священномученик Фаддей (Успенский), архиепископ Тверской

70. К 27-му апреля 1906 года188

Итак, ныне должно осуществиться давно и пламенно ожидавшееся русским народом событие – призыв избранных народом представителей в Думу для участия в устроении земли Русской. Это новое учреждение заранее сравнивалось с солнцем, которое должно воссиять над землей Русской, исцелить ее недуги, объединить разрозненные части ее, примирить враждующих, восстановить разрушенное и открыть путь к самобытному творчеству новой жизни в нашем многострадальном отечестве. Почти все уверены были, что живых сил еще много хранится в недрах земли Русской и что если дана им теперь будет свобода, то жизнь ключом будет бить отовсюду.

Конечно, кто из истинных сынов России восстанет на Матерь свою и всем сердцем не пожелает ныне ей осуществления всех исчисленных благих упований; если же имеет веру, то как не обратится к Богу с горячей молитвой о ниспослании милостей Божиих на новый путь, на который ныне страна наша вступает? И это тем более, что Россия, доселе усиленно и, как представлялось очень многим, насильственно удерживаемая на пути, который казался руководителям ее правым, не в меру может уклониться на пути левые и на них долго еще не найти мира, подобно тому как слишком натянутая струна тем более потом уклоняется в противоположную сторону и долго еще колеблется. Поэтому-то не должны ли все сыны земли Русской ныне объединиться в молитве о том, чтобы среди подобных колебаний сохранил ее Господь от нового великого горя и бедствий, которых и без того она уже так много испытала? Пусть держат ее на истинном пути твердые начала законности, сознания необходимости которой так недостает еще русскому народу по сравнению с западными народами (в последнее время даже усиленно высылающими русских подданных из пределов своих). А так как истинная законность невозможна без осуществления в жизни общественной закона Христова, то как не обратиться ныне с усердною молитвою ко Христу, без Которого не можем «творити ничесоже» (Ин. 15, 5)? Только прибегая ко Христу, сказавшему, как мы ныне слышали: «Аз есмь свет миру» (Ин. 8, 12), можем мы надеяться, что Дума будет солнцем правды для земли Русской. Только Христос, сказавший: «Аз есмь путь и истина и живот» (Ин. 14, 6), может с открытием Думы явить истинные пути новой жизни для нашего отечества. Закон любви Христовой да умягчит суровость законности, в которой предстоит теперь воспитываться русскому народу!

В праздник Преполовения, который мы празднуем в настоящие дни, два рода слушателей было у Христа: одни искали убить Его за то, что Он расслабленного исцелил в субботу, другие с жаждою веры пили токи воды живой Его учения. Да не уподобятся русские люди первым, дабы не лишиться открывшегося отныне с учреждением Думы источника врачевания для расслабленного нашего отечества. Потщимся все уподобиться вторым, чтобы, восприняв внутрь себя воду живую Христова учения и Божественный закон Его, угасив в себе, по словам церковной песни, «прелести углие», то есть губительные для духовной жизни народов страсти, укрепиться в началах истинной законности, то есть «реки источать из чрева велений Христовых»189. Да исчезнет с лица земли Русской ложное и весьма пагубное убеждение людей крайних партий, будто Евангелие Христово составляет препятствие на пути к усовершенствованию жизни государственной и общественной! Поистине, люди эти «возненавидели Христа напрасно» (Ин. 15, 25), ибо все лучшее, к чему стремятся различные партии, есть в христианстве, с тою лишь разницею, что оно не освящает насилия и неправды, без которых не могут обойтись люди, принадлежащие к левым крайним партиям!

* * *

1

Сокращения при указании источника: ВлЕВ – Владикавказские Епархиальные Ведомости ВЕВ – Волынские Епархиальные Ведомости ОЕВ – Олонецкие Епархиальные Ведомости УЕВ – Уфимские Епархиальные Ведомости

188

Речь перед молебном, произнесенная в церкви Олонецкой Духовной семинарии. (ОЕВ. 1906. № 9. С. 360–361.)

189

Седален праздника Преполовения.

Комментарии для сайта Cackle