Источник

Леность

Многие из нас тоже хотят найти Христа, но искать Его ленятся. Хотим мы сподобиться Его милосердия, но даром и без трудов мы хотим получить Его блага. Ленясь, хотим быть прославленными, не трудясь, хотим обогатиться, лежа в лености, хотим достигнуть неба, согрешая, хотим быть праведниками, совершая беззаконное, желаем быть успокоенными со святыми, упиваясь временной сладостью греха, ожидаем получить вечное наслаждение на небе. О тщетные надежды! Тщетное ожидание! Не так получается ожидаемое, не так! (1)

Ослепляет [умные очи] леность, ибо она отвращает очи от чтения Божественных Писаний и слушания слова Божия, что просвещает ум наш. Она порождает ненависть к труду, учит праздности и рождает всякие злобы (1).

Горе нерадению нашему! Мы ленивы, враг же наш бодр и замышляет поглотить нас. Мы едим и пьем, а враг зубами своими на нас скрежещет. Мы празднословим, а враг плетет на нас свои сети. Взывает апостол: «Трезвитесь, бодрствуйте, потому что противник ваш диавол ходит, как рыкающий лев, ища, кого поглотить» (1Пет. 5:8). И трезвиться и бодрствовать нужно, чтоб не поглотил нас дьявол. Если ленивы мы, то уже поглотил нас враг. Если трезвимся, бодрствуя, то сражается против нас, поглотить желая, но не может, ибо Бог помогает. Некто из пустынных отцов стал на молитву в полуночи и вот слышит глас трубы, как на брань. Говорит в себе: откуда в пустыне воины и брань? Тогда явился ему бес и сказал: «То и есть брань, когда на молитве стоишь. Ляг и спи, и не будем бороться с тобой. Мы лишь с теми боремся, которые вооружаются на нас бодрой молитвой, с ленивыми не боремся». Слышишь, что говорит злокозненная сила: «с ленивыми не боремся». Почему? Ленивый уже побежден, пал и лежит, врагом попираемый (3).

Может быть, во сне и лености есть покой и тишина? Нет, не так. Нет в этом верного покоя и тишины, но только расслабление, бесчувствие, уныние, тьма, помрачение, тягота, безнадежность, тщета. "Заснули, – сказано, – сном своим... и ничего не нашли в руках своих» (Пс. 75:6). И само это телесное опочивание, не в меру допускаемое, приносит тяжесть, нездоровье и расслабление. И во сне нет верного покоя, но помраченные ночные мечтания, мечтания ложные, прельстительные, бесовские, и ничто иное (3).

Век сей – не покой и почивание, но борьба и рать, торжище, купля, училище и морское плавание. Не бывает мира во время рати и борьбы, нет и покоя в училище и на торжище, не бывает и в плавании морском беспечалия.

Кто на море пребыл без печали и боязни? Кто на войне без страха? Кто на торжище и в училище остался в покое? Никто. Итак, не ленись в деле Божием и не унывай, но подвизайся, трудись, ибо ныне у тебя жатва, ныне торжище и купля: жни, покупай, дабы не быть жестоко осужденным, если окажешься ничего не имеющим, дабы не быть чуждым благодати Божией. Получивший талант в евангельской притче не растратил его, но и не умножил, и потому услышал: «лукавый раб и ленивый!.. надлежало тебе отдать серебро мое торгующим, и я, придя, получил бы мое с прибылью» (Мф. 25:26–27). Ты же не только не умножил, но из-за своей лености и нечувствия все погубил. Что же ты скажешь в день Страшного Суда, когда во всем подробно будешь испытан? Смотри же за собой со вниманием. Итак, не закапывай данного тебе таланта в землю лености и нечувствия, но тщись, трезвись, бодрствуй. Огонь к огню, теплоту к теплоте непрестанно прибавляй, чтобы, умножив и усугубив данное тебе, ты мог в оный день с дерзновением сказать пред Господом: «Господи! вот, другие пять талантов я приобрел». От Господа же услышишь пресладкий глас: «добрый и верный раб! в малом ты был верен, над многим тебя поставлю; войди в радость Господа твоего» (Мф. 25:20–21). Если же не будешь умножать данного тебе Господом таланта, но будешь его уменьшать и губить, если не будешь преуспевать в восхождении на гору добродетелей, но будешь идти книзу, если не будешь всякий день прибавлять огня к огню и усердия к усердию, но до конца остынешь и окаменеешь, то будет в конце всего твое падение плача и рыдания достойно. Итак, лучше для тебя творить благое, нежели злое, трезвиться и бодрствовать, нежели лениться и предаваться бесчувствию, ибо за злое возмездием будет мука, за благое же – великая награда; за трезвение и бодрость – похвала, за леность же – осуждение и казнь. Поэтому бодрствуй каждый день и трезвись: «Будь верен до смерти, и дам тебе венец жизни» (Откр. 2:10), ибо бес трезвится, бодрствует, никогда не почивает, но ходит, как рыкающий лев, ища, кого поглотить из противящихся ему (1Пет. 5:8). Потому и ты всегда трезвись, бодрствуй и никогда не почивай, дабы избегнуть его сетей, тебе сплетаемых (3).

Не щади плоти Христа ради, ибо Он ее создал. Не бойся страдания твоего естества, ибо Он раздробленное и рассыпанное снова исцелит и обновит, не медли его Ему принести, чтобы воспринять от Него сугубые почести. Не щади себя, но пострадай Христа ради, как и Он ради тебя пострадал. Не видишь ли, как другие в великой беде изнуряют свою жизнь и в великой беде в мире этом едят хлеб? Не имея ни достаточной пищи, ни чем прикрыть свою наготу, платя тяжелые подати, терпя многие скорби и напасти, они, однако, всегда о себе пекутся и Бога не забывают. Ты же, будучи от всего этого свободным, всем обеспеченным, нимало не печешься о душе своей, нимало Богу не угождаешь, но ленишься и унываешь, и малого не хочешь иметь подвига на земле; в труде ищешь покоя, во тьме ищешь света, в смерти ищешь жизни, но не найдешь и никогда не увидишь, ибо только в едином Господе Боге есть вечный покой (3).


Источник: Симфония по творениям святителя Димитрия Ростовского / [ред.-сост. Т.Н. Терещенко]. - Москва : ДАРЪ, 2008. - 601, [1] с.

Комментарии для сайта Cackle