Источник

Псалом 66

В конец, в песнех. Псалом песни, Давиду.

Настоящий псалом надписывается «в конец», потому что, как изъясняет Феодорит, он пророчествует о вочеловечении Бога – Слова, конечное исполнение которого Давид советует иметь в виду читателям сего псалма; в «песнех», повелевает им воспевать Бога – Слово. А что значит: «псалом песни», мы уже изъяснили в 9-й главе предисловия (1).

(1) Слова Афанасия: Снова и здесь лице Апостолов, при преподании учения народам, молится об избавлении от пререкающих учению их.

Пс.66:2. Боже, ущедри ны и благослови ны!

Предузнав чрез духа таинство вочеловечения Христова, Давид сими словами просит о исполнении его, и во первых молится о помиловании человеческого естества, которое жестоко было мучимо злым диаволом; во вторых – о благословении, то есть, освящении оного. А сколь много значит благословение, смотри о том в 20-м псалме изъяснение слов: ибо Ты дашь благословение во век века.

Просвети (яви) лице Твое на ны и помилуй ны!

Лице Отца – Сын: ибо кто видел, говорит, Меня, тот видел Отца (Иоан. 14:9). В желательном наклонении сказано: яви, вместо того, чтобы сказать: о если бы Ты, то есть, Сын, явил лице Отца нам, находящимся на земли, чрез божественное свое вочеловечение! Или и Христово лице по плоти, то есть, Сам Христос, названный так пространнее. Речение: помилуй, значит то же, что: ущедри. А говорит одно и то же дважды от великого желания достигнуть того, чего просит (1).

(1) Евсевий говорит, что священникам иудейским был дан закон благословлять народ, как написано в книге: и сказал Бог Моисею следующее: скажи Аарону и сынам его говоря: так благословите сынов израильских сими словами: да благословит тебя Господь и сохранит тебя! да явит Господь лице свое на тебе и благословит тебя! да обратит Господь лице свое на тебя и даст тебе мир! И положат имя Мое на сынах израилевых; и Я – Господь благословлю их (Числ.6:22–27). Слова Афанасия: В твоих щедротах, говорит, Владыко, и в явлении лица Твоего мы имеем нужду, чтобы могли проповедать явный путь святого Твоего Евангелия всем народам, ибо спасением называет пришествие Его. Слова Кирилла: Бог и Отец показал нам лице свое, т. е. Сына, Который есть образ и начертание существа Его. Так Он сам ясно сказал: Кто видел Меня, видел Отца. Исихия: Предузнав о явлении Спасителя, Он просит, чтоб оно скорее исполнилось, чтобы мы получили плод оного благословение. А является лице Творца всех исполняющее нас благословения и щедрот, когда явится нам начертание существа Его и явит Себя для достойных; пoелику же Он есть образ Бога невидимого, то приходящий к Нему с чистым умом видит Отца (в изд. Своде).

Пс.66:3. Познати (чтоб познали) на земли путь Твой, во всех языцех спасение Твое.

Если бы, говорит, исполнилось над нами выше сказанное, и Ты явил лице Твое, Христе, на нас! Для чего? Чтобы познали живущие на земли люди путь жизни своей, который Ты первый пройдя покажешь и другим, чтобы проходили его, и сверх того, чтобы знали все языческие народы вочеловечение Твое для нас. Его-то называет спасителем, как и Симеон назвал словами: ибо видели очи мои спасение Твое (Лук. 2:30); так как посредством оного мы спасаемся (1).

(1) Слова Исихия: Когда Ты явишь лице, тогда будет познан путь, ведущий к Тебе – Отцу – Тот, Который сказал: Я путь; и никто не приходит к Отцу, как только Мною. Он же будет и спасение для всех народов, и тогда исполнятся следующие слова: узрит всякая плоть спасение Бога нашего. Астерия: Путем Божиим называются закон и заповеди; ибо в пути, говорит, оправданий Твоих вразуми меня. Итак, он просит, чтобы оный путь был узнан, не только в Иудеи (где благоволил проповедать закон), но чтобы было узнано и у всех народов спасение Божие (в изд. Своде).

Пс.66:4. Да исповедятся Тебе (да славят Тебя) людие, Боже, да исповедятся Тебе людие вси.

Здесь людьми просто называются обрезанные Иудеи; а всеми людьми называются язычники, поскольку их больше иудеев, так как они составляются из многих родов. Говорит: да исповедаются, то есть, да благодарят Тебя, Господи, и иудеи и язычники, и да прославляют Тебя за то, что Ты сделался для спасения их человеком.

Пс.66:5. Да возвеселятся и да возрадуются язы́цы, яко судиши людем правотою, и языки на земли наставиши

Пусть, говорит, радуются все народы. По какой причине? По той, что Ты праведно осудишь иудеев – тех, которые некогда были Твоими людьми, за то, что они не приняли домостроения Твоего во плоти; а народам, находящимся на сей земли, укажешь путь к Богопознанию (1).

(1) Слова Феодорита: Посему-то и все народы и живущие по вселенной племена должны веселиться и ликовать и повествовать о Твоих благодеяниях. Ибо узнали, что между существами ничто не оставлено без попечения и промышления; но Ты Судия всех, производящий праведные суды и заблудшим указываешь путь к истине, а не хотящих покоряться наказываешь.

Пс.66:6. Да исповедятся Тебе люди, Боже! да исповедятся Тебе людие вси!

Те же слова, которые Давид сказал выше, он говорит и здесь, чтобы чрез повторение слов сделать, как говорит Феодорит Антиохийский, народы усерднейшими и ревностнейшими в благодарении Богу.

Пс.66:7. Земля даде плод свой

Вследствие благословения людей и земля принесет богатые плоды свои. Или плодом земли называет созданных из земли людей, которые посредством добродетельной жизни, и добровольного подвижничества, или через произвольную скорбь имели быть принесены Богу «как плодоношение». Или плодом земли называет Самого Христа, как имеющего тело земное (1).

(1) Слова Афанасия: Земля разумеется мысленная (каково сердце); а плод ее – успехи в благочестии.

Благослови ны, Боже, Боже наш!

Пс.66:8. Благослови ны, Боже!

у других и так написано: Благослови нас, Боже! Благослови нас, Боже! Благослови нас, Боже! Замечай, читатель, как отчасти открывается таинство Святыя Троицы сим утроением: Боже, и Боже, и Боже!

И да убоятся Его вси концы земли

Втройне произнесением имени Бога открыл три лица Святой Троицы, а сказав в единственном числе: Его, он показал единство Божества; потому что хотя каждое лице Святой Троицы есть Бог, но и три суть один Бог (1).

(1) Феодорита: Надобно знать, что люди, благословляя Бога, приносят Ему только слова, а делом благодетельствовать Ему не могут. Но когда Бог благословляет, то подтверждает свои слова делом, доставляя благословляемым изобилие благ всякого рода. Далее показывает, как можно получить Божие благословение: и да убоятся Его все концы земли. Ибо имеющий благоговение к божественным законам и боящиеся будущего суда, угождает Богу хранением их; а угождение Богу низводит благословение.


Источник: Толковая псалтирь Евфимия Зигабена (греческого философа и монаха) изъясненная по святоотеческим толкованиям (пер. с греч.), Изд. 3-е. – Киев: тип. Киево-Печерской Лавры, 1907. – 1162 с.

Комментарии для сайта Cackle