Азбука веры Православная библиотека иеромонах Феодор (Юлаев) Проповедь в праздник Воздвижения Честнаго и Животворящего Креста Господня

Проповедь в праздник Воздвижения Честнаго и Животворящего Креста Господня

Источник

Произнесенная в Покровском академическом храме за Божественной Литургией 27 сентября 2009 года.

27 сентября 2010 г.

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа.

Сегодня, братья и сестры, мы вспоминаем Воздвижение Честнаго и Животворящего Креста Господня. Три века он был сокрыт в земле, и эти долгие три века верующие во Христа были под тяжким крестом кровавых гонений: их распинали, сжигали, отдавали на растерзание диким зверям. Сам сатана вооружался на Церковь Христову, и крестная смерть Христа стала образом смерти Его верных рабов. Когда же после воцарения в Риме благочестивых царей в святом граде Иерусалиме в присутствии равноапостольной царицы Елены и множества народа Патриарх Макарий воздвигал обретенный Крест Господень, весь народ падал ниц и единогласно взывал: «Господи, помилуй!». Только-только вздохнувшие свободно христиане с верой и любовью поклонялись своему Царю и Спасителю, словно бы видя Его Самого, висящего на кресте, окровавленного и отживающего последние часы Своей страдальческой жизни; поклонялись Его Кресту, неизреченная благодать которого укрепляла их посреди ужасных гонений. Еще три века спустя, когда победоносный царь Ираклий сокрушил персидскую державу, эта величайшая христианская святыня, по грехам народа Божьего оказавшаяся в плену у неверных, с небывалым торжеством была возвращена в Иерусалим. И снова в Святом Граде воздвигался Крест Господень, и снова великое множество верующего народа со слезами поклонялось Христу Царю, избавляющему Свою Церковь от бед и напастей.

Поклоняемся сегодня и мы распятому за нас Спасителю, вспоминаем Его страдания, празднуем совершившееся на кресте Искупление. До креста человечество находилось «под клятвой», под праведным осуждением Божиим, в отлучении от Божественной жизни. И такова была сила греха, столь велико было греховное растление, что для нашего спасения потребовалась страшная смерть Единородного Сына Божьего. Всемогущий Бог, Царь правды, принял на Себя человеческую плоть и вместо нас, за наши прегрешения претерпел позорную и мучительную казнь. И эта уничижительная смерть на кресте стала подлинной славой Христа и низвела на весь мир благословение Божие. Крест стал орудием нашего спасения, нашего возвращения к Создателю, нашего воскресения и обожения. Как воспевает Церковь, днесь неприкосновенный существом прикосновен мне бывает. То есть премирный Бог, отлучивший от Себя падшего человека, во Христе распятом снова входит в тесное общение с ним. Не воплощение Сына Божьего, но именно Его крест и смерть примирили и соединили нас с Богом. Единственный ходатай, или посредник Бога и человеков, человек Иисус Христос1, умирает ради этого примирения, умирает невинный вместо виновных, и только после этого крайнего, предельного уничижения непосредственно «соприкоснулись» Бог и человек. Любовь Божия возвратилась к человеку, и теперь мы ради Распятого за нас восходим к Богу и становимся причастниками Божественного естества2. На кресте клятва разрушися осуждения праведного и восстановлена вечная правда Божия о человеке, созданном по образу и подобию Божьему. Крестом, как поет Церковь, прельщается некогда прельстивый древом праотца Адама начальник зла. Он напрасно думал, что и Сей распятый будет достоянием его державы. Искупитель, сошедши в ад, разрушил его царство и вывел умерших на свободу. Через крест воцарился над миром Христос, и потому ныне светло Церковь украшается, яко невеста, креста славу поюще.

Прославляя Искупителя мира, мы особо чествуем сегодня сам Животворящий Крест Господень, которому дана необычайная и непостижимая спасительная сила. По умозрению древних Отцов, сотворенная Богом вселенная, образуя в полноте своей круг, в центре своем имеет крест, будучи распростерта на четыре страны света. Так триединый Бог, предвидя еще до сложения мира падение первозданного Адама и уже тогда предопределяя наше Искупление через будущую крестную Жертву Единородного Сына, в основание всего творения положил крест. Первый человек, соблазнившись лестью древнего змия, произвольно сошел с богозаповеданного креста послушания, лишил мир его подлинной опоры, низвратил богоучрежденный порядок, открыл место тлению, разрушению и смерти. Ныне, когда упразднено древнее проклятие и открыт путь к воссозданию разрушенного грехом творения, крест снова стоит в центре мира. Его основание попирает адовы бездны, его верх достигает небес, во все концы мира изливается от него благословение и освящение. Словно бы наряду с видимым солнцем, которым живет мир, даровано нам другое, невидимое солнце, Крест Господень, которым духовно движется бытие мира, предопределенного к спасению. Им держится вселенная, им утверждается все доброе и святое, им попирается и отгоняется все злобное и богопротивное, – и демонские полки устрашаются и бегут при виде крестного знамения. Крестной силой апостолы, мученики, подвижники христианские исцеляли болезни, отнимали силу у яда, укрощали диких зверей, обезоруживали врагов, отгоняли движение страстей; эта сила укрепляла, оживотворяла и возвеселяла их среди самых страшных мучений.

О, каковый дар земным даровася! – воспевает Церковь, и в Церкви, знаем мы, все начинается крестом и запечатлевается им, как царской печатью. Он сопровождает всю нашу жизнь – от нательного креста, надеваемого при крещении, когда мы только вступаем в Царство Христово, до смерти, когда крест водружается над могилой. Без креста немыслимо никакое молитвенное обращение к Богу, никакое священнодействие и таинство. Само страшное таинство Евхаристии, «бескровная жертва», совершается троекратным знамением креста, когда силой распятого за нас Спасителя, ради принесенной Им жертвы пресуществляются Святые Дары. Таков Крест – украшение апостолов, слава мучеников, поборник праведных, спаситель преподобных, похвала и держава царей, победное знамя Царя царей Христа, Бога нашего, под которое собираются верные Ему рабы, знамение, которое предварит и Его второе славное и страшное пришествие. И только причастность Кресту Господню делает нас истинными христианами, только она сообщает нам подлинное достоинство, свойственное человеку, созданному по образу и подобию Божьему.

Но крест, красота Церкви и слава ангелов, остается соблазном и безумием для мира. Человек в падении своем заражен духом «крестоборчества»; это – подлинная философия враждебного Богу «мира», обреченного на погибель; это – знамя, под которое собирает свои полки «князь века сего». Время от времени «крестоборчество» прорывается в кровавых гонениях на рабов Христовых; оно изобретает новые «богословия», в которых не остается места ни для креста Спасителя, ни для крестного пути Его последователей. И в нас самих оно внедрилось глубочайшим образом, ведь мы не хотим страдать, мы хотим спасения без страданий, мы ожидаем и ищем здесь, на земле, утешной и покойной жизни, счастья и богатства, радостей и почестей. Однако, как учит святитель Тихон Задонский, «слава и похвала христианина состоит в подвиге, когда он не только носит на себе имя Христово, но следует за Христом, сообразуется с Ним, делает то же, что его Царь и Господь». Забывая об этом, мы легко и незаметно делаемся «врагами креста Христова», о которых так пишет святитель: «Крест Христов учит идти тесным путем, а они идут пространным. Крест учит смиряться, а они гордятся. Крест учит прихоти свои отсекать, а они их исполняют. Крест учит терпеть, а они гневаются и злобствуют. Крест учит греху умирать и жить для Бога, а они живут для себя и для греха». Но «хотя для мира крест и страдание христианское есть безумие, для христиан это премудрость и слава. Сего стыдятся и ужасаются плоть и кровь, но дух радуется о сем. Потому отдадим плоть и покоримся духу, и пусть торжествует дух. Христианская добродетель состоит в победе над собой самим, над плотью и над миром». Широки врата и пространен путь, ведущие в погибель, тесны врата и узок путь, ведущие в жизнь3 и многими скорбями надлежит нам войти в Царствие Божие4. А по словам одного праведного старца, «милосердный Бог и не хотел бы давать нам скорбей, но беда наша в том, что без них мы не умеем спасаться».

Братья и сестры, поклоняясь Кресту Господню, покаемся в наших бесчисленных прегрешениях и житейских пристрастиях, в уклонениях от правого пути, в недостатке любви, в празднолюбии и лености, гордости и зависти, маловерии и малодушии. Примем благодарно и благодушно свой собственный крест, который по человеколюбию Своему каждому посылает Господь, желая каждого из нас спасти для вечной жизни. Аминь.

Использованная литература.

Полное собрание сочинений прот. Иоанна Ильича Сергиева. Т. 1. СПб., 1893. [Репринт: СПб., 1994]. С. 399–409.

Схиархим. Иоанн (Маслов). Симфония по творениям святителя Тихона Задонского. М., 2000. С. 434–435.

Митроп. Вениамин (Федченков). Воздвижение Честного и Животворящего Креста Господня // Царство Святой Троицы. М., 2006. С. 353–461.

* * *


Источник: Феодор (Юлаев), иеромонах. Проповедь в праздник Воздвижения Честнаго и Животворящего Креста Господня. [Электронный ресурс] // Московская духовная академия

Комментарии для сайта Cackle