священномученик Фаддей (Успенский), архиепископ Тверской

40. Слово в Неделю о блудном сыне118

«На реках Вавилонских, тамо седохом и плакахом, внегда помянути нам Сиона» (Пс. 136, 1).

Эти скорбные слова пленников еврейских невольно напоминают нам ту грустную картину, какую представляет из себя жизнь современного общества. Как мало осталось в нем веры во Христа! Как слабо стремление к отечеству небесному! Какое равнодушие к порывам души освободиться от крепких сетей, сплетенных из растленных обычаев мира, и от несокрушимых оков, в какие заключила сама себя наша воля, отдавшаяся во власть суетных желаний! Не оттого ли у нынешних людей, именующих себя христианами, не исторгают уже из сердца болезненного вопля умилительные слова пленников еврейских?

Не оттого ли не видно ныне на лицах, стоящих в церкви, сокрушенной слезы, которую исторгло бы воспоминание об утраченном изобилии благ дома Отчего? Как велика противоположность между этими пленными евреями, не хотевшими даже «на земле чуждей» ничего, кроме Иерусалима, «полагать в начале веселия своего» (Пс. 136, 4, 6), и нынешними христианами, которые скорбят гораздо более о том, что стихийное веселье разнузданной природы не находит еще полного сочувствия в обществе (Скабичевский, отчасти Розанов и др.)! Евреи, рассеянные между всеми народами и всеми презираемые, и доныне не теряют надежды на то, что Сион к ним возвратится, вступившие же вместо них в Церковь Христову языческие народы как будто все более и более хотят приблизить то время, когда, по слову апостола, предопределенное «исполнение языков внидет» (Рим. 11, 25), когда наступит великое отступление от христианства, которое современные люди в лице Золя, Ницше и других уже предуготовляют, обвиняя христианство в вырождении и измельчании человечества.

Какие же великие истины открыло современное человечество, ради которых оно готово считать безумными порывы души к небу, признаком болезненной мечтательности всякие стремления человека сбросить с себя оковы земли? Нашло ли оно на земле то сокровище, которое должно сделать счастливой его жизнь и напрасной всякую скорбь о высших идеалах? Увы! Более прежнего чувствуют люди, что нет у них «за душой» ничего и что «висит она как бы в пространстве» (Боборыкин, «Исповедники»), более прежнего осознается, что «дух растлился в наши дни, и человек отчаянно тоскует» (Тютчев).

Устранив христианство, современные люди думают, будто лишь свободное развитие природы со всеми ее стихийными проявлениями лучше всего обновит измельчавшую и вырождающуюся жизнь; что только когда будет человеку «все позволено», он беспрепятственно может развить все богатство своих природных сил во всей свойственной им красоте и великолепии; что лишь тогда в человеческой природе откроется неисчерпаемый источник творчества и она облагородится настолько, что носитель ее превратится в «сверхчеловека». Но напрасно думают люди, будто, сбросив с себя иго догматов и заповедей христианских, найдут они свободу и воля их сделается могущественной для борьбы со всеми препятствиями и бедствиями жизни. Не безумно ли думать, будто разнузданная свобода слепых природных инстинктов может сделаться источником какого-либо творчества и обновления жизни? Не растерзают ли страсти, как дикие звери, выпустившего их на свободу человека, не будучи управляемы ни разумом, ни подчинившею себя закону волей? Люди не хотят более той «свободы», которую обещает им христианство и которая состоит во власти над слепыми влечениями себялюбивой природы и делает для христианина «все... позволительным» (1Кор. 6, 12). Они не хотят той «силы» духа, которая приобретается победой над страстями и на всякое движение души налагает печать чего-то нового и доселе небывшего. Но жалки их мечтания, ибо, имея «оскверненные ум и совесть», по слову апостола (Тит. 1, 15), они оскверняют и всякое «чистое» само по себе «создание Божие» (1Тим. 4, 4).

Посему отвратим свой слух от речей этих лжеучителей последнего времени, ласкающих похоти сердца? Не будем лелеять в своем сердце этих привлекательных с виду, но в то же время заключающих в себе яд проявлений природы, называемых страстями!

Умертвим их, пока они еще не возросли и не окрепли, дабы потом не взяли они над нами власть! Исполнимся в отношении к ним тех чувств и настроения, какими исполнены были пленные евреи в отношении к Вавилону: «Дщи Вавилоня окаянная, блажен, иже воздаст тебе воздаяние твое, еже воздала еси нам. Блажен, иже имет и разбиет младенцы твоя о камень» (Пс. 136, 8–9). Тогда исполнится на нас пророчество пророка Иезекииля о поле, усеянном костями сухими. Оживут сия кости, и спасенных будет великое множество. Тогда выведены будут души наши из гробов тления и «дано будет нам сердце ново и дух нов» (Иез. 37, 2–12); беспросветный же мрак души, мертвящая ее пустота и скорбь удалятся. Аминь.

* * *

1

Сокращения при указании источника: ВлЕВ – Владикавказские Епархиальные Ведомости ВЕВ – Волынские Епархиальные Ведомости ОЕВ – Олонецкие Епархиальные Ведомости УЕВ – Уфимские Епархиальные Ведомости

118

УЕВ. 1902.


Вам может быть интересно:

1. Слово в неделю Мясопустную святитель Филарет Черниговский (Гумилевский)

2. Слова в Великий пост – Слово третье в Великую Субботу cвятитель Иннокентий, архиепископ Херсонский и Таврический

3. Неделя о блудном сыне и Сретение Господне священномученик Сергий Мечёв

4. Великий пост. Духовные поучения – Поучение в Неделю о Страшном Суде протоиерей Валентин Амфитеатров

5. Отечник Проповедника – Невоздержание игумен Марк (Лозинский)

6. Поучение на день Преполовения протоиерей Василий Бандаков

7. Слова и речи святителя Иннокентия, епископа Пензенского и Саратовского – СЛОВО В НЕДЕЛЮ ФОМЫ святитель Иннокентий (Смирнов) Пензенский

8. Письма – 506. Больше смиряйся и себя укоряй, а не людей вини. Телесное послушание со смирением и терпением нужнее духовных подвигов преподобный Иосиф Оптинский (Литовкин)

9. Костромские поучения епископ Виссарион (Нечаев)

10. Простое Евангельское слово – НЕДЕЛЯ 8-Я ПО ПЯТИДЕСЯТНИЦЕ протоиерей Григорий Дьяченко

Комментарии для сайта Cackle

Открыта запись на православный интернет-курс