Издания Московского Публичного Музея
Недавно открытый в Москве Публичный Музей уже успел заявить о своей полезной деятельности обширным предприятием по изданию фотографических снимков с византийских миниатюр из греческих рукописей, хранящихся в московских библиотеках. Издание предназначается как для русской, так и для иностранной публики; потому предисловия и объявления к рисункам принято печатать на двух языках: на русском, или, где кажется нужным, на церковнославянском, и на французском.
В настоящее время вышел первый выпуск этого издания, содержащий в себе фотографические снимки с миниатюр рукописного акафиста Божией Матери, хранящегося в Синодальной Библиотеке (№ 429). В ученом предисловии объясняется происхождение, состав и значение акафиста и определяется век рукописи, к сожалению, не означенный годом, когда была писана. Миниатюры, по всему вероятию, рисованы не раньше XII века; что же касается до снимков в них, то они отлично сделаны в Русской фотографии и наклеены на самой лучшей картонной бумаге; так что это великолепное издание, предназначаемое московским музеем для мены с дорогими изданиями, как русских, так и заграничных обществ, преимущественно с художественными, с честью может засвидетельствовать столько же о фотографическом искусстве русских мастеров и художников, сколько и о пробудившейся, наконец, у нас потребности с должным уважением относиться к источникам нашей национальности и не щадить значительных пожертвований для их обнародования.
Акафист Божией Матери, как и другие впоследствии составленные, состоит из 25 песней, именно из 12-ти пространных, называемых икосами, и 13-ти кратких, или кондаков. В тех и других к похвале Богоматери присовокупляются краткие упоминания о важнейших событиях из Ее жизни, каковы Благовещение, Рождество Иисуса Христа, Поклонение волхвов, Сретение. Каждой песне соответствует миниатюра, которых и следовало бы быть 25; но за отсутствием одной, при 12-м икосе, вероятно, вырезанной, их только 24. Сначала сюжеты миниатюр соответствуют Евангельским событиям, на акафисте упоминаемом, но потом, за отсутствием исторических намеков в последних песнях, они выражают нравственно-религиозные идеи более отвлеченного текста, однако так искусно, что не менее первых предлагают наглядное объяснение.
Так как содержание акафиста Богородице более или менее известно всякому русскому человеку, то, вероятно, внимание читателя не утомится кратким перечнем содержания миниатюр в связи с соответствующими им текстами.
1) Богородица с распростертыми молебно руками сидит на престоле; прекрасная фигура, изящно драпированная. При тексте: Взбранной воеводе победительная. Конд. 1.
2) Богоматерь сидит с веретеном в руке, грациозно поворачивая голову к благовествующему Архангелу Гавриилу. Икос 1.
3) Сидя же она говорит ему; при тексте: Видящи святая себе в чистоте, глаголет Гавриилу дерзостно. Конд. 2.
4) Продолжение той же сцены. Икос 2. В этих трех сценах миниатюрист искусно выполнил свою задачу, выразив живыми и характеристическими жестами Девы Марии, исполненными грации и достоинства, волнующие Ее ощущения, быстро сменяющие друг друга.
5) Богородица стоит одна посреди миниатюры, осеняемая с неба божественным лучом; при тексте: Сила Вышняго осени тогда к зачатию браконеискусную. Конд. 3.
6) Целование Елисаветы. Стремительное движение двух женских фигур, бросающихся друг другу в обьятия, исполнено правды и естественности. Драпировака богатая, в античном стиле, так изящно подчинявшем складки одеяния движениям частей тела. Икос 3.
7) Иосиф и Дева Мария стоят при колоннах здания с куполом. Движения обеих фигур слишком порывисты и угловаты, как это часто встречается в византийских произведениях, особенно начиная с XI века, то есть с эпохи видимого падения этого стиля. – Текст: Бурю внутри имея помышлений сумнительных, целомудренный Иосиф смятеся, к тебе зря, набрачный. Конд. 4.
8) В вертепе сидит Богоматерь с младенцем Христом на руках. Изящная фигура, грациозно приклоняющая свою голову к младенцу. Около – Иосиф, сидит отдельно. Над вертепом ангелы, будто идут по горе, в которой сделан вертеп. Со стороны по горе всходит пастух. Текст: Слышаша пастырие ангелов поющих плотское Христово пришествие, и текше яко к пастырю, видят сего. Икос 4.
9) Волхвы скачут на конях, руководимые звездою. В рисунке и движениях человеческих фигур и коней видно стремление к подражанию природе. Только жаль, что эта миниатюра очень стерлась. – Текст: Боготечную звезду узревше, волсви тоя последоваша зари. Конд. 5.
10) Волхвы приближаются пешком на поклонение Христа, сидящего на коленях у Богоматери, в горнем вертепе. Икос 5.
11) Они возвращаются в Вавилон. Конд. 6. Недостаток перспективы и ландшафтного искусства резко бросаются в глаза, когда волхв, вступающий во врата Вавилона, кажется целой головой выше стен этого города.В костюме волхвов особенно любопытны пирамидальные короны на их головах, вроде китайских построек в несколько ярусов.
12) Богородица приближается к городу, окруженному стенами; со зданий летят вниз идолы. Возле стен две мужские фигуры, благоговейно склоняются. Текст: Возсиявый во Египте просвещение истины, отгнал еси лжи тму. Икос 6.
13) По одну сторону алтаря стоит Богородица, по другую Симеон держит на руках младенца Христа, которого он принял от Богородицы. Это изображение Сретения. Конд. 7. Особенно любопытна архитектура алтаря с сенью на столбах и с завесой.
14) На великолепном троне в отличном византийском стиле, сидит Богородица с Христом-младенцем на коленях и простирает одну руку к толпе молящихся, которых Христос благословляет. – Текст: Новую показа тварь, явлься Зиждитель нам и проч. Икос 7.
15) Богородица в вертепе, в полулежачем положении; около Христос-младенец в яслях, спеленутый; из-за яслей видны голова коня и голова быка. Около, вне вертепа, толпа людей, старцев и юношей; в стремительных движениях, простирают руки вверх, соответственно тексту: Странное рождество видевше, устранимся мира, ум на небеса преложше. Конд. 8.
16) Христос, в зрелом возрасте, с бородой, сидит на престоле, благословляя своей десницей. Как здесь, так и в других миниатюрах этой рукописи, строгий и сосредоточенный тип Христа напоминает изображение этой же фигуры в знаменитой картине Иванова «Проповедь Иоанна Крестителя». Престол замечательно сходен с изображаемыми в русских медных образках. Сверх того он вставлен в изящную архитектурную обстановку, в виде ниши. Текст: Весь бе в нижних и вышних никакожеотступи неописанное Слово. Икос 8.
17) Христос, в таком же типе, стоящий в сиянии, окруженном ангелами и херувимами, соответственно тексту: Всякое естество ангельское удивился великому твоего вочеловечения делу. Конд. 9. Подобные сюжеты, как в древних, так и в позднейших русских миниатюрах, особенно могут быть рекомендованы для украшения внешних стен храмов прилепами или живописью. С богатой группировкой фигур они соединяют разнообразие линий, которые изящно могут наполнить поверхность стены.
18) Богородица сидит на престоле. Около стоят онемевшие ораторы, соответственно тексту: Вития многовещанныя, яко рыбы безгласныя видим от тебе, Богородице, недоумевают бо глаголати. Икос 9. В костюме ораторов особенно замечательны высокие шапки вроде клобуков.
19) Миниатюра совсем стерлась, впрочем, земетен идущий Христос, соответственно тексту: Спасти хотя мир, иже всех украситель, к сему самообетован прииде. Конд. 10.
20) Богородица сидит между толпами девиц по обе стороны, соответственно тексту: Стена есидевам. Икос 10. Некоторые фигуры девиц отличаются красотой и естественностью, только в худобе и костлявости их обнаженных выше локтя рук чувствуется суровость византийского стиля.
21) Христос стоит под легким куполом, поддерживаемым четырьмя столбиками. В одной руке держит Евангелие, другой благословляет. Направо от него монахи и святители в крещатых ризах, налево Иудеи в широких одеяниях с длинными рукавами и в остроконечных шапках. Для живописцев могут быть полезны костюмы той и другой группы. Текст: Пение всякое побеждается… равночисленныя бо песка песни аще приносим ти, Царю святый и пр. Конд 11.
22) Богородица стоит в сиянии. Перед ней большая свеча, почти во весь ее рост, в подсвечнике. Толпа усердно молится, с известными не грациозными движениями византийского рисунка, напоминающими наивные позы русских благочестивых крестьян. Текст: Светоприемную свещу, сущим во тме явльшуюся, зрим святую Деву. Икос 11.
23) Сошедший во ад Христос стремительно приближается к затворенным двумя половинками вратам ада. По ту сторону ворот толпа народу. Конд. 12.
24) Посреди миниатюры на четвероугольной доске образ Богородицы с младенцем, Одигитрия, как у нас пишется воимя Богородицы Тихвинской. От образа спускается пелена, по обычаю и доселе употребляемому на Руси. По одну сторону иконы толпа Иудеев в своих типических шапках, по другую – монахи и святители, воспевающие: О всепетая Мати и проч. Конд. 13. Живописцам и иконописцам особенно будет интересно изображение Богородичной иконы, одно из древнейших, с несомненным указанием эпохи. Черты Богородицы красивы, цвет лица натуральный, с румянцем на щеках.
Эти миниатюры принадлежат к лучшим образцам иконописи XIIв., как по тонкости кисти, так и по живости колорита, ярко выступающего на золотом фоне. Суровость византийского стиля еще не успела заглушить чувство изящного и природы. Византийское величие гармонически соединяется с нежностью и грацией раннего, более свободного стиля.
Заглавные буквы, составленные из звериных фигур, масок или личин, листвы и других фантастических очертаний, гармонически раскрашенные, с золотыми разводами, еще более миниатюр свидетельствуют о значительном развитии эстетического вкуса и художественности в эпоху написания рукописи. Очевидно, миниатюры и заглавные буквы рисованы не одной и той же рукой. Сначала был написан текст с заглавными буквами, а для миниатюр оставлены были места, где следовало им быть. Это явствует из того, что миниатюрист, не строго рассчитывая пространство для своих рисунков, иногда захватывал ими заглавные буквы и даже надстрочные знаки текста.
Что касается до заглавных букв, то хотя они состоят из звериных, птичьих фигур и особенно часто из змеиных, однако существенно отличаются от чудовищных украшений варварского, романского стиля, потому что кажутся воспоминанием античных арабесок. В греческих рукописях XII и XIII веков такие буквы встречаются часто, хотя не везде в таких изящных, можно сказать, классических формах, как в этом Акафисте. Иные из букв могут служить золотых и серебряных дел мастерам отличными образцами для потиров, чаш, кубков и для других изделий, особенно в тех случаях, когда очертание самой буквы согласуется с формами какой-нибудь утвари, например, Ф, Т. V. Особенную свежесть этим узорчатым буквам придает разнообразное сочетание фигур животных с масками и листвою.
Изготовляемый к изданию следующий выпуск будет еще важнее для истории иконописи. Он будет содержать миниатюры из менологиев и мартилогиев по синодальным рукописям XIвека, то есть изображения святых и мучеников, в порядке месяцеслова, или иконописный лицевой подлинник. – Заведывающий этим изданием хранитель рукописей Румянцевского музея, г. Викторов пришел к тому убеждению, что эти синодальные миниатюры не только дополняют знаменитый менологий Василия Порфирородного, но даже одного с ним происхождения. Если это окажется действительно так, то издания Московского Публичного Музея внесут капитальное открытие в историю древнехристианского искусства.
В заключении нельзя не выразить при этом случае желания, чтобы ревнители этого великолепного издания вошли в сношение с г. Лобковым и, если можно, в ближайших же выпусках обнародовали снимки с миниатюр знаменитой греческой псалтыри, принадлежащей этому любителю. Можно вперед ручаться, что приведение в общую известность этих миниатюр распространит в русской публике более точное и здравое понятие о древнехристианском и византийском искусстве, и даст богатый материал как для ученых соображений, так и для художественной практики иконописцев.