Азбука веры Православная библиотека Евстафий Николаевич Воронец Существенная историческая справка по ламскому вопросу


Евстафий Николаевич Воронец

Существенная историческая справка по ламскому вопросу

Пожизненного члена всероссийского миссионерского общества Е. Воронца

«Цивилизованное государство предоставляет лицам свободу совести и допускает в своих пределах равные, свободно существующие религиозные общества. Но совсем иное дело – давать этим обществам власть, делать их существование обязательным. Это значило бы нарушать свободу лиц и притом не в пользу государства, а в ущерб и подрыв ему"…

(Слова М. Н. Каткова, «Моск. Вед.» 1867 г., № 101)

В виду заботливого собирания ныне правительством сведений для разрушения церковно-государственного ламского вопроса, соответственно церковным и гражданским русским потребностям, считаем священным долгом принести этому трудному делу и нашу малую христианскую лепту в виде нижеследующих строк.

При изучении истории ламства в России особенно удивительным является то обстоятельство, что в исследованиях об этом предмете – и духовных, и светских лиц – находятся только отрывочная, краткая и слишком общие указания на возникновение ламства, но вовсе нет характеристики важнейшего события – государственного признания и указания в отечестве нашем этого вредного языческого учреждения. Везде сказано только обще, что произошло это в 1741 году. Но ведь год 1741, говоря вообще, есть год начала царствования благочестивейшей государыни императрицы Елизаветы, славной дочери великого Петра. И только тщательное, более частное, точное определение времени антирусского узаконения ламства в России обнаруживает, что идолопоклонническое ламство, как учреждение государственное, узаконено не в царствование благочестивейшей императрицы Елизаветы Петровны, начавшееся с 25 ноября 1741 года, но еще в начале 1741 года, в самый разгар узурпаторского, насильственного господства над православным отечеством нашим лютеранко-немецкой партии злодеев Бирона, Остермана и их товарищей по угнетению России. В то злое время правительства царского, русского, православного на Руси не существовало1. То было время для всего православно-русского более тяжкое, чем смутное время междуцарствия, потому что император как будто бы был, но ему минуло всего только несколько месяцев, он сам беспомощно лежал еще в пеленах, а именем его государствовала и самодержавствовала над Россией, ненавидевшая все православно-русское, ватага иноземных немцев – клятвопреступников и предателей… выражаясь авторитетными словами манифестов императрицы Елизаветы Петровны, этими клятвопреступниками немцами «правительство империи (русской) к вящшим непорядкам в чужие руки отдано было… Правление государственное чрез разные персоны и разные образцы происходило… и к важным государственным делам (коварные узурпаторы) употребляли чужих наций, не довольно известных, людей, чрез что российским (и православным) интересам воспоследовал вред… и от чего непорядки и немалое разорение всему государству и впредь худые следствия последовали»2. Соответственно всему этому, правителем иркутско-забайкальского края был тогда немец же Ланг, которым допущено было указание в Сибири языческого ламства, якобы русским правительством, и принятие этого вредного, иноземного, идолопоклоннического учреждения под особое покровительство православно-русской власти.

Уврачевание множества более ощутительных, глубоких, разрушительных внутренних язв, произведенных России во время того тяжкого немецкого ига, – более тяжкого, чем было иго татарское, – не дало возможности искренно православному русскому правительству благочестивейшей императрицы Елизаветы Петровны разобрать целесообразность всех мер предшествовавших правителей в столь отдаленной и сравнительно малозначащей тогда окраине России, как Забайкалье.

Затем, вторым существенным государственным актом, которым особенно утверждено и организовано было зловредное ламство в России, является правительственное сосредоточение управление всеми ламами в Сибири в одном лице хамбо-ламы. Это произошло в начале царствования императрицы Екатерины II, в 1764 году, когда иркутским правителем опять был немец фон-Фрауендорф и когда правительственная власть вообще в России была в руках людей преданных не христианской веротерпимости, а безбожной «французской энциклопедической заразе», – как выражалось об этом направлении, в конце своего царствования императрица Екатерина II.

Все последующие узаконения о ламстве в России, включая и временное «положение» 1853 года, которое сам государь император Николай I запретил вносить в свод русских законов, все было развитием двух означенных основных, вредных для православно-русского государства актов немцев-правителей. А действительность свидетельствует, что правительственное указание языческого ламства и объединение его под властным главенством хамбо-ламы придало идолопоклонническому ламству в православной России такую великую силу, значение и влияние на инородцев, каких оно не имело даже в языческих странах – Монголии и Китае. Ламство в России, приняв предательски дарованные ему партией клятвопреступников и безбожников силу и атрибуты учреждения государственного, правительство и вместе с тем антирусского, – смело, твердо и деятельно стало противится христианскому просвещению и обрусению сибирских инородцев, требуемых всею сущностью бытия народа и государства русского. Это неоспоримый и всеми признанный факт. Но оставались затемненными, неуказанными, невысказанными характерные иностранные источники его происхождения.

Содействие и всех прочих государственных узаконений, в свою очередь имеющих своими источниками вышеозначенные акты, изданные иностранною партией предателей и безбожников, – содействие их иноземному идолопоклонническому ламству во вражеском противоборстве его с православием и созидательными русскими стремлениями, влияет тяжко и оскорбительно на православно-русских граждан, и гибельно, разрушительно на государство русское!... поэтому, настоящей откровенной исторической справкой об источниках всех этих узаконений, мы решили прямо высказать историческую правду и обратить не нее особое внимание прежде всего архипастырей государственной всероссийской церкви. Современное высокое, православно-русское направление государственного правительства дает искреннею веру и живую надежду, что как только архипастыри церкви обратят внимание настоящего высшего правительства на то, сколь несвойственно православной русской власти продолжать поддерживать предательские, враждебные всему русскому и христианскому акты, узаконения и облечения антирусского языческого ламства силою и властью православно-русского правительства, – высшее правительство русское не стеснится уничтожить, отменить эти вредные акты чуждого ему, чуждого всему православному и русскому, бироновского, остермановского, браунвейг-люнебургского, равно и безбожного энциклопедистского духа и правления!

Обзор мер, установлявшихся предшествовавшими правительственными узаконениями и лицами для устранения, создаваемых ламами, препятствий к распространению христианства, свидетельствует, что меры те не имели успеха главным образом потому, что при издании мер оставлялись вовсе без обсуждения и сохранялись в полной силе самые основные государственные причины великого могущества языческого ламства в России. Причины такие коренятся в государственных источниках, давших существование настоящему, могучему и вредному для государства, положению ламства. Источники эти чрезвычайно характеристичны и краноречивы. Они имеют свое происхождение от ненавидевшей Россию и православие бироновской, остермановской и люнебургской лютеранско-немецкой партии, самодержавствовавшей особенно самовластно в Сибири в то время, когда царем России был младенец, а «правительство империи к вящшим непорядкам в чужие руки отдано было, и правление государственное чрез разные персоны чужих наций и разные образцы происходило». Поэтому, как сами те правители-враги всего православно-русского, «вредившие российским интересам до немалого разорения государства», – осуждены были на смертную казнь русскими людьми всех званий, так и антирусские правительственные их акты по ламскому вопросу естественно заслуживают уничтожения, упразднения. Только в таком случае языческое ламство лишено будет в России, вредных для государства, характера и силы. Всякими же иными, только паллиактивными, только частичными видоизменениями, вредных для церкви и государства, узаконений о ламах в России, неизбежно сохранены будут основы, источники силы и вредности ламства. И солидарность действующих и всяких новых установляемых узаконений с вышеупомянутыми вредными, антирусскими, основными актами немецкого и энциклопедистского направления, никоим образом не может привести к результатам, желаемым настоящим, искренно православным, высшим русским правительством.

* * *

1

По докладу правит. сената 3 декабря 1741, императрица Елизавета Петровна Высочайше повелела, во всяких письменных делах, где потребно будет упоминать указы и резолюции, состоявшее во время правления бывшего регента и принцессы брауншв.-люнебургской, – именовать: эпоху правления с 17 октября 1740 года (со дня смерти императрицы Анны Иоанновны) по 9 ноября 1740 года – правлением бывшего герцога курляндского; а с 9 ноября 1740 года по 25 ноября 1741 года – правлением принцессы Анны брауншвейг-люнебургской (Пер. полн. собр. закон. рос. им., изд. 1830 года, том XI, № 8262, под строками, и № 8478). Царствования в то время на Руси не было, а правление было, очевидно, иностранное.

2

Перв. полн. собр. зак. рос. имп., изд 1830 г. Том XI, №№8506, 8473, 8476.

Вам может быть интересно:

1. Ламский вопрос Евстафий Николаевич Воронец

2. Проект устава Общества церковной археографии и археологии Николай Константинович Никольский

3. Английское издание «Церковной истории» Сократа профессор Анатолий Алексеевич Спасский

4. История Северо-африканской Церкви с 534 года до конца её существования епископ Арсений (Иващенко)

5. Черты епархиального управления XVII по следственному делу о коломенском архиепископу Иосифе протоиерей Павел Николаевский

6. К материалам для истории церковного Устава профессор Иван Данилович Мансветов

7. Личные воспоминания о митрополите Петербургском Антонии, как учителе и сослуживце профессор Алексей Афанасьевич Дмитриевский

8. Дидактическое значение священной истории в круге элементарного образования. Вып. 1 протоиерей Сергий Соллертинский

9. Русская благотворительность Синайской обители в XVI, XVII и XVIII столетиях профессор Николай Фёдорович Каптерев

10. Замечательный образец византийской живописи X-XI вв Николай Васильевич Покровский

Комментарии для сайта Cackle