архиепископ Евсевий (Орлинский)

Беседа в неделю 32-ю по Пятидесятнице

«Во время оно, прииде Иисус во Иерихон. И се муж нарицаемый Закхей: и сей бе старей мытарем, и той бе богат. И искаше видети Иисуса, кто есть? и не можаше от народа, яко возрастом мал бе» (Лук. 19, 1–3).

Описываемое евангелистом событие происходило в то время, как Иисус Христос был в Иерихоне, по исцелении слепого при входе в город. В Иерихоне Иисус проповедывал, проходя по городу. «Тут некто именем Закхей, старший между мытарями, человек богатый, желал увидеть Иисуса, чтобы узнать Его; но не мог за народом, потому что мал был ростом». Не без намерения евангелист упоминает о том, что Закхей был старшим между мытарями, то есть сборщиками податей, или начальником мытарей, и что он был богат. Сими обстоятельствами возвышается достоинство поступка Закхеева. Ни богатство, ни почесть старейшинства над мытарями не воспрепятствовали ему заочно воспитать в своей душе уважение к Иисусу. Без сомнения, слышал он, что Иисус не обыкновенный Учитель; что Иисус совершает многия чудеса, что Иисус недавно, проходя к Иерихону, одним словом даровал зрение слепому. Закхей был внимателен к тому, что́ говорили об Иисусе. Слава Господа Иисуса возбудила в Закхее сильное желание видеть сего Учителя; он теперь хочет увидеть Иисуса, но затрудняется тем, что теснота народа, окружавшаго Иисуса, не дозволяла ему подойти к Нему, а малый рост его препятствовал ему и издали видеть Божественнаго Учителя. Искаше видети Иисуса, кто есть? и не можаше от народа, яко возрастом мал бе. Что же сделал Закхей, богатый старейшина мытарей?

И предитек, возлезе на ягодичину, да видит, яко хотяше мимо ея проити. «И забежав вперед, взлез на смоковницу, чтобы видеть Его; потому что Ему надлежало проходить мимо ея».

Опять смотрите, какое усердие показывает Закхей. Он был богат и в почести между своими, и, между тем, показывает себя во всей простоте; забегает впереди народа и спешит подняться на дерево, как бы один из бедных детей, бегающих по улице. Желание Иисуса видеть победило в нем все мелочные разсчеты. И сила здраваго чувства подняла и приблизила его к высоте небесной истины. Не низко и богатому подниматься на дерево, чтобы увидеть Владыку неба и земли; не неприлично и старейшине уподобиться резвому дитяти, чтобы познать Старейшаго всех тварей, прежде веков от Отца Рожденнаго. Усердие Закхея удостоилось великой милости от Господа.

И яко прииде на место, воззрев Иисус, виде его, и рече к нему: Закхее, потщався слези: днесь бо в дому твоем подобает Ми быти. И потщався слезе, и прият Его радуяся.

Сердцеведец видел, что́ происходило перед Ним; знал, кто желал видеть Его, и не мог видеть по причине окружавшаго Его народа; кто, поэтому, презрев всякое опасение пересудов и насмешек, как дитя, забежав вперед, поднялся на дерево, чтобы только увидеть Спасителя мира. Невидимая благодать Божия уже действовала в сердце Закхея и приготовляла его к обращению, потому что Закхей покорялся ея внушениям. «Иисус, когда пришел на то место, где стояло дерево, на котором был Закхей, взглянув, увидел его, и сказал ему: Закхей, слезь скорее; сегодня надобно Мне быть у тебя в доме». Иисус повелевает Закхею, потому что видел его готовность повиноваться. Иисус хочет быть в доме Закхея, потому что Закхей сердечным расположением к Иисусу уже приготовился принять Его. Иисус идет к Закхею, потому что Закхей стремился душею к Иисусу. Закхей не мог и думать о такой милости, а искал издали посмотреть на Иисуса; но Господь смиренным дает благодать. – С каким усердием Закхей искал видеть Иисуса, с таким же теперь повинуется слову Господа. Услышав голос Господа: Закхее, потщався слези: днесь бо в дому твоем подобает Ми быти, Закхей слез с дерева поспешно, и принял Иисуса в дом свой с радостию. Смотрите, какая покорность словам Божественнаго Учителя! Можно подумать, будто Закхей уже давно принадлежал к числу верных учеников Господа, хотя до сего времени он никогда не видал Иисуса; ничто не воспрепятствовало ему изъявить готовность принять Господа, ни сознание собственнаго недостоинства, ни опасение ропота книжников и фарисеев, ни толки народа. Он с радостию спешит принять нежданнаго, но вожделеннаго Гостя, Посетителя душ, стремящихся к Нему.

И видевше вси роптаху, глаголюще, яко ко грешну мужу вниде витати. «И все, видя то, роптали, говоря, что Он вошел в дом к грешному человеку».

Закхея почитали грешным человеком по народному понятию о мытарях. Мытари или сборщики податей почитались грешными потому, что самая обязанность легко приучала их к несправедливым или излишним поборам; а при том, и законный сбор, производимый по законам языческой римской власти, казался неправедным; так как, по мнению ревностных иудеев, народ Божий должен был платить дань только Богу. А Закхей более других мог казаться грешным человеком; потому что он был старейшиною мытарей. – Иудеи, видя, что Иисус пошел в дом старейшины мытарей, Закхея, роптали, говоря, что Он пошел в дом к грешному человеку. Этот ропот ясно показывал, что роптавшие на Иисуса были люди преданные чувственным понятиям, и не понимали дел Духа Божия, потому что, как говорит апостол, душевен человек не приемлет, яже Духа Божия (1Кор. 2, 14); они судили, как обыкновенно судят люди, привязанные только ко внешней жизни. А если здраво разсуждать, то кто не поймет, что иудеи роптали на врача за то, что пошел в дом больного? Кто не видит, что такой ропот противен здравому смыслу? И вот этот ропот не здраво разсуждающих обличается самым делом, показавшим, какой плод принесло посещение Господом дома Закхеева.

Став же Закхей рече ко Господу: се пол имения моего, Господи, дам нищим: и аще кого чим обидех, возвращу четверицею.

Роптавшим на Иисуса иудеям отвечает сперва не Сам Иисус, а тот грешный человек, котораго считали недостойным Его посещения. За врача говорит больной, котораго врач чудно врачует. Что́ же говорит он? «Закхей, став, сказал Иисусу: Господи, половину имения моего я отдам нищим, и если кого чем обидел, возвращу ему вчетверо». Вот свидетельство об исцелении от болезни. Закхей был богат и своим имуществом; но не чужд и неправедных прибытков. Пред великим Гостем он не оправдывается в том, будто, напрасно не хорошо думали о нем роптавшие, но пред Господом полагает твердое намерение исправиться. Как бы так говорил Закхей: «Господи! точно, я недостоин Твоего посещения: я грешник, я грешен и пристрастием к богатству, которым владею без обиды других; грешен и в неправедном приобретении богатства; есть у меня часть такого богатства. Но отныне не буду я таким: не буду пристрастен к богатству, и не позволю себе неправдою приобретать богатство. А чтобы загладить мне прежние свои грехи, вот я половину своего имения раздам нищим; а из другой половины вчетверо отдам, тому, кого как нибудь обидел». Закхей решается сделать более, нежели сколько предписывал закон Моисеев; по закону вчетверо должен был отдать только тот, кто украл тельца или овцу и, заколов, съел ее, и потом обличен на суде (Исх. 22, 1). А кто сам признавался в своем грехе, тот к украденному обязывался присовокупить только пятую часть, за грех свой (Числ. 5, 7). Закхей же и половину собственнаго имения раздал нищим, и необличенный во грехе, а по усердию, желая загладить свои грехи, обещается вчетверо уплатить чем-либо обиженным от него. Таким делается теперь Закхей, на котораго, как старейшину мытарей, с презрением смотрели иудеи. Обещание Закхея не было только обещанием; но это был истинный плод обращения Закхея к вере во Иисуса Христа; это был плод благодати Христовой, осенившей Закхея. Об истине обращения Закхеева Господь засвидетельствах вслух всех присутствоваших в доме.

Рече же к нему Иисус: яко днесь спасение дому сему бысть, зане и сей сын Авраамль есть.

Слова Господа также служат ответом роптавшим на Него Иудеям. «Иисус сказал ему: ныне пришло спасение дому сему; ибо и он сын Авраамов». Ныне пришло спасение дому сему, т. е. ныне сей дом познал путь ко спасению, или познал своего Спасителя, спасительно верует в Него. Отселе видно, что вместе с Закхеем уверовало во Иисуса и семейство его. Тем очевиднее был плод посещения Господом дома Закхеева. Тем более должны были иудеи сознавать несправедливость своего ропота на Иисуса за посещение дома Закхеева. И еще присовокупляет Господь: зане и сей сын Авраамль есть. Это опять оправдание снисхождения к Закхею. Смысл такой: «и он потомок Авраама, которому, вместе с потомством его, обещано было спасение; и он, подобно Аврааму, с смирением и усердием принял Меня в дом свой, как тот некогда принял Меня с двумя Ангелами у дубравы Мамре; и Закхей, подобно Аврааму, как достойный его потомок, является милостивым и половину имения своего раздает нищим. Днесь спасение дому сему бысть, зане и сей сын Авраамль есть. И присовокупляет:

Прииде бо Сын человечь взыскати и спасти погибшаго.

Новое объяснение того, почему Иисус посетил дом Закхея, – самое ясное и общепонятное: «ибо Сын Человеческий пришел взыскать и спасти погибшаго». Как бы так говорил Господь: Я для того и воспринял естество человеческое, для того и явился между человеками, как человек, чтобы призвать на путь истины и спасти погибающих в неведении и пороках; как же вы ропщете на Меня за то, что вошел Я в дом грешнаго человека?

Евангельское повествовадие о Закхее многому учит. Кто богат, кто в почести между своими, как старший, как предпочтенный другим, или как управляющий другими по порядку дел человеческих: тот, среди своих обстоятельств, учись у Закхея внимательности к учению истины и к своему спасению. Среди роскоши и удовольствий богатства, или среди забот общественной службы, поставившей тебя выше других, в почтении у других, не забывай, что и для тебя также важно и нужно знать Спасителя, приближаться к Спасителю, слушать Спасителя и последовать Его учению, так же необходимо, как и стоящему на низшей или на последней ступени общественной жизни.

Кто, предаваясь разсеянности и нерадению, думает, что он далеко от Христа, трудно ему приити ко Христу, и такими мыслями удерживается в своем нерадении и безпечности; тот смотри на пример Закхеева обращения, и учись вере и упованиио на милосердие Господа Спасителя. Господь близок ко всем, призывающим Его, Он хочет прийти к каждому, только бы дверь души отверзлась для принятия Его с верою и любовию. Если помысл говорит кому: ты погибший человек, отвечай помыслу: прииде Господь взискати и спасти погибшаго, – и будь непоколебим в уповании на безпредельное милосердие Господа Спасителя.

Кто решается идти путем спасения и хочет быть угодным Спасителю, чтобы удостоиться его благодатнаго посещения, и поселиться в Его вечныя обители на небесах; тот поучись у Закхея исправлять и заглаживать свои прежние грехи. Прежним грехам противопоставь добродетели, как Закхей любостяжанию и неправде противопоставил милосердие и вознаграждение обиженных с избытком. Кто богат и привязан к богатству; тот подражай примеру богатаго старейшины мытарей, который, при помощи благодати, познав истину, немедленно решился свергнуть с себя узы греховнаго пристрастия к богатству и богатство употребить на умилостивление Бога.

Кто был доныне неправдив и притязателен в общении с другими, подобно мытарям: тот познай превосходное богатство: быть довольным своим, и бояться чужаго. Кто любил проводить время в лености и безпечности: тот познай свой долгъ – делать и трудиться на том месте, где кого Промысл поставил, и честными трудами прославляй Того, Кто дал нам силы и крепость для делания. Делай каждый усердно и с благоговением к Богу, исполняя заповеди Божии, ко спасению своей души.

Господь всегда близ нас и всех призывает ко спасению, подавая просящим благодать Духа Своего, да ею вспомоществуемые достигнем спасения, во славу имени Его, со Отцем и Святым Духом. Аминь.

Вам может быть интересно:

1. Беседа 61. В неделю тридцать вторую архиепископ Евсевий (Орлинский)

2. Беседа в 1-ю седмицу Великого поста. О посте Геннадий II Схоларий, патриарх Константинопольский

3. Беседа 5 сохранившаяся на армянском языке священномученик Дионисий Александрийский

4. Две беседы святейшаго патриарха константинопольскаго Фотия по случаю нашествия россов на Константинополь профессор Евграф Иванович Ловягин

5. Беседа на всех святых святитель Григорий Чудотворец, епископ Неокесарийский

6. Беседа в неделю о Закхее святитель Филарет Черниговский (Гумилевский)

7. [Беседа, произнесенная 25 декабря в великой александрийской церкви] о Павле, говорившем прежде, и о воплощении Господа святитель Кирилл Александрийский

8. Беседы, поучения и речи Иоанна, епископа Смоленского, сказанные смоленской пастве епископ Иоанн (Соколов)

9. Собрание сочинений. Том 4 архиепископ Амвросий (Ключарев)

10. Из беседы в 3-ю неделю по Пятидесятнице святитель Григорий Великий (Двоеслов)

Комментарии для сайта Cackle