святитель Димитрий Ростовский

Зерцало православного исповедания

 ОглавлениеЧасть 1Часть 2 

Часть первая О вере

Вера есть уповаемых извещение, вещей обличение невидимых; вера есть не что иное, как только веровать в то, чего не видим.

Членов веры, составленных на Соборах, бывших в Никее и в Константинополе, двенадцать, а именно:

1. Верую во единаго Бога Отца, Вседержителя, Творца небу и земли, видимым же всем и невидимым.

Из сего члена следующее выводится учение. Бог есть Существо самобытное и вина всех вещей: самобытное, то есть ни от чего другого бытия не имеющее и никем не сотворенное, а прочим всем вещам бытие и пребывание дарующее. В Боге одно существо и естество, а Лиц три: Отец, Сын, Дух Святый; но сии три едино суть. И в сей Троице Святой нет первого или последнего, нет большего или меньшего, но цельны три Лица, соприсносущны Себе и равны, чего ради веровать должно, что есть Троица во единстве и единство в Троице.

В сей Троице Святой славимый Бог есть Дух невещественный и никаким чувствам нашим не подлежащий. А потому не надо так неразумно думать, будто бы Бог составу человеческому подобен, и будто бы имеет голову, бороду, руки и ноги. Он есть весь глава, ибо всему есть начало; весь око, ибо все видит; весь ухо, ибо все слышит; весь рука, ибо все содержит; весь нога, ибо везде есть. Он есть Премудрый, проникающий в настоящее и будущее, в ангельские и человеческие тайные мысли, разумевая помышления издалеча; Преблагий, в святости Своей непостижимый и неизменный; Всемогущий, толикий мир из ничего, да еще единым словом создавший; все совершенства, какие только есть добро, в Себе имеющий. Означенное Божие свойство, то есть всемогущество, под именем Вседержителя в сем члене положено потому, что никакое создание всемощным назваться не может. И сие всемогущество Божие должно разуметь в совершенстве, исключая всякое немогущество, например: Бог не может быть зол или лгать.

Называется же Бог Творцом потому, что единым Своим Божественным словом в шесть дней сотворил все видимое, то есть небо, землю, море, воздух, деревья, животных и человека по плоти, а также и невидимое, то есть ангелов и душу.

Человека же Бог сотворил так: персть взем от земли, создал его и вдунул в лице его дыхание жизни; создал же его для Своего прославления и наследия вечной жизни, начертав в душе его образ и подобие Свое, дав ему бессмертие, которое он погубил грехом своим чрез преступление заповеди Божией вкушением от заповеданного древа из желания быть самому Богом. И так сделался он весь тленен, телом подвержен трудам, болезням и временной смерти, а душою сделался зол и ко греху преклонен. По естеству стал он вечной погибели достоин, будучи осужден праведным гневом Божиим на бесконечное мучение, посему и все его потомки, как все греху тому причастные, подлежать стали.

Хотя Бог, как всеведущий, и знал, что сей человек, то есть Адам, совершит, однако для того сотворил его, что не хотел, чтобы грех человеческий победил Его благость и человеколюбие и чтобы было бы препятствие воле Его. А кроме того, прежде нежели быть солнцу, определил Бог Отец Сына Своего послать в мир, чтобы Тот кровию Своею очистил грех и примирил человека с Ним. О сем и Адам знал чрез объявление обещанного Семени.

Под именем невидимых разумеются ангелы. Из них одни добрые, а другие злые своим собственным хотением. Благих ангелов бесчисленное множество: только они разделяются на девять ликов, а эти девять на три чина. В первом: престолы, херувимы, серафимы; во втором: власти господства, силы; в третьем: ангелы, архангелы, начальства.

2. И во единаго Господа, Иисуса Христа, Сына Божия, Единороднаго, Иже от Отца рожденнаго прежде всех век; Света от Света, Бога истинна от Бога истинна, рожденна, не сотворенна, единосущна Отцу Имже вся быша (Лк. 2,11; 1Ин. 5,1; Пс. 2, 7; Пс.109,3; Еф. 3, 9; Кол. 1,15)!

Сей член учит, что Сын Божий есть истинный Бог, рождаемый от Отца прежде всех веков и ныне во все веки, что Он единочестен и единославен Богу Отцу и что Он есть Творец всех вещей, времени и века (Ин. 17, 5, 8, 12; 1Ин. 1, 5).

Иисус означает Спаса, а Христос – Помазанника, ибо в Ветхом Завете иереи, цари и пророки помазывались на иерейство, царство и пророчество; посему они и назывались христами. Христос по воплощении носил в Себе три звания, ибо Он был Иерей, Царь и Пророк. Посему и в Священном Писании одно приличествует Ему как Иерею, другое как Царю, иное же как Пророку (Ис. 60, 19–20; 1Ин. 5, 20; Ин. 17 3, Пс. 2, 6; Пс.109, 4; Евр. 1, 3).

Христос здесь называется Сыном Божиим Единородным по существу; те же, кои прияли Его, именуются чадами и сынами Божиими по благодати, а не по естеству (Ин. 1, 12; 1Кор. 8, 6).

3. Нас ради человек и нашего ради спасения сшедшаго с небес и воплотившагося от Духа Свята и Марии Девы, и вочеловечшася (Мф. 1, 21; Ин. 3, 17).

Сын Божий ради спасения рода человеческого, погибшего во грехах, сошел с небес на землю, не переменяя места и не разлучаясь от Отца, но с Ним оставаясь одним и тем же Богом как на престоле, так и во чреве Мариином. Зачался Он нашествием Святаго Духа; принял истинное, а не кажущееся человечество, и не с небес снес оное, но соткал от крови Пречистой Девы. Он был совершенным Человеком, со всеми его частями и душою словесною, и соединился с Божеством. В одном Лице был и Бог истинный, и Человек истинный. Как Божество не изменилось в человечество и не было вместо души, так и человечество не изменилось в Божество, но пребыли совершенными в одном Лице оба естества со всеми свойствами, кроме греха (Ин. 6:38, 1:14, Мф. 1:18, 20; Флп. 2, 7; Лк. 20, 41).

Из сего члена мы научаемся еще и тому, что Дева Мария есть истинная Богородица; прежде Рождества, в Рождестве и по Рождестве пребыла она и есть Пречистая, нетленная Дева, которую всякий должен славить, ибо она удостоилась послужить такому великому таинству. Посему и Церковь сложила ей похвалу из слов архангела Гавриила и святой Елизаветы; и надобно думать и утверждать, что похвала сия произошла от Самого Бога.

4. Распятаго же за ны при Понтийстем Пилате, и страдавша, и погребения (Мф. 27:2, 18, 24, 26, 38; Ин. 19:5, 16–18, 28).

Христос Сын Божий за наше беззаконие, коим мы огорчили и обесчестили бесконечного и крайне благого Бога, по воле Своей на кресте пострадал истинно – не Божеством, но плотию; и как умер, так и кровь Свою за всех излиял тоже истинно, без всякого греха (Лк. 24, 26; 1Пет. 2, 21–22).

При сем необходимо знать, что Божество, по восприятии человечества, никогда не разлучалось от Него, ни во время страсти или смерти на кресте, ни по смерти. Хотя душа и разлучилась от тела, однако Божество никогда не разлучалось ни от плоти, ни от души. Посему и во время смерти Ипостась Христова была одна и та же. Христова же душа, разлучившись с телом, сошла с Божеством во ад для освобождения душ святых праотцев и для приведения в рай их, а вместе с ними и разбойника (Ин. 19, 40–42).

Смерть Христова отличалась от других по следующим причинам: во-первых, из-за тяжести наших грехов; во-вторых, из-за того, что ею совершилось на кресте, как на жертвеннике, священство чрез принесение Им в жертву Богу Отцу Самого Себя за род наш, наконец, из-за исполнения ходатайства и примирения между Богом и человеком.

Так как здесь есть речь и о кресте, то не будет непристойно предложить в сем члене нечто и о нем.

Итак, крест оный должно почитать и поклоняться, ибо в нем заключается сила, данная от Бога чрез излияние на нем крови Сына Божия, сила к прогнанию диавола, который по призывании имени Христова далеко убегает от Его знамени. Почтение же это подобает отдавать равно как осмиконечному, так и четвероконечному, ибо мы почитаем крест не за число концов, но потому, что на нем совершена тайна, потребная для нашего спасения, и его осветила бесценная Христова кровь. В Ветхом Завете было много прообразов креста четвероконечного, как-то: руки Иаковлевы, сложенные для благословения сынов Иосифовых; руки Моисея, вознесенные для победы над Амаликом, и проч. Изображать же крестное знамение должно тремя большими перстами правой руки, сложенными вместе. Ибо так велит Собор, бывший в Киеве по поводу монаха Мартина, и так же утверждает святейший патриарх Антиохийский Макарий в ответе на вопросительное послание Патриарха Российского Никона. К тому же и рука Андрея Первозванного доказывает то же. Кроме того, сие сложение перстов принято на всем Востоке, имеющем четыре патриаршества: константинопольское, антиохийское, александрийское и иерусалимское.

5. И воскресшаго в третий день по Писанием (1Кор. 15, 3–4). Господь Христос силою Божества Своего восстал от мертвых. Восстал же не Божеством, но плотию, которою родился, страдал и умер.

6. И возшедшаго на небеса, и седяща одесную Отца (1Пет. 3, 21–22). Христос Своим телом, коим страдал и воскрес, взошел на небеса, как Человек, и сел одесную Отца; но как Бог, Он всегда был на небесах и везде. Он Свое человечество никогда не оставлял и не оставляет, но с ним же придет на землю и судить. Человечество Христово не имеет пребывания везде, так что когда есть на небесах, то нет его на земле. В таинственном же образе, находящемся в Божественной Евхаристии, Тот же Сын Божий бывает и на земле, как Бог и Человек, ибо чрез пресуществление существо хлеба пременяется в существо честного Тела Его и существо вина – в существо честной Крови Его.

7. И паки грядущаго со славою судити живым и мертвым, Егоже Царствию не будет конца (Деян. 1, 11).

Во время пришествия Христова на землю, все на суде воздадут ответ за дела, слова и помышления, и всякий тогда восприимет должную по делам награду: праведный – вечное благословение и наследие радостной жизни, а грешный – проклятие и получение окаянной вечности (Мф. 25,13; 2Тим. 4,1; 2Пет. 1,11). Суд будет двоякий: особенный и общий. Особенный будет с каждым человеком по смерти его, ибо тогда он увидит все дела свои. Общий же суд будет тогда, когда весь мир станет пред Богом и где без вопросов праведные оправданы будут, а грешные осудятся на веки, ибо тогда собственная совесть каждого будет для него вместо доносителя. О времени же суда, когда он будет, никому не известно. Есть только приметы его, а именно: Евангелие будет проповедано всем народам и будут великие войны, смерти, голод и знамения на небе.

После такого суда души праведных и грешных не все в равном состоянии будут, но смотря по заслугам и преступлениям.

Грешный человек может освободиться из ада до суда, но не самостоятельно, а милостынями, издерживаемыми из праведного имения, и молитвами, но больше всего бескровною жертвою.

Огня очистительного, бытие которого утверждают паписты, нет, не бывало и не будет. Души же праведных находятся на небе, а грешных в геенне, но окончательно по делам своим и праведные награду, и грешные мучение еще не прияли, но после суда, соединившись с телом, они приимут сие.

8. И в Духа Святаго, Господа Животворящаго, Иже от Отца исходящаго, Иже со Отцем и Сыном спокланяема и сславима, глаголавшаго пророки (Деян. 19, 6; 2Кор. 3, 17).

Дух Святый есть Бог единосущный и единославный Отцу и Сыну и исходит от одного Отца, как от источника и начала Божества. Он есть изобретатель Священного Писания, Нового и Ветхого, Он же действовал и во святых отцах на Вселенских Соборах (Рим. 8, 11; Ин. 15, 26).  
 

Даров Его считается семь, а именно:  
 

1. Мудрость, преспевающая во всяких добродетелях, в чистоте и нелестном сердце (1Кор. 13, 12).

2. Разум, состоящий в познании Божьего хотения.

3. Совет, содействующий славе Божией и спасению души (2Пет.1, 21).

4. Крепость, то есть бодрствование в вере и сила во искушении.

5. Знание для научения кого-либо закону.

6. Благочестие, предводимое молитвою и добрыми делами.

7. Страх Божий, подобный страху сына пред отцом.

Плодов Святаго Духа девять: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание. Да и прочие добродетели, как совершаемые с помощью Духа Святаго, являются Его же плодами.

9. Во едину Святую, Соборную и Апостольскую Церковь (Еф. 2, 19–22; Еф.1, 22; 1Тим. 3, 15).

Церковь есть собрание верных, и есть единая кафолическая и Апостольская. Она началась в Иерусалиме, посему Иерусалимская Церковь есть мать всех Церквей. От нее начало распространяться Евангелие во все концы. Сам Христос есть основание и глава этого собрания верных Божиих. Всякий православный христианин должен, как истинный сын, во всем повиноваться Церкви и исполнять ее заповеди, коих есть девять (Мф. 18, 17).

Необходимо:

1) молиться сокрушенно Богу в воскресные и праздничные дни и слушать церковное пение;

2) хранить посты, а также среды и пятки;

3) почитать священников, особенно же духовных отцов;

4) исповедоваться и приобщаться Святой Евхаристии четырежды в каждый год;

5) тем, которые не обучены Святому Писанию, не читать еретических книг и не слушать их учений;

6) молиться о властях, о душах умерших и об обращении еретиков;

7) хранить те посты и молитвы, которые по какой-либо причине устанавливаются архиереем;

8) мирским не брать насильно церковного имения, а духовным – заботиться об украшении и всех нуждах;

9) браков в посты не венчать и не ходить на возбраненные для христиан игрища.

10. Исповедую едино крещение во оставление грехов (Еф.4,5).

Здесь вспоминается таинство крещения. Посему, пристойно будет объяснить все таинства таким образом: таинство есть дело Бога, которым Он подает или знаменует на нас Свою благодать; или иначе: таинство есть священнодействие, в котором под каким-либо видимым образом привносится в душу верующего Божия благодать (Ин. 3, 5; Мф.28, 19; Деян. 2, 38).

В таинстве необходимы три вещи: во-первых, приличествующее таинству вещество, как, например, вода в крещении, хлеб и вино в причастии; во-вторых, епископ или священник, хиротонисанный законно, и в-третьих, призывание Святаго Духа со словами, коими иерей освящает таинство силою Духа Святаго, с твердою верою в освящение таинства.

Таинства установлены для того, чтобы они служили знамением истинных сынов Церкви и чтобы все имели несомненное врачевание немощи их грехов.

Таинств всего семь:

Крещение, которое измывает праотеческий Адамов грех, примиряет человека с Богом и отверзает вход в Царствие Божие. Совершается же оно такими словами: «Крещается раб Божий (имя рек) во имя Отца и Сына и Святаго Духа». Крещение в смертном случае может произвести и мирское лицо.

Миропомазание, утверждающее нас в вере силою Духа Святаго. Совершается оно словами: «Печать дара Духа Святаго».

Евхаристия, в которой под видом хлеба и вина дается истинное Тело и Кровь Христа, Бога нашего. Совершается она призыванием Святаго Духа такими словами: «Господи, низпосли Духа Твоего Святаго на ны и предлежащия Дары сия и сотвори убо хлеб сей – честное Тело Христа Твоего, а еже в чаше сей – честную Кровь Христа Твоего, преложив Духом Твоим Святым».

Священство, имеющее особенную власть чиноположенно совершать Божественные Таинства. Преподается оно от Бога чрез архиерейское рукоположение и совершается следующею молитвою: «Божественная благодать, всегда немощная врачующи и оскудевающая восполняюши, пророчествует (имя рек) благоговейнейшаго диакона во пресвитера» и пр. Здесь и то еще достойно примечания, что, кроме таинственного сего священства, есть еще и духовное священство, участниками которого бывают и все христиане (Апок.7, 9; 1Пет.2,9).

Покаяние, в котором сердечно сокрушаются во грехах. Совершается оно по молитве иерея: «Господь наш Иисус Христос да простит тебе» и проч. Приходящий к покаянию должен заботиться о том, чтобы все грехи, соделанные вновь по покаянии, исповедовать пред иереем смиренно, благоговейно, истинно, искренно, с порицанием самого себя, исповедоваться не как пред человеком, но как бы пред самим всевидящим оком Божиим, не прибавляя и не умаляя ничего; он должен исполниться всяческим сокрушением и печалию за свои грехи, оскорбившие Бога и ближнего. Точно так же и епитимию он должен принять и исполнять охотно и положить твердое намерение никогда не возвращаться к прежним беззакониям.

Брак, соединяющий два лица в неразрешимое сожительство и совершающийся по собственному их соизволению.

Елеосвящение, подающее оставление грехов и здравие тела.

11. Чаю воскресения мертвых (Ин. 5, 28–29).

Здесь содержатся два учения. Первое заключается в том, что восстанут тела всех людей, как благих, так и злых, второе же в том, что всякая душа, соединясь с телом своим, получит награду, достойную дел ее. Кроме этого мы здесь научаемся тому, что необходимо помнить всякому смерть, геенну, суд и Царствие Божие.

12. И жизни будущаго века. Аминь (Ис. 9, 6).

В будущем веке на избранников Божиих снизойдет благословение Божие, и наследуют они вечную жизнь в радости и бесконечном веселии духовном, которых око не видело, ухо не слышало и на сердце человека не всходило. В этой жизни душа будет радоваться вместе с телом, и при этом нераздельно. Не будет иная радость для души и иная для тела, так как и тело будет прославлено; человек будет состоять из души и тела прославленного и будет он тогда подобен ангелам, не нуждаясь в яствах и питии. Радость же и веселие будут заключаться не в чем-либо ином, как только в лицезрении блаженной Троицы и духовном славословии (1Кор. 2, 9; Рим. 14, 17).


 ОглавлениеЧасть 1Часть 2