Аннотация Источник

Аннотация АВ

«Сокращенное изложение Божественных догматов» является 5-й книгой сочинения блж. Феодорита Кирского «Краткое изложение еретических вымыслов», написанного около 453 г. Блж. Феодорит пытается систематически изложить христианскую догматику и предлагает сопоставить православное учение с еретическими заблуждениями, которые он привел в предыдущих 4-х книгах.

Трактат состоит из 29 глав. Первые главы посвящены триадологии. В главе 1 излагается учение о Боге. В главах 2-3 блж. Феодорит отстаивает равенство и совечность Сына и Святого Духа Отцу.

В главах 4-9 говорится о творении, духовных сущностях и антропологии. Все создано Пресвятой Троицей, а не является результатом взаимодействия эонов, чему учили гностики. Сотворенные Богом разумные существа подразделяются на 2 вида: бестелесные духи (ангелы и демоны) и человек. Природа человека имеет 2 составляющие: бессмертную душу и тело, составленное из 4 элементов. Блж. Феодорит отвергает учение о предсуществовании и переселении душ.

В главе 10 речь идет о Божественном Промысле. Автор критикует учение, что Бог не промышляет о Своем творении, что Промысл Божий ограничен подлунной сферой.

Главы 11-15 посвящены христологии и сотериологии. Блж. Феодорит обличает ереси манихеев, гностиков, ариан и др. Он подчеркивает, что Церковь Одного и Того же именует Сыном, Единородным, Логосом и Иисусом Христом, прилагая последнее именование к Господу после вочеловечения, а прочие - и до, и после него.

В главах 16-17 говорится о благости и праведности Божией, о единстве двух Заветов. Блж. Феодорит критикует 2 основных заблуждения Маркиона: противопоставления справедливого Демиурга и благого Бога и отрицания того, что Ветхий и Новый Заветы восходят к Одному и Тому же Законодателю.

В главе 18 речь идет о крещении, которое не только дарует оставление прежних грехов, но и дает верным образ будущего воскресения, приобщение к страданиям Христа и причастие Его Воскресению (гл. 18).

В главах 19-23 речь идет об эсхатологии. Бессмертная душа не воскресает, а возвращается в тело. Второму Пришествию Христа будет предшествовать явление антихриста. Каждый человек получит по справедливости либо награду, либо наказание. Царство праведников будет не земным и ограниченным во времени, как учат сторонники хилиазма, а вечным и нетленным (главы 19-23).

Главы 24-29 посвящены вопросам нравственности и изложению православного учения о браке.

26. О втором браке

И что говорить о браке? Апостол узаконил даже и второе супружество. Ибо сказал: «глаголю же безбрачным и вдовицам, добро им есть, аще пребудут якоже и аз: аще ли не удержатся, да посягают: лучше бо есть женитися, нежели разжизатися» (1Кор. 7, 8–9). «Разжизанием» же назвал не тяжесть борения с похотию, но преодоление оной. И чрез несколько слов подтверждает закон, говорит же так: «жена привязана есть законом, в елико время живет муж ея: аще же умрет муж ея, свободна есть, за негоже хощет, посягнути, точию о Господе» (1Кор. 7,39), то есть целомудренно и законно, с мужем благочестивым и верным. А о воздержании дает совет: «блаженнейша же есть, аще тако пребудет, по моему совету» (1Кор. 7,40). И несомненность закона доказывает чрез наведение; "мнюся бо, – сказал, – и аз Духа Божия имети». Не человеческими умствованиями водясь, узаконяю это, но как соделавшийся орудием Духа Божия. Надлежит же заметить, что воздерживающуюся назвал не блаженною, а блаженнейшею, научая сим, что и возлюбившая второй брак не вовсе лишена блаженства, если только прияла на себя иго установленному закону. И пиша к римлянам и изъясняя различие закона и благодати, Апостол представил в пример второй брак. Ибо говорит: «или не разумеете, братие: ведущым бо закон глаголю: яко закон обладает над человеком, во елико время живет? ибо мужатая жена живу мужу привязана есть законом: аще ли же умрет муж ея, разрешится от закона мужескаго. Темже убо живу сущу мужу прелюбодейца бывает, аще будет мужеви иному: аще ли умрет муж ея, свободна есть от закона, не быти ей прелюбодейце, бывшей мужу иному» (Рим. 7, 1–3). Посему и здесь, имея в виду доказать иное, доказал вместе, что второй брак не отметается. Также, пиша к блаженному Тимофею, излагая законы о чинах церковных и входя в подробности о звании вдовиц, присовокупил: «юных же вдовиц отрицайся» (1Тим. 5, 11); и объясняя причины, прибавляет: «хощу убо юным вдовицам посягати, чада рождати, дом строити, ни едины же вины даяти противному хулы ради» (1Тим. 5,14).

Но когда Павел говорит: «хощу», Новат осмеливается сказать: не хочу. И мы следуем законам Павловым, а высокомерию Новатову предоставляем плакать о себе.


Источник: Творения блаженного Феодорита епископа Кирского / [Общ. ред.: проф. А.И. Сидоров]. - М. : Паломникъ, 2003. - 717, [1] с. - (Библиотека отцов и учителей церкви) / Сокращенное изложение Божественных догматов. 9–83 с. ISBN 5-87468-203-1

Комментарии для сайта Cackle