митрополит Евгений (Болховитинов)

II. О правлении изборских славян

Какое издревле было правление Изборских Кривичеей, о том нет достоверных известий в Летописях. Отрывок так называемой Иоакимовой Новогородской Летописи, Татищевым в первой части своей Истории помещенный, повествует о Князьях Изборских, задолго якобы до пришествия Трувора здесь княживших. Он производит их от какого-то Северного Князя Вандала, который, якобы сынам своим Избору и Владимиру построил города по их именам, назвав Изборск и Владимир, А подробная летопись от начала России до Полтавской баталш (изд. 1798 года в С. П. Б ) говорит, что якобы “Славенск, сын „Гостомыслов, отшед от отца своего в Чудь, и там постави град на месте нарицаемом Сходница, и нарече граду имя Славенск, и княжи в нем три лета и умре, сын же его Изборск премени тому граду Славенску имя, и нарече во имя свое Изборск: а сей Князь Изборск змием уяден умре.” Но все эти сказания, как поздние и в древних Летописях не обретающиеся, сомнительны. Гораздо вероятнее можно полагать, что Изборские Кривичи первоначально управлялись своими избранными Старшинами и общим советом, наподобие Республики, как обыкновенно было вообще у Славянских племен, по описанию Византийских Историков, и у Северных народов по описанию Тацита и других. По крайней мере согласно с сим свидетельствует и Псковская, хотя не древняя Летопись. От начала Русския Земли, говорит она, град Псков ни коим же Князем владом бе, но на своей воле живяху в нем сущии людие. Вместо Законов письменных, конечно управлялись они, как говорит Нестор о всех Славянах, обычаями своими и законом отец своих и преданиями. В нравах он полагает Кривичей сходными c Радимичами, Вятичами и Северянами. А сии народы, по его же описанию, жили в лесахъ, якоже и всякий зверь, ядуще все нечисто, и срамословие в них пред отцы и снохами, и браци не бывают в них, но игрища меж сел. Схождахус на игрища, на плясания и на вся бесовские песни, и ту умыкаху жены себе, с неюже кто совещашеся; имеяху же и по две и по три жены. И аще кто умupаше, творяху тризну над ним, и по сем творяху кладу велику, и возложати на кладу мертвеца и сожигаху, и по сем собравше кости, влагаху в сосуд мал, и постпавляху на столпе на путех.

Около половины 9 века один из-за Балтийского моря сильный Варяжский или Нормандский народ начал нападать на приморские Чудские племена, потом на Кривичей и на Ильменских Славян, за ними поселившихся, наконец на Весей и Мерян, от Белого озера до Ростова обитавших, и в 859 году обложил всех их данью. Несколько лет, исполняли они уничижительную сию повинность; а наконец, соединясь между собою союзом, отреклись от подданства Варягам: но не умевши сами у себя уставить общего правосудного Правления, восстали племя на племя, и произвели междоусобие. Наконец, для прекращения оного все согласились в 862 году призвать к себе на Княжение из Варягов же Русских Князей. По сему приглашению пришли к ним Рюрик, Синеус И Трувор, три брата Князя с племенем своим. Из них первый принял Княжение у Славян на Ильмени, второй у Весей на Бело-Озере а третий у Кривичей в Изборске. Псковская же Летопись по Ермитажному списку, полагает Трувора седшим, вместо Изборска в Словенске, может быть разумея под сим так названные Славенские Ключи при Изборской горе. Впрочем как бы то ни было, Трувор был Князем Изборских только Кривичей, и власть его кажется не простиралась на Полотских и Смоленских, которые по отдалению своему от моря не могли утесняемы быть и Варягами; а потому и в союз с утесненными о избрании Русских Князей вступать не имели нужды. Притом, по сказанию Нестора, Рюрик по смерти Трувора и Синеуса соединивший все три Северные Княжества под единодержавие свое, уже в 864 году заставил и Полотских Кривичей принять от него Удельного Князя; а Смоленск покорен уже Олегом в 882 году. Что касается до Чудей, бывших в согласии с Ильменскими Славянами и Кривичами Изборскими на избрание Русских Князей, то под именем сих Чудей, может быть разуметь должно только племя Естляндцев, от берегов Финского Залива простиравшихся по реке Нарове к западным берегам озера Чудского и Псковского до Изборской, и от Ингрии до пределов Новогородской области. Из сих Чудей западные могли быть присоединены к Труворову Княжеству а посему то кажется с тех пор удерживаемы были в подданстве и преемниками его. Владимир Великий брал уже дань и со всей Лифляндской Чуди. После него они отпали было: но в 1030 году Великий Князь Ярослав Владимирович опять покорил их и построил на судоходной реке Амовже, или Ембахе, впадающей в Чудское озеро, Город Юрьев, ныне называемый Дерпт куда уставил он привозить и все дани Лифляндекие и Естляндские.



Источник: История княжества Псковского. / Евгений (Болховитинов). В 4 Томах. / Киев: Тип. Киево-Печерской Лавры. Т.1. - 1831. - 333 с.

Вам может быть интересно:

1. Простые краткие поучения. Том 1 протоиерей Василий Бандаков

2. Путешествие по святым местам русским. Часть 2 Андрей Николаевич Муравьёв

3. История княжества Псковского. Том II митрополит Евгений (Болховитинов)

4. Богословие обличительное. Том I архимандрит Иннокентий (Новгородов)

5. Надписи Троицкой Сергиевой лавры архимандрит Леонид (Кавелин)

6. Письма – II. Война епископ Синезий Киренский

7. Очерки православно-христианского вероучения священник Георгий Орлов

8. Несколько слов и речей с присовокуплением Притчи о неправедном домоправителе архиепископ Софония (Сокольский)

9. Сборник 12-ти главнейших противосектантских бесед Михаил Александрович Кальнев

10. Простонародные поучения сельским прихожанам на все воскресные и праздничные дни, на молитву Господню и на разные случаи профессор Иван Степанович Якимов

Комментарии для сайта Cackle

Ищем ведущего программиста. Требуется отличное знание php, mysql, фреймворка Symfony, Git и сопутствующих технологий. Работа удаленная. Адрес для резюме: admin@azbyka.ru

Открыта запись на православный интернет-курс