Азбука веры Православная библиотека святитель Иоанн Постник, патриарх Константинопольский

святитель Иоанн Постник, патриарх Константинопольский

(595)

Каноническое право

Spuria (приписываемые сочинения)

святитель Иоанн Постник, патриарх Константинопольский
святитель Иоанн Постник, патриарх Константинопольский

Патриарх Константинопольский, канонист.

Биография


Сын бедных родителей; предполагал заниматься каким-либо ремеслом и не получил школьного образования, но, под влиянием одного монаха, стал строгим аскетом-постником и был посвящён в диаконы. Избранный в патриархи, он хотел было спастись от этого сана бегством, но был удержан. Отличался особой любовью к бедным и сам оставался всю жизнь бедняком. Его называли вместилищем добродетелей.

Известен ряд канонических сборников, которые византийская рукописная традиция ошибочно ему приписывает. Подлинным сохранившимся произведением Иоанна Постника в области церковного права может считаться лишь некое ядро сборника «Епитимийных канонов», которое в современном виде сложилось в результате работы позднейших редакторов.

Это – наставление духовникам, как принимать тайную исповедь в тайных грехах, будет ли это грех уже совершенный или состоящий в одном только греховном помышлении. Древние церковные правила говорят о способах и сроках всенародного церковного покаяния, назначаемого для явных, уличенных грешников. Нужно было икономически приспособить эти правила к тайной исповеди неуличенных кающихся. Составители сборников исходили из того, что добровольная исповедь тайных, неведомых миру, грехов уже свидетельствует о готовности грешника примириться с Богом и своей совестью, и потому сократил епитимии древних отцов наполовину и больше. Зато более точно определяется характер епитимий: строгий пост, ежедневное совершение установленного числа земных молитвенных поклонов, раздаяние милостыни. Сроки епитимий назначаются духовником. Главная мысль номоканона заключается в назначении епитимий не просто по тяжести грехов, но по мере, доступной для кающихся. Покаяние же оценивается не по продолжительности наказания, а по степени его переживания кающимся, по его духовному состоянию.

Тропарь святителю Иоанну Постнику, патриарху Константинопольскому, глас 4

Пра́вило ве́ры и о́браз кро́тости,/ воздержа́ния учи́теля/ яви́ тя ста́ду твоему́/ я́же веще́й и́стина:/ сего́ ра́ди стяжа́л еси́ смире́нием высо́кая,/ нището́ю бога́тая,/ о́тче Иоа́нне,/ моли́ Христа́ Бо́га// спасти́ся душа́м на́шим.

Кондак трем святителям Александру, Иоанну Постнику, Павлу, патриархам Константинопольским, глас 8

Христовою любовию распалаеми, славнии, / и ярем Его приемшии — Крест Честный, / подражатели Того жития явистеся / и Божественный славы Его причастницы бысте, / Александре Богомудре со Иоанном чудным и Павлом славным. / Темже, Престолу Его предстояще, // прилежно молитеся за души наша.