Приглашаем Вас пройти Православный интернет-курс — проект дистанционного введения в веру и жизнь Церкви.

святитель Димитрий Ростовский

О несогласном летосчислении

Всякий занимающийся чтением исторических книг и благорассудно рассматривающий года древних деяний знает и ясно видит великое несогласие в летах. Начав с Библий, которые называются Божественным Писанием и из которых и все хронографы и повествователи древних историй исходили в своих рассуждениях, как реки из источника; однако в летосчислениях они пришли к разногласиям и стали несходными. Ибо иначе в Библиях и иначе в хронографах сосчитываются года, и в самих хронографах нет согласия: во многом они разногласят, и один так, а другой иначе исчисляют года.

Когда я писал сию книгу, то имел в виду, кроме Библий, греческий печатный хронограф Георгия, по прозванию Кедрина, который жил в Царьграде во время царствования благочестивого греческого царя Исаака Комнина. Книга эта на греческом и латинском языках напечатана в Париже (в 1647 г.).

К этому хронографу я приложил историческую книгу Дорофея, митрополита Монемвасийского, которая с греческого языка на славянский была переведена греками Арсением и Дионисием в царствующем граде Москве во дни благочестивого царя Алексея Михайловича.

Когда я ко всему этому присоединил еще и многие русские хронографы, то увидел, что греческие хронографы не согласуются в летах с Библиями, а русские хронографы не сходятся ни с Библиями, ни с греческими хронографами и ни сами с собою.

Кроме того, и церковная книга Триодь постная, творение святого Феодора Студита, не согласуется в годах с Библиями: в четверток второй седмицы, на вечерни, в чтении из Бытия, пишется следующее: «Поживе Адам (после изгнания из рая) лет 230 и роди Сифа». В Библиях же иначе: «Поживе Адам лет 130 и роди... Сифа» (Быт. 5, 3).

Отсюда произошло разногласие между Библиями и хронографами и относительно всех предыдущих лет, ибо в Библиях летосчисление стало уменьшаться, а в хронографах увеличиваться. Так получилось, что до потопа от начала мира по русским Библиям 2162 года, а по хронографам 2242 года.

Посмотрим на несходства и в самых хронографах. Греческий хронограф Георгий Кедрин до рождения Авраамова от начала мира насчитывает 3312 лет; русские же летописцы считают 3324 года, а по русским Библиям до рождения Авраамова проходит 3234 года.

Так же и относительно прочих выдающихся прошедших деяний иные лета находятся в Библиях и иные исчисляются в хронографах. По причине сего несогласия и разности нет и совершенного известия, в который на самом деле год от начала бытия мира родился наш Спаситель Христос. У иных летосчисление переходит, а у других не доходит, как это станет ясным при изложении самого времени рождения Христова.

Здесь я прохожу мимо несогласий других народов, из которых каждый, исчисляя лета по своим Библиям и по своим хронографам, пишет по-своему, как кто разумеет: иначе евреи, иначе римляне, иначе и другие. И сколько находится среди прочих народов хронографов, столько и разногласий в летосчислениях, и их мне нет нужды рассматривать. Но мне предстоит рассмотреть летосчисление славянских хронографов и Библий.

Приступая с Божиею помощью к повествованию о древних событиях, бывших после изгнания Адама из рая, я решил в начале поместить хронологию или летосчисление, начинающееся от Адама и до Рождества Христова. Это сделано частью вместо оглавления сей книги, частью же для того, чтобы читателю было известно то несогласие в годах, какое существует при исчислении лет в Библиях и хронографах.

Комментарии для сайта Cackle