архиепископ Варфоломей (Ремов)

«Войди в самого себя – ищи усердней, в сердце у тебя хранится сокровище. Войди в себя, живи в себе самом, в прекрасной клети духа твоего – и там ищи царствия, как научил нас Спаситель. Царствие это в тебе. Войди же в себя, пребывай в сердце твоем, ибо там Бог»

Царство Божие внутрь

Для Господа только тот Свет – кто непрестанно молится, и по мере того, как к нерассеянной молитве доходит.

Благословен путь молитвы, без него невозможно шествие по пути Господнему; но молитва усваивается по мере очищения нашего сердца. Молитва действенна, когда за ней жизнь, трудом, светом старающаяся насадить (…) и побороть все греховные (…)

Красота ума нетленная богозданная в цельности, в отсутствии дурных мыслей и возрастании добродетелей и рассудительности…

Да, предстояние Одному Господу, только Его взор ощущать – это желаний край и вожделенно.

Сознать, что хорошо быть с Богом можно только на основании опыта. Да, познать это – нерассеянною молитвою, в ответ на ……… Господь зажигает внутри человеческого существа зарю умной радости и успокоения. Ах, это дивное состояние тихой молитвы тихих сердец – оно от Господа на нерасплесканную устремленность к Нему… «Возжада тебя, душа моя, прильпе душа моя по Тебе, мене же прият десница Твоя.»

Сладость общения с Господом – сокровенное и в простоте вокровенное наипаче. Простота восприятия Бога – ах, это драгоценное. Господь в гласех лада только. И в простоте.

О, действительно в простоте это полнота жизни нашей (творить У. молитву). Вот она где (в неспешной молитве глубокая основа покоя. Да, сладостно паче меда и сота (молитву (…))

Для молитвы надо уйти во внутреннюю клеть, питание (…) Внутри себя. Значит, чтобы всегда было хорошо, надо всегда быть внутри себя и там, извнутри, устремлять неразвлекаемый взор к Господу. Начать надо с внимания себе, чтобы потом вкусить сладости Богообщения, постепенно научитьсся вкушать ее всегда.

Вот так – когда все сокровенное внутри, только Господь (…)

(…) Будем какая есть земля уготовлять се (внутренние комнатки!). Она непременно должна храмом соделаться. Надо мысленно заботиться о ее ощущении, освещении.В душевном доме и клети внутренней должно быть все уготовано. И д. там Хозяин, именно Хозяин, чтобы Его было все, Ему принадлежало, и Его там все (…)

Время и Воля Божия ведут нас к созданию Храма Спасителя в душах наших, участвуют в строении только два – Бог и ты.

Тогда и бывает истинное общение с Господом и близость к Нему, и возникают внутренний мир и сладостная тишина. Так и красота души человеческой должна быть постоянной, открытой лишь для ока Божьего, да сокровенного сердца человека.

16) Красоту-то нужно иметь, но внутреннюю, и ее вожелать.

Вся слава дщери Царевы (=царя Христа) внутрь.

1) Жизнь души, подлинная жизнь может быть только внутри – в создании там храмины – и тоже не пустой, а полной Господом, Ему (…) лежащей, а тебе бы только, только служить Ему.

2) Надо неуклонно строить внутреннюю клеть свою…

3) Если не устроишь свою естественную, хоть самую маленькую сокровищницу – то будешь несчастным, ее устроение – наше прямое дело.

Как же это быть действительно с Богом и (…) Богом, значит не одна, а прежде всего внутренне не одна, не одинока, а с Богом, значит в силе высшего ощущения любви.

20) Светлые мгновения еще выше и чище в Божественном отражении и возвышении над жизнью и переживаемым.

14) В утреннюю комнату – келью, никто не должен войти кроме тех (дух. отца и Христа), кому должно в ней быть. Первый по необходимость как служитель, лишь входящий. А Второй – Он должен быть там всегда, и не Гостем, а постоянным жителем.

Да, любовь к Господу – высшая ступень, но и на низших ее можно ощущать, когда почва души разрыхлена. Да, хорошо бы было, если бы всегда было это тепло внутри к Творцу, ко всем и ко всему. И его надо таить в себе (всю полноту его), да не хочется тогда общения с людьми, хотя полная готовность должна быть послужить им всем, чем только можешь, именно так, не надо ввязываться, но быть готовым.

* * *

Надпись на кресте: «На кого воззрю, токмо на кроткого и молчаливого, трепещущего словес моих» и «Блаженны кроткие»: очень хорошо.

Молитва за усопших богоугодных людей приносит пользу особенную нам.

Вот правильное отношение к усопшим (ощущать присутствие, дух усопшего, близость). Вот истинное их восприятие, но так могут ощущать только души, восшедшие на духовную высоту.

Да, совершенно верно, – полезно для собственной души помолиться за души богуугодившие. Думаю, что это наполняет душу особым удовлетворением.

Мне в эти минуты становится хорошо! (У жертвенника, пред В. входом) (29 VI 31)

В это время (при воздоянии рук) забываешь все и молишься этим воздаянием точно поднимаемым… (19/VIII 31)

30) Здесь (во время тебе поем) я бы считал и неуместным иное, как только распростертие всего себя пред Господом в одном чувстве хваления и благодарения и после этого душа обращается к молитве за тех, за кого ……..… Евхаристия и прежде всего за старца… (1/I 33)

Господи! Сподоби нам быти и пребыти неосужденны пред Тобою! (18/XI 28)

20) В момент возгласа «Благодарим Г-да» нужно благодарить за Его должготерпение и милосердие, и милости многие и всякие…

«Благодарим Г-да из тьмы призвавшего в чудный свой свет» (8/XII 30)

28) «Приидите поклонимся»… Да, приидите, поклонимся Ему, Ему одному Господу. И принесем всех себя, хоть и плохих, но с желанием служить Ему. (21/XI 27)

31) Во время задостойника мерно созерцать вхождение во храм Пр. Девы (21/XI 29)

«Свят. Свят. Свят. Господь Саваоф» тут надо взлетать ввысь, можно увидеть в ослепительном сиянии небо и ангелов славословящих. (21/XI 30).

Господи, царствия Твоего достойны сотвори великие ………………… твоей милости (28/XI 27)

33) Во время «Да исправится молитва моя» – молиться, чтобы Господь по своему милосердию Самоукрепил в самоукорении (не уклони), внимании к себе и Господу (12/II



Источник: Автобиография и письма архиепископа Варфоломея (Ремова). // Альфа и Омега. 1996. № 2/3 (9/10). – С. 361).

Вам может быть интересно:

1. Простые и краткие поучения. Том 11 протоиерей Василий Бандаков

2. Новый год, или предъуготовительные к покаянию поучения от нового года до святой Четыредесятницы архиепископ Евлампий (Пятницкий)

3. Церковная проповедь на двунадесятые праздники. Часть 2 протоиерей Пётр Смирнов

4. Богослужение Православной Христианской Церкви протоиерей Михаил Соколов

5. Слова и речи – 318. Беседа пред молебствием и присягою Московского Дворянства, пред начатием избрания в должности святитель Филарет Московский (Дроздов)

6. Собрание сочинений преподобный Стефан Филейский, Вятский чудотворец

7. Сочинения. Письма. Жизнеописание митрополит Анастасий (Грибановский)

8. Духовная пища епископ Виссарион (Нечаев)

9. Православие в современном мире протоиерей Иоанн Мейендорф

10. Восточные отцы и учители Церкви IV века. Том 2 митрополит Иларион (Алфеев)

Комментарии для сайта Cackle