Библиотеке требуются волонтёры

Евстафий Николаевич Воронец

Жития святых

История России

История Русской Православной Церкви

Миссиология

Церковное искусство

Евстафий Николаевич Воронец (1846–1913)

Писатель, церковный историк. Автор большого числа научных и публицистических сочинений, в основном посвященных миссионерству.

Биография

Из потомственных дворян. В 1866 г. окончил Училище правоведения в С.-Петербурге. В 1866-1870 гг. учился в МДА, был в числе лучших студентов, но в апреле 1870 г., за 2 месяца до окончания курса, был уволен по семейным обстоятельствам. Большую часть жизни провел в Харькове, не состоял на службе.

Он считал, что миссионерская деятельность должна быть направлена не только на иноверцев, но и на православных во всех епархиях России. Выступал в защиту идеи Н.И. Ильминского о ведении богослужений и об обучении «инородцев» основам Православия на их родных языках. Был пожизненным или почетным членом многих миссионерских организаций, в т. ч. Православного миссионерского общества и Гурия Казанского святителя братства; действительным членом Общества любителей духовного просвещения.

Воронец опубликовал большое количество статей об исламе и буддизме в России. Считал ошибочной политику России по отношению к этим конфессиям, проводимую с сер. XVIII в. Он утверждал, что придание официального статуса мусульманским и буддийским духовным лицам и учреждениям приводит не к постановке религиозной жизни под государственный контроль, как считали представители власти, а к укреплению позиций этих религий в России. Предлагал снять ограничения, касающиеся количества мулл и лам, но лишить их официального статуса, упразднить Оренбургское и Таврическое магометанские духовные правления как государственные учреждения. В этом, по его мнению, заключалась настоящая свобода совести, которая привела бы к снижению влияния ислама и буддизма в России.

Воронец составил и издал множество брошюр духовного содержания для народного чтения (в основном переложения житий святых, напр.: Жизнеописание вероисповедницы христианства св. Поликсении. Орел, 1875. СПб., 18892; Об Ангелах-хранителях и о подражании святым, именами которых мы называемся. Х., 1877, 18924. М., 1884, 1996; Житие св. отца нашего Евстафия, еп. Антиохийского. М., 1905), они переиздавались ПМО. В 1883 г. удостоен благодарности имп. Александра III Александровича за жизнеописание св. Марии Магдалины (Житие св. Марии Магдалины. К., 1873. М., 1883, 19147), в 1885 г.- одобрения Святейшего Синода за миссионерские статьи. В 1886 г. Советом МДА В. была присвоена степень канд. богословия по совокупности работ. 17 мая 1895 г. В. удостоен благодарности ПМО.

Воронец писал об иконографии Воскресения Христова, доказывая, что большинство иконописных и живописных изображений этого сюжета, ориентирующихся на западную традицию, не соответствуют текстам Евангелий и содержат произвольную трактовку события. Так, он критиковал художников К. П. Брюллова, В. В. Верещагина и др. за попытки изобразить сам момент Воскресения Христова, прикрытый тайной даже в текстах Евангелий. Воронец предлагал свою иконографию Воскресения, по его эскизу была написана икона, которую он пожертвовал в Комитет по сооружению храма и часовни на месте крушения имп. поезда 17 окт. 1888 г.

Известностью пользовались также сочинения Воронца о российском гос. флаге (по его мнению, настоящий гос. флаг должен быть черно-бело-золотым, см.: Какие цвета установлены историей и рус. законами для отличительно рус. всесословного и гос. флага. Х., 1892; Как Посьетовская комиссия извратила цвета народно-гос. символического отличительного рус. флага. Х., 1910; Как произошли и что означают черный, желтый и белый цвета рус. гос. символизации. Х., 1912) и по истории гос. герба. 2 июня 1898 г. В. был удостоен благодарности имп. Николая II за монографию «400-летие рус. гос. герба» (Х., 1898).

В 1904 г. в связи с тяжелыми материальными обстоятельствами Воронец просил Святейший Синод о пенсии за заслуги перед Церковью. Совет КазДА, которому было поручено рассмотреть вопрос о пенсии, в соответствии с отзывом прот. Е. А. Малова просил Синод удовлетворить ходатайство Воронца, но офиц. решение Синода неизвестно. О конце жизни Воронца сведений нет.

Соч.: Первоначальная богооткровенная истина единства Божия в древней домохаммеданской религии аравитян // ПС. 1873. Т. 2. С. 71-106, 364-400, 422-494; Мат-лы для изучения и обличения мохаммеданства. Каз., 1873-1877. Вып. 1-2. Орёл, 1876. Вып. 3. Ч. 1; Чтение по-русски для учеников из крещеных татар. Каз., 1874; Зачем учатся и учат грамоте христиане: Кн. для чтения в рус. нар. школах. Х., 1877, 19056; Мировоззрение мохаммеданства и отношение его к христианству // Миссионерский противомусульм. сб. Каз., 1877. Вып. 14 (отд. изд.: Каз., 1877); Правосл. рус. христиане и Миссионерское об-во. М., 1884; Богословие в «Божественной поэме» Данта Алигьери // ПС. 1885. Ч. 2. С. 238-331 (отд. изд.: Каз., 1885); По поводу церк.-гос. преобразований в Сибири. М., 1887; Ламский вопрос. М., 1888; Воскресение Христово в совр. иконописных изображениях // Странник. 1889. № 4. С. 629-661 (отд. изд.: СПб., 1889); К вопросу о гос. постановке правосл. миссий в правосл. России // Странник. 1891. № 6/7. С. 260-302; Из истории чиновного сибир. ламства. М., 1891; Как и на каком основании должно изображать икону Воскресения Христова // ДЧ. 1893. № 5. С. 173-186 (отд. изд.: М., 1893); Неск. слов о гл. формах древних живописных изображ. Воскресения Христова. СПб., 1894); Несколько мыслей об отношении искусства религ.-ист. живописи в науке христ. богословия. М., 1896; Кто наследовал права визант. императоров. СПб., 1898; Осуждение совр. миром в Думе вероучения и церкви Господа Иисуса Христа. Х., 1909; Телесное воскресение людей в Пасху Воскресения Христова. Х., 1913; Как и где молить Бога об усопших христианах не правосл. Церкви? Х., 1914.

Лит.: Журналы Совета МДА за 1886 г. М., 1887. С. 63, 64; Малов Е. А., прот. Отзыв о 30-летней лит. деятельности канд. богословия Е. Н. Воронца // ПС. 1904. Ч. 2. С. 1-13.

Е. В. Липаков