священномученик Фаддей (Успенский), архиепископ Тверской

Проповеди1

102. Слово в день Нерукотворенного Образа Господня247

«Сын бо Человеческий не прииде душ человеческих погубити, но спасти» (Лк. 9, 56).

Нынешний день, который мы празднуем в честь Спасителя нашего Иисуса Христа, оставившего Свой нерукотворенный лик на полотне, побуждает нас, братие, говорить о неизреченной любви и милосердии Его к роду человеческому. Будучи «сиянием славы Отчей» (Евр. 1, 3) и «образом Бога невидимого» (Кол. 1, 15), в недре Которого пребывал от вечности, Он соделался человеком и стал видим, для всех открывши неиссякаемый источник Божественного милосердия и любви. Постоянно окруженный народом, Он всех призывал к Себе, обещая дать успокоение, исцелял недуги душевные и телесные и всех привлекал к Себе неизъяснимо сладостными словами Своего учения и необыкновенно кротким видом Своего Божественного лица.

Сердца людей мира языческого, живших до пришествия Христова, не знали любви, так как вся жизнь их сердца истощалась на служение страстям и губительным для души и тела порокам. Даже народ иудейский, который приготовляем был к пришествию Спасителя, и он мало понимал, что такое любовь Божия, так что и избранные апостолы Христовы во время земной жизни Господа все еще не освободились от желания земной славы, взаимной зависти, маловерия в отношении к своему Учителю. И вот явился Тот, Который для всех людей, живших на земле, сделал ощутительным тихое веяние Божественной любви в сердцах, истаивавших от скорби, пролил утешение душам, преданным служению порокам, дал почувствовать тяжесть бремени, какое возлагало на них это служение, отраду и легкость исполнения закона Божественного. Все стремились к Нему послушать Его и исцелиться от недугов своих или же просто открыть свою изнемогшую от страстей и скорбей жизни душу для дыхания любви, которое от Него исходило. Как прекрасна и блаженна была жизнь этих людей, которые постоянно видели пред собою Спасителя утешающего, исцеляющего, назидающего и любовью Своею неотразимо влекущего к Себе! Поистине блаженны были их очи, видевшие то, что они видели, то, чего желали увидеть или услышать многие пророки и цари, хотя не видели и не слышали (Лк. 10, 23–24)! Если любовь человеческая делает столь радостной, исполненной блаженства жизнь людей, то во сколько раз были блаженнее люди, находившиеся в общении с Тем, Кто, называя Себя Сыном Человеческим по любви к роду человеческому, был Сам Бог, доселе неведомый миру во всей полноте Своей Божественной жизни и славы!

Однако мы видим, что только немногие из людей сами исполнились того духа любви, который столь ощутительно проявлялся в каждом слове и деле Божественного Посланника Отчего; другие же не только не приняли Его, но еще пытались Его убить, так как их греховная жизнь, обличаемая со всею ясностью пришедшим на землю «Светом мира» (Ин. 8, 12), не могла устоять пред блистанием Божества Его и всячески побуждала ведших ее противиться свету. Поэтому, братие, называя блаженными людей, видевших Спасителя и бывших в видимом общении с Ним, не о том будем скорбеть, что лишены мы этого видения и общения, а о том, что часто присоединяемся мы к сонму людей, отрекшихся от Спасителя своего. Ибо, объятые постоянно суетою житейских забот, более служа греху, чем Богу, часто ли устремляемся мы душою к Спасителю нашему от греха и смерти? Ведь и доныне, не имея видимого общения с Ним, однако, всегда мы можем быть в духовном общении с Ним, ибо Он обещал пребывать в Церкви Своей невидимо «до скончания века» (Мф. 28, 20).

Путь же к такому невидимому общению с Ним есть наша постоянная к Нему молитва, которая освящала бы каждое наше слово, каждое движение и, делая Бога постоянным Заступником и Руководителем нашим, давала бы легко переносить всякую скорбь, без уныния всякую печаль. Если же и ослабеет душа наша верою во время этих скорбей, не видя долго утешения от молитвы и ища какого-либо видимого утешения, то и тогда не даст ей любвеобильный Спаситель наш погибнуть, ибо Он не оставил и никогда не оставит Своей Церкви без попечения. Дух любви, которым врачевал Он души людей во время земной Своей жизни, оставил Он на земле в сердцах истинных Своих последователей, чтобы мог стоять мир и обогащаться плодами добродетелей от этих святых людей, составляющих «семя святое, стояние мира» (Ис. 6, 13), из которых многие еще не оставили землю, но продолжают быть на ней светильниками и исцелением для душ людей, живущих в мире.

Пусть же каждый в те минуты, когда душа, скорбя, особенно взывает к Богу и не находит утешения, обращает взоры свои к этим людям, исполненным любви Христовой. Он найдет таких людей особенно в этих стенах святых обителей, которые потому и привлекают к себе столь многих людей, живущих в мире. Тогда душа снова легко войдет в общение с Богом и всегда найдет в Нем своего Спасителя. Аминь.

* * *

1

Сокращения при указании источника: ВлЕВ – Владикавказские Епархиальные Ведомости ВЕВ – Волынские Епархиальные Ведомости ОЕВ – Олонецкие Епархиальные Ведомости УЕВ – Уфимские Епархиальные Ведомости

247

ВЕВ. 1915.


Комментарии для сайта Cackle