Евфи́мий Зигавинос (Зигабе́н)

Глава 13

О братолюбии и страннолюбии; здесь же о целомудрии, о довольстве своим жребием, и о подражании предкам.

Евр. 13:1. Братолюбие да пребывает.

Т. е. среди нас.

Евр. 13:2. Страннолюбия не забывайте.

" Страннолюбия» – по возможности. Говоря же: « да пребывает" и " не забывайте», показал, что как то, так и это до сего времени они имели.

Тем бо не ведяще неции странноприяша Ангелы.

Странноприявшие Ангелоь не знали их. Кто же были странноприявшие в неведении? – Авраам и Лот, как об этом повествует книга Бытия (гл. 18 и 19). Столь велика сила страннолюбия, и столь великий плод принесло оно.

Евр. 13:3. Поминайте юзники,

Утешайте связанных за Христа.

аки с ними связани.

так как и сами по той же причине были связаны, когда подверглись иснытанию; или же: как соединенные с ними единством веры.

озлобляемым, аки и сами суще в теле.

Болящих, как и сами облеченные в тело, подверженное болезням.

Евр. 13:4. Честна женитва во всех,

Как удостоенная чести и божественным установлением в самом начале (рода человеческаго), и присутствием Христа на браке в Кане Галилейской (Ин. 2:2) « Во всех» людях. « Женитвою» называет основанное на законе супружество; так что девственники девствуют не в безчестие женитве, а только из двух честных состояний выбирая честнейшее.

и ложе нескверно.

И брачное ложе чисто, как узаконенное Богом.

Блудником же и прелюбодеем судит Бог.

Смотри, в каком сильном тоне он ведет речь о целомудрии! В самом деле, внушая выше (Евр. 12:14) мысль о чистоте и святости, он прибавил: « их же кроме никтоже узрит Господа». А теперь говоря о блуде и прелюбодеянии, он упоминает о суде, делая таким образом речь свою об этом внушающею страх. Наперед сказав о женитве, a затем о суде за блудодеяние и прелюбодейство, он этим самым показал, что эти грехи справедливо наказуются. Потому-то учрежден брак, чтобы сих грехов не было.

Евр. 13:5. Не сребролюбцы нравом,

Т. е. да будет нрав не сребролюбивый. Нравом называет душевное желание: ибо можно быть сребролюбивым, и не имея у себя сребра, а только по одному желанию и стремлению к нему. А так как были (среди них) пострадавшие от расхищения имущества, которые довольствовались кое чем немногим, то он прибавил:

доволни сущими.

тем, что осталось. A далее прилагает и утешение в следующих словах:

Той бо рече: не имам тебе оставити, ниже имам от тебе отступити: (Втор. 31:6).

«Той, это – сам Бог, хотя и изрек сие чрез другаго, ибо в первой книге Паралипоменон написано: я Господь Бог (мой) с тобою, не отступит от тебе, ниже оставит тя (1Пар. 28:20). Слова богоносных мужей мы принимаем за подлинныя слова самого Бога.

Евр. 13:6. Яко дерзающым нам глаголати: Господь мне помощник, и не убоюся: что сотворит мне человек?

Так что мы с дерзновееием на заступление Божие можем говорить слова Давида.

Евр. 13:7. Поминайте наставники ваша,

Храните в памяти своей наставнииов ваших, т. е. Апостолов.

иже глаголаша вам слово Божие,

Разумеется проповедь.

ихже взирающе на скончание жительства, подражайте вере их.

Тщательным изучением и изследованием окончачния их жизни, т. е. как они окончили свое пребывание в настоящей жизни, подражайте их вере в будущее столь же твердою верою, какую имели они, ибо они не совершили бы такого правильнаго, чистаго и многотруднаго поприща жизни, если бы не были уверены в тамошнем воздалпии за пережитое ими здесь.

Евр. 13:8. Иисус Христос вчера и сегодня и во веки Тот же.

Словом «вчера» он указал века прошедшие, а словом «днесь» век настоящий, словом же «во веки» время будущее, как бы говоря, что Он по божеству Своему был, есть и будет. Или же: так как некоторые говорили, что грядущий Христос будет иной, а не тот, который был распять, Апостол и говорить, что Иисус Христос, вчера умерший и днесь живущий, т. е. умерший в прошедшее время, a живущий ныне, тот же самый паки приидет и пребудет во веки.

Ф) О том, что жить должно не по плотской заповеди закона (ветх.зав.), а по духовной заповеди Христа в добродетели.

Евр. 13:9. В научения странна и различна не прилагайтеся.

(Не вдавайтесь в научения) не только « чуждыя» хорошо известной вам истинной проповеди, но и между собою несогласныя и взаимно противоборствующая. Этим он намеисаеть научения, вводящия (в жизнь христиан) иудейское наблюдение касательно снедей.

Добро бо благодатию утверждати сердца, не брашны.

Хорошо укреплять сердце, для достижения полной уверенности относительно своего спасения, в благодатном даре веры, чтобы иметь этот дар и веровать без всяких сомнений, а не в строгом наблюдении снедей: ибо для спасения нужна вера, а не тщательное наблюдение касательно снедей.

От нихже не прияша пользы ходившии в них.

Ходившие в них, в различии этих снедей полагавшие весь порядок жизни. Зорко следившие за соблюдением их « не прияша пользы», как относительно очищения души от грехов, так и достижения нравственнаго совершенства. Ибо « брашно, говорит, не поставляет пас пред Богом» (1Кор. 8:8). Все чисто по вере, и одна есть скверна, это – грех. Или: « не прияша пользы» – по отсутствию в них веры: ибо речь здесь о неверующих. А так как Апостол своим пренебрежением наблюдения (за снедями) мог подать повод думать, что у нас (христиан) нет никаких подобных наблюдений, то он далее говорит, что и мы в снеди имеем соблюдете, только гораздо высшее иудейскаго. Говорит он о таинственной жертве Тела Господня.

Евр. 13:10. Имамы (же) олтарь, от негоже не имут власти ясти служащии сени.

Ни даже священники ветхаго завета, если только они не примут веры но Христа и святаго крещения. Много у них было предметов для наблюдения. Он потом указывает те священные у Иудеев предметы, которые служат прообразами предметов наших (христианских).

Евр. 13:11. Ихже бо кровь животных вносится во святая за грехи первосвященником, сих телеса сжигаются вне стана:

" Ихже, т. е. животных«, приносимых в жертву за грехи, ради отпущения и грехов. Об этом подробно говорит книга Левит (Лев. 16).

Таким образом божественный Апостол исторический прообраз приурочивает в истине: ибо говорит:

Евр. 13:12. Темже Иисус, да освятит люди своею кровию, вне врат пострадати изволил.

Сообразно с сим прообразом и Иисус был распят вне врат города, именно подобно тому, как те приносимыя в жертву животныя заколались вне стана. Пострадал же вне врат Христос, да освятит кровию Своею народ Свой. Ведь и кровь тех прообразовательных жертв очищала от того, за что они приносились, хотя и не совершенно.

Евр. 13:13. Темже убо да исходим к Нему вне стана,

В самом деле, так как Он пострадал за нас вне града, то и нам нужно выступить в сретение Ему вне мира и мирсисих развлечений: ибо его-то (т.е. мир) Апостол теперь называет станом именно потому, что ратоборствующие за него находятся в нем.

поношение Его носяще.

Крест Его (ибо его он называет поношением), умерщвление страстей, страдания телесныя, вообще злострадание ради Него, и даже самую смерть, если потребуется.

Евр. 13:14. Не имамы до зде пребывающаю града,

вечно пребывающаго: ибо все находящисся здесь (на земле) города погибают, как подлежащие тлению.

но грядущаго взыскуем.

Как пребывающаго и нетленнаго, т. е. вышняго Иерусалима, о коем сказано выше. Посему с полною охотою выступим в сретение Ему вне долу лежащаго града, как только что сказано.

Евр. 13:15. Тем убо приносим жертву хваления выну Богу

Приносим, без сомнения, чрез Христа, как Архиерея нашего, жертву хвалении Отцу, прославляя и славословя Его, как соделаншаго для нас столь великия благодеяния. Выражение: » приносим« (должны приносить) есть выражение совета. Но дабы кто не подумал, что он говорит о жертве кровной и безсловесной, он для пояснения того, что сказал, прибавил:

сиречь плод устен

говорит он о жертве, которую плодоносят уста наши. А это есть – песнопения, славословия, благодарения и т. подобное.

исповедающихся имени Его.

" Устен» благодарящих Его: ибо благо дарение есть то же исповедание. « Исповемся, сказано, имени Твоему, Господи" (Пс. 53:8).

Евр. 13:16. Благотворения же и общения не забывайте.

Благотворения нуждающимся и уделения из собственности тем, кто в чем-либо имеет недостаток и не только присутствующим, но и отсутствующими Ведь если потерпевшие расхищение собственнаго имущества, как об этом сказано выше, старались об этом, то что же остается делать нам, у которых имущество в целости?

Таковыми бо жертвами благоугождается Бог.

Такия жертвы Ему приятны.

Евр. 13:17. Повинуйтеся наставником вашим и покоряйтеся.

Под наставниками он разумеет здесь Епископов, учителей, вообще духовных начальников; неповиновение им и противление служить причиною беспорядка, волнения и разлада во всей Церкви подобно тому, как, напр., в войске, в хоре и во всяком учреждении. Но быть может кто-нибудь скажет: ну, а если наставник не хорош? Если дело будет касаться веры, нужно по возможности уклоняться от такого и избегать, а если поведения в жизни, то сам не делай ничего подобная». Раз человиик облечен в начальственное достоинство, ему должно повиноваться, если он не заставляет делать ничего недостойнаго. Ибо сам Господь сказал о таких: » Вся убо, елико аще рекут вам блюсти, соблюдайте и творите: по делом же их не творите" (Мф. 23:3).

Тии бо бдят о душах ваших, яко слово воздати хотяще.

Если они бдят о вас, как имеющие дать ответ за беспечность пред Тем, Кто вручил им вас; то они со тщанием выполняют свое дело. Пусть же слышать об этом и начальствующие, что как подчиненные должны быть послушны, так равно и начальствующие должны быть бодры и бдительны.

Да с радостию сие творят,

т. е. бодрствование и заботливость о пользе дли вас, о спасении вашем.

а не воздыхающе.

Пренебрегаемые вами, они теряют бодрость и только сетуют при виде гибели вашей вследствие непослушания; ибо это свойственно добрым и чадолюбивым пастырям, точно так же, как и человеколюбивым врачам сочувственно скорбеть в виду непослушания болящаго.

Несть бо полезно вам сие.

Не полезно вам это сетование на вас наставников ваших; потому что это стенание их некоторым образом зовет на суд Самого Владыку и побуждает Его к гневному наказанию.

Евр. 13:18. Молитеся о нас.

Как о родствепных вам, дружественных с вами, единоверных вам, советующих и внушаюицих вам только то, что полезно. А так как они (евреи) не были расположены к Аиостолу, как к внушителю отступления от закона (ветхаго) то он уверяет их, что он пишет ь это не с какою-либо коварною мыслию, но единственно из любви к ним и по причине заботы о том, что спасительно для них.

Уповаем бо яко добру совест имамы во всех,

Мы по совести своей сознаем в себе добрыя чувства ко всем людям не только к язычникам, но и к вам, сущим от обрезания; потому что мы ничего злокозненнаго, ничего лицемернаго, ничего вреднаго (для кого либо) не замышляли, напротив все полезное и наилучшее.

добре хотяще жити.

Желая, чтобы все вели себя хорошо, жили праведно и боголюбезно.

Евр. 13:19. Лишше же молю, сие творите, да вскоре устроюся вам.

Сие, т. е. что? Без сомнения молитву о нем. « Лишше» же, говорит, молитесь о том, чтобы мне скорее прийти к вам, что служить доказательством того, что он глубоко любит их, и любовь его к ним – чистая. Далее он сам молит (у Бога) им благ.

Х) Молитва к Богу о руководстве и направлении к добродетели.

Евр. 13:20. Бог же мира,

Отец, создатель, дарователь и законоположник мира, враждующее умиротворяющий и разстоящееся соединяющий.

возведый из мертвых Пастыря овцам великаго.

К молитве он (Апостол), присоединяет и слово восвресении. Воскресивший, говорит, Христа, по отношению к умерщвленной плоти Его, великаго Пастыря словесных овец: ибо, Сам Он говорит: « Аз есмь Пастырь добрый» (Ин. 10:11). « Великаго» – по причине соединеннаго с Ним (с Его человечеством) – божества; или: « великаго» Пастыря всех и иудеев, и эллинов, и вообще повсюду находящихся верных. И этим Апостол имел в виду поселить в них единомыслие и взаимное дружеское расположение

кровию завета вечнаго,

" Пастыря«, у котораго есть кровь, и который может – быть заклан, ибо говорит Он Сам: » Пастырь добрый душу Свою полагает за овцы« (Ин. 10:11). » Кровию« же, как внешним знаком, утвердившим завет Его; это по смыслу то же самое, что – смерть завещавшаго утверждает завет его: ибо завет, говорит Апостол, в мертвых известен есть, как об этом уже сказано в первой половине настоящаго Послания, где и о крови изложено очень подробно (Евр. 9:17). Завет этот он назвал вечным потому, что он неимеет преемства, тогда как ветхий завет, как временный, имел своим преемником завет новый.

Господа нашею Иисуса Христа.

Евр. 13:21. Да совершит вы во всяком деле блазе, сотворити волю Его,

" Возведый», говорит, из мертвых Пастыря овцам великаго, в крови завета вечнаго, Господа нашего Иисуса, « да совершит вы», т. е. да усовершенствует вас во всем благом, так чтобы не оставалось у вас никакого несовершенства: ибо когда мы совершаем добрыя дела, Бог совершенствует нас в них, и без Него совершенства в добродетели не бывает. И усовершившийся во всяком благом деле и достигший полноты в совершенстве имеет силу совершить волю Божию. Под всяким делом он разумеет вообще дела и веру.

творя в вас благоугодное пред Ним

Совершенствуя вас в том, что благоугодно Ему.

Иисус Христом.

Содействующим вам в совершении блага; или: творя в вас – Отец чрез Сына, как посредника между Богом и людьми.

Ему же слава во веки веков. Аминь.

Ему всегда приличествует слава, « ибо, говорит Писание, славно прославися (Исх. 15:21); или же: Ему да будет слава, т. е. от нас, прославляющих Его не словом только, но и делом: » Яко, говорит Господь, да видят ваша добрая дела и прославят Отца вашего, иже на небесех" (Мф. 5:1).

Евр. 13:22. Молю же вы, братие, приимите слово утешения.

Примите слово письменно предложенная вам увещания, или ободрения, или побуждения к вере в то, что обещано вам, и к тернению искушений; не отгоняйте его от себя, не противьтесь ему.

Ибо вмале написав послах вам.

Чтобы не наскучить длиннотою речи, изложением столь немногаго он высказал то, что имел в виду сказать.

Евр. 13:23. Знайте брата нашею отпущена Тимофеа,

Он отпущен или в том смысле, что раньше был связан, или просто отпущен из Афин, так как он был там. Оказывается, что они (евреи) не совсем враждебно были расположены к Тимофею.

с нимже, аще скорее приидет, узрю вас.

" С нимже узрю вас«, придя к вам вместе с ним, если только он поскорее придет ко мне. Ибо будучи отпущен, он еще пе приходил ко мне. И этого было достаточно, чтобы заставить их ослабить свою враждебность к нему.

Евр. 13:24. Целуйте вся наставники ваша и вся святыя.

Всех, которые теперь находятся у вас. Святыми называет или вообще верных, или же тех, которые особенно отличаются чистотою жизни и учения.

Целуют вы иже от Италии сущии..

Верные, которые живут в Риме и пределах его.

Евр. 13:25. Благодать со всеми вами.

Божие благоволение и заступление, или отпущение грехов, которое Бог даровал чрез крещение, или – дар Святаго Духа.

Аминь.

Истинно, да будет: твердо должна пребывать в вас (благодать) по причине добродетельной жизни вашей, и не должна быстро удаляться от вас – по причине дурной жизни вашей.


Вам может быть интересно:

1. Послание к евреям – Глава 13 преподобный Ефрем Сирин

2. Толкование Воскресных Апостолов с нравоучительными беседами – Толкование на Апостол из посланий Апостола Павла к Евреям, читаемый в первую неделю по Пятидесятнице, именуемую Всех Святых (Евр.11:33–12:2) архиепископ Никифор (Феотокис)

3. Руководство к изучению Нового Завета. Апостол – Послание к Евреям. профессор Александр Васильевич Иванов

4. Толкование на послание к Титу Евфи́мий Зигавинос (Зигабе́н)

5. Толкование на Послание Святого Апостола Павла к Евреям – Глава XIII профессор Александр Павлович Лопухин

6. Толкование на послание к Евреям – Глава 13 блаженный Феодорит Кирский

7. Толкование на послание к Филиппийцам – Послесловие (Флп. 4, 21–23) святитель Феофан Затворник

8. Толковый Апостол. Соборные послания – ТРЕТЬЕ ПОСЛАНИЕ АПОСТОЛА ИОАННА епископ Михаил (Лузин)

9. Фрагменты с толкованиями на послание Иакова священномученик Дионисий Александрийский

10. Отрывки толкований на Соборные Послания – Толкование на первое Послание св. Петра. святитель Иоанн Златоуст

Комментарии для сайта Cackle