схимонах Феодор Свирский (Пользиков)

(1756–1822)

Нравственно-аскетические труды

схимонах Феодор Свирский (Пользиков)
схимонах Феодор Свирский (Пользиков)

Схимонах, ученик прп. Паисия (Величковского), один из возобновителей внутреннего монашеского делания в России.

Биография


Родился в 1756 году в уездном городе Карачеве Орловской губернии. Отец был из купеческого сословия, мать – из духовного.

Лишившись рано отца был отдан местному протоиерею для обучения грамоте и пению, дарование к которому, соединенное с превосходным голосом, в особенности блистало в нем.

В дом матери он возвратился уже юношей и по ее требованию завел торговую лавочку в Карачеве и провел, занимаясь торговлей, около двух лет. Однако его тянуло к монашеству и, будучи не в состоянии противится сердечному чувству, он тайно ушел в Площанскую пустынь. По прошествии недолгого времени мать вернула его домой.

Через некоторое время он снова бежал из дома и достиг монастыря Белые Берега. Оттуда опять отправился в Площанскую пустынь, из которой его снова забрала мать.

Все свободное время в мiру, Феодор посвящал чтению и молитве, принимал странников, кормил голодных. Но и такое боголюбивое настроение не спасло его от падения. Феодор поступил на место приказчика в богатый купеческий дом. Хозяин дома вскоре умер, его вдова вручила Феодору управление всеми делами. Вдова была матерью четырех взрослых дочерей, прекрасных собою и Феодор, увлеченный преступной страстью, согрешил сначала со старшей, потом с младшей. Желая прикрыть свои грехи, он женился на младшей сестре.

В 1782 году, тоскуя по утраченному сокровищу богоугодного жительства, ушёл на богомолье в Киев, а оттуда в Молдавию в Нямецкий монастырь.


Постижение монашеского делания Молдавии

В Нямецком монастыре тогда было около 700 человек братии, руководимой архимандритом старцем Паисием, находившемся уже в болезненном состоянии и почти никуда не выходившем из кельи. Феодору отказали в приеме из-за недостатка места и скудости монастыря, но он умолил разрешить повидать старца Паисия, дабы принять его благословение. Увидев Феодора, преподобный Паисий глубоко пожалел его и принял в монастырь.

Исповедав духовнику старцу Софронию все грехи, сделанные от самой юности, он был отлучен на пять лет от приобщения Святых Христовых Таин.

Феодор поступил в послушание к строгому старцу, имевшему присмотр над монастырскими пчелами. Тяжкие труды и укоризны начальника рождали в нем постепенно болезненное чувство сокрушения, растворяющее молитву его особенной силой.

Через два года Феодора сделали помощником в просвирне, находившейся в монастыре Секуле, зависевшем от Нямецкого и лежащем в 12 верстах от него.

Вскоре он переселился к пустынникам Онуфрию и Николаю, ученикам старца Паисия, монахам высокой духовной жизни. Феодор ухаживал за престарелым Онуфрием до самой его смерти.

Через полгода после преставления старца Онуфрия, Феодор оставил пустыню, в которой прожил пять с половиной лет, и снова перебрался в Нямецкий монастырь. Здесь он проходил различные монастырские послушания: переписывал книги святых Отцов, переводимые Паисием с греческого языка на славянский, пел на клиросе, уставщиком которого был сделан впоследствии. Под руководством старца Паисия обучился "искусству всех искусств" – умному деланию.

В 1801 году, когда был издан манифест императора Александра I, разрешавший вернуться всем бежавшим из России, старец Софроний посоветовал воспользоваться монаршей милостию и возвратиться в Россию. Перед отъездом он постриг его в схиму.


По русским монастырям

По возвращении в Россию, Феодор поступил в Чолнский монастырь, где начал уделять ближним от своих знаний, приобретенных в Молдавии. Но в 1805 году из-за злобы и зависти людской вынужден был переселится в Белобережскую пустыню, строителем которой был иеромонах Леонид, некоторое время обучавшийся у него в Чолнском монастыре.

Здесь старца Феодора постигла горячка. Обильное внутреннее делание обнаруживалось на его лице. В необычайном состоянии, когда он выступил из самого себя, ему было видение юноши, который сказал ему: "Ты спасен!". После этого, старец был восхищен в неизреченно приятную обитель, где он увидел церковь и в ней на правой стороне, близ алтаря, шалаш, в котором было пять или шесть человек. "Для сих людей отменяется смерть твоя, для них ты будешь еще жить", – сказал мысленный глас. Феодору также были показаны те великие скорби, которые предстояли ему на земле.

После выздоровления старец устроил себе келью в лесу, где с ним жили иеросхимонах Клеопа и отец Леонид, сложивший с себя достоинство настоятеля, став пустынножителем. Беспрестанно толпились у его кельи многочисленные посетители и нарушали безмолвие пустынножителей.

От суеты Феодор ушел в Новоезерский монастырь, но митрополит Амвросий послал Феодора в Палеостровскую пустынь, где по злобе и зависти настоятеля, его держали взаперти, как в тюрьме. Два года продолжались притеснения, старец жил без одежды и обуви, настоятель грозился посадить его в погреб и кормить травой.

Видя непримиримую ненависть настоятеля, Феодор самовольно отлучился из Палеострова и переместился в Валаамский монастырь, где его ждали старцы Клеопа и Леонид. Здесь он пребывал около шести лет и привлек к себе едва ли не всю братию. Некоторые монашествующие и настоятель обители были смущены тем, что старец Феодор много времени уделяет приему людей, что он так прост и открыт, и учит приходящих к нему не внешним подвигам, а "отверзению сердца" через покаянную Иисусову молитву. Неприязненное чувство настоятеля отца Иннокентия к старцу Феодору и его ученикам еще более усилилось, когда за советом к нему стали обращаться не только валаамские иноки, но и знатные паломники. Настоятелем была написана жалоба митрополиту Санкт-Петербургскому, и дело могло бы кончиться плохо для старца Феодора, если бы за него не заступился святитель Московский Филарет.

В 1816 году скончался старец Клеопа и в июне 1817 года отцы Феодор с Леонидом перебрались в Александро-Свирский монастырь.

Последние годы в Александро-Свирском монастыре

В Свирском монастыре старец Феодор уже не знал искушений от братии и настоятеля, а наоборот, пользовался большим уважением и любовью всех. В это время в монастыре на покое жил митрополит Имеретинский Евфимий и часто после общения со старцем он говорил: "Велик Феодор!". Умервщляя плоть свою постническими подвигами, великий старец не ограничивался этим, но на теле своем носил еще тяжелые железные вериги весом 1 пуд и 5 фунтов.

В 1820 году государь император Александр I, проезжая недалеко от монастыря, неожиданно решил посетить обитель и познакомиться с отцами Феодором и Львом. Прозорливые старцы предупредили настоятеля о неожиданном визите, и тот вышел встречать монарха к святым вратам.

За полтора года до преставления старца постигла тяжкая болезнь. За день до кончины он имел видение: он видел себя в некоей великолепной церкви, исполненной белоризцев, и из их среды, с правого клироса, услышал торжественный голос покойного друга своего, иеросхимонаха Николая: "Феодор, настало время твоего отдохновения прииди к нам!". Старец Феодор предал душу Господу 7 апреля 1822 года в пятницу Светлой Седмицы.


Почитание

По воспоминаниям очевидцев честные останки старца были явлены нетленными. Архимандрит Пимен, настоятель Николо-Угрешского монастыря, в своих воспоминаниях пишет, что через 10 лет после кончины отца Феодора, когда рядом с его могилой копали могилу для духовника обители иеросхимонаха Антиоха, оказалось, что гроб отца Феодора, одежды и тело были совершенно такими же, как в самый день его погребения1). Это свидетельствовал также наместник Симонова монастыря, бывший в то время иеродиаконом Свирского монастыря.

Могила старца особо почиталась у богомольцев и насельников обители вплоть до закрытия Александро-Свирского монастыря.

[1] См. также: «Письма епископа Игнатий (Брянчанинова) к разным лицам.» Письмо 12-е. С. 14, Спб. «Сатис», 1993