские в полном виде. Писания их являлись по поводу разных случайных обстоятельств, были кратки, и в них не указаны чин богослужений, совершения таинств, содержание молитвословий и песнопений, правила церковного благочиния. Так в Священном Писании записано повеление Господа о Святом Крещении (Мф.28:19); а как совершать его, какие молитвы положены, это в Писании не показано. Равным образом не указан чин Святого Причащения, не указано, как благословлять, благодарить. Эти наставления и указания даны апостолами устно, показаны самим делом (1Кор.11:34; Флп.4:9) и сохранены в Церкви по преданию, через «верных людей» (2Тим.2:2).

Заповедь о «держании» апостольских преданий

«Чему вы научились, что приняли и слышали и видели во мне, то исполняйте, и Бог мира будет с вами» (Флп.4:9). «О Тимофей! храни преданное тебе» (1Тим.6:20). «Не уменьшай его, – объясняет святой Иоанн Златоуст, – оно – не твое; тебе вверено чужое; не убавляй его».

«Что значит храни преданное тебе? Значит, – пишет преподобный Викентий Лиринский, – сторожи, – потому что есть воры, есть враги, – чтобы между добрым семенем пшеницы, которое посеял на поле Своем Сын Человеческий, не посеяли они, когда спят люди, плевел (Мф.13:37–39). Предание, говорит, сохрани. Что такое Предание? То, что тебе вверено, а не то, что тобою изобретено; то, что ты принял, а не то, что ты выдумал; дело не ума, но учения, не частного обладания, но всенародной передачи, – дело, до тебя дошедшее, а не тобою открытое, в отношении к которому ты должен быть не изобретателем, но стражем, не учредителем, но последователем, не вождем, но ведомым. Преданное, говорит, храни, то есть талант веры вселенской сбереги в целости и неповрежденности. Что тебе вверено, то пусть и остается у тебя, то ты и передавай. Ты получил золото, золото и отдавай». – «Итак, братия, стойте и держите предания, которым вы научены или словом, или посланием нашим» (2Сол.2:15). «Отсюда очевидно, – учит святой Иоанн Златоуст, – что апостолы не все передали через Послания, но многое сообщали и не письменно; между тем и то и другое равно достоверно. Поэтому мы должны признавать достоверным и церковное предание. Есть предание, больше не ищи ничего».

Апостол хвалит за хранение его преданий

«Хвалю вас, братия, что вы все мое помните и держите предания так, как я передал вам» (1Кор.11:2), т.е. в памяти своей держите переданное устно до написания этого (1-го) послания.

«Мы непрестанно благодарим Бога, что, принявши от нас слышанное слово Божие(т.е. устно преподанное), вы приняли не как слово человеческое (которое по произнесении скоро замирает), но как слово Божие, каково оно есть поистине, которое и действует в вас верующих» (1Сол.2:13), по которому устрояется жизнь всей Церкви, почему оно не может затеряться или забыться.

Апостол повелевает удаляться от нарушителей преданий

«Завещаем же вам, братия, именем Господа нашего Иисуса Христа удаляться от всякого брата, поступающего бесчинно, а не по преданию, которое принял от нас» (2Сол.3:6).

Апостолы пользовались преданием

Апостол Павел указывает в беседе с ефесскими пастырями на слова, сказанные Господом Иисусом: «Блаженнее давать, нежели принимать» (Деян.20:35), – незаписанные в Евангелиях и взятые из предания. На основании предания апостол говорит о явлениях воскресшего Иисуса «более, нежели пятистам братий в одно время», – «Иакову», – «(70) апостолам» (1Кор.15:6–7) и называет по именам двух египетских чародеев (2Тим.3:8). Апостол Иуда также из предания записал о споре архангела Михаила с диаволом (Иуд.1:9) и пророчество Еноха (Иуд.1:14–15). Святой Лука написал Евангелие, пользуясь преданием (Лк.1:2–3).

Свидетельства древних отцов в Священном Предании

Евсевий, епископ Кесарии Палестинской († 340 г.), пишет, «что святой Игнатий Антиохийский († 107 г.) своими устными беседами и наставлениями укреплял христиан тех городов, через которые путешествовал, и увещевал более всего беречься возникавших и распространявшихся именно тогда ересей. В особенности же убеждал твердо держаться апостольских преданий, которые для безопасности счел нужным подтвердить собственным свидетельством и заключить в письмена».

Папий, епископ Иерапольский, говорит: «если мне случалось встречать кого-либо, обращавшегося со старцами (апостолами), то я заботливо расспрашивал об учении старцев; напр., что говорил Андрей, что Петр, что Филипп, что Фома или Иаков, что Иоанн или Матфей, либо кто другой из учеников Господа, что Аристион и пресвитер Иоанн, ученики Господни. Ибо я полагал, что книжные сведения не столько принесут мне пользы, сколько живой и более внедряющийся голос».

Святой Ириней, епископ Лионский, учит: «когда же мы отсылаем их (еретиков) к тому преданию, которое происходит от апостолов и сохраняется в церквах через преемство пресвитеров (епископов), то они противятся преданию, говоря, что они премудрее не только пресвитеров (епископов), но и апостолов, и что они нашли чистую истину. Ибо [говорят] апостолы к словам Спасителя примешали нечто от закона… С такими-то людьми мы должны, любезный друг, сражаться, – c людьми, которые подобно змеям, стараются отовсюду ускользнуть... Все, желающие видеть истину, могут во всякой Церкви узнать предание апостолов, открытое во всем мире; и мы можем перечислить епископов, поставленных апостолами в Церквах, и преемников их до нас, которые ничего не учили и не знали такого, что эти еретики бредят». Поименовав епископов Римской Церкви, святой Ириней продолжает: «В таком порядке и в таком преемстве церковное предание от апостолов и проповедь истины дошли до нас. И это служит самым полным доказательством, что одна и та же животворная вера сохранялась в Церкви от апостолов доныне и предана в истинном виде... Многие племена варваров, верующих во Христа, имеют спасение свое без хартии или чернил, написанное в сердцах своих Духом, и тщательно блюдут древнее предание... Принявшие эту веру не письменно суть варвары относительно нашего языка, но в отношении учения, нрава и образа жизни они по вере своей весьма мудры и угождают Богу, живя во всякой правде, чистоте и мудрости. И если бы кто стал проповедовать этим людям еретические измышления, говоря с ними на их собственном языке, тотчас бы, зажимая уши, убежали, как можно далее, не терпя даже слышать богохульную беседу. Таким-то образом, вследствие того древнего апостольского предания, они даже не допускают в ум свой чудовищной речи еретиков».

Ориген († 255 г.) говорит: «мы должны хранить церковное учение, преданное от апостолов через порядок преемства, и пребывающее в церквах даже доселе: только той истине должно веровать, которая ни в чем не отступает от церковного и апостольского предания».

Святой Василий Великий († 379 г.) свидетельствует: «Какое Писание научило нас в молитве обращаться к востоку? Кто из святых оставил нам на письме слова призывания при показании (Богу Отцу, как читается в литургии святого Василия Великого) Хлеба благодарения и Чаши благословения? Ибо мы не довольствуемся теми словами, о которых упомянули апостол и Евангелие, но и прежде и после них произносим другие как имеющие великую силу к совершению таинства, приняв их из не изложенного в Писании учения. Благословляем же и воду крещения, и елей помазания, и даже самого крещаемого по каким изложенным в Писании правилам? Не по соблюдаемому ли в молчании и таинственному преданию? Что еще? Самому помазанию елеем научило ли какое писаное слово? Откуда и троекратное погружение крещаемого человека? Из какого Писания взято и прочее, относящееся к крещению: отрицаться сатаны и ангелов его? Не из этого ли необнародованного и сокровенного учения, которое отцы наши соблюдали в непытливом и скромном молчании, очень хорошо понимая, что достоуважаемость таинств охраняется молчанием? На что непосвященным непозволительно даже и смотреть, прилично ли было бы учение о том выставлять на показ письменно?»

Преподобный Викентий Лиринский пишет: «Итак, часто со всеусердием и величайшим вниманием обращаясь к весьма многим украшенным святостью и даром учения мужам с вопросом: каким бы образом можно было мне, следуя верным, как бы царственным и прямым путем, отличить истину вселенской веры от лживости еретического уклонения, – я всегда и почти от всех получал ответ такого рода: если я или другой кто захотел бы узнать обманы и избежать козней появляющихся еретиков и пребыть в здравой вере здравым и невредимым, то должен, с помощью Божиею, оградить свою веру двояким образом. Во-первых,авторитетом Священного Писания (divinae legis), а во вторых, Преданием вселенской Церкви. Но, быть может, кто-нибудь спросит: ведь канон священных книг всесовершенен и всегда вполне вразумителен при снесении одних мест его с другими, поэтому что за надобность присоединять к нему (еще) авторитет церковного разумения? Та надобность, что Священное Писание, по самой его возвышенности не все понимают в одном и том же смысле, но один толкует его изречения так, другой иначе; так что почти сколько голов (hominies), столько же, по-видимому, можно извлечь из него и смыслов. Ведь по своему изъясняет его Новациан, по своему – Савеллий, по своему – Донат?.. Потому-то, вследствие такого множества изворотов крайне разнообразного заблуждения, и совершенно необходимо, чтобы нить толкования пророческих и апостольских писаний направлялась по норме древнего и вселенского понимания. В самой же вселенской Церкви особенно должно заботиться о том, чтобы содержать то, во что верили повсюдувсегда, все... Должно, впрочем, заметить, что мы обязаны с величайшим усердием исследовать эти согласные суждения древних святых отцов и следовать им не относительно всех каких-либо маловажных вопросов божественного закона, но главным образом только касательно правила веры».

Опровержение сектанских возражений

Сектанты говорят:

1) Слово Божие запрещает руководство преданием (Мф.15:1–9; Мк.7:5–13;Кол.2:8–22).

В указанных местах говорится не о Священом Предании, которое по существу своему не может противоречить Священному Писанию, так как один и тот же Бог есть Виновник того и другого источника вероучения, а о «преданиях старцев», – «преданиях человеческих», – «заповедях и учениях человеческих», устранявших заповеди Божии (Мф.15:6), извращавших учение Церкви о лице Иисуса Христа (Кол.2:8), Которого колосские лжеучителя признавали тварным существом, одним из ангелов. Старцы бывают различные (2Ин.1:1; 3Ин.1:1; ср.Мф.15:2; Мк.7:3).

Церковь православная, согласно слову Божию, предостерегает верующих от этих последних преданий, но заповедует держаться только апостольских преданий (2Сол.2:15), записанных ли самыми апостолами («посланием нашим») или их учениками и преемниками («словом»). Сектанты поступают наоборот: апостольские предания отвергают, а тщательно хранят «предания человеческие». Так, например, не предания ли человеческие: «Вероучение русских евангельских христиан-баптистов», – «Проектное изложение Евангельской веры, или вероучение евангельских христиан», – «Гусли», – «Тимпаны», – «Кимвалы», – «Заря жизни», – «Новая арфа», постановления съездов сектантов и др.? Не «предания ли человеческие» – чины преломления, крещения и пр., совершаемые сектантами?

2) Предание есть «иное благовествование», поэтому нужно его отвергать (Гал.1:8–9).

Священное Предание не «иное благовествование», будто не согласное с благовествованием апостолов, а истинное учение их. Апостол Павел повелевает галатийским Церквам держаться его учения, которое он возвестил им, очевидно, устно до написания послания: «что мы благовествовали вам», – «как прежде мы сказали», – «что вы приняли». Это устное благовестие апостольское и есть Свящное Предание, хранившееся в (апостольском) символе веры, в священнодействиях и вообще в установлениях церковных.

Анафема – не христианам, державшим Священное Предание, а тем, кто будет учить несогласному с ним. Коринфских христиан апостол хвалит за держание его преданий, фессалоникийских – призывает «стоять» (т.е. не колебаться, не сомневаться в истинности апостольских преданий) и «держать» их. Сам апостол пользовался Священным Преданием (Деян.20:35; 2Тим.2:8) и даже изречениями языческих писателей: Арата (Деян.17:28), Эпименида (Тит.1:12).

3) Предание не нужно, так как оно есть мудрствование «сверх того, что написано» (1Кор.4:6).

Апостол, имея в виду, что коринфские христиане разделились на партии из-за учителей (1Кор.1:12) и превозносились друг перед другом, обличает их за эти разногласия (1Кор.1:13, 3:1–4), убеждает, что из-за учителей не должно превозноситься и разделяться (1Кор.3:5, 9:21–23). Достоинство апостолов и учителей Церкви определяется не внешними качествами (напр., ученостью, красноречием), а верностью Христу (1Кор.4:1–2). Суд о степени этой верности принадлежит Господу, а не коринфянам (стих 3–5). Это (т.е. все сказанное выше о значении апостолов и учителей), говорит Апостол, я применил к себе и Аполлосу ради вас, чтобы вы не мудрствовали о проповедниках «сверх того, что написано» (больше, иначе, чем написано здесь, в этом послании) и не гордились друг пред другом их достоинствами. «Коринфяне, – пишет блаженный Феодорит, – разделившись на толки и положив называться, одни – именем одного, а другие – именем другого, препирались одни с другими, и каждый усиливался своему учителю отдать первенство пред другими». – «Это я переложил на себя и Аполлоса ради вас, чтобы от нас вы научились, как мы, так и вы, не мудрствовать более, нежели написано, – т.е. не хвалитесь мудростью, – объясняет святой Ефрем Сирин († 373), – ибо написано о ней, что она есть глупость пред Богом (1Кор.3:19), и как ею, так и всем прочим, да не надмевается один пред другим».

В приведенном сектантами месте совсем нет речи о Священном Предании, как равно и о том, будто оно излишне при существовании Священного Писания.

4) Апостол Иоанн запрещает иметь предание (Откр.22:18).

Здесь апостол ничего не говорит о Священном Предании. Он запрещает делать какие-либо изменения в «книге сей» («Откровение святого Иоанна»): прибавлять к содержанию ее какое-либо свое измышление и убавлять изложенное в ней.

Апостол Иоанн признавал устное наставление лучшим способом сообщения истин веры и нравоучения (2Ин.1:12; 3Ин.1:13–14) и тем показал, что многое и важное для утверждения в жизни христианской не было ими (апостолами) записано. Это устное наставление и есть Священное Предание, которое не противоречит, как думают сектанты, Священному Писанию, а находится с ним в полном согласии, так как есть слово тех же апостолов, которые написали новозаветные книги.

5) Священное Писание Господь признавал единственным руководством для верующих (Лк.16:29).

Сектанты ложно приписывают Господу свои измышления. Если Господь признавал Свщенное Писание единственным руководством для верующих, то почему Он не благоволил Сам записать Свое учение? Почему в апостольской Церкви до появления Евангелия от Матфея был многолетний период отсутствия новозаветных Священных Писаний? Чем как не Священным Преданием тогда христиане руководствовались? Сам Господь сказал апостолам: «учите все народы... соблюдать все, что Я повелел вам» (Мф.28:19–20); «Дух Святой... научит вас всему и напомнит вам все, что Я говорил вам» (Ин.14:26). Где же это «все» учение Христово сохранялось до появления новозаветных священных книг и сохраняется после появления Священного Писания, в котором многое не записано?

Если допустить сектантское понимание данного места: «у них есть Моисей и пророки, пусть слушают их» (о Священном Предании, мол, здесь не сказано, поэтому оно излишне), – то нужно принимать одно ветхозаветное Священное Писание, да и то не в полном составе: только Пятикнижие Моисея и пророков (т.е. книги исторические, учительные и пророческие) без псалмов (Священное Писание составляли «закон Моисеев, пророки и псалмы» – Лк.24:44–45); не нужны тогда и новозав. книги, о них ведь также не упоминается. Надлежащий смысл разбираемого места (Лк.16:29–30), по объяснению блаженного Феофилакта, такой: «Ты, говорит, не так печешься о братьях, как Бог, Творец их. Он приставил к ним бесчисленных наставников... Как сам, слыша Писания, не верил и слова их считал баснями, так предполагал и о братьях своих, и, судя по себе, говорит, что они Писаний не послушают, как и сам он, но, если кто воскреснет из мертвых – поверят».

6) Апостол Павел отвергает предание (2Тим.3:16–17).

Апостол выражением «все Писание Богодухновенно и полезно» не отрицает руководственного значения Священного Предания. Он не мог противоречить себе (2Кор.1:18); тому же Тимофею заповедует: «О, Тимофей! храни преданное тебе» (1Тим.6:20), «пребывай в том, чему научен, зная, кем ты научен» (апостолом Павлом устно; 2Тим.3:14), «что слышал от меня при многих свидетелях (а не прочитал в Писании), то передай(а не напиши) верным людям» (2Тим.2:2, ср. 2Тим.1:13; 2Сол.2:15).

7) В Писании изложено все учение Христово, и потому предание излишне (Деян.1:1).

Слова «о всем, что Иисус делал и чему учил» не означают, что дееписатель в Евангелии изложил все учение и все дела Иисуса Христа (ср. содержание Евангелия Луки с другими Евангелиями; Ин.21:25), а указывают на относительную полноту и обстоятельность его повествования. «О всем» не значит «все написал». Сам евангелист Лука засвидетельствовал важность и руководственное значение Священного Предания и согласие его с Священным Писанием. Он свое Евангелие написал, заимствуя для него содержание из Предания (Лк.1:1–2), и с тою целью, «чтобы ты(Феофил) узнал твердое основание того учения, в котором был наставлен» – (κατηχήθης от κατηχέω, оглашаю, устно наставляю, – стих 3–4).

Святой Иоанн Златоуст в объяснение (Деян.1:1) пишет: «но ведь Иоанн разъясняет, что невозможно было описать всего (Ин.21:25). Как же скажешь: Лука говорит «о всем»? Но он сказал не «все», а «о всем», а это значит то же, что, в общем и сокращенно; или иначе: он говорит обо всем, что особенно важно и нужно».

8) Предание излишне, так как написанного в Евангелии достаточно для веры во Христа и спасения (Ин.20:31).

В предшествующем стихе (Ин.20:30) апостол говорит, что Иисус Христос сотворил много чудес, «о которых не написано в книге сей», – «Сие же написано», т.е. из многих чудес число записанных достаточно для утверждения веры в Богочеловека. Следовательно, Апостол в приведенном месте указывает цель записи им чудес Иисуса Христа, но не говорит, что Священное Писание нужно признать единственным источником христианской веры. «Но почему они (евангелисты) не о всех (чудесах) рассказали? Преимущественно по их множеству, – отвечает святой Иоанн Златоуст, – а потом, они думали и то, что кто не поверит сказанному, тот не поверит и большему, а кто примет это, тому ничего больше не нужно будет для утверждения в вере. Впрочем, мне кажется, что здесь евангелист говорит только о знамениях, бывших после воскресения, почему и замечает: «пред учениками Своими» (стих 30). Как до воскресения нужны были многие чудеса для того, чтобы уверовали, что Христос есть Сын Божий, так после воскресения для того, чтобы убедились, что Он воскрес».

Церковь

Слова «Церковь Христова» в обширном смысле обозначают совокупность не только всех верующих во Христа Спасителя и соединенных в Нем как единой Главе своей, живущих в данное время на земле и стремящихся ко спасению, но и всех наших братий во Христе, почивших в вере и покаянии, праведников, начиная с Адама, и святых ангелов (Еф.1:10, 1:20–23; Кол.1:18–20).

Церковь Христова разделяется на: а) Церковь небесную

Церковь, состоящая из ангелов, святых и всех усопших в вере и покаянии, называется Церковью «невидимою», – «небесною», – «торжествующею» (Евр.12:22–24), «царством славы».

б) Церковь земную

Церковь, состоящая из верующих, живущих на земле, является Церковью «видимою», – «земною», – «воинствующею» (Ин.15:18–19; 1Пет.5:8; 1Ин.5:4; Гал.4:19; Еф.6:11–12; Евр.13:14).

Понятие о Церкви земной

Христианская Церковь (земная) есть общество истинно верующих в Господа Иисуса Христа, с Ним, как Главою, соединенное, Им управляемое и Им Самимоснованное с тем, чтобы через учение веры, таинства, иерархическое руководство, посредством невидимого действия Святого Духа, от Бога Отца ниспосланного, привести всех людей ко спасению и воссоединению с Богом.

Господь Иисус Христос основал Церковь

«Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее» (Мф.1:18). «Итак, внимайте себе и всему стаду, в котором Дух Святой поставил вас блюстителями пасти Церковь Господа Бога, которую Он приобрел Себе Кровию Своею» (Деян.20:23). «Христос возлюбил Церковь и предал Себя за нее» (Еф.5:25).

Господь Иисус Христос положил начало и основание Церкви Своей избранием апостолов из числа своих слушателей. Апостолы и немногие верующие (Деян.1:16; 1Кор.15:6), объединенные верою в Него и Его учением, составили Церковь Христову. Он Сам дал устройство Церкви, учредил в ней иерархию и таинства для освящения верующих. Но этим Господь не ограничил Своей деятельности в деле созидания Церкви, иначе она не отличалась бы существенно от других религиозных обществ, организуемых людьми. Он для искупления человека отдал жизнь Свою за грехи мира, Своею крестною смертью избавил верующих (Церковь) от власти диавола и стяжал в Свое собственное достояние (1Пет.1:18–19, 2:9; Кол.1:14 и др.). Для усвоения людям благ искупления ниспослал (Деян.2:1–4) в Церковь Святого Духа, и со дня сошествия Его она стала телом Христовым, Им возглавляемым (Еф.1:22–23, 4:15–16, 5:23–30; Кол.1:18, 24, 2:19; 1Кор.12:27 и др.) и одушевляемым Святым Духом по благоволению Бога Отца (Ин.14:16, 26). До ниспослания Святого Духа Церковь не могла (ср. Ин.7:37–39) усвоить благ, приобретенных Кровию Иисуса Христа, так как не имела «от Божественной силы Его» всего потребного для жизни и благочестия (2Пет.1:3).

Церковь есть хранительница учения Христова

Церковь Христова богопреданное, истинное учение хранит неизменно, в целости, чистоте, как было передано ей вначале Божественным ее Основателем. «Церковь Бога Живого столп и утверждение истины» (1Тим.3:15). «Уча их соблюдать все, что Я повелел вам» (Мф.28:20). «Дабы ныне сделалась известною через Церковь начальствам и властям на небесах многоразличная премудрость Божия» (Еф.3:10). Непреложным ручательством хранения истины Церковью служит то, что она имеет Духа Святого. Этот Дух истины всегда обитает в Церкви и составляет в ней жизненное начало: «...и Я умолю Отца и даст вам другого Утешителя, да пребудет с вами вовек... научит вас всему и напомнит вам все, что Я говорил вам» (Ин.14:16, 26). «Когда же придет Он, Дух истины, то наставит вас на всякую истину» (Ин.16:13). «Не должно, – пишет святой Ириней Лионский, – искать у других истины, которую легко получить от Церкви, ибо апостолы, как богач в сокровищницу, вполне положили в нее все, что относится к истине, так что всякий, желающий берет из нее питие жизни. Она, именно, есть дверь жизни, а все прочие (учителя) суть воры и разбойники. Посему должно избегать последних, но с величайшим тщанием избирать то, что относится к Церкви, и принимать предание истины».

Церковь Христова имеет внешнюю сторону

Церковь Христова, являясь с внутренней стороны невидимой (так как невидимо в ней живет и действует по благоволению Бога Отца Глава ее – Иисус Христос, и Святой Дух, освящающий верующих и содействующий их спасение) с внешней стороны есть видимое общество людей. Видимой она была с самого начала: члены ее по своей духовно-телесной природе были видимы и не были рассеяны отдельно друг от друга по разным местам, а были соединены вместе (Деян.1:5, 2:1 и др.), являлись совершенно отдельным видимым обществом среди иудеев и язычников (Деян.2:41–47 и др.). Новые члены присоединялись к Церкви видимо через крещение (Деян.2:41, 8:12, 38 и др.), собирались для молитвы и таинства причащения (Деян.2:42–46; 1Кор.11:18–27). Церковь, по установлению Господа Иисуса Христа, имеет видимое священноначалие, получившее от Него власть учить, священнодействовать и управлять в ней, имеет видимое богослужение и видимые священнодействия – таинства, в которых под видимым образом подается верующим невидимая благодать Божия. Если бы Христова Церковь была невидима, то необъяснимо было бы, между прочим, повеление Господа: «если же не послушает их(свидетелей), скажи церкви» (Мф.18:17); затем, она не имела бы истории своей жизни, не могла быть узнана людьми, желающими для своего спасения приложиться к ней (Деян.2:47), и выделена из других религиозных обществ, выдающих себя за истинную Церковь (ср. Мф.24:5 и др.).

Свойства Церкви:

Церковь Христова непреодолима, а потому:

а) Вечна

«Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее» (Мф.16:18), т.е. все зло мира – соблазны, внешние преследования, козни диавола, не одолеют ее, так как основатель и глава ее есть Иисус Христос, истинный Бог (Ин.10:30; Деян.10:36; 1Ин.5:20; Рим.9:5; и др.). Он краеугольный камень (Мф.21:43; Лк.20:17–18; Еф.2:20; 1Кор.3:11) Церкви. Одоление Церкви значило бы одоление Самого Христа, обещавшего пребыть с нею во все дни до скончания века (Мф.28:20).

б) Церковь – непрерывна

Церковь Христова, как беспрерывно существовала от своего основания до наших дней, так беспрерывно будет существовать «до скончания века». – «Я с вами во все дни до скончания века» (Мф.28:20). «И Я умолю Отца, и даст вам другого Утешителя, да пребудет с вами вовек» (Ин.14:16). «Тому слава в Церкви во Христе Иисусе (через Христа) во все роды, от века до века» (Еф.3:21). «Хорошо сказано, – объясняет святой Иоанн Златоуст, – и это – слава Его в Церкви, поскольку известно, что Церковь будет существовать всегда. А так как она всегда пребывает, то (апостол) хочет, чтобы и мы прославляли Бога до скончания мира, что и объяснил он сказавши: «во все роды».

в) Церковь – едина

В книге Песнь Песней(Песн.6:8–9) содержится пророческое указание на единую Христову Церковь. «О которой (Церкви, святой и незлобивой голубице), – замечает святой Епифаний, епископ Кипрский († 403 г.), – Господь Духом открыл Соломону в Песни Песней и говорил: есть шестьдесят цариц и восемьдесят наложниц и девиц без числа, но единственная – она, голубица Моя, чистая Моя (Песн.6:8–9), – с двукратным повторением Мояи Моя. Ибо Его голубица и Его совершенная, так как другие, хотя и называются так, но не суть Его, а она дважды так именуется... Но единая голубицаи святая дева – Церковь». Святой Исидор Пелусиот († 436 г.) писал диакону Исидору: «...спрашивал ты, что значит: есть шестьдесят цариц и так далее? Посему слушай. Первенство да имеет нескверная дева Церковь, содержащая правую веру в Бога, и она да называется чистою голубицею, превосходящею достоинством все чины». Иисус Христос основал на земле только одну Церковь. «Я создам ЦерковьМою» (Мф.16:18). Церковь Свою Господь уподоблял одному стаду, в которое Он хочет привести всех людей (Ин.10:16), одному полю (Мф.13:24, 38), одному неводу (Мф.13:47). Апостолы также учили об одной только Церкви: «Христос возлюбил Церковь и предал Себя за нее» (Еф.5:25; ср. Деян.20:28). «Которая(Церковь) есть Тело Его» (Еф.1:22–23). «Он есть глава тела Церкви» (Кол.1:18). «Мы, многие, составляем одно тело во Христе» (Рим.12:5). «И вы – тело Христово, а порознь – члены» (1Кор.12:27; 1Кор.12:13). Единство Церкви отнюдь не допускает никакого разделения или разномыслия в вере, церковном управлении и богослужении (Рим.15:5–6; 1Кор.1:10, 13; Еф.4:4–6). Отдельные Церкви: Иерусалимская, Антиохийская, Александрийская, Константинопольская, Российская, подобно Церквам: Коринфской (1Кор.1:2), Галатийским (Гал.1:2), Фессалоникийской (1Сол.1:1) суть Церкви, так называемые поместные, части единой вселенской Церкви Христовой. «Отдельность видимого устройства их не препятствует им духовно быть великими членами единого тела Церкви вселенской, иметь единую главу – Христа и единый дух веры и благодати. Единство сие выражается, видимо, одинаковым исповеданием веры, общением в молитвах и таинствах» (Катех. Чл. 9).

О единстве Церкви, как ее существенном свойстве, учил святой Ириней Лионский: «Церковь, хотя рассеяна по всей вселенной, даже до концов земли, но приняла от апостолов и от учеников их веру... хотя и рассеяна по всему миру, – как я сказал, – тщательно хранит их (учение и веру), как бы обитая в одном доме; одинаково верует этому, как бы имея одну душу и одно сердце; согласно проповедует это, учит и передает, как если бы у ней были одни уста. Ибо, хотя в мире языки различны, но сила предания одна и та же. Не иначе верят и не различное имеют предание церкви, основанные в Германии, в Италии, в Галлии, на Востоке, в Египте, в Ливии, и в средине мира. Но, как солнце – это творение Божие – во всем мире одно и то же, так и проповедь истины везде сияет и просвещает всех людей, желающих прийти в познание истины».

Святой Киприан Карф (†258 г.) пишет: «Церковь одна, хотя с приращением плодородия, расширяясь, дробится на множество. Ведь и у солнца много лучей, но свет один; много ветвей на дереве, но ствол один, крепко держащийся на корне; много ручьев истекает из одного источника, но хотя разлив, происходящий от обилия вод, и представляет многочисленность, однако при самом истоке все же сохраняется единство».

Общество религиозное, не входящее в состав единой Церкви, не есть Церковь, а еретическая или раскольническая община, самочинное сборище. «Можно ли думать тому, кто не придерживается единства Церкви, – говорит святой Киприан Карфагенский, – что он хранит веру? Можно ли надеяться тому, кто противится и поступает наперекор Церкви, что он находится в Церкви, – когда блаженный апостол Павел, рассуждая о том же предмете и показывая таинство единства, говорит: «одно тело и один дух, как вы и призваны к одной надежде вашего звания; один Господь, одна вера, одно крещение» (Еф.4:4–5). Нет, не хранящий такого единства не соблюдает закона Божия, не хранит веры в Отца и Сына; не держится истинного пути ко спасению».

г) Церковь – Апостольская

Бог Отец по Своей любви к человеку «послал» (απεστειλεν) Сына Своего в мир (Ин.3:17–34, 5:23–38, 6:29–57 и др.) для совершения спасения. Господь Иисус Христос, будучи «Посланником» (Απόστολον) и «Первосвященником исповедания нашего» (Евр.3:1), избрал (Лк.6:13; Ин.15:16) и от Себя послал (Ин.20:21; Деян.1:8) апостолов для насаждения и распространения основанной Им Церкви, которая в смысле посланничества для спасения мира есть именно апостольская.

Апостолы – строители Церкви Христовой

Иисус Христос, хотя и говорил о том, что по Его прославлении все в Него верующие получат в изобилии силы Святого Духа (Ин.7:39), но в то же время обетовал ниспослать (Ин.14:16–26, 16:7) и на самом деле по прошествии Пятидесятницы ниспослал Святого Духа вначале на одних только апостолов (Деян.2:2–4). Это совершено Им было с тою целью, чтобы апостолы, первыми исполнившись Святого Духа, вместе с этим послужили органами и посредниками в низведении Его и на остальных верующих, почему им одним дано было Спасителем право совершать те священнодействия, или таинства, через которые имела верующим сообщаться Духом Святым благодать Божия, как, например, крещение (Мф.28:19), причащение (Лк.22:19–20), покаяние (Ин.20:22–23). Апостолы, облеченные силою Святого Духа, «пошли(по повелению Господа) и проповедовали везде, при Господнем содействии и подкреплении слова последующими знамениями» (Мк.16:20), чем Бог свидетельствовал, что они – Его посланные. Они также получили от Господа власть не только сообщать верующим благодать Христову, но и через рукоположение передавать своим преемникам свое полномочие низводить благодатные дары, каковых (преемников) и поставляли (1Тим.1:5; 1Тим.5:22; ср. Деян.20:28). Основанные апостолами Церкви делались матерями для всех последующих поместных Церквей, в том числе и Восточной греко-российской Церкви, почему Церковь Христова, хотя имеет своим краеугольным камнем Самого Господа, но по слову Божию утверждается «на основании апостолов» (Еф.2:20; Откр. 21:14).

Апостольство – признак Церкви Христовой

Через апостолов Церковь получила от Господа свое устройство, с ними она находится в постоянной внутренней связи, заключающейся в полученной ею от апостолов (и через непрерывное преемство сохраняемой) иерархии, учении, священнодействии и управлении. В истинной Церкви Христовой находится все существенное, чем владела она при апостолах, и должно находиться в ней вовек. Отсюда только та Церковь есть Церковь апостольская, которая имеет от самих апостолов преемство даров Святого Духа через священное рукоположение, т.е. восходит к апостолам через непрерывное преемство от них богоучрежденной иерархии (епископства), и которая верна им в учении, священнодействии и управлении. Апостольство, являясь самым важным свойством Церкви Христовой, составляет ее существенный и главный признак. Без этого признака все, носящие имя христианина, могли бы считать себя принадлежащими к Церкви Христовой. Следовательно, если сектанты именуют свою общину Церковью Христовой, но не имеют непрерывного иерархического преемства от апостолов и не хранят апостольского предания (2Сол.2:15), то их община как порвавшая связь с апостолами лишена благодати Божией, необходимой для духовной жизни, и есть не апостольская Христова Церковь, а самочинное сборище (Пс.1:1, 25:5; Откр. 2:9, 3:9), не могущее спасать своих членов. Христианин есть член тела Христова – Церкви (1Кор.12:12–27), не должен отделяться от этого живоносного тела; в противном случае, вместо истинной жизни, получит вечную смерть. «Отломи ветвь от дерева, – говорит святой Киприан Карфагенский, – отломленная потеряет способность расти; разобщи ручей с его источником, – разобщенный иссякнет... А ты думаешь, что можно стоять и жить в удалении от Церкви, устрояя себе другие различные жилища?»

Православная Восточная греко-российская Церковь есть истинно апостольская Церковь

Восточная греко-российская Церковь имея через непрерывное преемство от апостолов – богоучрежденную иерархию из трех степеней, остается верною апостолам в учении («символ веры» выражает подлинное учение Господа и апостолов), священнодействии (чин богослужения и совершения таинств восходит к апостолам) и управлении, руководится апостольскими правилами и правилами вселенских соборов, каковые правила являются дальнейшим развитием апостольских правил). И потому она одна есть истинно апостольская Церковь, и лишь ей одной по праву принадлежит наименование «православной», как право, «верно» (ср.2Тим.2:15) или неизменно сохраняющей учение Христово, переданное апостолами словом или посланием, и пребывающей верною во всем, установленном Господом Иисусом Христом и Его апостолами. «То, что мы исповедуем, – пишет епископ Феофан, – и как соделываем свое спасение, было в силе у наших отцов, дедов, прадедов и всех россиян с самого просвещения их истинною верою при святом Владимире. Этому уже тысяча лет... Но идите далее: то же исповедание и то же соделывание спасения увидите вы у греков, от коих приняли мы Святую Веру. Идите и у них по векам; дойдете до соборов, защищавших и утверждавших истину вселенскую… Двигайтесь еще далее, пройдете века гонений, дойдете до века апостольского, и усмотрите: там то же исповедание и то же соделывание спасения, какое теперь и у нас содержится и действует. А то, чему учили и что учредили апостолы, принято ими от Господа, Господь же и говорил и делал, как принял от Отца Своего, в тайне Пресвятой Троицы. Вот откуда вера наша! Вот где ее источник! Вот как она из глубин Божьих истекла, текла по течению веков и до нас дотекла!»

Цель Церкви

Церковь Христова имеет своею целью привести всех людей (Мф.28:19–20; Мк.16:15–16; Лк.24:47 и др.) к воссоединению с Богом – Источником жизни и блаженства (Ин.14:6, 17:21); а так как человек через грех отпал от союза с Богом и сделался «сыном противления» (Еф.2:3), то Церковь как продолжательница дела Христова – спасения человечества, должна возродить падшего человека к новой, святой жизни. Для свершения сего в Церкви находятся не только человеческие, но и «Божественные силы» (2Пет.1:3–4); в ней пребывает и будет пребывать до скончания века Сам Искупитель Иисус Христос (Мф.28:20) и Дух Святой (Ин.14:16), Который, подавая благодать Божию в таинствах, усвояет нам по благоволению Бога Отца все потребное для нашего спасения и через Христа возводит верующих к Отцу (Ин.14:6).

Опровержение возражений

Сектанты говорят:

1) Где два или три собраны во имя Христа, там и Церковь (Мф.18:20).

В стихах 19–20 (Мф.18) Иисус Христос говорит не о Церкви, а о молитве. Господь указывает, что единодушие молящихся, пребывающих в союзе с Церковью Его (ср. стих 17), независимо от числа лиц, преклоняет Отца Небесного на милость, если, конечно, они достойны ее, просят того, что угодно Богу и полезно им; и Он Сам пребывает среди них (ср. Ин.14:23; 1Ин.3:23–24, 4:18–21). Ослушники Церкви (Мф.18:17), с которыми верующие должны прервать религиозное общение, как с язычниками и мытарями, не могут надеяться, чтобы среди них был Христос и чтобы Отец их услышал. Церковь Христова не отвлеченное понятие, а живая, историческая действительность, восходящая непрерывно через преемство епископов до апостолов, а через них до Господа; с нею сектанты прервали общение, отложились от нее, и поэтому собрание их, в каком угодно числе, не есть Церковь (Мф.12:30). «Собравшиеся во имя кого-либо, – учит святой Василий Великий, – без сомнения, должны знать намерения собравшего и расположить себя сообразно с оным, чтобы обрести благодать благоугождения и не подпасть осуждению за злонамеренность или нерадение... Мы должны помнить, что говорят апостол (Еф.4:1–4) и Господь (Ин.14:23). Господь пребывает посреди двоих или троих, если сообразуются с волею Его. А собравшиеся недостойно звания и не по воле Господней, хотя бы и казалось, что собрались вместе во имя Господне, услышат: «что зовете Меня: Господи! Господи! и не делаете того, что Я говорю» (Лк.6:46; ср. Мф.25:11–12; Деян.19:13–16). «Господь заповедал (Мф.18:19) сперва единодушие, – пишет святой Киприан Карфагенский, – указал на согласие и научил верно и решительно соглашаться между собою. Как же согласится с кем-либо тот, кто не согласен с телом самой Церкви и со всем братством? Как могут собираться во имя Христово двое или трое, о которых известно, что они отделяются от Христа и от Евангелия Его? Ведь не мы отошли от них, а они от нас... Господь говоритнаходящимся в Церкви, что если они будут согласны, если сообразно с Его напоминанием и наставлением, собравшись двое или трое, единодушно помолятся, то, несмотря на то, что их только двое или трое, они могут получить просимое от величия Божия. Он посреди простых и миролюбивых, боящихся Бога и хранящих заповеди Его…Неужели, собираясь, они (враги братьев, завистники священников) думают, что и Христос находится с ними, когда они собираются вне Церкви Христовой?.. Не могут пребывать с Богом (1Ин.4:16) не восхотевшие быть единодушными в Церкви Божией».

2) Сектанты в свое оправдание за отпадение от православной Церкви и образование общин указывают на 1Кор.3:10.

Господь Иисус Христос основал единую Церковь, а апостолы устроили и распространили ее, и другой Церкви не может быть: «ибо никто не может положить другого основания, кроме положенного, которое есть Иисус Христос» (1Кор.3:11). Поэтому человек, ищущий своего спасения, должен приложиться к единой Христовой Церкви и, в ней пребывая, должен духовно совершенствоваться (созидать из золота, серебра, драгоценных камней) и устроять из себя дом духовный – «Божие строение» (1Кор.3:9; ср. Еф.2:21–22). Сектанты не строят, а «разоряют храм Божий» (1Кор.3:17), отпадая от Церкви и совращая других в свою секту; но сказано: «кто не со Мною, тот против Меня; и кто не собирает со Мною, тот расточает» (Мф.12:30). Таких «строителей» (расточителей) апостол осудил (Гал.1:8–9), и «покарает Бог» их (1Кор.3:17; ср. Мф.21:44), и «делу» их не устоять. По своему невежеству сектанты не понимают истинного смысла текста, указанного ими. В 1Кор.3:10–23 апостол Павел внушает своим преемникам – пастырям и учителям, чтобы они, трудясь над созиданием Церкви («строения Божия»), здраво учили, согласно положенному им основанию, и каждому христианину, чтобы он жил, как должно. Золото, серебро, драгоценные камни означают, вообще, прочный, дорогой материал, соответствующий по качествам основанию (1Кор.3:11); таким прочным материалом служит здравое учение, согласное учению Церкви Христовой, и христианские добродетели. Дерево, сено, солома означают превратные понятия и суждения (1Кор.12:15), увлечение человеческою мудростью (1Кор.3:18), неразумное пользование свободой христианской (1Кор.8–11 гл.), наконец, порочную жизнь (1Кор.5–6 гл.). В день суда Божия (1Кор.3:13) будет испытано достоинство дел пастырей и всех верующих («Огонь» – символ испытания, суда Божия). Чье дело устоит на суде, тот получит награду, а чье дело не выдержит испытания, тот «сгорит», лишится награды («потерпит урон»); «впрочем, сам спасется, но так, как бы из огня»: спасется так же, как спасаются те, которых огонь захватывает в доме: один выбежит невредимым, другой – опаленным, а иной и сгорит в огне. Так будет с худыми строителями. Одни будут помилованы, другие будут наказаны, смотря по степени вины, а иные пойдут в огонь вечный.

3) По слову апостола, мы устрояем сами «дом духовный» (1Пет.2:5), почему и отпали от православной Церкви.

Подобно апостолу Павлу и апостол Петр представляет Церковь Христову под образом здания. В основании здания положен живой камень – Иисус Христос, Источник и Податель жизни (Ин.6:35, 51), а отдельные христиане – живые камни (оживляются благодатью Божьею), из которых слагается здание. Вступая в общение со Христом («приступая к Нему»), христиане под Его невидимым водительством и силою Святого Духа, при посредстве таинств и пастырского руководства (ср. 1Пет.5:1–5) должны «сами» нравственно обновляться, чтобы из них устроилось одно христианское общество, «одно стадо» (Ин.10:16), одиндуховный дом, проникнутый одним духом, однойверой и одной надеждой (Еф.4:3–6). Слово «сами» (1Пет.2:5) указывает, что не одна благодать Божия совершает освобождение христиан от греха, но при деятельном соучастии их воли.

Под духовными жертвами (1Пет.2:5) разумеются христианские добродетели: дела милосердия, любви, молитва и др. (ср. Пс.49:14, 50:18–19; Евр.13:15–16; 2Тим.4:6 и др.). Эти добродетели требуют от христиан подвигов, усилий, чтобы совершая их, они как бы приносят жертву (ср. Рим.12:1; 2Тим.4:6), почему в переносном смысле называются (христиане) «священством святым». Следовательно, указанные слова апостола не дают никакого основания сектантам к отпадению их от православной Церкви.

4) Сектанты в оправдание нарушения единения с Церковью православной ссылаются на слова апостола: «ибо надлежит быть и разномыслиям между вами, дабы открылись между вами искусные» (1Кор.11:19).

«Апостол говорит не о разномыслиях в догматах, – объясняет блаженный Феофилакт, – но о таких разделениях, каково, например, относительно столов. Что же значит: надлежит? Так как вы – люди, то дело возможное и неизбежное, что не все ходят право. Посему-то я и верю. Подобно и Господь сказал: «надобно прийти соблазнам» (Мф.18:7), т.е. поелику в мире есть злые, то необходимо будут и придут соблазны. «Дабы (ινα) открылись между вами искусные» (1Кор.11:19). Частица «дабы» означает здесь не причину, но следствие дела, как видно из многих мест. Ибо, когда гордые не принимают за свой стол, тогда являются искусные, т.е. бедные, потому что они терпят презрение, а прежде сего терпение их не было видно. Или искусными называет тех, кто хранит еще обычай относительно стола; ибо не все же нарушали его. Итак, когда нарушители оказываются неискусными, оказываются искусными хранители». Так как возникшие среди коринфян «разделения» (1Кор.11:18), «разномыслия» (1Кор.11:19) касались их благоповедения (1Кор.11:21), то апостол обличает их кротко – «не похвалю» (1Кор.11:22, 16). Когда же он говорит о догматических распрях, касающихся веры, то грозно обличает лжеучителей и их последователей (Гал.1:8–9); называет то «псами» (Флп.3:2), то «сожженными в совести» (1Тим.4:2), то «служителями диавола» (2Тим.2:26). О единении верующих, выражающемся в единомыслии религиозном учил и молился Господь (Ин.10:16, 13:35, 15:4, 17:21 и др.), учил и молился апостол (Еф.4:2–6; Рим.15:5–6; 1Кор.1:10 и др.). Сектанты, нарушая единение веры своим лжеучением, осуждены апостолом (Гал.1:8–9) и подлежат строгому суду Божию (Иуд.1:4–23).


Источник: Православная Церковь и сектанты, Оттава, 1981. Автор: протопресвитер Владыков Дмитрий Иванович (1863 - 1955)

Комментарии для сайта Cackle