иеромонах Феодор (Юлаев)

Великая суббота

Проповедь произнесенная в Покровском академическом храме за Божественной литургией в Великую субботу 26 апреля 2008 года.

02 апреля 2010 г.

Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа.

Братья и сестры! Сегодня – Великая Суббота, и мы вспоминаем телесное погребение и сошествие во ад Господа и Бога и Спасителя нашего Иисуса Христа. Шесть дней назад, в первый день недели, Господь входил в Иерусалим как победоносный Царь Израильский. При всеобщем ликовании, с необычайным торжеством входил в Свой град Царь мира, несущий Своему народу спасение. И вот, то, ради чего Он пришел в Иерусалим – совершилось. Совершилось! – с такими словами предал дух Своему Отцу Божественный Страдалец1. Что же совершилось? В Иерусалиме в эти дни, вместо ожидаемого царства правды и мира, торжествовала вражда и ненависть, ложь и измена. Христа предал один из ближайших учеников; другие ученики, оставив Его, бежали2; под крики народной толпы Иисус Назорей, Царь Иудейский3, как последний раб и злодей приговорен к мучительной и позорной казни на кресте, и лишь немногие самые близкие люди остались с Ним до конца и оказали последние почести почившему Праведнику. Его бездушное и неподвижное тело снято с креста, помазано благовониями, погребено и запечатано в гробе4. Для ослепленных завистью и злобой врагов Христа, да и для Его растерянных и недоумевающих учеников, еще не облекшихся силою свыше5, то, что совершилось, выглядело горьким поражением и бесславной гибелью «галилейского пророка». Однако иначе судила Премудрость Божия, безумная в очах «сыновей века сего». Именно так надлежало пострадать Христу и войти в славу Свою6. Господь, торжественно вошедший в священный град Иерусалим, увенчал Свое служение блистательной победой: Своей смертью Он поразил нашу смерть; приняв на Себя тяготевшее над нами проклятие, Он снял это проклятие с рода человеческого7. Бесценная дидрахма, на которой начертан поистине царский образ, образ Бога невидимого8, уплачена за избавление двух народов, иудеев и язычников9. Искупление проданного под грех человечества совершилось10.

Потому нет, братья и сестры, среди дней года времени, равного дням этой святой Седмицы Страстей нашего Спасителя. Но и все дни Страстной Седмицы превосходит величием чудес и дел, воспоминаемых ныне, Великая и поистине благословенная Суббота. Как повествует пророк Моисей, при творении мира Бог, создав в шестой день человека, совершил к седьмому дню дела Свои, и почил в день седьмой от всех дел Своих, и благословил седьмой день, и освятил его, ибо в этот день Он почил от всех дел Своих11. Этот день и был назван «субботой», что на еврейском языке означает «покой». Все ветхозаветное Писание является указанием на тайну Христа, так и древняя суббота стала образом празднуемого нами дня. Совершив все дело искупления, воссоздав в шестой день истлевшего грехом человека и обновив его живоносным Крестом и смертью, Бог Слово в седьмой день упокоился от Своих дел12. После трудов и болезней, воспринятых ради нашего спасения, почивает таинственным и спасительным сном «лев от Иуды»; ныне субботствует Господин субботы13. И вместе с этим телесным упокоением начинается новая и великая деятельность почивающего во гробе Спасителя14. Христос, Солнце правды, зашел под землю; Он оставил во мраке Своих ослепленных злобой врагов, но и для живущих на земле, и для находящихся в преисподней воссияло спасение. Воссияло спасение всему миру, видимому и невидимому: Бог, сошедший с неба на землю, снисходит и в дóльнейшие страны земли15. Ныне совершается незримое для плотских очей и страшное торжество: Господь являет Свою долгожданную победу, обнаруживает Свое могущество над темными силами ада, свет Его Божества озаряет преисподнюю. Христос, связав сатану, высвобождает из-под его власти души тех, кто с верою ожидал Его пришествия, души ветхозаветных праведников. И это решительное изменение в мире невидимом отзывается и в видимом мире глубоким покоем, благословенным миром и тишиною на небесах и на земле, каковой благодатью и отличается эта преблагословенная Суббота16.

Сегодня, братья и сестры, мы вплотную прикасаемся к таинству будущего века. В этой необычайной торжественной тишине уже узнается та Вечная Суббота, то Небесное Царство, которое Бог уготовал любящим Его. Эта тишина бесконечно далека от обманчивого мирского утешения и покоя. Сейчас, когда остается совсем немного времени до светлой пасхальной утрени, обратимся к тому, чем назидалась наша душа в эти великие и святые дни. Христос пострадал за нас, нам оставив образ, чтобы мы последовали стопам Его17. Вошел в Свой покой Начальник и Совершитель нашего спасения; вошли в этот покой все святые, возненавидевшие мир и то, что в мире18, и сами возненавиденные лукавым и прелюбодейным миром. Постараемся и мы войти в оный покой19. Входим в этот покой мы, уверовавшие20, но со знамением веры надо нам вступать и в подвиги самоумерщвления, в борьбу с живущим в нас грехом. Грех еще сохраняет для нас свою силу и свою лесть. Пусть же никого не соблазняет временная сладость греха21. Сладость эта – слишком мимолетна; то, что теряется при этом – безмерно; то, чем это угрожает эта потеря – ужасно и непоправимо. Вспомним о нашем последнем дне: не окажемся ли мы по приговору Праведнейшего Судии там же, где будет Его предатель, где будут Его распинатели? Христос оставил нам образ, чтобы мы последовали стопам Его, а последователю Христа не к лицу угождать своим страстям, искать утешений, искать дружбы с враждебным Богу миром. Христос пострадал за нас плотью, значит и нам следует вооружиться той же мыслью; ибо страдающий плотью перестает грешить, чтобы остальное во плоти время жить уже не по человеческим похотям, но по воле Божией22. И хотя с подлинной христианской жизнью неизбежно соединены лишения и скорби, добровольные и невольные23, есть истинное блаженство и в этом веке: добрая совесть, не омрачаемая и не возмущаемая злыми делами, словами и помышлениями. Стоит в покое, как в тихой гавани, душа, постоянством в подвиге и терпением укрепившая себя на пути евангельских заповедей. Вот это превожделенное субботство еще остается для народа Божьего24; это субботство, братья и сестры, можем праздновать и мы, если захотим, и не только в этот день, но и на всякий день и час25. Если здесь, на земле, мы достигнем такой субботы, если мы войдем в этот покой, тогда и в час нашей кончины мы бестрепетно предадим свою душу в руки Божии, а последний день мира станет для нас не днем гнева, но началом вечной неизреченной пасхальной радости, чего да сподобит всех нас Христос Бог, наш Господь и Искупитель, возлюбивший нас и предавший Себя за нас26. Аминь.

* * *

4

Свт. Иннокентий Херсонский. Слово в Великую Субботу // Сочинения. Т. 8. СПб., 1901. С. 41–42.

7

Свт. Игнатий Брянчанинов. Слово 1-е в неделю цветоносную // Полное собрание творений. М., 2002. Т. 6. С. 107.

9

Ср. Мф. 17, 24–27. Свт. Кирилл Александрийский. Толкование на Евангелие от Луки // PG 72, 504.

10

Свт. Филарет, митрополит Московский. Слово в Великий Пяток // Слова и речи. Т. 1. М., 2003. С. 124.

12

Синаксарь во Святую и Великую Субботу // Триодь постная. М., 1992. Л. 483.

13

Свт. Феофан Затворник. Слово в Великую Субботу // Любовью назидая. Слова и проповеди. М., 2002. С. 219.

14

Свт. Иннокентий Херсонский. Слово в Великую Субботу. С. 42.

15

Еф. 4, 9. Син.: в преисподние места земли. Свт. Епифаний Кипрский. Слово о погребении Божественного Тела Господа нашего Иисуса Христа // Святоотеческие поучения на дни Страстной Седмицы. СТЛ., 2001. С. 219–220.

16

Прот. Артемий Владимиров. Проповедь в Великую Субботу.

17

1Пет. 2, 21. Син.: Христос пострадал за нас, оставив нам пример, дабы мы шли по следам Его.

23

Свт. Феофан Затворник. Слово в Великую Субботу. С. 225–226.

25

Схиархим. Иоанн (Маслов). Симфония по творениям свт. Тихона Задонского. М., 2000. С. 732.


Источник: Феодор (Юлаев), иеромонах. Великая суббота. [Электронный ресурс] // Московская духовная академия

Комментарии для сайта Cackle