протоиерей Димитрий Владыков

Мздовоздаяние праведных и грешных

По изображению Господа Иисуса Христа, сказано будет Им на всеобщем суде праведникам: «придите благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира» (Мф.25:34), – а грешникам: «идите от Меня, проклятые, в огонь вечный, уготованный диаволу и ангелам его» (Мф.25:41) «И пойдут сии в муку вечную, а праведники – в жизнь вечную» (Мф.25:46), т.е. по окончании суда последует полное (для души и тела), совершенное блаженство или мучение, и решительное (на всю вечность) мздовоздаяние всем людям, соответственно заслугам каждого. Для праведников наступит вечная блаженная жизнь, а для грешников – вечные мучения.

«С какими благами, – замечает святой Иоанн Златоуст, – может сравняться это наименование – благословенные, и притом благословенные от Отца? Сколько чести, сколько блаженства в этих словах? Он не сказал: приимите, но наследуйте, как свое собственное, как отеческое, как ваше, как от века вам принадлежащее. Прежде, чем вы стали существовать, говорит Он, это уже было для вас уготовано и устроено, так как Я знал, что вы будете таковыми... А осужденным говорит: идите от Меня, проклятые, – не от Отца, так как не Он проклял их, но собственные их дела, – в огонь вечный, уготованный не вам, а диаволу и ангелам его... Я царство готовил вам, говорит Он, огонь же – не вам, но диаволу и ангелам его, но так как вы сами ввергли себя в огонь, то и вините сами себя».

а) Блаженство праведных

Праведные наследуют жизнь столь блаженную, что мы не в состоянии и понять, представить и изобразить этого блаженства (Катихиз. 12 чл.).

«Не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его» (1Кор.2:9, ср. 2Кор.12:2–4).

Праведники, как учит Священное Писание, удостоятся самого близкого и непосредственного общения с Богом (Ин.14:3; 1Сол.4:17; Откр. 21:3), будут зреть Бога лицом к лицу (Мф.5:8; 1Кор.13:12) и, как Он есть (1Ин.3:2), познают Его (1Кор.13:12).

«Думаю, – говорит святой Григорий Богослов, – что оно (Небесное Царство) не что иное есть, как достижение чистейшего и совершеннейшего. А совершеннейшее из всего существующего есть ведение Бога. Сие-то ведение частию да храним, частию да приобретаем, пока живем на земле, а частию да сберегаем для себя в тамошних сокровищницах, чтобы в награду за труды приять всецелое познание Святыя Троицы, что Она, какова и колика (если позволено будет выразиться так), в Самом Христе Господе нашем».

«Не иным чем, истинным разумением, братия, – учит святой Василий Великий, – почитайте Небесное Царство, как Сущего, которое в Божественных Писаниях называется и блаженством... Царство Небесное есть созерцание. Теперь, как в зеркале, видим тени вещей, а впоследствии, освободившись от сего земного тела и облекшись в тело нетленное и бессмертное, увидим их первообразы. Увидим же, если жизнь свою управим по прямому пути и будем заботиться о правой вере, без чего никто не узрит Господа».

Праведники будут не только созерцать величие и славу Божию (Ин.17:24), но соделаются причастниками их (Мф.13:43, 19:26; Откр. 3:21). Они будут находиться в блаженном общении с ангелами и со всеми святыми (Евр.12:22–23).

«И отрет Бог всякую слезу с очей их, и смерти не будет уже; ни плача, ни вопля, ни болезни уже не будет, ибо прежнее прошло» (Откр.21:4).

«Представь состояние той жизни, – наставляет святой Иоанн Златоуст, – насколько возможно представить его себе, ибо изобразить ее по достоинству не в состоянии никакое слово, но из того, что мы слышим, как бы из каких-нибудь загадок, мы можем получить некоторое неясное о ней представление. Печаль, говорит Писание, и воздыхание удалятся (Ис.35:10). Что же может быть блаженнее такой жизни? Не нужно там бояться ни бедности, ни болезни; не видно ни обижающего, ни обижаемого, ни раздражающего, ни раздражаемого, ни гневающегося, ни завидующего, ни распаляемого похотью, ни заботящегося о приобретении необходимого для жизни, ни мучимого желанием власти и господства, ибо вся буря наших страстей, затихнув, прекратится, и все будет в мире, веселии и радости, все тихо и спокойно, все день и ясность и свет, свет не этот, нынешний, но другой, который настолько светлее этого, насколько этот блистательнее светильничного. Свет там не помрачается ни ночью, ни от сгущения облаков; не жжет и не палит тел, потому что нет там ни ночи, ни вечера, ни холода, ни жара, ни другой какой перемены времен... Нет там ни старости, ни бедствий старости, но все тленное отброшено, так как повсюду господствует слава нетленная. А что всего важнее, это – непрерывное наслаждение общением со Христом вместе с ангелами, с архангелами, с горними силами... Представь преображение всей твари: она уже не останется такою, но будет гораздо прекраснее и светлее... Так как она должна принять нетленные тела, то и сама преобразится в лучшее состояние. Нигде не будет тогда раздора и борьбы, потому что велико согласие в лике святых, при всегдашнем единомыслии всех друг с другом. Не нужно там бояться ни диавола и демонских козней, ни грозы геенской, ни смерти – ни этой нынешней, ни той, которая гораздо тяжелее этой, но всякий такой страх уничтожен».

Блаженство праведников, различаясь степенями (Ин.14:2; Мф.10:41–42; Лк.19:12–19; 1Кор.15:41; 2Кор.9:6 и др.), соответственно нравственному достоинству каждого (ср. Рим.2:6; 1Кор.3:8; 2Кор.5:10 и др.), будет вечно, т.е. нескончаемо (Мф.25:46; 1Пет.5:4, 10; 2Кор.4:17–18; Тит.1:2; Евр.10:34).

б) Мучения грешников

Слово Божие, изображая мучения грешников, говорит, что они лишатся всех благ Царства Небесного (Мф.8:12, 22:13), будут удалены от лица Божия и посланы в огонь вечный, уготованный диаволу и ангелам его (Мф.25:41, ср. Мф.7:21), где будет мука вечная (Мф.25:46), «где червь их не умирает, и огонь не угасает» (Мк.9:44), где «будет плач и скрежет зубов» (Мф.8:12, 13:42, 50, 22:13 и др.).

Самое наименование места обитания грешников геенною (Мф.5:29), геенною огненною (Мф.5:22), пещью огненною (Мф.13:50), озером огненным (Откр.19:20) и серным (Откр.20:10), тьмою внешнею (Мф.8:12, 22:13, 25:30), адом (Лк.16:23) указывает на тяжкие муки их.

Соответственно различному нравственному состоянию грешников (ср. 2Кор.5:8 и др.) и мучения их будут иметь неодинаковые виды и степени. Так Иисус Христос говорил: раб же тот, кто знал волю господа своего и не был готов и не делал по воле его, бит будет много; а кто не знал, и сделал достойное наказания, бит будет меньше (Лк.12:47–48, ср. 20:47; Мф.10:15, 11:22).

«Выражения «бит будет много» и «бит будет меньше» означают, – учит святой Василий Великий, – не конец, а разность мучения. Ибо, если Бог есть праведный Судия, не только добрым, но и порочным воздающий каждому по делам его, то иной может быть и достоен огня неугасимого, но или слабейшего, или более пожигающего, другой – червя неумирающего, но опять причиняющего боль или более легкую, или более жестокую – по достоинству каждого, а иной – геенны, в которой, без сомнения, есть разные роды мучений, и другой – тьмы кромешной, где один доведен только до плача, а другой – от усиленных мучений до скрежета зубов. Самая тьма кромешная (внешняя), без сомнения, показывает, что есть нечто и внутреннее. И сказанное в Притчах «в глубине преисподней» (Притч.9:18) дает разуметь, что некоторые находятся во аде, однако не в глубине преисподней, подвергаясь мучению более легкому».

«Все ли пойдут в одну муку, или мучения различны? Разные есть роды мучений, – отвечает святой Ефрем Сирин, – как слышали мы в Евангелии. Есть тьма внешняя (Мф.8:12), а из сего видно, что есть и другая тьма – глубочайшая; геенна огненная (Мф.13:42) – особое также место; «червь неусыпающий» (Мк.9:48) – в ином месте; тартар (2Пет.2:4) – также свое место; огонь не угасающий (Мк.9:43) – особая страна; преисподняя (Флп.2:10) и погибель (Мф.7:13) – на своих местах; преисподние места земли (Еф.4:9) – иное место; ад, где пребывают грешники, и дно адово – самое мучительное место. На сии-то мучения распределены будут несчастные, каждый по мере грехов своих, или более тяжких, или более сносных, по написанному: «в узах греха своего он содержится» (Притч.5:22). То же значит и сказанное: «бит будет много и бит будет меньше» (Лк.12:47–48). Как есть различия наказаний здесь, так и в будущем веке».

Вечность мучений грешников

Будущие мучения грешников представляются в Священном Писании вечными и нескончаемыми. Господь огонь геенский называл огнем вечным (Мф.18:8, 25:41–46), огнем неугасимым (Мк.9:43–45), «где червь их не умирает, и огонь не угасает» (46), чем ясно обозначил нескончаемость, вечность мучений грешников. Также учили и апостолы: «...которые(грешники) подвергнутся наказанию, вечной погибели» (2Сол.1:9; Иуд.1:13), «дым мучений их будет восходить во веки веков, и не будут иметь покоя ни днем, ни ночью» (Откр.14:11). «Диавол, прельщавший их, ввержен в озеро огненное и серное, где зверь и лжепророк, и будут мучиться день и ночь во веки веков» (Откр.20:10).

Учение святых отцов и учителей

Святого Иустина, философа и мученика: «Судиею будет Христос, и души их (грешников) будут соединены с теми же телами и будут преданы вечному мучению, а не в продолжение только тысячи лет, как говорит Платон. У нас начальник злых духов называется змеем и сатаною и диаволом, как вы можете узнать это и из исследования наших книг. Он будет послан в огонь со всем своим воинством и с последовавшими за ним человеками, чтобы мучиться бесконечный век, как предсказал Христос. Мы веруем, что они (грешники) будут мучиться в вечном огне».

Святого Поликарпа, епископа Смирнского: «ты грозишь мне огнем горячим временным и вскоре угасающим, потому что не знаешь об огне будущего суда и вечного мучения, который уготован нечестивым».

Святого Феофила, епископа Антиохийского: «тех, которые не веруют, презирают и не покоряются истине, но повинуются неправде, так как они исполнены блуда, прелюбодейства, срамных дел, любостяжания и нечестивого идолослужения, постигнет гнев и негодование, скорбь и теснота, и, наконец, возьмет их огонь вечный».

Святого Иринея, епископа Лионского: «кому Господь скажет: «идите от Меня проклятые в огонь вечный» (Мф.25:41), – те будут всегда осуждены.

«Всем, соблюдающим любовь к Нему, Он дает Свое общение. Общение же с Богом есть жизнь и свет и наслаждение всеми благами, какие есть у Него. А тех, которые по своему произволению отступают от Него, Он подвергает отлучению от Себя, которое сами они избрали. Разлучение с Богом есть смерть, и удаление от света есть тьма, и отчуждение от Бога есть лишение всех благ, какие есть у Него. Посему те, кто через отступничество свое утратил вышеупомянутое, как лишенный всех благ, находится во всяческом мучении не потому, что Бог Сам по Себе наперед подвергал их наказанию, но наказание постигает их вследствие их лишений всех благ. Но блага Божии вечны и не имеют конца, поэтому лишение их вечно и без конца».

Марка Минуция Феликса, апологета († в начале 3 в.): «мучениям (грешников) нет никакого предела и никакой меры. Там разумный огонь сжигает и возобновляет члены тела, истощает и питает их; подобно тому, как блеск молнии касается тела, но не убивает; как огни Везувия и Этны и всех земных вулканов горят, никогда не угасая, так и огонь, назначенный для наказания, поддерживается не тем, что истребляет сжигаемых, но питается неистощимыми мучениями человеческих тел».

Тертуллиана: «мы, зная, что Бог все видит, и что наказания Его вечны, одни только стараемся быть невинными. Мы вполне знаем... и то, что мучения будут не временные, а вечные.

«Когда наступит конец века и когда временная форма этого мира, распростертая пред вечностью наподобие завесы, изменится, тогда воскреснет весь человеческий род для получения того, чего заслужил в этом веке – хорошего или худого, и для определения того и другого на беспредельную вечность. Следовательно, уже не будет ни новой смерти, ни нового воскресения... Почитатели Бога, облеченные вечным телом, будут находиться пред лицом Его всегда, а непочитатели Его будут наказаны вечным огнем, который по своей именно божественной натуре будет несгораем... Он не уничтожает того, что жжет, но по мере того, как истребляет, созидает вновь».

Святого Григория Богослова: «уделом вторых (грешников), кроме прочего, будет мучение, или, вернее сказать, прежде всего прочего, – отвержение от Бога и стыд в совести, которому не будет конца».

Святого Кирилла Иерусалимского: «если же кто грешен, получит вечное тело, долженствующее терпеть мучение за грехи, дабы вечно гореть во огне и не разрушаться».

Святого Иоанна Златоуста: «здесь и хорошее, и худое имеет конец, и притом весьма скорый, а там – то и другое продолжается в бесконечные веки... Услышав об огне, не подумай, будто тамошний огонь таков же, каков здешний; этот, охватив что-либо, сжигает и погасает, а тот, если кого однажды захватит, жжет постоянно и никогда не перестает, почему и называется неугасимым. Ибо и грешникам надлежит облечься бессмертием, но не к славе, а чтобы иметь всегдашнего спутника тамошнего мучения; а сколь это ужасно, того никогда не может изобразить слово... Будем скрежетать зубами от страданий и нестерпимых мучений, но никто не поможет нам. Будем крепко стенать, когда пламень все сильнее станет охватывать нас, но не увидим никого, кроме мучимых вместе с нами и великой пустыни. А что сказать о тех ужасах, которые мрак будет наводить на наши души? Ибо тот огонь, как не истребляет, так и не освещает; иначе не было бы мрака... Если кто скажет: как же душа может быть достаточною для такого множества мучений и оставаться в наказаниях бесконечные веки? – тот пусть представит, что бывает здесь. Как часто многие выдерживали продолжительную и тяжкую болезнь. Если они и скончались, то не потому, чтобы душа исчезла, но потому, что тело истощилось, так что, если бы оно не изнурилось, то душа не перестала бы мучиться. Когда же душа получит нетленное и неразрушимое тело, тогда ничто не воспрепятствует мучению продлиться в бесконечность. Здесь не может быть того и другого вместе, т.е. жестокости и продолжительности мучений, но одно другому противится по причине тленности тела и неспособности одновременно переносить то и другое, а когда, наконец, наступит нетление, это сопротивление прекратится, и оба эти страшилища с великою силою будут обнимать нас в бесконечность. Посему не будем рассуждать ныне так, будто чрезмерность мучений истощает нашу душу: ибо в то время и тело не может истощиться, но будет вместе с душою мучитьсявечно, и никакого конца не будет».

Опровержение возражений

Сектанты (адвентисты) говорят:

1) слова «вовек» и «вечный» в приложении к будущему состоянию грешников имеют ограниченное значение, так как они употребляются в Священном Писании не только для обозначения бесконечного продолжения времени, но и в значении промежутка времени, имеющего свой предел. Например, останется рабом его вечно (Исх.21:6), будет слугою моим вовек (1Цар.27:12); как установление вечное празднуйте (пасху – Исх.12:14); это устав (о светильниках) вечен (Исх.27:21); это устав (об одеждах для священников) вечен (Исх.28:42–43, ср. Исх.29:9, 40:15; Лев.6:18, 7:36, 16:29 и др.).

Чтобы определить в каком значении употребляются в Священном Писании слова «вовек» и «вечный», необходимо обращаться к контексту. Контекст тех мест Писания, в которых говорится о будущем состоянии грешников, не дает никакого основания к пониманию указанных слов в значении ограниченного продолжения времени. Так Господь Иисус Христос противополагает вечное мучение грешников вечному блаженству праведников: «и пойдут сии в муку вечную, а праведники – в жизнь вечную» (Мф.25:46; ср. Дан.12:2). Если блаженство праведников будет продолжаться бесконечно, что никем не оспаривается, то и мучения грешников вечны в том же смысле.

«Если будет когда-нибудь, – говорит святой Василий Великий, – конец вечному мучению, то и вечная жизнь, без сомнения, должна иметь конец. А если не позволяем себе помыслить сего о жизни, то какое основание полагать конец вечному мучению, когда при том и другом одинаково находится приложение «вечный»».

«Какое основание, – замечает блаженный Августин, – вечное мучение понимать, как огонь продолжительного времени, а вечную жизнь – как жизнь без конца, когда Христос в одном и том же месте, в одном и том же приговоре о том и другом сказал: и пойдут сии в муку вечную? а праведники – в жизнь вечную (Мф.25:46)? Если и то и другое вечны, то вполне очевидно, что то и другое нужно понимать или как продолжительное, но конечное, или же как постоянное и бесконечное. То и другое относятся между собою, как равные; поэтому, как мучение, так и жизнь – вечны. Но говорить: вечная жизнь будет без конца, а наказание вечное будет иметь конец, – совершенная нелепость. Отсюда, так как вечная жизнь святых будет без конца; то для тех, для кого назначено будет вечное наказание, наказание это без всякого сомнения также не будет иметь конца».

2) Грешники при воскресении не получат ни нетления, ни бессмертия; они восстанут с телами больными и слабыми, а следовательно, смертными.

У всех воскресших (праведников и грешников) тела будут нетленные, духовные (1Кор.15:42–44), почему «сподобившиеся достигнуть того века и воскресения из мертвых... умереть уже не могут» (Лк.20:35–36). После воскресения мертвых смерти не будет: «смерть и ад повержены в озеро огненное» (Откр.20:14, ср. Откр.21:4; 1Кор.15:26, 54), следовательно, и воскресшие тела грешников не могут быть смертными.

3) Уничтожение грешников, в смысле прекращения их бытия, подтверждается многими местами Священного Писания, в которых говорится о погибели человека-грешника (Мф.7:13, 18:14; Ин.3:15, 10:28; 2Пет.3:7, 16; Рим.2:12, 9:22 и др.), о погибели вечной (2Сол.1:9), о второй смерти (Откр.2:11, 20:6, 14, 21:8).

Выражениями «погибель», и «вечная погибель» смерть вторая обозначается не как уничтожение бытия грешников, а состояние вечного осуждения их, вечного мучения, лишение истинной жизни, состоящей в общении с Богом, лишение благодати Божией, оживляющей душу.

«Погибель вечная есть вечное погибание, – пишет епископ Феофан. – Будут (грешники) чувствовать, что окончательно гибнут, и между тем носить убеждение, что никогда не погибнут, в каждый момент снова будто рождаясь для новых мучений; будут страдать и не истощаться; самый огонь будет некоторым образом возрождать их, чтобы потом пожирать».

«О том, что она (геенна), – учит святой Иоанн Златоуст, – не временна, послушай, что говорит Павел о людях, не верующих в Бога и не верующих в Евангелие, именно, что они подвергнутся наказанию, вечной погибели (2Сол.1:9). Итак, каким образом вечное может соделаться временным?»


Источник: Православная Церковь и сектанты, Оттава, 1981. Автор: протопресвитер Владыков Дмитрий Иванович (1863 - 1955)

Комментарии для сайта Cackle