архимандрит Ефрем Филофейский, Аризонский (Мораитис)

Беседа двадцать шестая. «Смирение есть одеяние Божества»353

Благословенные мои чада! Мы вступаем в Великую Седмицу Страстей Господних. Путь на спасительные Страдания Он начал из Вифании354, из деревни, где жили Марфа и Мария, оттуда на осляти Он со Своими учениками отправился в Иерусалим. Хозяина Престола Славы мы видим одновременно сидящем на Престоле смирения. Вот чему хотел научить нас Господь Своим восседанием на смиренном животном – смирению!

Своим смирением Христос поднял на ноги всех жителей, даже дети воспевали: «Осанна Сыну Давидову: благословен грядый во имя Господне»355. Он взволновал и поднял на ноги весь Иерусалим. «Кто это?» – выкрикивали те, кто не знал Христа; народ бежал, срывал финиковые ветви – вайи356 – и бросал Ему под ноги.

Но видите, как переменчиво расположение человека?! В воскресенье ещё народ кричал: «Осанна Сыну Давидову: благословен грядый», – и так далее, а через четыре-пять дней: «Возми, возми, распни Его»357. Так всегда на земле: ничего нет постоянного. Люди то возвышают, то низвергают. Непостоянен человек, непостоянны его дела, непостоянны мысли, непостоянно всё, что происходит в человеческой жизни. Поразительно смирение Христово! Мы видим Богочеловека, Который в простоте смиренно сидит верхом на осле! Какой прекрасный урок получаем мы, глядя на Его пример! И проходя дальше Священнейшую Страстную неделю, мы видим ещё большее смирение. Мы видим, как Он терпит мучения, издевательства, пощёчины, несёт тяжести тюремного заключения, как поднимает на плечи Крест и падает под его тяжестью. Кто может осознать, что Бог на земле получил пощёчину от тленного человека, которого Сам сотворил, сотворил прекрасным, совершенным, мудрым, «богом по благодати» на земле! И этот человек потом поднимает руку на Бога! Если нас ударит наш ребёнок – мы выходим из себя, возмущаемся: «Как ты мог поднять руку на мать или на отца?!!» И что такое мать и отец в сравнении с Богом на земле? Просто тленные люди!

Вот где красота Христова – в смирении! Но если бы Он не был смирен, то не был бы Богом. Он не властитель, не надменный командир; Его слава – смирение. Наибольшая слава, которую может иметь человек на земле, это когда он стоит выше всех, как, например, Царь. Большей славы человек стяжать не может. Но когда растёт слава Царя? Когда он смиряется, когда ездит по деревням, посещает бедных, увечных, ест за одним столом с нищими – тогда народное уважение к нему растёт! Доброта, любовь к людям и смирение возвышают его в глазах подданных, и так растёт его слава.

Христос, безграничный Бог, оставил Свою Божественную славу и всей Своей жизнью – от Рождества и до Распятия – показал потрясающий пример смирения. Вся Его жизнь на земле была полна искушений, ибо все искушения попускаются нам Богом с единственной целью – смирить наше мудрование. «Искушения, – говорит один преподобный отец, – не прекратятся, пока человек не смирится».

Мы говорим, что Бог есть любовь. Но, когда к нам приходят испытания и искушения, то мы начинаем думать, что любви нет. Что сказать, когда у тебя забирают ребёнка, мужа, когда чадо остаётся парализованным? Диавол сыграет на твоих страданиях и представит дело так, что будто бы виноват Бог! Ведь перед глазами ты имеешь не любовь, а что-то другое. Ты, конечно, поколеблешься, если в тебе нет твёрдого осознания того, что Бог есть любовь.

Суды Божии – бездна. Ты веришь, что Бог есть Отец, а никакой отец никогда не захочет зла своему чаду. Бывает, что Он тебя встряхнёт, пресекёт твою волю; но не так ли делает и твой отец по плоти, который, ты знаешь, тебя действительно по-настоящему любит? И если уж отец по плоти поступает так, то что сказать о Боге-Отце, Который весь есть любовь? Ведь если бы Господь не любил тебя, то не пошёл бы на Крест. Никто бы другой не стал человеком, не потерпел страданий в жизни, никто не принёс себя в жертву таким позорным, унизительным образом!

Ну-ка, представьте, как вы лежите на кресте и в вас забивают металлические гвозди! Нам от простого укола больно, а как вытерпеть живому человеку с живым сердцем распятие, висеть на кресте, когда твоё тело держится на одних гвоздях? С ума ведь сойдёшь. Однако Бог, Который мог одним Своим мановением всё это прекратить, терпел ! Для кого Он терпел? Для Себя? Нет, для меня! Если бы Он не любил меня, то разве пошёл бы на это? Но Он претерпел всё это от Своей любви ко мне. Разве такая любовь может творить неправду? Никогда! А может Бог такой же, как я: сегодня хороший, а завтра плохой? Нет! Бог всегда один и тот же! Бог никогда не меняется! Разве я ведаю Суды Божии, когда говорю, будто Он поступает несправедливо? Разве могу я судить Бога? Разве я ведаю ум Господень, или разве могу я стать советчиком Ему или судьёй в том, как Ему поступать? Когда ты заграждаешь уста диаволу и через преодоление искушения и испытания приобретаешь знание, то становишься мудрым. Когда же он приходит и начинает тебе клеветать на Бога, чтобы ниспровергнуть веру в Него, ибо знает, что уничтожив веру, прежде всего сломает всю твою жизнь, то ты, имея знание и смирение, отворачивайся от него!

Чем Христос победил диавола? Смирением!

Чем человек был побеждён? Собственным эгоизмом. По гордости он поверил диаволу, который внушил ему, что если вкусит от плода, который Бог запретил есть, то станет богом и сможет различать добро и зло. Плод был красив на вид и оказался сладок на вкус, так что Еве очень хотелось его съесть. С другой стороны, слова диавола «станете как боги» возбуждали в ней мысль: «Вот как хорошо: съем-ка и через несколько мгновений стану богиней!» Она съела и была изгнана из Рая. Вот ведь какой обман!

Но так же и с нами: когда мы слушаемся диавольских наущений, злых помыслов, которые он нам внушает, помыслов гордыни и упрямства, то надмеваемся. В надмении мы совершаем ошибки и в мыслях, и в словах, и в поступках.

Потому Христос научает нас смирению, которым связываются все козни врага. Смирение не даёт человеку сбиться с пути, не даёт впасть во грех, потому что чем выше возносится человек, тем больнее приходится ему падать. Премудрый Соломон358 говорит, что лучше упасть с высоты, чем пасть от невоздержанного языка359. Лучше упасть, сломать руки и ноги, чем пострадать от языка, который может повредить гораздо сильнее. Чего только не творит язык. Давид360 говорит даже, что язык как открытый гроб361. Когда открываешь гроб, то видишь там кости, червей, нечистоту, смрад! Так же, когда открываются уста, которые, как гроб нечистотой, исполнены страстности; именно из таких уст выходит наружу всякая мерзость и непотребство, что для благоразумных людей отвратительно. Наоборот, смирение есть красота христианина!

Христос, сама мудрость, в глазах мира являлся неграмотным и делом-то занимался простым и малоприбыльным. Учеников Себе Он избрал не из учёных, а из рыбаков, которые даже на своём деревенском языке говорили с ошибками; Он, правда, со временем сделал их мудрыми, многоглаголивыми, пророками, чудотворцами, духоносцами, показал их апостолами, ловцами, уловившими Словом Вселенную! И сегодня ведь нужно закончить университет, чтобы изучить Новый Завет, который написали эти неграмотные апостолы. Вся жизнь Христа на земле проходила в смирении, простоте, вдали от человеческой славы и почёта. И диавола Он победил простым смирением. Диавол думал, что имеет дело с пророком, таким же, каких встречал в прошлом и которым сотворил столько зла. Но он просчитался, потому что имел дело не с земным, а с Небесным. Когда он понял это? Когда Христос сошёл во ад!

Авва Исаак Сирин362 говорит, что настоящее смирение, приобретённое опытом, «есть одеяние Божества», и тот, кто обличён настоящим смирением, обличён в Бога. Далее он говорит, что если бы Бог не облёк Своё Божество смиренным человеческим естеством, то ни поверхность, ни преисподняя земли не смогли бы принять в себя «Божественный Огнь». Под покровом человеческого естества Он сокрыл Своё Божество, прикрыл «Огнь» завесой и так сошёл на землю и говорил с людьми, не попалив земли Огнём Божества. Как могло Божество говорить с человеком и при этом не попалить его огнём? «Невозможно человеку увидеть Лицо Моё и остаться в живых»363, – говорит Моисею364 Бог, когда тот восходил на гору Сион, чтобы принять скрижали Завета.

Так, сокрыв смирением Божество Своё в смиренном человеческом естестве, Господь вступил в бой с диаволом и Своей Кровью отбил у него трофей – человека и «принёс его как жертву Богу и Отцу»365, то есть принёс человека Богу и Отцу как победный трофей. Как властитель, захватывая во время войны какой-нибудь город, входит в него и забирает себе всё самое ценное и красивое, так и Христос, победив диавола, отнял у него человека и «принёс Богу и Отцу», как победный трофей. Поэтому и человек, имеющий смирение, побеждает диавола.

Знаете, почему нас побеждает диавол, и меня первого? Потому что в нас живёт эгоизм. Собственная гордость заставляет нас пасовать перед диаволом, побеждаться помыслами, страстями и немощами. Мы не облечены одеянием Божества, чтобы отгонять от себя диавола. В нас нет огня Божества, истинного смирения в душе, в сердце, отчего диавол и касается нас своими ядовитыми когтями, приходит в безобразии и расстраивает душу. Некоторые люди (по незнанию, конечно) думают, что свободны от эгоизма.

Но присмотритесь, как мы порой выходим из себя во время гнева! Если бы сфотографировать нас в момент гнева, а потом, когда успокоимся, показать нам эту фотографию, то мы, верно, онемеем от изумления: «Неужели, это мы?» Если записать на магнитофон то, что мы в гневе говорим и дать нам потом всё это прослушать, то как же нам, наверное, будет стыдно! Так бывает, когда мы, несчастные люди, действуем сообща со своим эгоизмом. Эгоизм – вещь зловонная: он выставляет нас на позор перед людьми, а мы того не замечаем. Мы становимся всеобщим посмешищем, когда бранимся, когда оскорбляем, когда осуждаем, когда говорим и делаем вещи неподобные. Люди смотрят на нас с жалостью, а мы гордимся собой, своей якобы смелостью. Вот до какого безумства доводит нас этот безобразный и страшный эгоизм!

Христос пришёл на землю, чтобы спасти нас, чтобы дать нам лекарство для исцеления, чтобы вооружить нас оружием Света для борьбы с врагом, чтобы мы уничтожали врага, а не он нас. Итак, оружие наше в наших руках! Первое наше оружие – коленопреклонённая молитва, второе – слёзы, третье – смирение, другие – любовь, поучение в Священном Писании, причащение, хождение в храм и так далее. Чего у нас для этого нет? Нет запретительного слова? Нет трезвения – этого страшного оружия против всякого лукавого помысла? (Трезвение живёт в нас, когда мы бдим, когда внимаем своему внутреннему человеку, чтобы не допустить в душу заразу или вовремя остановить врага, не допустить войти ему внутрь.) Деланием трезвения, поражая врага оружием молитвы, мы храним в себе мир пред Лицем Божиим.

Бог пребывает всегда. Одним Словом Своим Он сотворил бесчисленные миры, всё в Его власти, нет ничего невозможного для Бога. Однако Он сошёл на землю, чтобы спасти человека, чтобы показать ему, что Бог – не жестокий властитель, но Он – нежный Отец, Который прощает, Который по-настоящему любит, ведь если бы Он не любил, то не стал бы Жертвой за нас!

Каждый раз за литургией по молитве священника на святой Престол, на миллионы святых Престолов, сходит Христос, смиряет Себя и освящает. Кто творит таковое Послушание? Бог! Священник совершает литургию и по его молитве сходит Святой Дух и прелагает хлеб в Тело Христово, и вино – в Христову Кровь. Бог смиряется ежедневно!

Хотите ещё пример Христова смирения? Посчитайте, сколько за одну минуту люди произносят проклятий в адрес Бога и Божией Матери? А за годы, а за века сколько проклятий?! И что же Бог? Он поднимает Свой меч и карает хулителей? Нет! А вот мы так бы и сделали. Мы, «большие люди», живущие в чести и славе, или, другими словами, в эгоизме и гордости, тут же схватили бы свои мечи и обрушили бы на головы наших оскорбителей. А вот Бог слушает и терпит, потому что Он продолжает жить в человеке и человек в Нём.

Бог есть абсолютный Дух, «везде сый и вся исполняли»366. Бог Своими нетварными энергиями присутствует везде, во всех людях и во всём творении. Как свет и солнце разливаются везде, так и Бог. Велико долготерпение Божие!

Что есть общего между эгоизмом и долготерпением? Ничего. Где эгоизм – там месть и нетерпение. Смиренный же рассуждает так: «Не случилось ничего страшного, я прощаю. Пусть он сказал и поступил плохо, я же буду побеждать зло добром. Он меня оскорбил – я отвечу ему добрым словом. Он поступил несправедливо, а я сотворю ему милость!» – так мыслит смиренный. Гордый же будет оправдываться и мстить. Разве Бог так поступает? Нет! Значит, Бог, пребывающий в неизреченной славе, смиренно терпит; а мы, несчастные, созданные из брения люди, заявляем о своих правах и требуем справедливости. С нашей стороны это безумие, и, значит, мы постоянно несём на себе вину перед Божиим долготерпением и смирением.

Завтра мы оставим временную жизнь и отойдём к Богу. Что мы ответим Христу, когда Он спросит, что мы ради Него сделали? Ответим, что не подвизались, потому что не имели сил и произволения? «По крайней мере, хотя бы в невольном подвиге ты показал терпение?» – спросит Христос. Что такое невольный подвиг? Если в болезни, в немощи, когда нас оскорбляют, унижают, гонят, мы благодарим Бога и терпим с мыслью, что по своим грехам достойны всего этого, то это и называется невольным подвигом.

Можно сказать Богу: «Боже мой, я не подвизался добровольным подвигом, но безропотно терпел скорби, которые Ты мне посылал по Своей Премудрости: терпел болезни, вдовство, обиды, несправедливости... терпел ради любви к Тебе!» И тогда Христос скажет: «А вот что Я для тебя сделал: посмотри Мои руки и ноги – на них раны от гвоздей; посмотри Мои рёбра – они пронзены копьём; посмотри, на голове Моей Кровь от тернового венца, посмотри на Мой мокрый от пота лоб, посмотри, что стало с Моей спиной после бичеваний! Телом и душой Я пострадал ради тебя. Итак, Я принимаю твои страдания».

Но, если мы сами не подвизаемся и в находящих на нас скорбях ропщем, то пойдём к Богу с пустыми руками и нам нечего будет принести Христу. Что мы Ему скажем? Вместо золота, алмазов и драгоценностей у нас в руках будет солома, ржавые консервные банки и грязные лохмотья – таковы наши дела. И Христос скажет тогда: «Что же, за всё время, за все годы жизни, которые Я тебе даровал, ты только это и смог накопить? Я столько всего для тебя сделал, а ты Мне принёс мусор?» Совесть тогда скажет нам, что это правда и как беспристрастный свидетель удостоверит истину. Заградятся уста человека, отвечать будет нечего.

Так, некий человек, который видел Бога, только взглянув на Него, сразу понял, что Христос знает всё, что одним Своим взглядом Он судит и выносит приговор. Не нужно ни Христу открывать уста, ни человеку оправдываться. Всё было решено одним лишь взглядом. Христу не требуется ничего говорить: во-первых, потому, что Он ведает всё, и, во-вторых, потому что в нас самих есть непогрешимый свидетель, наш внутренний судия – наша совесть, и её свидетельство неоспоримо и верно.

Потому необходимо нам, чтобы спастись, идти к свету и блаженству в Боге через молитву, через добродетельную жизнь и смирение, прислушиваться к голосу своей совести и исправляться всякий раз, когда она нас обличает. Аминь. Да будет!

* * *

353

Произнесено на встрече с верующими в Америке.

354

*Вифания (Βηθανία, ныне город Аль-Азария – «место Лазаря») – селение, упомянутое в Новом Завете как родной город Лазаря, Марии и Марфы (Ин.11:1) на Западном берегу Иордана, примерно в 3 км к востоку от Иерусалима на юго-восточном склоне Елеонской горы. В этом городе пребывал Иисус Христос накануне торжественного въезда в Иерусалим. Главной достопримечательностью является могила Лазаря. Существует несколько объяснений арамейского названия Вифании: 1) «дом фиников», 2) «дом бедных», «дом страждущих».

355

*Ср.: Пс.117:26; Мк.11:10; Лк.19:38.

356

*Вайи (греч. βαϊα) – широкие перистые листья пальм и папортников.

357

*«По они закричали: возьми, возьми, распни Его! Пилат говорит им: Царя ли вашего распну? Первосвященники отвечали: нет у нас царя, кроме кесаря» (Ин.19:15).Ср.: Мф.27:23; Мк.15:14; Деян.13:28.

358

*Соломон (греч. Σαλωμών) – третий еврейский царь объединённого Израильского царства в 965–928 гг. до Р. X., в период его наивысшего расцвета. Сын царя Давида и Вирсавии. Автор «Книги Екклесиаста», книги «Песнь песней Соломона», «Книги Притчей Соломоновых», а также некоторых псалмов. Во время правления Соломона в Иерусалиме был построен Иерусалимский Храм. Память – в Неделю (воскресенье) Святых Праотец Рождественского поста.

360

*Давид – второй царь Израиля, младший сын Иессея из Вифлеема. Царствовал 40 лет (ок. 1005–965 гг. до Р. X.): царём Иудеи (столица в Хевроне), затем – царём объединённого царства Израиля и Иудеи (столица в Иерусалиме). Образ Давида является образом идеального властителя, из рода которого вышел Иисус Христос. С помазанием на царство на Давида снизошёл Дух Божий и почивал на нём (1Цар.16:1–13). Почитается пророком (Деян.2:зо) и героем веры (Евр.п:32), мужем по сердцу Божьим и Праотцем «Сына Давидова» (Деян.13:22; Μφ.1:1,6; Мф.9:27; 15:22; Рим.1:3), который одновременно есть Давидов Господь, Христос (Мф.22:42–45). В этом исполняются данные Давиду обетования (Лк.1:32,33). Автор Псалмов. Память – в первую Неделю (воскресенье) по Рождеству Христову.

361

*Ср. Пс.5:10.

362

*Исаак Сирин (Сирянин, Сириянин) Ниневийский – христианский писатель-аскет, жил в Сирии в VII в. Оставил много сочинений, свод которых известен под названием «Монашеское правило». Содержание его поучений – анализ разнообразных состояний праведности и греховности и способов христианского исправления и самоусовершенствования. Память – 28 января по ст. ст.

363

*«И потом сказал Он: лица Моего не можно тебе увидеть, потому что человек не может увидеть Меня и остаться в живых» (Исх.33:20). – Ср.: Исх.19:21–22; Ин.5:37.

364

*Пророк Моисей Боговидец (др.-греч. Μωυσής – взятый из воды, XIII в. до Р. X.) – приёмный сын дочери египетского фараона, которая нашла его в корзинке, плывущей по реке; вождь, законодатель и творец религии иудеев, великий пророк, сплотивший израильские колена в единый народ, творивший множество чудес во время исхода иудеев из Египта, автор книг Библии (Пятикнижие Моисея в Ветхом Завете). На Синайской горе принял от Бога Десять Заповедей. Прожил 120 лет, последние сорок – в странствовании во главе израильского народа по Синайской пустыне. Во время Преображения на горе Фавор с Иисусом были пророки Моисей и Илия. Икона Моисея входит в пророческий чин иконостаса. Память – 4 сентября по ст. ст.

366

*Из молитвы Святому Духу.



Источник: Старец Ефрем, игум. монастыря Филофей на Святой Горе Афон / Переводчик: иерей Антон Данилин. М.: Святая Гора. ISBN: 978-5-902315-14-8

Вам может быть интересно:

1. О памяти смертной архимандрит Ефрем Филофейский, Аризонский (Мораитис)

2. Ватопедские оглашения. Беседы о монашеской жизни – БЕСЕДА ТРЕТЬЯ. О похоти, самоотречении и смирении схимонах Иосиф Ватопедский

3. К биографии профессора Ф.А. Терновского профессор Владимир Степанович Иконников

4. Истина святой Соловецкой обители против неправды челобитной, называемой Соловецкой, о вере архиепископ Игнатий (Семенов)

5. Воспоминания о митрополите Антонии (Храповицком) и епископе Гаврииле (Чепуре) – Часть II. Епископ Челябинский Гавриил (Чепур) архимандрит Киприан (Керн)

6. В поисках Живого Бога священномученик Игнатий (Садковский)

7. Краткое сказание о жизни блаженной памяти отца Феофана, Кирилло-Новоезерской Пустыни священно-архимандрита, с присовокуплением нравственно-духовных его поучений архимандрит Феофан (Соколов)

8. Два пути преподобный Стефан Филейский, Вятский чудотворец

9. Русская святыня в Парижском саду профессор Сергей Сергеевич Глаголев

10. Новый эклогион – Часть 2 преподобный Никодим Святогорец

Комментарии для сайта Cackle