Азбука веры Православная библиотека преподобный Феодор Студит Преподобного отца нашего и исповедника Феодора, игумена Студийского, епитимии общие для всего братства против нарушающих правило в церкви

Преподобного отца нашего и исповедника Феодора, игумена Студийского, епитимии общие для всего братства против нарушающих правило в церкви

Источник

«Общие братские епитимии» (Ἐπιτίμια ϰοινὰ τῆς ὅλης ἀδελφότητος) и «Ежедневные епитимии монахов» (Τὰ ϰαθημερινὰ ἐπιτίμια τῶν μοναχῶν) изданы (с латинским переводом) кардиналом Анджело Маем по рукописям Vatic. gr. 430 и Ottob. gr. 350 (Nova patrum bibliotheca. T. 5. Pars 2. Roma, 1849. P. 138–145; переиздание: PG. T.99. Col. 1733–1747, 1747–1758). Текст первых в рукописях имеет значительные расхождения; текст вторых носит явные следы последующих вмешательств. В целом «Епитимии» Феодора Студита находят параллели в правилах египетских отцов, а также епитимийных правилах, приписываемых Василию Великому, Иоанну Златоусту, Иоанну Постнику, патриарху Никифору. При этом епитимии Феодора занимают среднее положение между суровой акривией Пахомия и Псевдо-Златоуста и снисходительной икономией Иоанна Постника. См. подробное сопоставление: Доброклонский. Преп. Феодор... Т. 1. С. 536–547. Славянскую версию «Общих правил» см. в кн.: Казанский П.С. История православного русского монашества. М., 1855. С. 198–202. – Ред.

Содержание

О келаре О поваре О библиотекаре О сапожнике О каллиграфе О портном О привратнике О больничнике [О кузнеце] О лампаднике О садовнике О виноградаре О пахаре О гостиннике О хлебопеке О плотнике О скотнике О рассыльном Об учителе детей О дворнике О канонархе О таксиархе [О сосудохранителе] О ткаче  

 

1. Кто не присутствовал при начале [пения] «Слава в вышних» помимо болезни или другой уважительной причины, тот во время благословения, склонившись, должен оставаться до выхода братьев, прося прощения, и потом должен получить благословение1.

2. Опоздавший к шестопсалмию должен стоять во время трапезы; опоздавший к кафизме пусть совершит пятнадцать поклонов. Пришедший после шестопсалмия или переходящий [с места на место] без разрешения должен стоять во время трапезы2.

3. Кто не стоял до псалма пятидесятого, тот должен подвергаться епитимии сухоядения.

4. Кто пропустил целый канон, тот пусть несет епитимию сухоядения и притом не должен сидеть.

5. Кто не явился к началу каждого часа, должен подвергаться той же епитимии, какая налагается на не присутствующего [при пении] «Слава в вышних»3.

6. Вышедший [из храма] до прокимена каждого часа или до конца, должен нести епитимию сухоядения.

7. Не присутствующий при начале должен подвергаться епитимии того, кто не был [при пении] «Слава в вышних».

8. Не слышавший величания должен стоять во время трапезы.

9. Остающийся вне входа [в храм] должен нести епитимию сухоядения.

10. Кто не причащался по собственному решению, то должен отлучаться4 на один день.

11. Кто находится под епитимией и во время совершения Литургии не присутствует вместе с оглашенными в притворе, тот должен совершить пятьдесят поклонов. [Col. 1736]

12. Кто без уважительной причины не присутствует за трапезой вместе с братьями, тот должен стоять, или нести епитимию сухоядения, или, согласно великому Василию5, остаться без пищи до определенного часа следующего дня.

13. Кто без напоминания выходит из церкви больше одного раза или во время совершения каждого богослужения садится без напоминания пред вратами алтаря, тот должен положить десять поклонов.

14. Всякий, кто без уважительной причины не присутствует за тремя оглашениями во время недели, должен нести епитимию сухоядения.

15. Кто ушел от вечернего оглашения, тот должен стоять.

16. Всякий, кто слышит три удара [в било] во всякое время и не идет с поспешностью, должен совершить двадцать поклонов.

17. Кто, вопреки данному распоряжению, ходит туда и сюда и странствует по монастырю, тот должен подвергнуться отлучению на один день.

18. Кто из одной мастерской ходит в другую без надлежащей причины, тот должен подвергнуться отлучению на один день6.

19. Кто после молитвы, бывающей после вставания от трапезы, не уходит, как постановлено, тот должен сделать двадцать поклонов.

20. Кто вступает в беседу после повечерия, тот должен совершить пятьдесят поклонов7.

21. Всякий занимающийся рукоделием, если не работает спокойно, но возбуждает с посторонними разговоры, должен подвергнуться отлучению на два дня.

22. Кто бывает уличен в каком-либо воровстве, тот должен подвергнуться отлучению на одну неделю8.

23. Кто непристойно кричит, тот должен совершить тридцать поклонов9.

24. Если у кого-либо в том или другом месте найдется что-либо помимо данного с благословением, это должно быть отнято, а сам он осуждается на сухоядение.

25. Если кто-либо имеет нечто необъявленное или откроет кому- либо помимо лиц, назначенных [для сего], тот должен подвергнуться отлучению на один день.

26. Если кто-либо по прошествии двух недель не явится на исповедь к игумену, тот должен подвергнуться отлучению на один день.

27. Если кто-либо услышит злословие другого и сам не исправит порицателя или же не сообщит о слышавшем настоятелю, на того должно возложить епитимию в сто поклонов10.

28. Кто бывает позван другим и не тотчас ответит, хотя бы приглашение было вблизи, должен подвергнуться епитимии в тридцать поклонов.

29. Всякий, кто в субботу по личному желанию не переменяет одежды11 или же не передаст смены в тот же день или и в следующий, должен подвергнуться епитимии сухоядения.

[Col. 1737] 30. Всякий, кто враждует против настоятеля и возмущает братство, должен отлучаться на один день12.

31. Если кому-либо пришлось выходить [из монастыря] на агапу13 (εἰς ἀγάπην)14 и по возвращении он будет рассказывать о том, что случилось, каким бы то ни было образом, особенно во время трапезы, без вопрошаний настоятеля, тот должен подвергнуться отлучению на один день.

32. Если кто-либо, посетив другие монастыри, станет письменно или же и не письменно, но без разрешения настоятеля сообщать, о чем-либо, и особенно о пище или о другом каком-либо деле, тот должен подвергнуться отлучению на три дня.

33. Если кто-либо в воскресенье и особенно в день праздничный не наденет лучшей своей одежды на два светильничных богослужения и к утрени, тот пред алтарем должен положить пятьдесят поклонов и потом, возвратившись, должен надеть ее.

34. Если у кого-либо в ящике будет найдена какая-либо другая рукопись, – либо из Священного Писания, либо словарь, либо письмо к брату, – кроме изучаемой им стихиры или кафизмы, тот должен быть отлучен на один день.

35. Кто узнал о выходе брата из монастыря, или беседовал [с ним по этому поводу], или сопровождал и не сообщил, должен быть отлучен на одну неделю.

О келаре15

36. Если произойдет пролитие вина – поклоны соответственно мере пролитого, по пяти и выше; равным образом, если будет пролитие уксуса или излишняя выдача масла и овощей.

37. Если случится гниение какого-либо съестного продукта, то [наказание налагается] соответственно тому же.

38. Если какой-либо сосуд долгое время будет оставаться не покрытым, то [назначаются] те же самые поклоны.

39. Если на трапезе будет предложено больше или меньше того, что установлено, [келарь должен] совершить сто поклонов.

40. Если будет разбит какой-либо сосуд, до стакана (βαυϰαλίου) включительно, то [назначаются] поклоны сто, и двести, и триста или и стояние с этим сосудом.

О поваре16

41. Если котел неполон – тридцать поклонов.

42. Если излишек пропадет – сто поклонов, а если будет выброшен как ненадобный – стояние с сухоядением.

43. Если [повар] не положит своевременно масла и соли, чтобы варились вместе [с кушаньем], двадцать поклонов.

44. Если прольет похлебку с маслом – тридцать поклонов.

45. Если кто возьмет стакан из столовой (ἀριστηρίου) и не возвратит его назад на свое место – пятьдесят поклонов.

46. Если будет разбит горшок, или чугунок (πυροστάτης) или котел (ϰαϰάβιον), или [Col. 1740] жаровня, или другой какой-либо поварской сосуд, [назначаются] сто и двести и триста поклонов.

О библиотекаре17

47. Если кто-либо возьмет книгу и неосторожно станет пользоваться ею, или будет брать другую книгу без согласия пользующегося ею, или станет просить иную, кроме той, которую он с возражением взял, пусть совершенно в этот день не прикоснется к книге.

48. Если библиотекарь не обнаруживает должной заботливости [о книгах], перетрясая, располагая в порядке (μεταστοιβάζων) и очищая от пыли каждую [из них], то он должен нести епитимию сухоядения.

49. Кто спрячет [книгу] в спальне (ϰοιτάριον) и по удару в било не возвратит ее библиотекарю без уважительной причины, тот должен стоять во время трапезы.

О сапожнике18

50. Если [сапожник] по небрежности изломает шило или другой инструмент для сапожного ремесла, то [должен совершить] поклонов сто, и пятьдесят, и тридцать.

51. Если он станет нерадиво обращаться с кожами или молотками и неаккуратно отрежет [кожу] и подошьет к башмакам, то должен нести те же самые епитимии.

52. Если он даст кому-либо [обувь] пристрастно или и без необходимости, то должен нести епитимию сухоядения.

О каллиграфе19

53. Если [каллиграф] сверх нужды приготовил клей, который от времени испортился, – пятьдесят поклонов.

54. Если он неопрятно хранит тетрадь, не кладет [осторожно] книгу, с которой списывает, не покрывает в свое время ту и другую, не соблюдает параллельности линий, ударений и знаков препинания, то [налагается епитимия] в тридцать и сто поклонов.

55. Если кто пропустит [что-нибудь] из написанного в книге, с которой переписывает, тот должен быть отлучен на три дня.

56. Если кто прочтет больше написанного в книге, с которой списывает, тот должен быть наказан сухоядением.

57. Если кто в гневе изломает писчее перо (ϰάλαμον) – тридцать поклонов.

58. Если один возьмет у другого тетрадь без ведома пишущего – пятьдесят поклонов.

59. Если кто не станет подчиняться приказаниям первого каллиграфа, тот должен подвергнуться отлучению на два дня.

60. Если первый каллиграф станет пристрастно распределять работы, не будет хорошо приготовлять пергамент и все относящиеся к ремеслу предметы, так чтобы занимающиеся этим делом ни в чем не испытывали затруднения, то он должен совершить пятьдесят и сто поклонов и подвергнуться отлучению.

О портном20

61. Если [портной] по небрежности изломает иглу или ножницы (ψαλία), порвет нитки или разорвет одежду, то [ему назначаются] поклоны – тридцать, или пятьдесят, или сто.

62. Если он пренебрежет какими-либо остатками материи [Col. 1741] или не починит обветшавшего [платья], не перевернет и не вычистит или небрежно станет выдавать каждому из братьев недельные смены, то должен нести епитимию сухоядения, или стоять, или быть отлучен на один день.

О привратнике21

63. Если привратник по небрежности оставит привратницкую и случится тайный выход брата, то он должен быть отлучен на одну неделю.

64. Если он по злоупотреблению допустит, чтобы от посетителей, прибывших в монастырь, проникли мирские ответы, то [должен совершить] сто поклонов.

65. Если он не с рассудительностью будет говорить или отвечать посетителям или не станет вести речи с игуменом благопристойно и прилично, то [должен совершить] сто поклонов.

66. Если по невниманию потеряет ключ, то подвергается епитимии сухоядения.

О больничнике22

67. Если [больничник] не будет заботиться, насколько возможно, о каждом из больных и не станет своевременно предлагать то, что нужно и соразмерно установленному, но или прибавит, или убавит, то [ему назначаются] поклоны 50 и 100, или он подвергается епитимии сухоядения, или должен быть отлучен на один день.

68. Если помощник больничника не будет устраивать постели больным и хорошо хранить масло, если не соблюдает точности [в приготовлении лекарства] вплоть до единого грана, то должен подвергнуться епитимии сухоядения и быть отлучен на один день.

69. Если кто-нибудь без [ведома] больничника ляжет на постель или переменит данную ему постель на другую, [тому назначается] 50 поклонов.

[О кузнеце]23

70. Если [кузнец]станет злоупотреблять углями, или по небрежности изломает какое-либо из кузнечных орудий, или потеряет, или без приказания возьмет от кого-нибудь что-либо, или сделает [другой инструмент], то [на него налагается епитимия] в 30 или 50 и 100 поклонов или он должен нести епитимию сухоядения.

О лампаднике24

71. Если [лампадник] не зажигает лампад и аккуратно и исправно не приводит церкви в порядок, так чтобы ничего не было ни излишним, ни недостающего, если он еженедельно, согласно обычаю, не чистит и не удаляет с лампад сора, то ему назначаются сто поклонов, и он должен подвергнуться епитимии сухоядения.

72. Если он разобьет лампаду, то в зависимости от ценности лампады должен исполнить епитимию.

73. Если он небрежно станет жечь масло, или прольет его из лампады, или зажжет слишком ярко, или убавит свет больше меры, то на него налагается епитимия в 30 поклонов.

74. Если он не очистит паникандил, или подвесок, или украшений так, чтобы они не портились от ржавчины, то должен подвергнуться епитимии в сто поклонов. [Col. 1744]

75. Если он убавит или прибавит сверх назначенной ему меры возжигания лампад, – так как сам знает время Господнего праздника и воскресения и памяти святых, – и если два и три раза в неделю не станет мести храма Божия, то должен подвергаться епитимии в тридцать поклонов.

О садовнике25

76. Если [садовник] не вовремя станет производить посев зелени – тридцать поклонов.

77. Если он не станет возделывать, как рай Господень, вверенный ему сад так, чтобы он давал братству достаточное количество всякого вида зелени, то должен совершить сто поклонов.

78. Если он небрежно будет относиться к орошению и не в меру поливать сто поклонов.

О виноградаре26

79. Если он не ухаживает за виноградником Господним, подрезывая его, очищая, окапывая, взрывая и разнообразно его возделывая, то [должен подвергнуться епитимии] в сто поклонов.

О пахаре27

80. Если [пахарь] в гневе ударит вола или произнесет неприличное слово, то [должен сделать] десять поклонов.

81. Если он не будет со вниманием и заботливостью пользоваться необходимыми для него орудиями и инструментами, то должен подвергнуться епитимии сухоядения.

О гостиннике28

82. Если гостинник не будет хорошо и со всяким расположением принимать гостей, обмывая их ноги и устраивая для них удобные постели, – сто поклонов.

83. Если он оставит постель непокрытой, если не вытряхивает бывших в употреблении одеял и не бережет их, то должен подвергнуться епитимии сухоядения.

84. Равным образом [назначается сухоядение], если он в течение недели не убирает спальню.

О хлебопеке29

85. Если кто-нибудь станет беседовать в хлебопекарне, в то время как братия занимаются приготовлением хлебов, тому [назначаются] тридцать поклонов.

86. Если хлебопек неумеренно станет жечь хворост или дрова, или плохо испечет хлеб, [ему назначаются] три поклона.

О плотнике30

87. Если [плотник] испортит отесанное дерево, или отрубит больше меры, или разрубит не по мере, или и вообще как-нибудь сделает его негодным, то должен подвергнуться епитимии сухоядения.

88. Если кто-нибудь возьмет инструмент без ведома плотника или из другой мастерской – тридцать поклонов.

89. Если [кто] потеряет инструмент какого бы то ни было назначения, тот должен подвергнуться епитимии сухоядения и отлучения.

90. Если будет изломан топор, бурав, пила или другой какой-либо инструмент – сто поклонов.

О скотнике31

[Col. 1745] 91. Если он не оказывает надлежащей заботливости о животных, то есть вовремя не дает воды и пищи, не кладет подстилки, не чистит и не ухаживает, – тридцать поклонов.

92. Если он долго гоняет [животных] на мельнице или в другой дороге, или бьет их, или кладет ношу больше должного, то должен нести епитимию сухоядения или отлучения на один день.

О рассыльном32

93. Если он передает братьям речи или ответы от внешних или от родственников, то должен быть отлучен на один день.

94. Если при покупках и продажах он будет спорить или раздражаться, или произносить клятвы и не со второго или третьего слова производить продажу и покупку, то должен подвергнуться епитимии в пятьдесят и сто поклонов.

95. Если он не с надлежащей благопристойностью станет делать выходы из монастыря, так чтобы и совершать хождение с молитвою и стихословием, не бросая взглядов на женщин или на что-либо другое неуместное, но дабы, насколько возможно, Бог прославлялся посредством пользы для всех, его видящих, то должен подвергнуться епитимии сухоядения на один день.

Об учителе детей33

96. Если он не имеет сострадательного сердца и отеческого расположения, так чтобы воспитывать детей в воспитании34 и научении Господнем, заботясь о теле их и душе, согревая и заботясь о всякой их телесной потребности, то должен подвергнуться епитимии в сто поклонов, или сухоядению, или отлучению на одну неделю.

97. Произнесший среди братства всякое неприличное и оскорбительное слово, кроме лиц начальствующих, которые иногда говорят это с воспитательной целью, [должен подвергнуться епитимии] в пятьдесят поклонов.

О дворнике35

98. Если он дважды в неделю не приведет всего монастыря в хороший внешний вид – пятьдесят поклонов или пусть подлежит епитимии сухоядения.

О канонархе36

99. Если он, вопреки назначенному часу, то есть в полночь ежедневно и до полуночи в воскресный день, нерадиво отнесется к духовной трубе, предупредив [срок] или запоздав, то должен совершить поклоны – тридцать, и пятьдесят, и сто.

100. Если он не станет благовременно оповещать каждый богослужебный час, призывая братию, – сто поклонов.

101. Если он будет уличен в нападении на брата по обвинению со стороны или по личному пристрастию и если будет или лишать его чтения [в храме], или обременять, то должен подлежать епитимии сухоядения.

102. Если он не будет соблюдать надлежащей заботливости и чистоты относительно первых слов [церковных песнопений], а также относительно кондаков в каждой книге, которую он держит, дабы она не оказалась неудобной [для пользования] то вследствие движения канонархов, то вследствие укрепления лампады, [Col. 1748] то потому, что закапана воском, или же вследствие нечистоты и потливости рук, – [ему назначается] стояние вне трапезной.

103. Если он заранее не скажет имеющему читать или петь, чтобы то и другое было приготовлено и обдумано, – двадцать поклонов.

104. Если останется канон, не пропетый в должный день, – сто поклонов.

О таксиархе37

105. Если он, прежде всего, сам не хранит благочиния, потом, в силу власти своего служения не наблюдает и за всем братством, чтобы [монахи] благоприлично стояли в хоре и особенно своевременно [являлись] соответственно возрасту, опытности и красоте голоса, то должен совершить тридцать, и пятьдесят, и сто поклонов.

106. Если он тщательно не ведет списка для того, чтобы знать степень каждого [брата] и число всего братства, чтобы давать приказание протодиакону записывать умерших в диптихи, а убежавших по неразумию разыскивать, и если допустит какое-либо другое уклонение, то должен подвергнуться епитимии в сто поклонов.

[О сосудохранителе]38

107. Если он не со страхом и трепетом берет в руки священные и божественные предметы, так как по временам совершает облачение божественного престола и других духовных богослужебных предметов, и, если не складывает вдвое и не кладет покровов – тридцать и пятьдесят поклонов.

О ткаче

108. Если он первый утром не назначает каждому дело и не следит за тем, чтобы не было никакого злоупотребления относительно шерсти и приготовленных из шерсти ниток, то [он должен исполнить епитимию] в пятьдесят поклонов.

109. Если он по небрежности порвет пряжу или, возбужденный гневом, изломает ткацкий челнок – пятьдесят поклонов.

101. Если хитоны39 будут ткаться не надлежащим образом – без соблюдения в тканье плотности каймы (λώματος), ровности ткани (ἰσονημίας) и чистоты рук (ϰαθαροχειρίας), – пятьдесят поклонов.

* * *

1

То же по 1-му правилу из «Собрания 22 правил» Никифора Константинопольского (Рitrа J.B. Spicilegium Solesmense. Т. 4. Р. 393. N 54). – Ред.

2

Ср. 2–3 правила Никифора (за опоздание к кафизме полагается 40 поклонов) (Рitrа J.B. Spicilegium Solesmense. T. 4. P. 393. N 55–56). – Ред.

3

То же по 5-му правилу Никифора (PitraJ.B. Spicilegium Solesmense. Т. 4. Р. 394. N 58). – Ред.

4

В чем состояло отлучение (ἀφορισμός) из сочинений преп. Феодора не вполне ясно. Скорее всего, имеется в виду временное отлучение от общения с братией в молитве, пище и работах. См.: Доброклонский. Преп. Феодор... Т. 1. С. 539. – Ред.

5

Ср.: Свт. Василий Великий. Правила, кратко изложенные, 136// Сет. Василий Великий. Творения. Т. 2. С. 263. – Ред.

6

Ср.: Свт. Василий Великий. Правила, кратко изложенные, 141 // Свт. Василий Великий. Творения. Т. 2. С. 265. – Ред.

7

То же по 7-му правилу Никифора (Pitra J.B. Spicilegium Solesmense. Т. 4. Р. 394. N 60). – Ред.

8

По 24-му «Правилу исповеди» (см. выше) за воровство налагается епитимия в 40 дней сухоядения в девятый час и 100 поклонов. Ср.: Правило Василия Великого 61-е (уличенный вор отлучается на 2 года) // Свт. Василий Великий. Творения. Т. 2. С. 776. – Ред.

9

То же наказание по 8-му правилу Никифора (Pitra J.B. Spicilegium Solesmense. T.4. P.394.N61). – Ред.

10

По 9-му правилу Никифора, почти дословно совпадающему с данным, полагается 150 поклонов (Pitra J.B. Spicilegium Solesmense. T. 4. P. 394. N 62). Василий Великий указывает отлучать слушающего клевету наравне с клеветником (Ср.: Свт. Василий Великий. Правила, кратко изложенные, 26 // Свт. Василий Великий. Творения. Т. 2. С. 233). – Ред.

11

В ТФС: «платья». – Ред.

12

По 10-му правилу Никифора полагается отлучение на 15 дней и сыроядение (Pitra J.B. Spicilegium Solesmense. T. 4. P. 394. N 63).

13

Под «агапой» здесь, очевидно, понимается благотворительная трапеза, совершавшаяся вскладчину членами мирских братств (например, столичного погребального братства, в котором состоял и Феодор Студит; см.: Доброклонский. Преп. Феодор... Т. 1. С. 585). – Ред.

14

В ТФС: «кто-либо случайно оказался в мирском собрании». – Ред.

15

Келарь (ϰελλαρίτης) заведовал кладовой съестных припасов и выдавал их на кухню. – Ред.

16

Повар (ὀψοποιός) находился в подчинении у келаря. – Ред.

17

Библиотекарь, или книгохранитель (βιβλιοφύλαξ), следил за монастырской библиотекой и выдавал книги инокам. – Ред.

18

Сапожник (σϰυτεύς) ремонтировал и изготавливал обувь. – Ред.

19

Каллиграф (ϰαλλιγράφος) занимался изготовлением и переписыванием книг; находился в подчинении у первого каллиграфа (πρωτοϰαλλιγράφος). – Ред.

20

Портной (ἀϰεστής) занимался починкой и изготовлением одежды; находился в подчинении у протовестиария. – Ред.

21

Привратник (ὀστιάριος) пропускал входящих и выходящих с разрешения игумена, выступал посредником в переговорах посетителей и иноков. – Ред.

22

Заведующий монастырской больницей (νοσοϰόμος); оказывал медицинскую помощь, принимал больных и ухаживал за ними, следил за порядком в больнице; ему подчинялись помощник (παρανοσοϰόμος), больничные келарь, повар и слуги. – Ред.

23

Пропущен заголовок «О кузнеце» (Περί τοῦ χαλϰοτύπου), сохранившийся в славянской версии («О ковачи»). См.: Доброклонский. Преп. Феодор... Т. 1. С. 418, примеч. 6. – Ред.

24

Лампадник (ϰανδηλάριος) отвечал за освещение и уборку храма. – Ред.

25

Садовник, или огородник (ϰηπωρός), обеспечивал братию зеленью. – Ред.

26

Виноградарь (ἀμπελουργός) ухаживал за виноградником. – Ред.

27

Пахарь (ἀροτριῶν) обрабатывал монастырские поля; находился в подчинении у старшего пахаря. – Ред.

28

Гостинник (ξενοδόχος) заведовал монастырской гостиницей, принимал странников и ухаживал за ними. – Ред.

29

Хлебопек (μάγϰιψ) находился в подчинении у келаря. – Ред.

30

Плотник (τέϰτων) находился в подчинении у главного плотника. – Ред.

31

Скотник (ϰτηνίτης) ухаживал за монастырскими животными. – Ред.

32

Букв.: служитель (διάϰων); назначался для выходов по хозяйственным делам – покупке и продаже изделий и припасов, доставке писем. – Ред.

33

Детский учитель (διδάσϰαλος τῶν παιδῶν) наставлял детей, воспитывавшихся при монастыре. – Ред.

34

В ТФС: «в наказании». – Ред.

35

Дворник, или уборщик (ϰοσμίτης) следил за чистотой монастырской территории. – Ред.

36

В обязанности канонарха (ϰσνονάρχης) входило: созывать к молитве ударами в било; назначать чтецов и певчих и руководить ими; наблюдать за уставным порядком в богослужебном чтении и пении; хранить в чистоте богослужебные книги. – Ред.

37

Таксиарх (ταξιάρχης) поддерживал благочиние и порядок в братских собраниях, наблюдая, чтобы все занимали положенные места, сохраняли благопристойность в одежде, походке и поведении; вел список братий с указанием их степеней; сообщал протодиакону об умерших, разыскивал бежавших. – Ред.

38

Несмотря на отсутствие заголовка, указанные далее обязанности должны относиться не к таксиарху, а к сосудохранителю, или скевофилаксу (σϰευοφύλαξ), который следил за церковной утварью. См.: Доброклонский. Преп. Феодор... Т. 1. С. 556, примеч. 1. – Ред.

39

В данном случае – полотнище для пошива нижней одежды. – Ред.


Источник: Творения : [В 3 т.] / Преподобный Феодор Студит. - Москва : Сибирская благозвонница, 2010-. / Т. 2: Нравственно-аскетические творения; Догматико-полемические творения; Слова; Литургико-канонические творения. - 2011. - 863 с., [1] л. портр. : ил. / Преподобного отца нашего и исповедника Феодора, игумена Студийского, епитимии общие для всего братства против нарушающих правило в церкви. 487-497 с.

Комментарии для сайта Cackle