митрополит Евгений (Болховитинов)

Описание Иоанно-Предтечева псковского монастыря

Иоанно-Предтечевский с Завеличья 2 го класса Девичий Монастырь Псковской Епархии, называемый так по Соборному Храму, находится в предместье города Пскова, именуемом Завеличье, т.е. за рекой Великой, на левом берегу оной. О начале сего Монастыря в летописях нигде не упоминается; а только в надписи на черной доске золотыми буквами изображенной и повешенной при гробе здесь погребенной Княгини Ефросиньи, в монашестве Евпраксии, супруги бывшего Псковского Князя Ярослава Владимировича (княжившего в Пскове в 1214 году, потом ушедшего к Лифляндским Рыцарям), между прочим сказано, что Храм сей Святого Иоанна Предтечи создала она Благоверная, Княгиня Евпраксия, тетка Благоверному Князю Доманту: но в котором году, неизвестно. А в древнем Новгородском Летописце по московскому изданию 1781 года, под годом 6751 (1243) находится следующее сказание: «тогоже месяца (Маия) в 13 день на память Св. мученика Александра явися знамение, в Плскове у Святого Иоанна в Монастыри от иконы Святого Спаса над гробом Княгинином Ярославлею Володимировича, юже уби свой пасынок в Медвежи голове (в Лифляндском городе Одемпе); иде миро от иконы по 12 дней, найде четыре вощаницы яко в склянницу, и привезоша в Новгород две на благословление, а в Плскове оставиша две собе.» Сие же сказание значится и на древней каменной резными буквами доске, вделанной в стене придельной Церкви Святого Иоанна Предтечи, и в надписи на древнем медном подсвечнике на гробе Евпраксии вкладом поставленном старицей монахиней Неонилой, и на вышеупомянутой черной доске, при гробе Княгинином висящей.

Существующая доныне в монастыре Церковь во имя Иоанна Предтечи с приделом Св. Апостола Андрея очевидно самой старой Архитектуры, и может быть первоначальная 13 века. Она складена из земляной, известковой, крепкой, тесаной плиты с перемешкою четвероугольных кирпичей такой глины, обжига и цвета, каких ни в одной Псковской церкви не замечено, и какие видны только в Голландских и Аглинских, каменным углем обжигаемых кирпичах; а потому вероятно, что и сии кирпичи привезены из заграничных мест. Ибо во Пскове кирпичное дело завелось уже в следующих веках; а обыкновенная древняя кладка бывала только из одной плиты. Иконы в Соборной церкви, Спасителя при гробе Княгини Евпраксии, местная Предтечи в иконостасе и другие некоторые также весьма древнего Греческого письма, как замечательно сие и сквозь новую оных поправку, сделанную в 1723 году, в коем Игуменья Евстолия Ладыгина вместо древнего иконостаса устроила новый. В обеих сих церквях были древние полы из больших необделанных плит, каковые и в других Псковских древних церквях остались: но в приделе, согреваемом для зимней службы, вместо плитного в 1816 году сделан уже деревянный Игуменьей Ефросинией, которая и придельный иконостас тогда же обновила. Из прочих монастырских зданий ничего древнего не осталось; а ограда вместо деревянной устроена уже в 1805 году вышеупомянутой Игуменьей Ефросинией на доброхотные подаяния. Настоятельницыны же новые кельи вместе с сестринскими начаты строением в 1821 году Игуменьей Магдалиной.

Монастырь сей в Пскове замечателен и тем, что в церкви оного под полами бывали обыкновенно погребаемы Псковские Княгини и Княжны. Из них в Псковских синодиках написаны здесь погребенными, кроме Княгини Евпраксии, Княгиня схимонахиня Марфа (Мария Дмитриевна, супруга Князя Доманта), Княгиня Наталия, Монахиня Сандулея, Княгиня Васса, Голендуха, Юлия, Анна, Юлиания, Мария, Александра, Ефросиния, София, Марфа схимница и София. Под гробами первых четырех повешены чёрные таблицы с надписями, означающими дни памяти их.1

Сверх того и доныне под церковными помостами, особливо в притворах, так как и около церкви, погребаются отличнейшие из Псковских граждан. По чему и Монастырь сей более других во Пскове обращает на себя внимание: а в храмовой праздник Рождества Св. Иоанна Предтечи июня 24 ежегодно бывает из Кафедрального Собора туда крестный ход в сопровождении народа.

Сверх Псковских Князей и Княгинь и сродников, погребенных здесь усопших, Монастырь сей имел вкладчиками и благодетелями многих из Всероссийских Государей. Великий Князь всея России Василий Иоаннович в 7018 (1510) году дал Игуменье с сестрами тарханную и несудимую грамоту, которую Царь и Великий Князь Василий Иоаннович в 7044 (1536) году, и Царь Федор Иоаннович в 7093 (1585) году подтвердили своими подписями; а в 7131 (1623) году Марта 28 Царь Михаил Федорович с отцом своим, Патриархом Филаретом Никитичем, переписали оную, и от своего имени дали таковую ж Игуменье Иустине с сестрами. В сей грамоте замечательно 1) Что в Псковском уезде, Завелицкой засады в Каменской губе, Изборского уезда в Сенской и Никольской губах, Гдовского уезда под городом Гдовым и в Гдовской, Чермской и Куневской губах, и Кобылинского уезда в Мыслогостицкой губе, Монастырю принадлежало 13 деревень (в коих до 1764 года была уже 221 душа ревизских крестьян). И несколько белых и безоброчных нив. 2) Что во Гдове на посаде сему Ивановскому Монастырю, как сказано в грамоте, «нивы белыя, а не оброчныя, дали еще Благоверный Князь Тимофей Домант (княживший во Пскове с 1266 до 1299 года), да Благоверная Княгиня инока Евпраксия и Благоверная Княгиня инока Марфа на корм и на монастырское и на церковное строение на свечи и на фимиам. 3) Что близ самого Монастыря на Завеличье за Великою рекою даны оному нивы белые, а не оброчные от Немецкаго гостиного двора, от плитолому водотеком, да Ильинскаго (бывшаго против Ивановскаго женскаго же) Монастыря берег и в Висницы поженка Лужок; и те нивы помимо Ивановского Монастыря до Степановского Монастыря и от Степановского Монастыря до Мироносицкого Монастыря и промеж Изборские улицы старой и новой дороги, да в разных уездах 33 пустоши зеляных; 4) Что со всех монастырских слуг и крестьян податей и денежных всяких поборов и Козачьих хлебных запасов и кормов с сошными людьми не велено давать опрочь Ямских денег и Стрелецких хлебных запасов и городового и острожного дела. 5) Что Наместникам Псковским и Пригородским и их Тиунам монастырских людей и крестьян не велено судить ни в чем, опрочь душегубства и разбоя и татьбы с поличным; а ведать и судить тех своих монастырских людей и крестьян Игуменье с сестрами самим во всем или кому прикажут. А случится смесной суд тем их монастырским людем и крестьяном с городскими или с волостными или с Становыми людьми, ино Наместником Псковским и их Тиунам судить с монастырским прикащиком. 6) А кто будет искать на самой Игуменье или на их прикащике и на монастырских людех и на крестьянех; ино искать им в судных делах и отвечати в году на три срока: на Рождество Христово, да на Троицын день, да на Семен день летопроводца (Сентября 1); 7) Князьям, Боярам и Воеводам и всяким ездокам у их людей и у крестьян сильно (на квартиру) не ставиться и кормов своих и конских сильно у них не брать, а покупать; также никому из Наместничьих и Боярских людей на пиры и братчины к монастырским людям и крестьянам незваным не ездить» и проч. Сия грамота за Государственной красного воска большой печатью на красном шелковом шнуре сохраняется доныне подлинником в Монастыре. На обороте оной заделаны подтвердительные надписи Царем Алексеем Михайловичем в 7154 (1646) Генваря 13, и Царями Иоанном и Петром Алексеевичами в 7193 (1685) году Генваря 1.

В 1716 году Государыня Царица Параскева Федоровна, вдовствующая супруга Царя Иоанна Алексеевича с дщерьми своими Царевнами, Анной Иоанновной, бывшей после Императрицей и Параскевой Иоанновной, проезжая через Псков летом в дворцовую свою волость, лежащую вниз по реке Великой на левом берегу ниже Кусвы в двух верстах (где находился и подъезжий ее дворец, по коему доныне волость сия называется Дворец) посещали дважды по пути туда и обратно Иоанно-Предтечевский Монастырь, и Октября 12 Игуменье Евстолие Ладыгиной с сестрами пожаловала на устроение иконостаса 50 рублей, да два драгоценные золотые покрова, бархатный и штофный с гасами, сетками и шитьем на гробницы погребенных здесь Княгинь.

В 1720 году в бытность упомянутой Игуменьи Евстолии Ладыгиной в С. Петербурге, Государыня Императрица Екатерина Алексеевна I и упомянутая вдовствующая Царица Параскева Федоровна Марта 4 пожаловали ей лично каждая еще по 50 рублей на устроение нового иконостаса.

В ризнице монастырской есть крест серебряный золоченый с вложением части ризы Божьей Матери, пожалованный в 1708 году Царицей Параскевой Федоровной Подъяческой жене Параскеве Ивановой.

Другой напрестольный крест с разными Святыми мощами по обещанию устроен и подан в Монастырь крестьянином той же Царицы Игнатьем Панкратьевым сыном Ангупою. Многие и другие значительные вклады могли быть здесь издревле: но Монастырь сей, стоящий вне города и на пути неприятельских нашествий со стороны Литвы и Лифляндии, подвержен был всегда их граблениям. А потому ни книг, ни описей древних не осталось.

По издании первых Духовных Штатов 1764 года Монастырь сей получил вместо всех вотчин своих назначенный по Штатам денежный оклад на Игуменью с 16 сестрами ежегодно по 260 рублей и узаконенную по оным меру земли, однако ж неполную; а уже по новым Духовным Штатам 1797 года дополненную с малыми рыбными ловлями, и тогда же положено еще в прибавок ежегодного жалования всем 230 рублей.

В 1804 году Псковской городовой Магистрат из городовой земли уступил Монастырю выгону 1380 сажень вместо отошедшей от оного под окружные дороги и селидьбу.

Настоятельство в сей Обители от начала и доныне всегда было Игуменьинское. Предание утверждает, то и первая Строительница оной Княгиня Евфросиния, в монашестве Евпраксия, была здесь Игуменьей. Висящий доныне при гробе её черный деревянный посох почитают собственным её Настоятельским. Но в надгробной памятной таблице написана она схимонахиней, может быть по принятию ею сего чина уже пред кончиной своей.

* * *

1

Сии надписи суть следующия: на 1. таблице: «Гробница под спудом Благоверной Княгини схимонахини Евпраксии». Память ей совершается Октября 16 числа. Поется всенощное за упокой. Також литургия за упокой. По церквам раздается на поминовение 40 пометок. А в пометках пишутся четыре имени. На 2. Гробница под спудом Благоверной Княгини схимонахини Марфы. Память ей совершается Ноября 8 числа. Поется всенощное за упокой. Також литургия за упокой. По церквам раздается на поминовение 40 пометок. А в пометках пишутся четыре имени. Мощи не свидетельствованы. На 3й «Гробница под спудом Благоверной Княгини Наталии». Мощи не свидетельствованы. На 4й «Гробница под спудом в сем храме лежащих Благоверных Княгинь келейница их монахиня Сандулея». По названию некоторых из сих мощами и по написанию лиц Княгинь Евпраксии и Марфы на некоторых в церкви древних иконах между лицами Святых, должно заключить, что и оне почитаемы были святыми.


Источник: Описание Иоанно-Предтечева псковскаго монастыря. - [Дерпт: В типографии И.Х. Шинмана, 1821]. - 15, [1] c.

Вам может быть интересно:

1. Краткое описание Киево-Софийского собора и монастыря митрополит Евгений (Болховитинов)

2. Рассказ о святогорских монастырях архимандрита Феофана (Сербина) архимандрит Леонид (Кавелин)

3. Историческое описание Короцкого женского общежительного монастыря Валдайского уезда, Новгородской епархии архимандрит Геронтий (Кургановский)

4. Описание Красногорского Богородицкого мужского общежительного монастыря Архангельской губ., Пинежского уезда архиепископ Макарий (Миролюбов)

5. Новодевичий монастырь в Москве Иван Михайлович Снегирев

6. Историческое описание Троицко-Варницкого заштатного мужского монастыря близ Ростова-Великого, Ярославской губернии Андрей Александрович Титов

7. Исторический очерк Николаевского Угрешского общежительного мужского монастыря архимандрит Пимен (Благово́)

8. Краткое сказание о Климецком монастыре архиепископ Игнатий (Семенов)

9. Слово благополезное о создании монастыря Пресвятой Богородицы Иверской и святого нового исповедника и свщмч. Филиппа патриарх Никон (Минин)

10. Историческое описание Костромского Ипатского монастыря протоиерей Михаил Диев

Комментарии для сайта Cackle