Азбука веры Православная библиотека святитель Иоанн Постник

святитель Иоанн Постник

Каноническое право

Послания

святитель Иоанн Постник

святитель Иоанн Постник (595)


Иоанн Постник — 15 Константинопольский патриарх.

Сын бедных родителей; предполагал заниматься каким-либо ремеслом и не получил школьного образования, но, под влиянием одного монаха, стал строгим аскетом-постником и был посвящён в диаконы. Избранный в патриархи, он хотел было спастись от этого сана бегством, но был удержан. Отличался особой любовью к бедным и сам оставался всю жизнь бедняком. Его называли вместилищем добродетелей.

Известен в Православной Церкви как составитель Покаянного номоканона (епитимийника), который дошел до нас в нескольких различных редакциях. Но основа их одна и та же. Это – наставление духовникам, как принимать тайную исповедь в тайных грехах, будет ли это грех уже совершенный или состоящий в одном только греховном помышлении. Древние церковные правила говорят о способах и сроках всенародного церковного покаяния, назначаемого для явных, уличенных грешников. Нужно было икономически приспособить эти правила к тайной исповеди неуличенных кающихся. Святитель Иоанн Постник исходил в своем Покаянном номоканоне (или «канонарии») из того, что добровольная исповедь тайных, неведомых миру, грехов уже свидетельствует о готовности грешника примириться с Богом и своей совестью, и потому сократил епитимии древних отцов наполовину и больше. Зато он более точно определяет характер епитимий: строгий пост, ежедневное совершение установленного числа земных молитвенных поклонов, раздаяние милостыни. Сроки епитимий назначаются духовником. Главная мысль номоканона, составленного святым Патриархом, заключается в назначении епитимий не просто по мере грехов, но по мере, доступной для кающихся, и по оценке покаяния не по продолжительности наказания, а по степени его переживания кающимся, по его духовному состоянию.

Кондак трем святителям Александру, Иоанну Постнику, Павлу, патриархам Константинопольским, глас 8

Христовою любовию распалаеми, славнии, / и ярем Его приемшии — Крест Честный, / подражатели Того жития явистеся / и Божественный славы Его причастницы бысте, / Александре Богомудре со Иоанном чудным и Павлом славным. / Темже, Престолу Его предстояще, // прилежно молитеся за души наша.