преподобный Феодор Студит

Послание 7(195). Феодоту военачальнику

И скорбь, и радость того, кто есть друг, естественно переходят к любящему, так как у того и другого при одних и тех же условиях наблюдается одинаковое расположение. Итак, поскольку печаль вожделеннейшего господина нашего относительно общения с иноверными теперь возвещена нам чрез благочестивейшую госпожу игуменью, то она коснулась и нас, смиренных, и причинила скорбь нашему сердцу в то время, когда мы думали о противоположной встрече.

О, несчастье! Что это за невольное увлечение? Что это за принудительное участие под страхом телесных страданий в случае отказа участвовать в иноверном хлебе? Тело и Кровь Господа нашего Иисуса Христа, – мысль самая христианская! – есть Жертва добровольная. Ибо великий апостол говорит о Нем: «будучи образом Божиим, не почитал хищением быть равным Богу; но уничижил Себя Самого, приняв образ раба, сделавшись подобным человекам и по виду став как человек; смирил Себя, быв послушным даже до смерти, и смерти крестной» (Флп.2:6–8). Если же она – Жертва добровольная, то добровольно и преподается желающим, а не нежелающим. Сам Господь в Евангелии говорит апостолам по поводу ушедших от Него из числа тех, которые казались учениками Его: «не хотите ли и вы отойти?» Ответ же великого Петра таков: «к кому нам идти? Ты имеешь глаголы вечной жизни: и мы уверовали и познали, что Ты Христос, Сын Бога живаго» (Ин.6:67–68). Также и в своем послании великий Петр говорит: «охотно» нужно пасти, а «не принужденно» (1Пет.5:2).

Итак, пусть знают насильно привлекающие к общению с собою нежелающих, что они поступают по-язычески, предлагая не Тело Христово, добровольно принесенное в жертву, а, напротив, некоторый род идоложертвенного, подобный не произвольно приносимым жертвам бесовским. Истинно это слово, и доказательство ясно, а никто не слушает. Но «пощади, Господи, не предай наследия Твоего на» совершенное «поругание», как говорит в одном месте некто из пророков (Иоил.2:17).

Что же будет с нами, возлюбленный и достопочтенный? Нам будет сказано: хотя и тяжело, но где обет любви? Неужели же мы будем еще увлекаться временем? Неужели будем бояться власти более, нежели следует? Где же изречение Господа, запрещающее бояться людей и повелевающее более бояться Одного Господа, у Которого всякая власть и сила ввергнуть и тело, и душу в геенну огненную (Лк.12:5)?

О, падение! О, страх, недостойный всякого человека, особенно христианина! Впрочем, скорее, любезный и добрый господин, восстанем, раскаемся. «Близок Господь призывающим Его» (Пс.144:18) и не хочет нашей погибели от какого-нибудь греха (Иез.33:11), но желает, чтобы мы по падении скорее восстали и по согрешении обратились, сколько бы раз это ни случалось по какому-либо безрассудству. Может быть, почтенная душа твоя скажет: Кто уязвил – Тот и уврачует нас (Ос.6:2). Для этого именно и есть епитимия. Действительно, нет ничего неисцелимого, если врачуется; да не будет для вас тяжко это слово врачевания.



Источник: Преподобный Феодор Студит. Послания. - М.: Приход храма Святаго Духа сошествия, 2003.

Вам может быть интересно:

1. Православная Богословская энциклопедия или Богословский энциклопедический словарь. Том III – Виллибальд профессор Александр Павлович Лопухин

2. Словарь о бывших в России писателях духовного чина Греко-российской церкви – Лаврентий Крыжанович митрополит Евгений (Болховитинов)

3. Библейская энциклопедия – Шамшерай архимандрит Никифор (Бажанов)

4. Письма – 589. Надо стремиться не только к ангельской одежде, но и к ангельскому жительству. Смиренное сознание своего недостоинства должно быть не... преподобный Иосиф Оптинский (Литовкин)

5. Sermons – Assumption Антоний, митрополит Су́рожский

6. Войдите в радость Господа: праздники церковного года епископ Серафим (Шарапов)

7. История Минской архиепископии (1793-1832 гг.) Стефан Григорьевич Рункевич

8. Огласительные поучения и завещание – Поучение 26. О том, чтобы не давать и не брать что-либо из пищи в братстве без благословения. преподобный Феодор Студит

9. Письма – 310. И еще раз о питии нетленном – чтении преподобный Антоний Оптинский (Путилов)

10. Священная история Андрей Николаевич Муравьёв

Комментарии для сайта Cackle