Толкование на послание к Титу

Источник

Содержание

А. Об учителях, способных к сему служению и к обличению непокорных. Б. Против (иудейскаго) учения о плотской чистоте и за (христианское) учение о духовной добродетели. В. Какия должно делать увещания сообразно с возрастом каждаго. Г. О том, что и рабы должны служить достойно благодати Христовой. Д. О повиновении начальствующим по подобию кротости Христовой. Е. Увещание об уклонении от безполезных состязаний.  

 

Тит. 1:1. Павел, раб Божий, Апостол же Иисус Христов,

Если он раб Бога, то и Христа. И если Апостол Христа, то и Бога (Отца). Ибо у Отца с Сыном как все другое обще, так и владычество и дело посольства.

по вере избранных Божиих,

«Апостол» ради веры избранных, ради того, чтобы избранные уверовали, – вообще те, коих Бог избрал по предведению Своему: «ибо, говорит (Апостол), ихже предуведе, тех и предустави» (Рим. 8, 29).

и разуму истины, яже по благочестию.

И для того, чтобы они познали истину, относящуюся к благочестию, к безукоризненной жизни и правому учению: ибо благочестие есть здравая жизнь в соединении с чистым учением. Такое познание зависит от веры. Выражением: «яже по благочестию» он сказал, что истина может относиться и к другим предметам, напр., к искусствам.

Тит. 1:2. О уповании жизни вечныя,

Благочестие соединяется с надеждою на будущую блаженную жизнь, потому что благочестно живущие надеются достигнуть ея, как сказано уже.

юже обетова неложный Бог прежде лет вечных.

«Юже», т. е. вечную жизнь обетовал Бог «прежде лет вечных», т. е. предызобразил ее и предопределил для нас. Выражение: «прежде лет вечных» означает: прежде начала времени, как изъяснено Златоустом во 2-м послании к Тимофею; но и там он прибавил, что «времена» можно понимать в смысле известнаго периода. Временами вечными в данном случае могут быть и семь тысяч лет, считающияся определенными на существование настоящаго мира: ибо и тысяча лет, обнимая собою большой период времени, может быть названа веком, и слова: «прежде времен вечных» могут означать, что тайна спасения нашего во Христе, а равно и вера во Христа, и вечная жизнь истинно верных определены прежде создания мира.

Тит. 1:3. Яви же во времена своя слово свое, проповеданием,

Явил слово упомянутаго обетования в проповеди Евангельской: ибо чрез нее сообщаются и возвещаются всем благодеяния Божии, касающияся жизни как настоящей, так и будущей, т. е. блага вечныя. «Во времена своя» значит: во время надлежащее, соответствующее цели, во время благопотребное, когда Он увидит, что слушающие уверуют: ибо «время Господу действовать» говорит (пророк) (Псал. 118, 126).

еже мне поручено быть по повелению Спасителя нашего Бога.

Проповедь, эта вверена мне, чтобы я возвещал ее. Слова же: «мне поручено» и «по повелению» указывают на то, что он достоин такого доверия.

Тит. 1:4. Титу, присному чаду

Моему ученику, коего я приобрел возрождением Евангельским. Можно быть «чадом» и не «присным», если кто по возрождении кем-нибудь чрез крещение сделает себя недостойным по причине несоблюдения заповедей своего духовнаго отца. В отношении к детям по плоти близость зависит от природы, и остается без изменения, а в отношении к детям по духу эта близость зависит от произволения, и может изменяться. Назвав Тита «чадом», он далее объясняет, каким образом он – чадо его.

по общей вере.

По причине веры, общей у меня, отца твоего, с тобою, сыном моим. По этой именно общности я и усыновил тебя. Я твой учитель, а ты – ученик мой.

Благодать,

Да будет к тебе благоволение и заступление

милость,

равным образом и милость.

мир

Со стороны врагов, неприятелей. Или же мир с Богом и людьми.

от Бога Отца и Господа Иисуса Христа Спаса нашего.

Все это да будет тебе от Отца и Сына и Святаго Духа, по Их общности и нераздельности, как я и прежде часто говорил об этом.

А. Об учителях, способных к сему служению и к обличению непокорных.

Тит. 1:5. Сего ради оставих тя в Крите,

Ради этого, т. е. ради чего?

да недокончаная исправиши,

Для довершения недоконченнаго: ибо там оставались некоторые, нуждавшиеся в более продолжительном наставлении в вере и в большем усовершенствовании в ней, или же для исправления людей, сбившихся с прямаго пути.

и устроиши по всем градом (для каждаго города) пресвитеры.

Пресвитерами здесь называет епископов, как это выяснится ниже. Если же для каждаго города потребен был один епископ, то как же он говорит: епископов? Это потому, что городов в Крите было много, он и употребил множественное число.

Яко же тебе аз повелех.

Этим он напоминает ему о том, как он повелел ему действовать.

Тит. 1:6. Аще кто есть непорочен,

Если не подвергся осуждению.

единыя жены муж,

Если он, конечно, из женатых. Честен, говорит Апостол, брак, как законный, но брак второй, другим разрешаемый, людям, посвящаемым на служение Церкви, воспрещен. Ибо с ним соединяется подозрение в плотской похотливости и невоздержании. Человеку же, посвящаемому на служение Церкви, особенно епископу, необходимо быть выше всякаго подозрения в чем нибудь нехорошем.

чада имый верна, не во укорении блуда, или непокорива.

Если кто детей своих не привел к вере (во Христа), или после этого сделавшихся необузданными не исправил, тот не может управлять чужими: ибо если он не в силах это сделать, то достоин осуждения за слабость свою, а если мог, да не старался, то заслуживает порицания за недостаток любви. А потому кто нерадит о своих детях, тот недостоин того, чтобы вручалось ему попечение о чужих. И в другом месте он сказал: аще кто своего дому не умеет правити, како о Церкви Божией прилежати возможет (1Тим. 3, 5)?

Тит. 1:7. Подобает бо епископу без порока быти,

Быть безукоризненным, особенно в отношении явнаго преступления.

яко же Божию строителю,

Дом Божий есть собрание верующих, а строитель в нем тот, кому вверено попечение о нем.

не себе угождающу,

Не должен быть самолюбивым, или безстыдным.

не гневливу,

Не должен быстро возбуждаться гневом, напротив должен быть чужд гнева.

не пиянице,

Не должен быть многопийцею, не должен иметь склонности к вину.

не бийце,

Вообще не должен поражать словом, никого не должен оскорблять, но может по временам пользоваться для увещания словом легкой укоризны. Поражать же рукою недостойно даже и верных, а тем более епископа.

не скверностяжательну.

Разумеется занятие корчемством и вообще постыдная корысть.

Тит. 1:8. Но страннолюбиву, благолюбиву, целомудренну,

О мудрости здесь он говорит потому, что кто познал единую жену, тот целомудрен в отношении супружества.

праведну,

Должен быть справедлив в отношении к людям.

преподобну,

в отношении к Богу.

воздержательну.

Относительно действий ума и движений сердца, относительно всякой страсти, выражаемой языком, взором, руками: ибо сказано: подвизаяйся от всех воздержится (1Кор. 9, 25), т. е. должен быть воздержен во всем.

Тит. 1:9. Держащемуся вернаго словесе по учению.

Должен стараться и заботиться о верном слове в проповеди, т. е. о слове истинном, заслуживающем веры, или о слове, принимаемом верою, а не путем разсуждений. А что если он не сведущ в слове внешней премудрости? – Это нисколько не мешает, если он имеет опытность в мудрости внутренней: ибо здесь Апостол говорит о верном слове в проповеди, а не о эллинской мудрости. В этом случае нужны способность мыслить, разумение Божественных Писаний, понимание в них истины и силы.

Да силен будет и утешати в здравем учении, и противящияся обличати.

Чтобы разумением Писаний и путем здраваго и праваго учения мог направлять (пасомых) ко благу, равным образом и заграждать уста прекословящим ему – обличением слабости и извращенности их возражений. Если же этих качеств в епископе нет, то это величайший в нем недостаток. И не имеющаго в себе этих свойств не следует допускать до занятия епископской кафедры, вообще до начальствования (в церкви) и епископскаго служения: потому что эти качества по преимуществу потребны для епископа. Другия можно встретить и в подчиненных, как, напр., незазорность поведения, единобрачие, добрых детей и прочее, чтó выше изложено. Но если Премудрый говорит: не домогайся быть судьею, если не можешь изъять неправду из среды людей, то тем более можно сказать: не домогайся сделаться учителем, если ты не имеешь способности к этому доброму делу, но постарайся уклониться, если бы даже тебя привлекали.

Б. Против (иудейскаго) учения о плотской чистоте и за (христианское) учение о духовной добродетели.

Тит. 1:10. Суть бо мнози непокориви,

Не послушны.

суесловцы,

Пустословы.

и умом прельщени.

Обольстители, плепяющие мысли легко поддающихся обману.

Наипаче же сущии от обрезания.

Мнимо-верные из евреев. Показывая вид, будто и они – овцы стада Христова, на самом деле они, подобно волкам, расхищают его, путем обмана увлекая, кого только могут.

Тит. 1:11. Ихже подобает уста заграждати.

Нужно обличать их явно, чтобы, сделавшись известными, они возбудили к себе презрение и отвращение.

Иже вся домы развращают,

Целые дома (семьи) губят.

учаще, яже не подобает,

Уча тому, чтó недостойно праваго учения.

сквернаго ради прибытка.

Ради низкой корысти, чтобы под предлогом учения собирать деньги.

Тит. 1:12. Рече же некто от них,

Некто из Критян. – Критяне были именио такими, как выше сказано, – и непокорны, и суесловы, и обманщики. Да и «сущии от обрезания» то же Критяне по отечеству своему, а по богопочитанию Евреи. Сказал же он (некто) слово, которое будет приведено дальше.

свой им пророк.

Их соотечественник и единоплеменник, считающийся у них пророком. Этот Критянин – Эпименид, поэт, считавшийся и прорицателем. Посему-то Апостол и назвал его пророком [1]. Чтó же он сказал? Послушай.

Критяне присно лживи, злии зверие [2], утробы праздныя.

За что так дурно отозвался он о своих единоплеменниках? – За то, что Критяне, предки его, устроив могильный памятник Зевесу, сделали на нем такую надпись: здесь лежит Зевес. Возмутившись тем, что они всюду разносили весть о смерти Зевеса, Эпименид отмстил им за это вышеприведенным изречением о них. К этому он прибавил еще и следующее: тебе, владыка, они устроили даже и гробницу; но ты не умер: ибо ты вечно существуешь. Таким образом упомянутый поэт говорит, что Критяне всегда как во многом другом лгали, так и относительно того, что Зевес умер. Критяне злые порицатели, срамители своего отечества, любящие попить и поесть, но не охотники до дела, т. е. вообще они тунеядцы. И причину указал он, почему назвал их лживыми, как уже сказано: тебе, говорит, владыка Зевес, они устроили гробницу; ты же не умер, но вечно жив [3].

Тит. 1:13. Свидетельство сие истинно есть.

Истинна та часть этого свидетельства, в которой говорится, что Критяне по большей части лживы, любят поесть и ничего не делать, а не та, в которой говорится, что Зевес не умер, а вечно живет: ибо это не правда. Апостол заимствовал обличение Критян у них же самих, чтобы тем сильнее пристыдить их, так как свидетельство об их необузданности исходит от них же самих, и они осуждаются тем самым лицом, которое они уважают и почитают за пророка. Ибо обличение со стороны своих же гораздо действительнее.

Ея же ради вины обличай их нещадно,

За то, что они любят ложь и ведут жизнь достойную осуждения, за то, что они чревоугодники и ничего не делают, обличай сильнее и чувствительнее.

да здрави будут в вере.

Здесь Апостол, очевидно, разумеет тех из подчиненных Титу, которые плохо повинуются, и ведут себя безпорядочно, и которых он выше назвал непокорными, суесловными: ибо такие неспособны тронуться от кроткаго слова. Да здрави будут в вере, конечно, вразумившись и уврачевавшись сильным словом обличения, наносящим им чувствительный удар. Ведь не со всеми нужно обращаться одинаковым образом, а различно и разнообразно, смотря по лицам. И как укоряющий человека благопристойнаго губит его: так ласкающий того, кому нужно сильное прещение, портит его и не приводит к исправлению.

Тит. 1:14. Не внимающе иудейским баснем,

Иудейское учение есть баснословие в двух отношениях: в смысле подделок под закон и в смысле соблюдения того, чтó уже отжило свое время и потеряло силу. Ибо как баснословие пусто и безполезно по своему несоответствию действительности, так и иудейское учение стало пусто и безполезно: потому что наступившая благодать Евангельская положила конец своему прообразу и сени законной, которая стала теперь несвоевременною.

ни заповедем человек, отвращающихся от истины.

Не внимая заповедям людей, ненавидящих истину, или любящих ложь: потому что лже-христы и обманщики к законам и обычаям иудейским примешивали еще и свои выдумки. Итак, если ты приступил к благодати новой, то зачем ищешь старую? Таким действием ты оскорбляешь новую благодать, не надеясь на нее; утратил ты и прежнюю, так как она теперь уже безполезна. Таким образом ты колеблешься между тою и другою и, стои́шь не твердо. – Далее он говорит об иудейском наблюдении относительно пищи.

Тит. 1:15. Вся убо чиста чистым.

Все чисто, к чему бы люди ни прикасались; все есть создание Божие: ибо нет ничего из сотвореннаго Богом нечистаго по природе своей. И виде Бог, говорит Писание, вся, елика сотвори, и се добра зело (Быт. 1, 31). Есть в мире одна только нечистота, это – грех, который диавол поселил среди людей, чтобы он приражался к душе их. Но как же Бог издревле законоположил Евреям одних животных считать чистыми, а других нечистыми? Есть разныя основания, по которым Бог постановил это, но между другими и то, чтобы обуздать плотоугодие их: ибо Евреи, научившись от Египтян, были чревоугодливы и ненасытны. Итак, все чисто для чистых, равно как и все приятно для тех, кто крепок телом и здрав помышлением. Все считается чистым, или нечистым в применении в настроению души и ея произволению. Значит, и всякая пища нечиста или чиста не сама до себе, а по человеческому предубеждению.

Оскверненным и неверным ничтоже чисто,

Подобно тому, как и для людей больных и с испорченным вкусом ничто не приятно, по причине крайняго разстройства здоровья.

но осквернися их и ум и совесть.

Ум осквернен грехом, равным образом осквернена и совесть, по соучастию и общению с ним. Апостол прямо не сказал, что никакая пища для них не чиста, а сказал, что никакая часть их существа не чиста. Сказал же он так потому, что они сами служат источником нечистоты. На ряду с другими частями (их существа) главным образом, по слову его, у них осквернены ум и совесть: ибо кто внутренно уверен, что в нем нет неумеренности в наслаждении, тот смело прикасается к пище, зная одно, что всякое создание Божие по природе своей чисто, как уже и сказано об этом выше. А кто чувствует в себе эту неумеренность, тот весьма разборчив и капризен: ибо грех обладает боязливостию. И как имеющий зараженныя гнилостию уста считает испорченною принимаемую им пищу, так бывает и с ними (оскверненными грехом): предубеждение у них произошло от греховной страсти, а не от различия пищи.

Тит. 1:16. Бога исповедуют ведети,

Т. е. вышеупомянутые обольстители, или же те, коих Апостол назвал непокорными.

а делы отмещутся Его,

Творящий делá, недостойныя Господа, некоторым образом отрекается от Него, самым поведением своим показывает, что он не только презирает Бога, но и чужд Ему.

мерзцы суще,

По нечистоте своей.

и не покориви.

По причине своего безстыдства и жестокосердия.

и на всяко дело благое неискусни.

Безполезны, неспособны, по причине склонности к злу.

Примечания:

[1] Пророком назвал Апостол поэта не потому, чтобы в самом деле почитал его пророком, а потому, что так думали о поэтах язычники, и верили их слову, будто откровенному свыше (Златоуст. См. Феофилакт. Толков. на посл. к Тит. стр. 67).

[2] У Зигабена – «злые порицатели».

[3] Для цели Апостола нужно было только слово лживи. Другия затем слова приведены только потому, что входят в состав стиха, который был ведом Апостолу (Блаж. Иерон. у Феоф. стр. 67).

В. Какия должно делать увещания сообразно с возрастом каждаго.

Тит. 2:1. Ты же глаголи, яже подобает здравому учению.

Говори то, чтó достойно праваго учения, хотя-бы никто не хотел последовать твоему учению: учитель должен творить свое дело.

Тит. 2:2. Старцем трезвенным быти,

Должно быть бдительными, и я ставлю это законом. Ибо старцы очень подвержены лености, медлительности и вялости в действиях, забывчивости и ослаблению духа.

честным,

Скромным, степенным.

целомудренным,

Быть благоразумным, трезвым в поведении своем, не увлекаясь употреблением вина, или иною какою-либо страстью, например гневом, похотью, унынием.

здравствующим верою, любовию, терпением.

Чтобы они держались правой веры во Христа, имели любовь к ближним, терпение в страданиях: ибо терпение особенно приличествует старцам.

Тит. 2:3. Старицам такожде

Надлежит быть; или: я ставлю в закон.

во украшении святолепным,

Быть почтенным в самом наружном виде своем: почтенный вид будет иметь священное достоинство, если ему соответствует и самая одежда, указывающая на благоукрашение души́. И иначе: чтобы оне соответствовали священному служению [1].

не клеветивым,

Чтобы оне были чужды клеветы.

не вину многу порабощенным,

Этот недостаток по преимуществу встречается в людях старых, по причине охлаждения тела и ради потребности в согревающих средствах. Посему, дозволив им необходимую для сего меру употребления вина, он воспретил употребление его в бóльшем количестве, доводящем до опьянения и безумия. Итак, употребление вина в большом количестве для них вредно, потому что оне по престарелости и слабости телесных органов не могут противустоять силе испарений, которыя идут вверх – из желудка. Юным же оно вредно, потому что возбуждает в них постыдныя похоти.

доброучительным.

Оне должны других учить доброму. Правда, он в другом месте не позволил жене учить (1Тим. 2, 12). Но там – чтобы она не властвовала над мужем и не учила в Церкви, а здесь он дозволил старицам делать внушения юным. Конечно, и в этом случае он не предоставлял им права учительства в собственном смысле, а только достойным из них он дал право домашняго увещания.

Тит. 2:4. Да уцеломудрят юныя.

Не дочерей только и других кровных родственниц или свойственниц, но вообще всех женщин, которыя могут принимать увещания. Цель их учения должна быть та, чтобы внушить молодым женщинам добрый порядок в их поведении.

Мужелюбицам,

Чтобы тех, которыя желают вступить в супружество, научали любить мужьев своих: ибо это составляет крепость супружескаго союза.

чадолюбицам.

Чтобы оне были заботливы о детях своих.

Тит. 2:5. Целомудренным,

Чтобы были благоразумны (в поведении).

чистым,

Чтобы были свободны от страстей. А если желаешь, то разумей здесь и чистоту супружескаго целомудрия, ибо и та женщина чиста, которая имеет одного только своего мужа. Честна, говорит Апостол, женитва, и ложе (супружеское) нескверно (Евр. 13, 4).

домы добре правящим,

Чтобы оне были добрыми хранительницами домов своих, т. е. чтобы тщательно заботились о домах своих и правильно вели свое хозяйство.

покоряющимся своим мужéм.

При таком поведении их, очевидно, ничто не может повредить их благочестию (вере). Ибо если мужья – неверные (не христиане), то мало-по-малу будут приходить к убеждению в истинности христианскаго учения и наконец уверуют; если же – верные, то сделаются лучшими: потому что покорность есть одно из наиболее привлекающих средств.

Да не Слово Божие хулится.

Чтобы проповедь не подверглась осуждению и поношению, как внушающая (людям) безпорядочность и расторгающая союзы супружеские. И иначе: да не хулится учение Евангельское, хотя бы жены верныя были хороши и не во всем том, чтó об них сказано. Здесь Апостол выражает свою заботу главным образом не о том, чтó касается дел мирских, а о том, чтобы Евангелие не подвергалось поношению.

Тит. 2:6. Юноши такожде моли целомудрствовати.

Видишь, как он везде соблюдает должное? Над молодыми женщинами в качестве нравственных руководительниц он поставил женщин же старших, дабы Титу не навлечь на себя какое-либо дурное подозрение, так как он был еще молод. Молодых же мужчин он поручает самому Титу. Чтó же он говорит? – «Юноши моли целомудрствовати», т. е. воздерживаться от страстей. Чтó же значит: «такожде»? Это значит, что они должны вести себя целомудренно – подобно молодым женщинам, научающимся разумному поведению от стариц. Или же: «такожде», значит: так же, как ты будешь умолять и молодых женщин чрез посредство стариц.

Тит. 2:7. О всем же сам себе подавая образ добрых дел.

Во всех делах представляя собою пример и первообраз добродетели. Или: «о всем» значит: по отношению ко всякому человеку. Пусть, говорит он, жизнь твоя будет выставлена на вид, как бы некоторое изображение, заключающее в себе все прекрасное, так чтобы, взирая на него, желающие могли делать для себя снимки с него и напечатлевать в себе самих разные виды добродетели.

Во учении независтное [2],

Т. е. показывая в учении безукоризненность, скромность. «Скромностию» называет общедоступность и невысокомерность: учитель должен вести беседу свою не так, как обыкновенно говорит начальник с подчиненными, а кротко, как отец с детьми.

честность.

Благопристойность. Как к этому слову, так и к последующим одинаково относится слово: «подавая».

Тит. 2:8. Слово здравое,

Слово правое, истинное.

незазорное.

Слово безукоризненное, безупречное.

Да противный посрамится.

Противный тот, кто принадлежит к противной стороне. Таков прежде всего сатана, а затем и всякий служащий ему человек. Противный посрамится, видя, как слово повсюду распространяет свой свет, и жизнь христиан во всем сообразуется с словом, и таким образом не находя возможности в чем либо их упрекнуть.

Ничтоже имея глаголати о нас укорно.

Будучи лишен возможности сказать об нас что-нибудь дурное и не имея силы ни унизить нас, ни похулить.

Г. О том, что и рабы должны служить достойно благодати Христовой.

Тит. 2:9. Рабы своим господéм повиноватися,

Т. е. увещавай, или учи, чтобы они, после того как сделались рабами Христа чрез веру в Него, не вздумали пренебрежительно относиться к господам своим, и чтобы не возникло повода к осуждению Евангельской проповеди, будто она побуждает их к отпадению и возмущению, как уже сказано было и выше о женах, состоящих в супружестве.

во всем благоугодным быти,

Т. е. в том, от чего благочестие не терпит вреда.

не прекословным, не крадущим.

Не занимающимся воровством.

Тит. 2:10. Но веру всяку являющим благу.

Чтобы оказывали доброе расположение во всем; потому что может быть расположение и недоброе, когда кто нибудь услуживает господину своему в чем-либо постыдном, или иначе: в поручениях недостойных.

Да учение Спасителя нашего Бога украшают во всем.

Чтобы господá, видя, что рабы их стали гораздо лучшими по причине веры, с уважением относились к силе проповеди: ибо сделавшись украшением, честию и похвалою проповеди, этим они предрасполагают господ уважать ее и иметь о ней доброе мнение.

Тит. 2:11. Явися бо благодать Божия спасительная всем человеком.

Тит. 2:12. Наказующи нас,

Под «благодатию Божиею» здесь Апостол разумеет Христа, как даровавшаго виновным отпущение прегрешений и удостоившаго их даров духовных; и таким образом по истине служащаго (для них) благодатию и благодеянием и «всем человеком», повинующимся заповедям Его, даровавшаго спасение. Итак, явился Христос не для того, чтобы внести какой-либо безпорядок или (прощая грехи) оставить людей не наученными, напротив, чтобы научить их, как должно жить сообразно с законом, и, вообще, сделать их лучшими.

Да отвергшеся нечестия и мирских похотей, целомудренно и праведно и благочестно поживем в нынешнем веце.

Под «нечестием» Апостол дает разуметь нечестивое учение Эллинов о своих богах, и вообще все, что только говорили они нечестиваго и недостойнаго о делах божеских и человеческих. Под «похотями мирскими» подразумевает порочную жизнь. Так мирския похоти суть: сластолюбие, сребролюбие, славолюбие и другия от них происходящия страсти. Словом, «мирския похоти» – все то, чтó вещественно, что ограничивается настоящим миром и прекращается вместе с настоящею жизнию. Чтó же значит: «целомудренно?» – Значит: не только воздерживая себя от противозаконнаго плотскаго общения, но и самыя мысли свои сохраняя от всякой страсти, от всякаго греха. Слово «праведно» употреблено вместо «добродетельно». Это слово служит пояснением предыдущаго слова «целомудренно» а само поясняется следующим за ним: «благочестно». Далее указывает и награду за такие добродетельные подвиги.

Тит. 2:13. Ждуще блаженнаго упования и явления славы великаго Бога и Спаса нашего Иисуса Христа.

«Блаженным упованием» называет второе славное пришествие Христа, как Великаго Царя, Судии и Мздовоздаятеля. Слово «упования» пояснил словом «явления». Значит, второе нисшествие и явление к нам Христа он назвал «упованием» потому, что оно есть предмет нашей надежды и нашего ожидания; «блаженным» же назвал его, как предмет стремления и желания для достойных его. Словами: «Великаго Бога» Апостол сказал не то, чтобы Он был велик только в чем-либо, или по сравнению с кем-либо, но без всякаго сравнения, так как Он есть единственно и в собственном смысле Великий. А если таков Сын, то и Отец и Святый Дух: ибо Они равносильны и равночестны.

Тит. 2:14. Иже дал есть Себе за ны,

Он добровольно отдал Себя на смерть телесную, чтобы избавить нас от смерти душевной.

да избавит ны от всякаго беззакония,

Грех есть смерть души; его-то Апостол и называет беззаконием, и он удаляет душу от Бога так же, как телесная смерть отделяет тело от души.

и очистит

Купелию Божественнаго Крещения и очистительною силою заповедей Его.

Себе люди избранны

Т. е. людей будущаго времени. Или: «очистит» – чрез Себя, чрез Свои повеления. «Избранный» значит свой, домашний. Это метафорически взято от слуг, вращающихся около имущества и богатства господина своего.

ревнители добрым делóм.

Разумеются люди, с ревностию стремящиеся к добрым делам, любящие добродетель.

Д. О повиновении начальствующим по подобию кротости Христовой.

Тит. 2:15. Сия глаголи,

Учи тому, чтó сообразно с здравым учением, как сказано выше. Или: учи тому, что я преподал тебе, или о чем речь будет дальше.

и моли,

Побуждай к добру.

и обличай

согрешающих.

со всяким повелением.

Изобличай их с большою властию: ибо силою убеждения нужно направлять (людей) к тому, чтобы они презирали богатство, избегали мирской славы, вели себя благопристойно, любили ближняго и т. п. Прелюбодея же, блудника, хищника, корыстолюбца и вообще людей, согрешающих в чем нибудь подобном, нужно отводить от грехов с повелением и с бóльшим повелением, т. е. с приказанием сильным, властным и строжайшим, по причине тяжести и зазорности этих грехов.

Да никтоже тя преобидит.

Т. е. пусть никто пренебрежительно не относится к тебе, как к человеку юному, или как к совершенно незлобивому и слабому, неспособному карать согрешающих. Точно то же сказал он и Тимофею в (первом) послании к нему: «никтоже о юности твоей да не нерадит» (1Тим. 4, 11).

Примечания:

[1] Очевидно, в последнем случае разумеются вдовицы, к чину церковному присоединенныя, т. е. диакониссы.

[2] В греческом тексте Послания у Зигабена стоит слово: ἀδιαφθορίαν – неиспорченность, безукоризненность, а в объяснении текста толкуется ἀδιαφορία, чтó значит скромность. Первое касается сущности учения, а второе – отношения самого проповедника к поучаемым. – Перевод.

Тит. 3:1. Воспоминай тем начальствующим и владеющим повиноватися.

Т. е. повиноваться начальствующим в стране и облеченным властию. Повиновение же должно выражаться в уплате денежных повинностей, в воздаянии подобающей чести и т. под.

И покорятися,

И с полною покорностию относиться к ним в тех случаях, где благочестие не терпит для себя вреда, как уже часто и раньше говорено было об этом.

и ко всякому делу благу готовым быти.

Не удерживаться в своем добром стремлении никакими узами зла.

Тит. 3:2. Ни единаго хулити,

Не злословить ни одного человека, каков бы он ни был; потому что если он хороший человек, то ты в отношении к нему окажешься клеветником. Если же он дурной, то и это тебя не касается, не твое дело судить другого: ибо ты кто еси, говорит (Апостол), судяй чуждему рабу (Рим. 14, 4)? Эта речь не к учителю, а к учащимся.

не сварливым быти,

Быть расположенными не к ссорам, а к миру.

но тихим.

Нужно быть уступчивым во всех случаях нарушения мира, приноравливаясь и сторонясь. Или же просто уяснением и определением смысла этого слóва служит следующее выражение.

всяку являющим кротость ко всем человеком.

Не только к верным, но и к неверным, не только к добрым, но и к злым.

Тит. 3:3. Бехом бо иногда и мы несмысленни,

Были неправо мыслящими. Эта речь имеет в виду собственно учеников. Но Апостол в ряд с ними поставил и самого (себя) учителя, нисколько не считая это для себя унизительным.

и непокориви

в отношении к Истинно Сущему Богу и ко благу.

и прельщени,

Быв введены в заблуждение учением, чуждым благочестию.

работающе похотем

злым, вредным.

и сластем различным,

Ибо страсть к удовольствиям проявляется во многих видах и образах.

в злобе и зависти живуще,

Злобою он называет здесь собственно лукавство, или коварство и обман.

мерзцы суще,

Но своим безчестным и скверным деяниям будучи ненавистниками в отношении к людям добродетельным.

и ненавидяще друг друга,

По причине отсутствия любви. Те, которые были некогда сами таковыми, а затем освободились от всякаго греха благодатию Христовою, теперь не должны злословить и осуждать заблуждающихся, напротив должны милостиво относиться к ним, молиться за них и по возможности оказывать им всякую помощь. Итак, когда в тебе возбудится порыв к злословию и осуждению, то помысли о своей прежней жизни, да и о том, что будущая твоя жизнь тоже неизвестна, и таким образом останавливай свой порыв.

Тит. 3:4. Егда же благодать и человеколюбие явися Спаса нашего Бога,

Прежде, говорит он, мы были совершителями всякаго греха. Когда же благость и «человеколюбие Бога явилось» людям чрез вочеловечение Сына Его, то послушай, чтó произошло.

Тит. 3:5. Не от дел праведных, ихже сотворихом мы, но по своей Его милости спасе нас

Он спас и оправдал нас не за делá, совершенныя нами по требованию правды законной согласно с добродетелию и вообще правильно, не от дел, «ихже сотворихом мы»; потому что мы и не совершили их (да и как это возможно, когда мы были полны таких грехов?), но «по своей Его милости», так как Он милосерд и сострадателен. Далее он указывает и самый образ спасения.

банею паки бытия,

Чрез святое крещение, которое, как Богом дарованное очистилище, омывает всяческую нечистоту всеобщаго первороднаго греха и, подобно матери, таинственно возраждает крещаемых и из ветхих делает новыми. Почему он далее и прибавил:

и обновления Духа Святаго.

И чрез обновление духовное. Как нельзя поддержать дом, совершенно обветшавший, если он не будет весь переделан вновь: так точно поступил и с нами, обветшавшими и разслабевшими от грехов, величайший художник-строитель Бог. Он не поправил только нас, всецело поврежденных, но пересоздал и всецело обновил: ибо это-то и есть в собственном смысле обновление.

Тит. 3:6. Его же излия на нас обильно,

Он щедро излил на нас духовные дары от Духа Святаго: ибо излию, говорит (Он чрез пророка), от Духа Моего на всяку плоть (Иоил. 2, 28), разумеется уверовавшую.

Иисус Христом Спасителем нашим.

Ибо Он был ходатаем нашим и относительно даров Духа Святаго, как посредник между Богом и людьми.

Тит. 3:7. Да оправдившеся благодатию Его, наследницы будем по упованию жизни вечныя.

Чтобы мы, оправдавшись не делами (своей) праведности, но единственно благодатию и благодеяниемь Его, сделались наследниками жизни вечной. Чтó же значит: «по упованию»? Значит: по скольку надеемся. Оправданием же Он называет здесь, равно как и выше, освобождение от осуждения за грех.

Тит. 3:8. (Чадо Тите ) верно слово.

Истинно слово о том, что мы оправданы и что наследуем вечныя блага, если только по своему произволению, именно своим неповиновением заповедям Христа, сами себя не лишим их: ибо Освободивший нас от толикаго осуждения и притом еще удостоивший даров духовных даст нам, без сомнения, и обещанное в будущем. Если Он облагодетельствовал нас, когда мы были Его врагами, то тем более облагодетельствует нас после того, как мы стали Его друзьями.

И о сих хощу тя извещати,

Чтобы ты подтверждал о том, о чем в след за сим говорится, т. е. о попечении. А слово «извещать» (утверждать) употреблено вместо «убеждать».

да пекутся добрым делóм прилежати веровавшии Богу.

Попечение о добрых делах заключается в защите вдов, сирот и обижаемых, в доставлении необходимаго бедным, в помощи страждущим и т. п.

Сия суть полезна человеком и добра.

Эти дела не только добры и благоприятны Богу, но и полезны как для совершающих их, так и для пользующихся ими.

Е. Увещание об уклонении от безполезных состязаний.

Тит. 3:9. Буих же стязаний и родословий и рвений и сваров законных отступай.

Чтó значит «отступай»? Значит: отвращайся, избегай, удаляясь от них и занимая в отношении к ним противное место, как это было сказано уже во 2-м послании к Тимофею (2, 16). Глупыми состязаниями называет те, которыя не ведут ни к чему полезному, а делаются только на показ и из тщеславия. Родословиями называет родословия эллинския: ибо эллины занимались родословиями богов и знаменитых людей своих, ведущих род свой от богов. Или же – родословия иудейския; потому что иудеи, сами не совершив ничего добраго, обыкновенно прикрывались именами предков своих: Давида, Авраама и патриархов и, благодаря им, думали о себе высоко. Под «рвениями» разумеет мудрования эллинских мудрецов. Под «сварами законными» разумеет препирательства с законниками иудейскими. От всего этого Апостол удаляет Тита не потому, чтобы он был не в силах опровергать их, но в виду происходящих от этого зол: гордости, ненависти, клеветы, наветов.

Суть бо неполезны и суетны.

Ибо они безсмысленны, причиняют много вреда, пользы же не приносят никакой.

Тит. 3:10. Еретика человека по первом и втором наказании отрицайся.

Удаляй его от себя. Еретиком называет человека изобличеннаго, но остающагося в нечестии.

Тит. 3:11. Ведый, яко развратися таковый,

Совершенно извратился, совершенно испортился и страдает неизлечимою болезнию.

и согрешает,

Насколько он упорствует, настолько согрешает. Посему не подавай ему повода к продолжению греха.

и есть самоосужден.

Не может он сказать, что никто не изобличил его, когда он сбивался с прямаго пути, и что никто не вразумил его.

Тит. 3:12. Егда послю Артему к тебе или Тихика, потщися приити ко мне в Никополь, тамо бо судих озимети.

Никополь – город во Фракии. Апостол приглашает к себе Тита, вероятно, желая сообщить ему некоторыя тайны, как и Тимофею, и еще более утвердить и успокоить его в борьбе со многими искушениями.

Тит. 3:13. Зину законника и Аполлоса скоро предпосли и да ничтоже им скудно будет.

Постарайся скорее прислать их ко мне, обезпечив их всем, чтó нужно на дорогу, так чтобы у них не было нужды ни в чем из необходимаго. Зина – законник, потому что был весьма сведущ в иудейском законе.

Тит. 3:14. Да учатся же и наши добрым делом прилежати в нужная требования, да не будут безплодни.

Под «нашими» он разумеет верных в Крите. Ну, так ты, говорит Апостол, тех двоих собери в путь. А которые остаются при тебе в качестве учеников, пусть учатся упражняться в добрых делах, в случае самых необходимых нужд, т. е. чтобы они приучились заботиться о добрых делах, об удовлетворении необходимых нужд тех, кто в чем нуждается. Попечение же о добрых делах должно выражаться в том, чтобы (совершающий их) сам шел на встречу нужде, а не ждал дома, когда кто явится с просьбою о чем-либо: потому что если ждать, когда кто о чем нибудь попросит, а иной не явится или от стыда или просто по неуверенности в удовлетворении его просьбы, в таком случае благодетели окажутся безплодными и безполезными.

Тит. 3:15. Целуют тя со мною сущии вси. Целуй любящия ны в вере.

Целуй любящих нас во имя веры, как единоверцев наших. Или целуй их за то, что они пребывают в вере вместе с нами.

Благодать со всеми вами.

Благоволение Бога и Его заступление. Или же благодать Святаго Духа, которую получает каждый чрез святое крещение.

Аминь.

Истинно да будет она со всеми вами.


Источник: Толкование Пастырских Посланий Апостола Павла Евфимия Зигабена / Пер. с греч. преп. Тульской Семинарии Валериана Любимова. – Тула : Типография Н.И. Соколова, 1894. / Толкование на послание к Титу. 85-94 с.

Комментарии для сайта Cackle