архиепископ Евлампий (Пятницкий)

В день крещения Господня

Слово 10. Какие мы приемлем блага от воды

Жа́ждущии, иди́те на во́ду. (Ис. 55:1).

Тогда, как ныне – во время хлада зимы, при исхождении на естественные воды, нет почти потребности ощущать телесную жажду, кто из жаждущих правды с жаждою еленя не течет мысленно в пустыню Иудейскую на источники вод Иорданских, дабы видеть там видение дивное, слышать глаголание преславное? Там Безгрешный, как грешник, является посреди грешных, Чистый и все Очищающий требует очищения от раба, Облекающий всю тварь благолепием в рабием зраке зрится наг пред лицем неба и земли, Свет от Света, одевающийся светом, яко ризою, как Сын человеческий омывается в водах Иорданских. Это Божественное видение на земли. Ηо вот Божественное и видение и слышание с небеси. На крестившегося в воде Иордана и молящагося Иисуса (Лк. 3:21) снисходит Дух Святый, в виде голубине, из отверстого неба слышится Отеческий глас любви: се́й е́сть сы́н Мо́й возлю́бленный, о не́мже благоволи́х.

После сего можем еще с большею силою побуждать: жа́ждущии, иди́те на во́ду (Ис. 55:1); идите на Иордан не только видеть, слышать, но и восприять; иди́те и почерпи́те во́ду с весе́лием от исто́чник спасе́ния (Ис. 12:3).

Можно идти и без жажды, – без желания, без чувства, без усердия. Но в таком расположении ничего нельзя ни услышать, ни увидеть, a кольми паче ни для ума, ни для сердца нельзя восприять ничего утешительного, живого, спасительного. Жа́ждущии, иди́те на во́ду, и почерпи́те во́ду с весе́лием от исто́чник спасе́ния.

Чтобы с жаждою, – со священным горением духа идти на воду, прострем с желанием спасительного напоения взор на те блага, какие мы и в простом, естественном, и в знаменательном–таинственном действии приемлем от воды.

Как в вещественном мире бытие вещей началось от воды и в воде словом Божиим (2Пет. 3:5): так и в благодатном мире духовное бытие и рождение начинается от воды и водою. А́ще кто́ не роди́тся водо́ю и Ду́хом, говорнт Спаситель, не вни́дет в ца́рствие Бо́жие (Ин. 3:5). В вещественном мире вода есть общая купель бытия и происхождения всех вещей и в благодатном мире таинственная вода крещения есть общая купель духовного бытия всех благодатных чад Божиих, раждаемых для жизни праведной и для творения дел во свете лица Божия. И действующее, животворное начало, как в вещественном так и благодатном творении есть слово Божие. Порожде́ни не от се́мене истле́нна, но неистле́нна, сло́вом жива́го Бо́га и пребыва́юща во ве́ки (1Пет. 1:23); равно дыхание, коим возбуждается благодатная жизнь, и отрожденный человек соделывается душею живою, производится носящемся над безобразным веществом животворящим Духом Божиим. Сие дыхание в деятельной жизни поддерживается духом молитвы; молитвою внутренняя жизнь питается, укрепляется. Посему для питания и укрепления в себе благодатной жизни, полученной в купели крещения, нам необходимо, как новорожденным младенцам, возлюбит чистое, словесное млеко слова Божия (1Пет. 2:2), – чистое, Богооткровенное учение правды и святости, дабы возрастать во спасение. Вместе с тем Духа в себе не угашат, но возгреват оный непрестанною моли́твою и моле́нием моля́щеся на вся́ко вре́мя Ду́хом (Еф. 6:18). Тогда и в нашей пустыне прото́ржеся вода́; безво́дная бу́дет во езе́ра, и на жа́ждущей земли́ исто́чник водны́й бу́дет (Ис. 35:6–7).

Другое свойство естественной воды есть то, что вода составляет начало производительное. В земле, как в общей утробе, посредством напоения растительная и животная сила, усыпленная возбуждается, приводится в действие. Семена самые добрые и в самой доброй, согретой, но сухой, не орошенной земле посеянные, без благотворного орошения влагою, со всею плодотворною силою их остаются бездейственны. Но когда благовременный дождь проливается на иссохшее лице земли, когда поток водный напаяет бразды ее, дождевыми каплями размягчает глыбы ее, тогда поля исполняются тука, разботевают пустынные пажити, холми препоясуются радостию, удолия умножают пшеницу (Пс. 64:10–14): все тогда исполняется жизни.

И на духовной земле нашей не иначе, как потоками, орошением возбуждается, приводится в действие усыпленная грехом сила жизни со всем ее плодоприношением. Какими потоками, каким орошением приводится в действие благодатная в нас сила жизни? Слезными потоками. Подлинно–много мы можем посевать в уме нашем благих семян истины и добра учением, слышанием, благополезным чтением, собеседованием, a еще паче – различными опытами; много можем полагать оснований к добрым делам тщательным исполнением наших частных–домашних и общественных обязанностей. Но все это не произведет в нас истинного плода во спасение, доколе сердце наше не будет умягчено сокрушением; доколе самые очеса наши от росоносного движения духа, не будут источать капли умиления и скорби по Бозе. Покаяние есть второе крещение. Слезное орошение умягчает самое каменосердечие; капли дождя слезного оживляют лице внутренней земли нашей и уготовляют бразды ее к плодоприношению. Се́ющии слеза́ми, ра́достию по́жнут. Ходя́щии хожда́ху и пла́кахуся, мета́юще се́мена своя́: гряду́ще же прии́дут ра́достию, взе́млюще рукоя́ти своя́ (Пс. 125:5–6). По мере возрастания умиления в духе нашем, ум наш начинает порождать мысли богобоязненные, сердце производить чувствования благоговенные, вода укрепляться в твердых расположениях благоугождать воле Божией; вместе с тем легкомыслие начнет изчезать, житейские пристрастия, как призраки, рассеяваться, суетные забавы представляться тем, чем оне суть на самом деле, потерею времени, тратою драгоценного здравия, всего чаще злоупотреблением даров Божиих.

Чада благодатного рождения от воды и Духа! – Научимся, и будем, по примеру Пророка Давида, измывать слезами (Пс. 6:7) сердечной скорби самое внутреннее ложе нечистых наших мыслей, желании, расположении. Тогда, по слову Господа, с смиренным благодерзновением на всепрощающую милость Его, можем явиться на суд благости Его: и если будут грехи наши, яко багряное; Господь и их, яко снег убелит; и если будут, яко червленое, яко во́лну убелит (Ис. 1:18). Будем молить Духа Божия, да проразит Он в сердцах наших водный поток умиления, и в безводной дебри душ на них воду сокрушения. Тогда и наша жаждущая пустыня, орошаемая внутреннем потоком умиления, возрадуется, начнет процветать, как крин (Ис. 35:1), и произращать дела спасения.

Заметим еще одно общее свойство естественной воды, то свойство, что она имеет чистительную силу. Без воды мы погрязли бы в нечистотах; водою омываем вce нечистое, убеляем наши ризы, содержим в чистоте сосуды, делаем даже светлыми, прозрачными темные, очернившияся вещи. Омывая водою прилепший прах и всякие нечистоты, убеляем вещи без разрушения, очищаем без сокрушения. A что подлинно удивительное можем примечать в свойстве воды, это то, что от воды чрез преломление в ней лучей света, и драгоценные камни получают чистоту, прозрачность, совершенство своего вида и сияния. Удивительно действие Премудрости Творческой в естестве драгоценных камней, образующихся во глубине недр земных совокупным действием света и воды! Это дивное, светотворное действие воды не представляет ли действия просветительной силы Духа Святого, очищающего, просвещающего, украшающего многоразличными дарованиями измовенные благодатию души? Чистота, – которая есть необходимое свойство наше, чада благодати, рожденные от воды и Духа, чистота уясняет око ума, расширяет желания сердца, просветляет духовные чувства, отрешает от земли дух, a отрешенный от земного дух, делаясь способнее к принятию на себя действий–Духа Божия, от источника всех благих дарований, приемлет, как небесное светолитие, духовные дары, дух премудрости и разума, дух совета и крепости, дух ведения и благочестия и дух страха Божия, с которыми приемлет, по изволению Духа, и прочие дарования, как отражение сияния одного и того же света. Кто верует в меня, говорит Спаситель, у того из чрева потекут реки воды живы (Ин. 7:38), потекут из внутренних сокровищ духовные дарования, также как из недр земли изъемлются многоценные, светосияющие камни.

Нам ненадлежит увлекаться желанием великих даров. Паче всего надлежит заботиться о стяжании чистоты ума и сердца чрез измовение от Духа благодати. Чистота сама по себе есть уже великий духовный дар, есть сокровище для духовных драгоценностей. Нужно только освежать ее светом истины, растворять теплотой любви, и–при светлости ума, при чистоте сердца неоскудеет ни едино из тех великих, драгоценных обетований, каковые нам к жизни и благочестию дарованы чрез познание Призвавшего нас славою и добродетелью (2Пет. 1:3–4). Блаже́ни чи́стии се́рдцем: я́ко ти́и Бо́га у́зрят (Мф. 5:8)!

Сих обетований чающе, о возлюбленные, будем очищать себя от всякие скверны плоти и духа водою покаяния, чрез исхождение в пустыню тишины и уединения; блюдя чистоту и святыню во страсе Божии, потщимся со дня на день обновляться духом во спасение, готовое открыться в нас во всякое время.

Жаждущие правды, чистоты, освящения! Идем на воду, идем в духовной жажде Боговидения мысленно на Иордан для благодатного напоения во спасение. При мысли о освящении естества вод, напечатлеем в мыслях наших, что вода есть общая купель рождения–и вещественной, и невещественной – благодатной твари; что напоение есть источник плодоприношения, и в видимой – животной, душевной, и невидимой духовной природе, и что очищение водою и духом есть колико необходимое, толико же благодетельное для нас очищение, дарованное нам благостию Божиею во избавление от огненного, жупельного потребления.

Единородный Сыне Божий, погружающийся днесь для нашего очищения в водах Иорданских, погрузи в водах милосердия Твоего нечистоты наши! Душе Святый, нисшедый днесь в виде голубине на крестившегося Спасителя нашего, прииди и на нас, –возглавляемых Божественною Главою нашею и соедини нас с Ним, как живые члены тела Его! Отче Небесный, над возлюбленным Сыном Твоим возгласивший днесь во услышание всего мира гласом вечной любви, восприими и нас в Сыне любви Твоея в вечную любовь и благоволение Твое! Тогда и мы прочее будем жаждать душами нашими токмо того, когда приидем и явимся лицу Твоему, Триединый, препетый, превозносимый во веки, Троице, Боже наш. Аминь.



Источник: Новый год, или Предуготовительные к покаянию поучения от Нового года до святые четыредесятницы, Евлампия, епископа Вологодского, ныне архиепископа Тобольского. - Москва : тип. Ал. Семена, 1853. - [2], IV, 337 с.

Вам может быть интересно:

1. Простые и краткие поучения. Том 11 протоиерей Василий Бандаков

2. Богослужение Православной Христианской Церкви протоиерей Михаил Соколов

3. Церковная проповедь на двунадесятые праздники. Часть 2 протоиерей Пётр Смирнов

4. Слова и речи – 318. Беседа пред молебствием и присягою Московского Дворянства, пред начатием избрания в должности святитель Филарет Московский (Дроздов)

5. Собрание сочинений преподобный Стефан Филейский, Вятский чудотворец

6. Сборник изречений архиепископ Варфоломей (Ремов)

7. Сочинения. Письма. Жизнеописание митрополит Анастасий (Грибановский)

8. Духовная пища епископ Виссарион (Нечаев)

9. Православие в современном мире протоиерей Иоанн Мейендорф

10. Восточные отцы и учители Церкви IV века. Том 2 митрополит Иларион (Алфеев)

Комментарии для сайта Cackle