блаженный Феодорит Кирский

Сокращенное изложение Божественных догматов

Глава 2 Глава 3 Глава 4

3. О Святом Духе и о Божественных именах

Посему дознали мы, что Дух Святый от Бога и Отца имеет бытие; но в образе происхождения не подобен ни твари, потому что Всесвятый Дух не создан, ни Единородному Сыну, потому что никто из богоносных происхождение Божия Духа не нарек рождением. Священные словеса научают нас, что Дух Святый от Бога и божествен. Сие говорит о Нем Владыка Христос: «уне есть вам, да Аз иду. Аще бо не иду Аз, Утешитель не приидет к вам» (Ин. 16, 7); и еще: «егда же приидет Утешитель,... Дух истины, Иже от Отца исходит» (Ин.15, 26), «наставит вы на всяку истину» (Ин.16, 13). Сказав: «от Отца исходит», показал, что Отец – источник Духа; не говорит же: изыдет, но: «исходит», показывая тождество естества, нераздельность и безразличие сущности и единение Ипостасей. Ибо исходящее неотлучно от того, от кого исходит.

Божественный же Апостол сказал о Духе следующее: «Дух вся испытует, и глубины Божия» (1 Кор. 2, 10). И чтобы испытание не почел кто следствием познания, присовокупил: «кто бо весть от человек, яже в человеце, точию дух человека, живущий в нем: такожде и Божия никтоже весть, точию Дух Божий» (1 Кор. 2,11). Так засвидетельствовав в ведении Духа, показывает, откуда имеет Он бытие. Ибо сказал: «мы не духа мира прияхом, но Духа Иже от Бога» (1 Кор. 2,12). Сим не престает сопоставлять Его с Отцом и Сыном, никогда же не сопоставлял с тварью; ибо не признавал Его частию твари, не именует и первою тварию, как богохульствовали Арий, Евномий и Македоний. Напротив того, указуя дары божественной благодати, Апостол сказал так: «разделения служений суть, а тойжде Господь: и разделения действ суть, а тойжде есть Бог, действуяй вся во всех» (1 Кор. 12, 5–6). Потом показав, что дарования раздаются туне, присовокупил: «вся же сия действует един и тойжде Дух, разделяя властию коемуждо якоже хощет» (1Кор. 12,11), то есть Всесвятый Дух не рабское совершает служение, но имеет владычественное достоинство, не прислуживает, но содействует и действует владычественно.

Так и в конце Второго послания к Коринфянам Апостол слагает такое благословение: «благодать Господа нашего Иисуса Христа, и любы Бога и Отца, и общение Святаго Духа со всеми вами, аминь» (2 Кор. 13, 13). И в Первом послании поставил Духа на первом, а здесь на последнем месте, научая сим, что порядок имен не делает различия в достоинствах. И в настоящем месте Сына предпоставил Отцу, не извращая тем порядка, какой постановил Господь, но показывая равночестность Троицы.

И на Апостолов снисшел Дух боголепно. Ибо сперва поколебал дом, давая разуметь Божие присутствие; потому что о Боге всяческих говорит Пророк: «призираяй на землю, и творяй ю трястися» (Пс. 103, 32). А потом в виде огненных языков воссел на Апостолах, как некогда древле, по словам Моисея, явился Бог в купине. И как горящая купина не истреблялась, так и языки Апостолов не испытывали на себе пожигающей силы. И божественный Петр, дознав сие, не словом, но делом, при изобличении Ананиевой татьбы, назвал Духа Богом. Ибо сказав: «почто сатана обольстил сердце твое, солгати» Всесвятому Духу (Деян. 5, 3), присовокупил: «не человеком солгал еси, но Богу» (Деян. 5,4).

Согласно же с сим сказано о Духе и богомудрым Павлом: потому что уверовавших, в которых вселилась благодать Духа, нарек храмами Божиими. «Не весте ли, – говорит он, – яко храм Божий есте, и Дух Божий живет в вас» (1 Кор. 3, 16)? И еще: «или не весте, яко телеса ваша храм живущаго в вас Святаго Духа суть, Егоже имате от Бога» (1Кор.6, 19)? А сие прямо показывает, что Всесвятый Дух – Божия естества. Ибо, если уверовавшие называются Божиим храмом, потому что прияли благодать Духа, то Дух Святый от Бога; потому что те, в ком вселилась благодать, наименованы храмом Божиим.

Но яснее достоинство Духа показует нам Господь. Ибо, научая таинству крещения, так изрек ученикам: «шедше научите вся языки, крестяще их во имя Отца и Сына и Святаго Духа» (Мф. 28, 19). А если бы Сын или Всесвятый Дух имели тварное естество, то не сопричислялись бы Они к сотворшему Богу; потому что словеса Божии обвиняют послуживших твари паче Творца. Для того и Единородный вочеловечился, чтобы избавить людей от этой прелести и научить различию между Богом и тварию. Уничтожив же поклонение твари, не повелел бы Он снова поклоняться естеству тварному. Ибо всего неуместнее отвлечь людей от богов несуществующих и снова приводить их к служению тварям. Посему явно, что и Сын и Всесвятый Дух имеют не тварное естество. Посему-то и научаемся веровать в Отца и Сына и Святаго Духа, и крестимся во имя Отца и Сына и Святаго Духа. Поелику первого человека сотворил не один Отец, но и Сын и Святый Дух, ибо сказал: «сотворим человека по образу нашему и по подобию» (Быт. 1, 26), то и при воссоздании, при совершении нового творения, справедливо со Отцем иметь участие и Сыну и Всесвятому Духу; и призывание Троицы обновляет каждого из крещаемых.

Но о Святом Духе против еретиков, лишенных благодати Духа, написал я три слова и почитаю излишним распространяться здесь, потому что остающиеся еще главы требуют, чтобы на них обращено было слово. Посему и перейду к оным, предпоставив истолкование божественных имен.

Поелику люди несмышленые, не зная значения еврейских имен, думали, что Адонаи, Елои, Саваоф суть разные боги, то, думаю, кстати будет показать незнающим, что значит каждое из сих имен на нашем языке. Итак, имя Елоиф толкуется Бог, а Елои – Бог мой. И имя: Ил, произносимое без придыхания, значит также Бог, а с придыханием – Бог крепкий. И Адонаи значит Господь, а Господь Саваоф толкуется Господь сил, или Господь воинств: потому что у эллинов ряды воинов называются силою. А Шаддаи значит достаточный и могущественный, и Аио – сущий. Имя сие у евреев было непроизносимо; самаряне же выговаривают его Иаве, не зная силы сего речения. Не выразумев сих наименований, мал осмысленные приняли их за названия разных богов. Мы же перейдем к остальной части сочинения.


Глава 2 Глава 3 Глава 4


Источник: Библиотека отцов и учителей Церкви Творения блаженного Феодорита епископа Кирского. Паломник. М. - 2003.