Существенная историческая справка по ламскому вопросу

Источник

Пожизненного члена всероссийского миссионерского общества Е. Воронца

«Цивилизованное государство предоставляет лицам свободу совести и допускает в своих пределах равные, свободно существующие религиозные общества. Но совсем иное дело – давать этим обществам власть, делать их существование обязательным. Это значило бы нарушать свободу лиц и притом не в пользу государства, а в ущерб и подрыв ему"…

(Слова М. Н. Каткова, «Моск. Вед.» 1867 г., № 101)

В виду заботливого собирания ныне правительством сведений для разрушения церковно-государственного ламского вопроса, соответственно церковным и гражданским русским потребностям, считаем священным долгом принести этому трудному делу и нашу малую христианскую лепту в виде нижеследующих строк.

При изучении истории ламства в России особенно удивительным является то обстоятельство, что в исследованиях об этом предмете – и духовных, и светских лиц – находятся только отрывочная, краткая и слишком общие указания на возникновение ламства, но вовсе нет характеристики важнейшего события – государственного признания и указания в отечестве нашем этого вредного языческого учреждения. Везде сказано только обще, что произошло это в 1741 году. Но ведь год 1741, говоря вообще, есть год начала царствования благочестивейшей государыни императрицы Елизаветы, славной дочери великого Петра. И только тщательное, более частное, точное определение времени антирусского узаконения ламства в России обнаруживает, что идолопоклонническое ламство, как учреждение государственное, узаконено не в царствование благочестивейшей императрицы Елизаветы Петровны, начавшееся с 25 ноября 1741 года, но еще в начале 1741 года, в самый разгар узурпаторского, насильственного господства над православным отечеством нашим лютеранко-немецкой партии злодеев Бирона, Остермана и их товарищей по угнетению России. В то злое время правительства царского, русского, православного на Руси не существовало1. То было время для всего православно-русского более тяжкое, чем смутное время междуцарствия, потому что император как будто бы был, но ему минуло всего только несколько месяцев, он сам беспомощно лежал еще в пеленах, а именем его государствовала и самодержавствовала над Россией, ненавидевшая все православно-русское, ватага иноземных немцев – клятвопреступников и предателей… выражаясь авторитетными словами манифестов императрицы Елизаветы Петровны, этими клятвопреступниками немцами «правительство империи (русской) к вящшим непорядкам в чужие руки отдано было… Правление государственное чрез разные персоны и разные образцы происходило… и к важным государственным делам (коварные узурпаторы) употребляли чужих наций, не довольно известных, людей, чрез что российским (и православным) интересам воспоследовал вред… и от чего непорядки и немалое разорение всему государству и впредь худые следствия последовали»2. Соответственно всему этому, правителем иркутско-забайкальского края был тогда немец же Ланг, которым допущено было указание в Сибири языческого ламства, якобы русским правительством, и принятие этого вредного, иноземного, идолопоклоннического учреждения под особое покровительство православно-русской власти.

Уврачевание множества более ощутительных, глубоких, разрушительных внутренних язв, произведенных России во время того тяжкого немецкого ига, – более тяжкого, чем было иго татарское, – не дало возможности искренно православному русскому правительству благочестивейшей императрицы Елизаветы Петровны разобрать целесообразность всех мер предшествовавших правителей в столь отдаленной и сравнительно малозначащей тогда окраине России, как Забайкалье.

Затем, вторым существенным государственным актом, которым особенно утверждено и организовано было зловредное ламство в России, является правительственное сосредоточение управление всеми ламами в Сибири в одном лице хамбо-ламы. Это произошло в начале царствования императрицы Екатерины II, в 1764 году, когда иркутским правителем опять был немец фон-Фрауендорф и когда правительственная власть вообще в России была в руках людей преданных не христианской веротерпимости, а безбожной «французской энциклопедической заразе», – как выражалось об этом направлении, в конце своего царствования императрица Екатерина II.

Все последующие узаконения о ламстве в России, включая и временное «положение» 1853 года, которое сам государь император Николай I запретил вносить в свод русских законов, все было развитием двух означенных основных, вредных для православно-русского государства актов немцев-правителей. А действительность свидетельствует, что правительственное указание языческого ламства и объединение его под властным главенством хамбо-ламы придало идолопоклонническому ламству в православной России такую великую силу, значение и влияние на инородцев, каких оно не имело даже в языческих странах – Монголии и Китае. Ламство в России, приняв предательски дарованные ему партией клятвопреступников и безбожников силу и атрибуты учреждения государственного, правительство и вместе с тем антирусского, – смело, твердо и деятельно стало противится христианскому просвещению и обрусению сибирских инородцев, требуемых всею сущностью бытия народа и государства русского. Это неоспоримый и всеми признанный факт. Но оставались затемненными, неуказанными, невысказанными характерные иностранные источники его происхождения.

Содействие и всех прочих государственных узаконений, в свою очередь имеющих своими источниками вышеозначенные акты, изданные иностранною партией предателей и безбожников, – содействие их иноземному идолопоклонническому ламству во вражеском противоборстве его с православием и созидательными русскими стремлениями, влияет тяжко и оскорбительно на православно-русских граждан, и гибельно, разрушительно на государство русское!... поэтому, настоящей откровенной исторической справкой об источниках всех этих узаконений, мы решили прямо высказать историческую правду и обратить не нее особое внимание прежде всего архипастырей государственной всероссийской церкви. Современное высокое, православно-русское направление государственного правительства дает искреннею веру и живую надежду, что как только архипастыри церкви обратят внимание настоящего высшего правительства на то, сколь несвойственно православной русской власти продолжать поддерживать предательские, враждебные всему русскому и христианскому акты, узаконения и облечения антирусского языческого ламства силою и властью православно-русского правительства, – высшее правительство русское не стеснится уничтожить, отменить эти вредные акты чуждого ему, чуждого всему православному и русскому, бироновского, остермановского, браунвейг-люнебургского, равно и безбожного энциклопедистского духа и правления!

Обзор мер, установлявшихся предшествовавшими правительственными узаконениями и лицами для устранения, создаваемых ламами, препятствий к распространению христианства, свидетельствует, что меры те не имели успеха главным образом потому, что при издании мер оставлялись вовсе без обсуждения и сохранялись в полной силе самые основные государственные причины великого могущества языческого ламства в России. Причины такие коренятся в государственных источниках, давших существование настоящему, могучему и вредному для государства, положению ламства. Источники эти чрезвычайно характеристичны и краноречивы. Они имеют свое происхождение от ненавидевшей Россию и православие бироновской, остермановской и люнебургской лютеранско-немецкой партии, самодержавствовавшей особенно самовластно в Сибири в то время, когда царем России был младенец, а «правительство империи к вящшим непорядкам в чужие руки отдано было, и правление государственное чрез разные персоны чужих наций и разные образцы происходило». Поэтому, как сами те правители-враги всего православно-русского, «вредившие российским интересам до немалого разорения государства», – осуждены были на смертную казнь русскими людьми всех званий, так и антирусские правительственные их акты по ламскому вопросу естественно заслуживают уничтожения, упразднения. Только в таком случае языческое ламство лишено будет в России, вредных для государства, характера и силы. Всякими же иными, только паллиактивными, только частичными видоизменениями, вредных для церкви и государства, узаконений о ламах в России, неизбежно сохранены будут основы, источники силы и вредности ламства. И солидарность действующих и всяких новых установляемых узаконений с вышеупомянутыми вредными, антирусскими, основными актами немецкого и энциклопедистского направления, никоим образом не может привести к результатам, желаемым настоящим, искренно православным, высшим русским правительством.

* * *

1

По докладу правит. сената 3 декабря 1741, императрица Елизавета Петровна Высочайше повелела, во всяких письменных делах, где потребно будет упоминать указы и резолюции, состоявшее во время правления бывшего регента и принцессы брауншв.-люнебургской, – именовать: эпоху правления с 17 октября 1740 года (со дня смерти императрицы Анны Иоанновны) по 9 ноября 1740 года – правлением бывшего герцога курляндского; а с 9 ноября 1740 года по 25 ноября 1741 года – правлением принцессы Анны брауншвейг-люнебургской (Пер. полн. собр. закон. рос. им., изд. 1830 года, том XI, № 8262, под строками, и № 8478). Царствования в то время на Руси не было, а правление было, очевидно, иностранное.

2

Перв. полн. собр. зак. рос. имп., изд 1830 г. Том XI, №№8506, 8473, 8476.


Источник: Существенная историческая справка по ламскому вопросу / [Соч.] пожизненного чл. Всерос. миссионерск. о-ва Е. Воронца. – С.-Петербург : Тип. Департамента Уделов, 1888. - 7 с.

Комментарии для сайта Cackle