Библиотеке требуются волонтёры

архиепископ Евсевий (Орлинский)

Беседа в неделю 32-ю по Пятидесятнице

«Во время оно, прииде Иисус во Иерихон. И се муж нарицаемый Закхей: и сей бе старей мытарем, и той бе богат. И искаше видети Иисуса, кто есть? и не можаше от народа, яко возрастом мал бе» (Лук. 19, 1–3).

Описываемое евангелистом событие происходило в то время, как Иисус Христос был в Иерихоне, по исцелении слепого при входе в город. В Иерихоне Иисус проповедывал, проходя по городу. «Тут некто именем Закхей, старший между мытарями, человек богатый, желал увидеть Иисуса, чтобы узнать Его; но не мог за народом, потому что мал был ростом». Не без намерения евангелист упоминает о том, что Закхей был старшим между мытарями, то есть сборщиками податей, или начальником мытарей, и что он был богат. Сими обстоятельствами возвышается достоинство поступка Закхеева. Ни богатство, ни почесть старейшинства над мытарями не воспрепятствовали ему заочно воспитать в своей душе уважение к Иисусу. Без сомнения, слышал он, что Иисус не обыкновенный Учитель; что Иисус совершает многия чудеса, что Иисус недавно, проходя к Иерихону, одним словом даровал зрение слепому. Закхей был внимателен к тому, что́ говорили об Иисусе. Слава Господа Иисуса возбудила в Закхее сильное желание видеть сего Учителя; он теперь хочет увидеть Иисуса, но затрудняется тем, что теснота народа, окружавшаго Иисуса, не дозволяла ему подойти к Нему, а малый рост его препятствовал ему и издали видеть Божественнаго Учителя. Искаше видети Иисуса, кто есть? и не можаше от народа, яко возрастом мал бе. Что же сделал Закхей, богатый старейшина мытарей?

И предитек, возлезе на ягодичину, да видит, яко хотяше мимо ея проити. «И забежав вперед, взлез на смоковницу, чтобы видеть Его; потому что Ему надлежало проходить мимо ея».

Опять смотрите, какое усердие показывает Закхей. Он был богат и в почести между своими, и, между тем, показывает себя во всей простоте; забегает впереди народа и спешит подняться на дерево, как бы один из бедных детей, бегающих по улице. Желание Иисуса видеть победило в нем все мелочные разсчеты. И сила здраваго чувства подняла и приблизила его к высоте небесной истины. Не низко и богатому подниматься на дерево, чтобы увидеть Владыку неба и земли; не неприлично и старейшине уподобиться резвому дитяти, чтобы познать Старейшаго всех тварей, прежде веков от Отца Рожденнаго. Усердие Закхея удостоилось великой милости от Господа.

И яко прииде на место, воззрев Иисус, виде его, и рече к нему: Закхее, потщався слези: днесь бо в дому твоем подобает Ми быти. И потщався слезе, и прият Его радуяся.

Сердцеведец видел, что́ происходило перед Ним; знал, кто желал видеть Его, и не мог видеть по причине окружавшаго Его народа; кто, поэтому, презрев всякое опасение пересудов и насмешек, как дитя, забежав вперед, поднялся на дерево, чтобы только увидеть Спасителя мира. Невидимая благодать Божия уже действовала в сердце Закхея и приготовляла его к обращению, потому что Закхей покорялся ея внушениям. «Иисус, когда пришел на то место, где стояло дерево, на котором был Закхей, взглянув, увидел его, и сказал ему: Закхей, слезь скорее; сегодня надобно Мне быть у тебя в доме». Иисус повелевает Закхею, потому что видел его готовность повиноваться. Иисус хочет быть в доме Закхея, потому что Закхей сердечным расположением к Иисусу уже приготовился принять Его. Иисус идет к Закхею, потому что Закхей стремился душею к Иисусу. Закхей не мог и думать о такой милости, а искал издали посмотреть на Иисуса; но Господь смиренным дает благодать. – С каким усердием Закхей искал видеть Иисуса, с таким же теперь повинуется слову Господа. Услышав голос Господа: Закхее, потщався слези: днесь бо в дому твоем подобает Ми быти, Закхей слез с дерева поспешно, и принял Иисуса в дом свой с радостию. Смотрите, какая покорность словам Божественнаго Учителя! Можно подумать, будто Закхей уже давно принадлежал к числу верных учеников Господа, хотя до сего времени он никогда не видал Иисуса; ничто не воспрепятствовало ему изъявить готовность принять Господа, ни сознание собственнаго недостоинства, ни опасение ропота книжников и фарисеев, ни толки народа. Он с радостию спешит принять нежданнаго, но вожделеннаго Гостя, Посетителя душ, стремящихся к Нему.

И видевше вси роптаху, глаголюще, яко ко грешну мужу вниде витати. «И все, видя то, роптали, говоря, что Он вошел в дом к грешному человеку».

Закхея почитали грешным человеком по народному понятию о мытарях. Мытари или сборщики податей почитались грешными потому, что самая обязанность легко приучала их к несправедливым или излишним поборам; а при том, и законный сбор, производимый по законам языческой римской власти, казался неправедным; так как, по мнению ревностных иудеев, народ Божий должен был платить дань только Богу. А Закхей более других мог казаться грешным человеком; потому что он был старейшиною мытарей. – Иудеи, видя, что Иисус пошел в дом старейшины мытарей, Закхея, роптали, говоря, что Он пошел в дом к грешному человеку. Этот ропот ясно показывал, что роптавшие на Иисуса были люди преданные чувственным понятиям, и не понимали дел Духа Божия, потому что, как говорит апостол, душевен человек не приемлет, яже Духа Божия (1Кор. 2, 14); они судили, как обыкновенно судят люди, привязанные только ко внешней жизни. А если здраво разсуждать, то кто не поймет, что иудеи роптали на врача за то, что пошел в дом больного? Кто не видит, что такой ропот противен здравому смыслу? И вот этот ропот не здраво разсуждающих обличается самым делом, показавшим, какой плод принесло посещение Господом дома Закхеева.

Став же Закхей рече ко Господу: се пол имения моего, Господи, дам нищим: и аще кого чим обидех, возвращу четверицею.

Роптавшим на Иисуса иудеям отвечает сперва не Сам Иисус, а тот грешный человек, котораго считали недостойным Его посещения. За врача говорит больной, котораго врач чудно врачует. Что́ же говорит он? «Закхей, став, сказал Иисусу: Господи, половину имения моего я отдам нищим, и если кого чем обидел, возвращу ему вчетверо». Вот свидетельство об исцелении от болезни. Закхей был богат и своим имуществом; но не чужд и неправедных прибытков. Пред великим Гостем он не оправдывается в том, будто, напрасно не хорошо думали о нем роптавшие, но пред Господом полагает твердое намерение исправиться. Как бы так говорил Закхей: «Господи! точно, я недостоин Твоего посещения: я грешник, я грешен и пристрастием к богатству, которым владею без обиды других; грешен и в неправедном приобретении богатства; есть у меня часть такого богатства. Но отныне не буду я таким: не буду пристрастен к богатству, и не позволю себе неправдою приобретать богатство. А чтобы загладить мне прежние свои грехи, вот я половину своего имения раздам нищим; а из другой половины вчетверо отдам, тому, кого как нибудь обидел». Закхей решается сделать более, нежели сколько предписывал закон Моисеев; по закону вчетверо должен был отдать только тот, кто украл тельца или овцу и, заколов, съел ее, и потом обличен на суде (Исх. 22, 1). А кто сам признавался в своем грехе, тот к украденному обязывался присовокупить только пятую часть, за грех свой (Числ. 5, 7). Закхей же и половину собственнаго имения раздал нищим, и необличенный во грехе, а по усердию, желая загладить свои грехи, обещается вчетверо уплатить чем-либо обиженным от него. Таким делается теперь Закхей, на котораго, как старейшину мытарей, с презрением смотрели иудеи. Обещание Закхея не было только обещанием; но это был истинный плод обращения Закхея к вере во Иисуса Христа; это был плод благодати Христовой, осенившей Закхея. Об истине обращения Закхеева Господь засвидетельствах вслух всех присутствоваших в доме.

Рече же к нему Иисус: яко днесь спасение дому сему бысть, зане и сей сын Авраамль есть.

Слова Господа также служат ответом роптавшим на Него Иудеям. «Иисус сказал ему: ныне пришло спасение дому сему; ибо и он сын Авраамов». Ныне пришло спасение дому сему, т. е. ныне сей дом познал путь ко спасению, или познал своего Спасителя, спасительно верует в Него. Отселе видно, что вместе с Закхеем уверовало во Иисуса и семейство его. Тем очевиднее был плод посещения Господом дома Закхеева. Тем более должны были иудеи сознавать несправедливость своего ропота на Иисуса за посещение дома Закхеева. И еще присовокупляет Господь: зане и сей сын Авраамль есть. Это опять оправдание снисхождения к Закхею. Смысл такой: «и он потомок Авраама, которому, вместе с потомством его, обещано было спасение; и он, подобно Аврааму, с смирением и усердием принял Меня в дом свой, как тот некогда принял Меня с двумя Ангелами у дубравы Мамре; и Закхей, подобно Аврааму, как достойный его потомок, является милостивым и половину имения своего раздает нищим. Днесь спасение дому сему бысть, зане и сей сын Авраамль есть. И присовокупляет:

Прииде бо Сын человечь взыскати и спасти погибшаго.

Новое объяснение того, почему Иисус посетил дом Закхея, – самое ясное и общепонятное: «ибо Сын Человеческий пришел взыскать и спасти погибшаго». Как бы так говорил Господь: Я для того и воспринял естество человеческое, для того и явился между человеками, как человек, чтобы призвать на путь истины и спасти погибающих в неведении и пороках; как же вы ропщете на Меня за то, что вошел Я в дом грешнаго человека?

Евангельское повествовадие о Закхее многому учит. Кто богат, кто в почести между своими, как старший, как предпочтенный другим, или как управляющий другими по порядку дел человеческих: тот, среди своих обстоятельств, учись у Закхея внимательности к учению истины и к своему спасению. Среди роскоши и удовольствий богатства, или среди забот общественной службы, поставившей тебя выше других, в почтении у других, не забывай, что и для тебя также важно и нужно знать Спасителя, приближаться к Спасителю, слушать Спасителя и последовать Его учению, так же необходимо, как и стоящему на низшей или на последней ступени общественной жизни.

Кто, предаваясь разсеянности и нерадению, думает, что он далеко от Христа, трудно ему приити ко Христу, и такими мыслями удерживается в своем нерадении и безпечности; тот смотри на пример Закхеева обращения, и учись вере и упованиио на милосердие Господа Спасителя. Господь близок ко всем, призывающим Его, Он хочет прийти к каждому, только бы дверь души отверзлась для принятия Его с верою и любовию. Если помысл говорит кому: ты погибший человек, отвечай помыслу: прииде Господь взискати и спасти погибшаго, – и будь непоколебим в уповании на безпредельное милосердие Господа Спасителя.

Кто решается идти путем спасения и хочет быть угодным Спасителю, чтобы удостоиться его благодатнаго посещения, и поселиться в Его вечныя обители на небесах; тот поучись у Закхея исправлять и заглаживать свои прежние грехи. Прежним грехам противопоставь добродетели, как Закхей любостяжанию и неправде противопоставил милосердие и вознаграждение обиженных с избытком. Кто богат и привязан к богатству; тот подражай примеру богатаго старейшины мытарей, который, при помощи благодати, познав истину, немедленно решился свергнуть с себя узы греховнаго пристрастия к богатству и богатство употребить на умилостивление Бога.

Кто был доныне неправдив и притязателен в общении с другими, подобно мытарям: тот познай превосходное богатство: быть довольным своим, и бояться чужаго. Кто любил проводить время в лености и безпечности: тот познай свой долгъ – делать и трудиться на том месте, где кого Промысл поставил, и честными трудами прославляй Того, Кто дал нам силы и крепость для делания. Делай каждый усердно и с благоговением к Богу, исполняя заповеди Божии, ко спасению своей души.

Господь всегда близ нас и всех призывает ко спасению, подавая просящим благодать Духа Своего, да ею вспомоществуемые достигнем спасения, во славу имени Его, со Отцем и Святым Духом. Аминь.


Источник: Проповедническая хрестоматия : полный круг поучений на все воскресные и праздничные дни года, слова и беседы на разные случаи, и катихизическия поучения : в 3 томах / сост. по лучшим проповедническим образцам архим. Пантелеимон. - [Джорданвилль] : Изд. Свято-Троицкого монастыря, 1963-. / Т. 1 : Поучения на все воскресные дни года. - 1963. - 800 с. / Архиепископ Евсевий (Орлинский). Беседа в неделю 32-ю по Пятидесятнице. 528-533 с.

Комментарии для сайта Cackle