святитель Димитрий Ростовский

О Причащении Святых Таин

«Да испытывает же себя человек, и таким образом пусть ест от Хлеба сего и пьет из Чаши сей», – говорит апостол (1Кор.11,28).

Вопрос. Как может человек испытывать себя?

Ответ. Пусть, приступая к исповеди, имеет в мысли следующее. Исповедует ли он грехи свои совершенно, ничего не утаивая? Сожалеет ли он о своих грехах, плачет ли, кается ли? Имеет ли он твердое намерение и непреложное желание не возвращаться более ко греху, но бодрствовать и охранять себя от всякого грехопадения? Не имеет ли на кого-либо вражды? Приготовил ли себя достаточно постом и молитвами? Вот так пусть искушает себя человек и так «ест от Хлеба сего и пьет из Чаши». Апостол еще говорит следующее: «Кто ест и пьет недостойно, тот осуждение себе ест и пьет, не рассуждая о Теле Господнем» (1Кор. 11, 29).

Вопрос. Как нужно «рассуждать о Теле Господнем»?

Ответ. Не рассуждает тот, кто приступает, не искусив себя так, как об этом сказано выше.

Не рассуждает тот, кто не приготовил себя постом и молитвами, не примирился с братом своим.

Не рассуждает тот, кто приступает как будто к простому хлебу и вину, а не как к Богу. Таковой «осуждение себе ест и пьет, не рассуждая о Теле Господнем» (1Кор. 11, 29).

Не рассуждает и тот, кто приступает без страха, без умиления, без смирения, без веры и без надежды на спасение, и без любви.

Итак, достойно причащайся, держа в уме такое обращение к Богу: недостоин я, Господи, не только причаститься Святых Твоих Тайн, но даже взглянуть на предивную и преестественную Твою Трапезу. Однако я приступаю не с тем, чтобы прогневать Тебя, но дерзаю, уповая на неизреченную Твою милость, ибо я знаю, что Ты пришел не ради праведных, но ради грешников. Дерзаю причаститься, чтобы не лишиться Причастия Твоего и не быть съеденным мысленным волком. Дерзаю приступить ко Причащению еще потому, что надеюсь на премилостивые слова Твои, Господи, которые Ты изрек пречистыми Твоими устами, говоря: «Хлеб же, сходящий с небес, таков, что ядущий его не умрет. Я Хлеб живый, сшедший с небес; ядущий Хлеб сей будет жить вовек» (Ин. 6, 50–51). И еще: «Истинно, истинно говорю вам: если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни. Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную, и Я воскрешу его в последний день» (Ин. 6, 53–54).

Надеясь и твердо уповая на эти Твои слова, Господи, я причащаюсь, будучи убежденным, что Ты их изрек не для святых и праведных, но для грешников.

Глава из Евангелия, где говорится о Причащении, не читается так: «Сказал Господь ученикам Своим», которые были святыми и праведными, но так: «Сказал Господь пришедшим к Нему иудеям», которые были грешниками, подобно мне. А поскольку Ты изрек сие для грешников, то и я, грешный, усердно внимаю им и, положившись на Твое превеликое милосердие, ем Тело Твое и пью Кровь Твою.


Источник: Сочинения святого Димитрия, митрополита Ростовского. - 6-е изд. Том 1. - Москва : Синод. тип. 1839. 525 с. / О Причащении Святых Таин. 267-273 с.

Вам может быть интересно:

1. Рассуждение о Божественном Причащении, ибо «осуждение себе ест и пьет не рассуждающий о Теле Господнем» святитель Димитрий Ростовский

2. Против Иоанна Векка святитель Григорий Палама

3. Против тяготящихся церковными наказаниями святитель Григорий Нисский

4. Послание к Колоссянам преподобный Ефрем Сирин

5. Из беседы в 3-ю неделю по Пятидесятнице святитель Григорий Великий (Двоеслов)

6. Послание к инокам святитель Афанасий Великий

7. Собеседования о том, каким путем приобретается безгневие, а также о том, чтобы иметь вещи как бы не имея их преподобный Зосима Палестинский

8. К Филагрию о единосущии святитель Григорий Чудотворец, епископ Неокесарийский

9. Святый Димитрий, митрополит Ростовский епископ Виссарион (Нечаев)

10. Завещание святитель Григорий Богослов

Комментарии для сайта Cackle

Ищем ведущего программиста. Требуется отличное знание php, mysql, фреймворка Symfony, Git и сопутствующих технологий. Работа удаленная. Адрес для резюме: admin@azbyka.ru

Открыта запись на православный интернет-курс