Евфи́мий Зигавинос (Зигабе́н)

Толкование на Послание Апостола Павла к евреям

 Глава 11Глава 12Глава 13 

Глава 12

О терпении в последовании Христу.

Евр. 12:1. Темже убо и мы, толик имуще облежащ нас облак свидетелей,

Облаком здесь называет Апостол утешение, получаемое от примера, ободрение души в несчастиях, которое, подобно облаку, орошает страждущих в горниле искушений. Далее он поясняет свои слова. Облак, это – сонм святых, свидетельствовавших об истине, подвизавшихся ради Бога и своим примером направляющих к благодушию и терпению тех, которые находятся еще в подвигах страданий, они доставляют как-бы освежение для страждущих душ и придают мужество. Их-то он и назвал облаком. Свидетелями же могут быть назнаны не только праведники новозаветные, но и ветхозаветные, как, напр., Даниил и три отрока, Елеазар с Маккавеями, пророки и вообще все, кто только подвизался ради Бога и того, что Ему принадлежит.

гордость всяку отложше,

Легкомыслие, небрежность, малодушие, помыслы низкие, недостойные подвижников и людей верующих.

и удобь обстоятельный грех,

Который легко нас обступает и окружает или наоборот: которым легко мы можем овладеть когда только пожелаем, т. е. с которым мы легко можем бороться и лишить его власти над нами.

терпением да течем на предлежащий нам подвиг.

Имея, говорит, такое утешение, « да течем» путем терпения на предлежащий нам подвиг борьбы. A далее разумеется. само собою и прочее. В слове « да течем» выражается совет.

Евр. 12:2. Взирающе на начальника веры и совершителя Иисуса.

Взирая на Него и на Его спасительныя страдания, как на высший пример. способный возбудить даже и весьма лениваго. Он есть начальник веры, так как Сам привел к ней Апостолов и учителей. « Совершитель» же как помощник верующим, без котораго никто не может совершить ни единаго подвига добродетели.

Иже, вместо предлежащия Ему радости, претерпе крест,

Вместо предлежащей Ему радости, как Богу безстрастному и блаженному, « претерпе крест», как человек. Или и иначе: хотя Ему и как человеку возможно было радоваться, т. е. жить без страданий и печалей, как безгрешному, и так как в Его власти было положить душу Свою, однако Он не это избрал, а добровольно принял смерть, научая нас подвизаться и бороться, а не падать.

о срамоте нерадив.

Пренебрегши посрамление со стороны иудеев и других неверующих, которые думали посрамить Его за немощь и уничижение. Или: « о срамоте» от глумления, посмеяния и издевательства во время страданий. Но какая же Ему за это награда? Самая высшая и преестественная.

Одесную же престола Божия седе.

Даже и по человечеству. И в другом месте сказано: « Темже и Бог Его превознесе» и т. д. (Флп. 2:9). А посему и вы за терпение удостоитесь величайших наград.

Евр. 12:3. Помыслите убо таковое пострадавшим от грешник на Себе прекословие.

Ибо если страдания работающих Владыке вместе с нами побуждают нас к терпению, то насколько же более страдания Самого Владыки? « Прекословием» он называет клевету, осуждение, злословие, поношения, наветы, посмеяния, издевательства, посрамления; ко всему здесь перечисленному присоединялись и те действия, которыя увеличивали Его страдания. И все это потерпел безгрешный от грешников. Владыка от рабов, благодетель от тех, кому Он благодетельстовал.

Да не стужаете,

Помыслите же стрядания Христовы, чтобы вы, заимствуя от них себе утешение и побуждение к мужеству, как подражатели и общники страданий владычних путем подвигов, не ослабели и не упали духом.

душами своими ослабляеми.

Быв удручены постоянными трудами. Засвидетельствовав же им об их великом злострадании, именно в том месте, где сказал, что « мног подвиг подъясте страдания» (Евр. 10:32), дабы на основании этого засвидетельствования не дать им повода к высокомудрствованию (о себе), смотри, что он делает.

Евр. 12:4. Не у до крове стасте.

Есть два вида утешения: первый, когда мы свидетельствуем кому-либо о его великом злострадании, второй, когда говорим, что он ничего особеннаго не потерпел. Первый способ (утешения) ободряет душу страждущую, так как она имеет многих свидетелей своих страданий; второй сдерживает душу, способную возгордиться (своими страданиями), и поддерживает (в терпении) душу слабую. Таким образом употребив выше первый вид (утешения), теперь употребляет другой и говорит: еще не до смерти вы противостояли страданиям. Ущерб ваш ограничивался лишением имущества, безславием, гонением; тогда как Христос и Кровь Свою честную пролил за нас. Указывая же, против кого (у них) вооружение, он прибавил:

Противу греха подвизающеся.

Против виновника греха – диавола, как его изобретателя и внушителя; или против самого греха и его гнусных страстей, враждебных нам и гибельных для нас.

Евр. 12:5. И забысте утешение,

Каким Соломон и книге Притчей утешает нас к терпению и твердости.

еже вам яко сыном глаголет

Что же оно говорит?

Сыне мой, не пренемогай наказанием Господним (Притч. 3:11).

Ибо искушения от Бога, Который попускает их посещать нас ради нашей пользы и исправления. Разъясняя далее свое изречение, Соломон прибавил:

Ниже ослабей, от нею обличаемь.

Не падай духом « от него обличаемь», т. е. будучи научаем; ибо научение есть обличение несовершенства мыслей.

Евр. 12:6. Егоже бо любит Господь, наказует.

И это, равно как и следующее, есть изречение Соломона (Притч. 13:25). « Наказует того, кого любит», т. е. вразумляя искушением, ставит его в надлежащее положение и совершенствует подобно воспитателю: ибо наказание от Бога учит добродетели и любомудрию.

Биет же всякаго сына, егоже приемлет.

К которому Он благоволит. Что же значит « биет»? Значит, причинлет скорби, подвергая искушениям; ибо « скорбь, говорит Писание, терпение соделовает, терпение же искусство (опытность)» (Рим. 5:3). Так как вообще « узки врата и тесен путь, ведущий в жизнь вечную», как сказал Господь (Мф. 7:14), и всякому идущему им необходимо испытывать тесноту и скорбь. Таким образом всякий сын подвергается биению, но не всякий подвергающийся биению есть сын: ибо биению подвергаются и человекоубийцы, и разбойники, и гробокопатели (обирающие мертвецов), и чародеи, и любодеи и многие подобные, только сын биется из любви, чтобы стал еще лучшии, а люди лукавые – из нерасположения к ним, чтобы не отошли еще худшими. А многие злые даже и не подвергаются биению, как совершенно неисправимые, чтобы там (в жизни будущей) подвергнуться страшному наказанию, как тот сущий в муках богач (Лк. 16:23).

Евр. 12:7. Аще наказание терпите, якоже сыновом обретается вам Бог.

Дабы им не показалось, что они оставлены (Богом), и по этому именно подвергаются страданиям, Апостол продолжает убеждение и употребляет на это много доказательных мыслей, стараясь с разных сторон доставить им утешение и убеждая их в том, что они наказываются, как сыновыи, к Богу, чтобы явиться им лучшими.

Который бо есть сын, ею же не наказует отец.

По истине ни один, если только не лишился сыновства: ибо сын ненаказуемый есть как бы отверженный.

Евр. 12:8. Аще же без наказания есте, емуже причастницы быша вси, убо прелюбодейчищи есте, а не сынове.

Ибо сказано, что всякий сын наказуется. А если это так, то всяк, кто не наказуется не есть сын: ибо и в семьях родители не обращают внимания на детей незаконных, хотя бы они ничему не учились и не отличались добрым поведением, тогда как о своих заботятся и даже очень. А посему надлежит при наказании радоваться, потому что это есть знак законнаго сыновства, когда кто биется и наказуется, не как злодей, а как сын, котораго удерживают и охраняют, исправляя то, что дурного усматривается в нем и около него, и научая самому лучшему. Все сыны Божии, праведники, были причастны наказанию, и никто из них без скорби не достиг совершенства.

Евр. 12:9. К сим, плоти нашей отцы имехом наказатели, и срамляхомся: не много ли паче повинемся Отцу духовом, и живи будем?

Выражение « не много ли паче» и следующия заним слова должно читать вопросительно, равно как и предыдущия в виде положительнаго суждения. А слово «при том» (по греч. , по славянски « к сим») заключительное употреблено вместо: «и так». Плотских родителей, говорить Апостол, которые суть родители только плоти нашей, а не души, мы имели в качестве своих наказателей (воспитателей) и их стыдились (боялись, уважали), не тем ли паче подчинимся мы наказующему нас Отцу душ, Богу, от Котораго мы имеем душу и будем жить жизнию блаженною и вечною? Бог называется « Отцем духовом» и как раздаятель духовных дарований и как творец ангелов. Тут разница не в лицах только, но и в сущности дела. В самом деле.

Евр. 12:10. Они бо в мало дней, якоже годе им бе, наказоваху нас.

На малое время потому, что (у людей) или возмужалость сына, или смерть отца, или иное какое-либо обстоятельство прерывает наказание; а Бог наказуя (человека) в течение долгаго времени делает наказуемаго совершенным. « Якоже годе им бы», как им казалось полезным, но не было согласно с истинною выгодою и пользою для наказуемых детей, потому что в этом случае наказующие исполняют свою личную волю и действуют по своему личному желанию, не всегда взирая на пользу для наказуемых.

а сей на пользу,

А Бог наказует единственно ради пользы для наказуемая сына и ради его усовершенствования: ибо Он не имеет нужды в какой либо пользе для Себя, как это бывает у людей. Какая же цель, ради которой Бог наказует?

да причастимся святыни Его.

Чтобы, соделавшись достойными такого Отца, стали причастниками чистоты Его. Ибо когда человек наказуемый отложит от себя всякое зло и, сосредоточив душу в ней самой, обогатит ее всяким добром, тогда он привлекает к себе благодать си. Духа.

Евр. 12:11. Всякое бо наказание в настоящее время не мнится радость быти.

Он снова повод к убеждению берет от общей мысли. И кстати сказал: « не мнится»; ибо наказание ведет к радости, является в последствии как бы матерью сердечнаго веселья но оно « не мнится» таким для тех, кто с тяготою переносит его.

но печаль.

Так как тяжело переносится оно в настоящей жизни и особенно в начале производить большую скорбь.

А под словом « всякое» Он разумеет и человеческое (телесное) и духовное.

Последи же плод мирен наученым тем воздает правды.

А в конце, или после конца оно « плод правды мирен воздает», т. е. приносит безмятежный и приятный плод добродетели тем, которые путем наказания получили свое нравственное воспитание, которые в течение долгаго времени и с большим терпением переносили его, зная, что оно воспитывает подвижников и делает их более крепкими и более совершенными в добродетели.

С) О трезвенном состоянии души, чтобы не уклоняться нам от него, пока есть время исправления, подобно Исаву, не обретшему места покаяния.

Евр. 12:12. Темже ослабленныя руки и ослабленная колена исправите

Это выражение он заимствовал из следующих слов Исаив: « укрепитеся руце ослабленныя и колена ослабленная» (Ис. 35:3), т. е. соберитесь с силами. Чрез ослабление рук и колен он наглядно объяснил здесь разслабление души людей, утомленных (наказанием), и их малодушие, которое они должны исправить, имея в виду выше представленныя доказательства.

Евр. 12:13. И стези правы сотворите ногами вашими,

Это выражение взято у Соломона, « стезями» называющаго пути, по которым можно и бежать и идти (Притч. 4:26). Идите, говор. Апостол, прямо, не колеблясь сомнениями.

да не хромое совратится,

Чтобы хромота ваша не обратилась к худшему: ибо движуицийся при хромоте усиливает недуг и делает его трудно излечимым или же и совсем неизлечимым.

но паче да исцелеет.

И здесь по совокупности с предыдущим предложением употреблено «да». Но пусть лучше хромота исцелится, так чтобы можно было идти правильно, не колеблясь помыслами, увлекающими к нерадению, легкомыслию и разслаблению, но шествуя неуклонным и неизменным путем веры.

Евр. 12:14. Мир имейте со всеми,

« Достигайте» употреблено вместо ищите. « Со всеми» – не только с живущими в мире, но и с враждующими, лишь бы слово благочестин не потерпело вреда: ибо « с ненавидящими мира, говорит Писание, бех мирен» (Пс. 119:6), разумеется, с своей стороны. И Апостол в свою очередь в одном месте говорит: « еже от вас (т. е. что от вас зависит), со всеми человеки мир имейте» (Рим. 12:18). Вот в какой мере нужно стремиться к миру, и хотя бы пришлось тебе сильно страдать, с мужеством переноси страдание: ибо незлобие есть величайшее оружие в искушениях.

и святыню,

Т. е. имейте, как выше объяснено. Под святынею разумеет чистоту: если ты не женат, храни чистоту, воздерживаясь от (плотскаго) общения; если же ты состоишь в супружестве, довольствуйся им, отвращаясь от всякого иного общения. И здесь чистота и святость понимаются не в том смысле, что сожитие (брак) не чисто, хотя бы и честно было, но в том, что довольство законною женою есть целомудрие, и в воздержании от всякаго иного общения заключается непорочность и чистота.

ихже кроме никто же узрит Господа.

Ибо Сам Господь сказал: « блажени чистии сердцем, яко тии Бога узрят» (Мф. 5:8), насколько возможно человеку узреть Бога. А свобода от всякой страсти по истине есть непорочность и чистота.

Евр. 12:15. Смотряюще, да не кто лишится благодати Божия.

Наблюдая друг за другом, зорко смотря, тщательно следя, как бы кто не отстал от благодати Христовой, подобно тем, которые во время путешествия отстают от других по слабости. « Благодатию» Христовою Апостол называет здесь будущия блага, которых лишаются хромающие на поприще добродетели, и не успевающие, или же теряющие их по нерадению.

Да не кий корень горести, выспрь прозябали, пакость сотворит.

Об этом сказано во Второзаконии (Втор. 29:18), и образ взят с растений. « Корнем горести» называет здееь испорченную жизнь и вредное учение. « Выспрь же прозябает», когда увеличивается вросте и выступает наружу. Пакость творит, когда, прикасаясь к другим, заражает их порчею. Или и иначе: корнем горести называет грех, как причину горести. В самом деле, хотя в момент совершения греха грешник и ощущает удовольствие, но за то после горьким образом расплачивается за него, и это знают жестоко терзаемые и угнетаемые совестию по совершении греха. И Апостол не сказал: горький корень, а сказал: корень горести; потому что горький корень может приносить плоды сладкие и приятные, а корень горести, как источник и причина горечи, никогда: ибо все, от него исходящее, горько и неприятно.

И тем осквернятся мнози.

Сделавшиеся причастниками заразы, отсюда происходящей; а посему нужно таковые обретаемые корни вырывать й выбрасывать, чтобы они, произращая из себя ветви, не причинили вреда многим.

Евр. 12:16. Да не кто блудодей,

Т. е. чтобы не был. А среди них некоторым таковым естественно быть таковыми.

или сквернитель, якоже Исав.

Сквернителем здесь называет чревоугодника и невоздержника, за малое удовольствие продающаго великую честь и благоволение от Бога.

Иже за ядь едину отдал есть первородство свое.

Продал честь своего первородства, продал благодать, которою пользовался, как первородный сын. « За ядь едину», т. е. за чечевичную похлебку красноватаго цвета Иакову, брату своему. Почему и прозван Едомом: ибо Едом означает красноту. (Быт. 25:30). Изъяснительный смысл сих слова, следующий: как младший Иаков, приобревши первородство, предпочтен старшему Исаву, так новый народ Христов предпочтен древнему народу Моисееву и этот за легкомыслие лишился благоволения, а тот за усердие приобрел его.

Евр. 12:17. Весте бо, яко и потом похотев наследовати благословение, отвержен бысть.

Он не полѵчил его, как говорит книга Бытия (Быт. 27:34), ибо предвосхитил его Иаков, будучи образом народа новаго.

Покаяния бо места не обрете,

Не своего « покаяния», а отчаго: ибо Исаак, отец их, не раскаялся, хотя и понял, что Иаков хитростию присвоил себе благословение Исава, напротив еще крепче утвердил его за ним, сказав: « и благослових его, и благословен (да) будет» (Быт. 27:33). Златоуст же говорит, что сам Исав не хотел раскаяться в своих дурных чувствах, на долго оставался в них по нерадению и не удостоился прощения, потому что не право разсуждал и не так как следовало.

аще и со слезами поискал его.

Искал благословения, или покаяния. Подобно тому как скорбь Каина была вызвана не покаянием, а зависаю, как это после доказало убийство (Авеля): так и слезы этого (Исава), как после сего ясно обнаружилось это в его ненависти (к брату); потому что он сказал: « да приближатся дние плача отца моего, да был убих Иакова, брата моего» (Быт. 27:41).

Т) О том, что будущее страшнее того, что было при Моисее, и настоящее заслуживает большаго тщания.

Евр. 12:18. Не приступисте бо к горе осязаемей,

Чудно было то, что совершалось в скинии, страшно было и то, что происходило на горе Синае. И показав, что совершающееся у нас выше совершавшагося в скинии, Апостол то же самое выясняет теперь по сравнению с тем, что было на горе Синае. И говорит: « не приступисте бо» вы уверовавшие во Христа « к горе осязаемей»: ибо гору Синай, по удалении с нея Бога, восхождением своим осязали Моисей, Аарон, Надав и Авиуд и семьдесят старейшин, и видели место, на котором стоял Бог, и подножие Его, как произведете из камня сапфира (Исх. 24:9, 10); новы приступили к горе лучшей и более высокой, о чем речь его будет немного ниже

и разюревшемуся огню, и к горе, охваченной огнем. Ибо в книге Исход написано: « гора же Синайская дымяшеся вся, схождения ради Божия на ню во огни» (Исх. 19:18 ). А в книге Второзакония говорится: « гора же горяше огнем» (Втор. 4:11).

и облаку, и сумраку, и буре.

Разумеется: « не приступисте». Книга Исход говорит: « И быша гласи, и молния, и облак мрачен на горе Синайстей» (Исх. 19:16). А во Второзаконии говорится: « тьма, мрак и вихрь» (Исх. 4:11).

Евр. 12:20. И трубному звуку,

И трубный звук сильно оглашал воздух. Таким образом то, что Бог сходил на гору в огне, изобразило грозное величие Его, и что Он будет карателем преступающих даваемый тогда закон. А « тьма» и « мрак» указывали на прикровенность и сенность ветхаго завета и на невидимость Божию. Что же касается вихря, то он возбуждал в них (людях) внимание к тому, что совершалось. Трубный же звук служил знаком присутствия Царя, или лучше – Всецаря. Или иначе: он (звук) возбуждал и поощрял к борьбе с невидимыми врагами. А дым огня показался для внушения страха и трепета.

и гласу глагол.

Ибо Моисей говорил, а Бог отвечал ему гяасом (Исх. 20).

Его же слышавшии отрекошася, да не приложится им слово.

Народ просил Моисея: ибо устрашась (гласа Божия), весь народ стал вдали (от горы) и сказал Моисею: « глаголи ты с нами, и да не глаголет к нам Бог, да не когда умрем» (Исх. 20:18). « Да не приложится» же им, говорить Писание, слово от гласа Божия, но от Моисея. Но тем не менее отвечал Бог, утверждая этим, что Он Сам дает закон, чтобы таким образом законодательство было вполне достоверным.

Евр. 12:20. Не терпяху бо повелевающаго.

Не могли вынести страшпых повелений и угроз. Что же такое было тогда повелено?

Аще и зверь прикоснется горе, камением побиен будет.

Ибо сказано было, как говорит книга Исход: « аще человек. аще скот, не будет жив» (Исх. 18:13). Еврейский язык часто именем скота называет и диких зверей, равно как и именем зверей домашний скот.

Евр. 12:21. И тако стратно бе видимое.

« Тако», – так что даже и безсловеспымь, если они прикоснутся к горе, на которой было видение, угрожала смерть.

Моисей рече: пристрашен есм и трепетен.

Неудивительно, что народ боялся, когда сам Моисей, входивший во мрак, убоялся. Сказал это Моисей, как написано во Второзаконии (Втор. 9:19). Итак, дивно и страшно то, что было в ветхом завете, но гораздо дивнее, возвышеннее, доступвее и гораздо важнее то, что в новом завете и доступно оно, потому чтосветло (а не покрыто тьмою).

Евр. 12:22. Но приступисте к Сионстей горе

« Не приступисте, говорит, к горе осязаемей», по которой люди могут ходить, но приступили к Сионстей горе, т. e. к горе высокой: ибо Сион означает место, удобное для наблюдения, т. е. высоту. Апостол разумеет под этим небо, куда Христос, вознесшись с плотию Своею, обновил путь и для народа Своего, и куда дал возможность теперь возноситься душе, а во всеобщем воскресении – и телу.

и ко граду Бога живаго, Иерусалиму небесному.

Там, вокруг Синая, была пустыня; a здесь, при упомянутом Сионе, славный город Иерусалим, но Иерусалим не земной, а небесный, потому что как гора эта небесная, так и город небесный. А так как имя « Иерусалим», по изъяснению, означает видение мира, то это-то и есть по преимуществу на небе, где все исполнено мира и безмятежия.

И тьмам Ангелов.

Там тьмы людей, a здесь тьмы Ангелов: на сколько же это важнее!

Евр. 12:23. Торжеству

Здесь они постоянно торжествуют, ликуют, радуются, веселятся: ибо сказано в писании, « во гласе радования и исноведания, шума нразднующих» (Пс. 41:5), но не смущенных страхом, как те, которые были при Синае.

и церкви первородных,

Там было собрание людей разнородных, a здесь первородных, т. е. сынов наилучщих, избранных. Таковы именно высшие и превосходнейшие из праведников. А так как и у тех были первородные, то Апостол и прибавил далее их отличие:

на небесех написанных,

« Радуйтеся же, говорит, яко имена ваша написана суть на небесех» (Лк. 10:20): ибо те (ветхозаветные) первенцы внизу на земле, написывались.

и судии всех Богу,

Те не могли приступить даже к горе; а вы приступили к Самому Богу, т. е. ко Христу, Судии не только иѵдеев, но и всех прочих людей, верных и неверных: « Отец бо, говорит, не судит никому же, но суд весь даде Сынови» (Ин. 5:22). Ибо Слову (Сыну Божию) принадлежит власть как учить, так и судить. Это поселяло в них и страх.

и духом праведник

И к душам людей праведных, обитающих на небе вместе с Ангелами. Вы приступили к ним теперь мысленно, а по смерти будете с ними и самым делом.

совершенных.

Умерших, или же совершенных в добродетели. Здесь, очевидно, он или опять разумеет выше упомянутых первородных, усиливая этим похвалу им, или же тех, которые по порядку были после них. Можно пожалуй понимать и иначе: « первородные», это – души праведников, бывших до Божественнаго вочеловечения, а « духи праведник», это – души праведников по вочеловечении.

Евр. 12:24. И ходатаю завета новаго Ииcуcу,

Ходатаю завета ветхаго был Моисей, чрез по средство коего завет был дан народу: ходатаем же завета новаго был Христос, чрез посредство Коего Отец дал его народу новому: « Яже, говорит, слышах от Отца Моего, сказах вам» (Ин. 15:15). А так как имя Иисус относится к человечеству Христа, то можно сказать, что чрез Его посредство входило в общение с нами божество Его и чрез Него дан нам закон Евангельский.

и крови кропления

Крови очищения, и очищения в истинном смысле: ибо там (в ветх. зав.) была кровь жертвы безсловесной, a здесь (в нов. зав.) словесной и божественной.

лучше глаголющей, нежели Авелева.

Кровь Авеля громко говорила, ибо сказано: « глас крове брата твоего вопиет ко Мне от земли» (Быт. 4:10). Но гораздо лучше говорит честная Кровь Спасителя, потому что та взывала с жалобой на убийцу, а эта говорит за верных, ради которых она пролита, и умилостивляет к нам Бога.

Евр. 12:25. Блюдите же, да не отречетеся глаголющаго.

« Да не отречетеся» от Христа, предлагающего вам свое учение чрез Евангелие и побуждающаго вас к сохранению заповедей Его, к вере в обеицаемыя награды и к терпению. « Да не отречетеся» же чрез неверие, или отчалние, которыя порождает малодушие и праздность.

Аще бо не избежаша они отрекшиися пророчествующаго на земли, множае паче мы отрицающиися небеснаго.

Ибо если тогдашние евреи «отрекшиися» законополагающаго на горе Синае Бога (а гора та была на земле): « да не глаголет с нами Бог» (Исх. 20:18), как уже сказано выше, не избежали гибели (ибо почти все они погибли в пустыне); то тем более не избежим этого мы – « отрицающиися» с неба глаголющаго Христа; отрицается же Его неверящий Его обетованиям и отчаявающийся. Ведь не иной был тогдашний законоположнив и не ипой ныне глаголющий, но Он один и тот же, но только иначе тогда, и иначе теперь: тогда Он говори и на земле, а теперь говорит с неба, сидя одесную Отца.

Евр. 12:26. Егоже глас землю тогда поколеба,

Очевидно, когда давал закон на горе Синае: ибо надлежало тогда быть и колебанию для большаго страха народа; или же – когда разверзлась земля и поглотила Даѳана и Авирона (Пс. 105:17). ныне же обетова, очевидно, более страшное.

глаголя: еще единою Аз потрясу не токмо землею, но и небом (Агг. 2:7).

Он сказал чрез пророка Аггея: « еще единою Аз потрясу небом и землею». Апостол говорит о будущем потрясении, о перемене всего к лучшему, об изменении тлеянаго ь нетленное.

Евр. 12:27. А еже, «еще единою» сказует колеблемых преложение, аки сотворенных,

« Сказует», что будет преложение и передвижение вещей сотворенных. Это значит, что и прежде (в начале мира) оне были как бы двину иы из небытия в бытие, равно как и в последствии оне подвигнутся из временнаго существовавия в вечное бытие. Показует, говорит Апостол, будущее преложение нещей колеблемых и пиредвигаемых, причем должно быть и колебание их, так как оне и сотворены для такого преложения; значит, тогда оне не впервые придутв движение, но уж и раньше были двинуты, как выше сказано, именно – когда были двинуты из небытия в бытие.

да пребудут, яже суть неподвижимая.

Поколеблет землю и небо, т. е. как бы передвинет их на лучшее, « да пребудут» впредь непоколебимыми, уже более неподвергаясь колебанию после сего последняго движения, как уже получившия неизменное положение. Если же бездушная тварь будет непоколебима, то не тем ли более ожидаемыя блага? ради сего то он и употребил разсуждение об изменении твари, побуждая их (христиан) к трердой надежде на будущее и к несомненной вере в обетования Господни.

Евр. 12:28. Темже царство непоколебимо приемлюще, да имамы благодать,

И так, если все это так (как сказано), если мы получаем « царство непоколебимо», теперь пока в надежде, a после смерти самым делом, то мы должны быть благодарными, отнюдь не досадуя на настоящия страдания, напротив благодаря за них, потому что чрез них мы получаем будущия блага, непоколебимое царство небесное.

ею же служим блаюуюдно Богу,

Чрез каковую благодарность работаем « благоугодно Богу». Неблагоугодно служит Ему тот, кто не благодарить Его за здешния скорби: напротив кто с ропотом переносит их, тот лишает себя награды, которая дается за терпение, и будет подлежать суду.

с благоговением и страхом.

Мы должны благодарить « с благоговением и страхом»: т. е. с полнейшею сдержанностию, так чтобы ничего безразсуднаго не произносить, и со стыдом, чтобы не говорить ничего постыднаго. Или же иначе: « с благоговением» к Богу, и со страхом пред людьми.

Евр. 12:29. Ибо Бог наш огнь поядаяй (есть).

Как это внушительно сказано во Второзаконии. Это он присовокупил, или с тем, чтобы возбудить в них страху, чтобы они не были неблагодарными и не роптали на то, что терпят, дабы не понести за это наказания; или же ради утешения, что они имеют Владыку, могущаго истребить угнетающих их.


 Глава 11Глава 12Глава 13