Азбука веры Православная библиотека архиепископ Платон (Фивейский) Сокращённое изложение догматов веры по учению Православной Церкви
Распечатать

архиепископ Платон (Фивейский)

Сокращённое изложение догматов веры по учению Православной Церкви

Содержание

Способы богопознания а) Естественный б) Сверхъестественный Книги Священного Писания Книги священного писания канонические Книги священного писания неканонические Исчисление канонических книг священного писания ветхого завета Разделение книг ветхого и нового завета Книги ветхого завета законоположительные Исторические Учительные Пророческие Книги нового завета законоположительные Исторические Учительные Пророческие Божественное происхождение откровения а) Очевидно из внутреннего достоинства б) Из внешних признаков а) Чудо б) Пророчество Священное предание Необходимость предания Церковь хранительница и истолковательница Божественного Откровения Соборы вселенские и поместные, которыми руководится церковь в учении как правилом Символ веры Учение, заключающееся в Символе веры Отделение первое I. О Боге едином по существу Понятие о Боге Свойства или совершенства Божии и разделение оных Самобытность Вечность Неизменяемость Вездеприсутствие Всеведение Премудрость Воля Божия Принадлежности воли Божией Свобода Всемогущество Святость Благость Правда Блаженство Божие Единство Божие 2. О Пресвятой Троице Учение о таинстве Пресвятой Троицы О личных свойствах Божиих Отделение второе. О Боге Творце и промыслителе Побуждение к творению мира Сотворение мира Богом Образ творения мира 1. О духовном мире или об Ангелах Время сотворения Ангелов Понятие об Ангелах Ангелы добрые и злые Качество и состояние добрых Ангелов Число добрых Ангелов Степени небесной иерархии Служение добрых Ангелов Об Ангеле хранителе Падшие духи Свойства и действия падших духов Действия злых духов на души людей Действия злых духов на тело Действия злых духов на внешнюю природу Участь злых духов Общение со злыми духами 2. О мире видимом Сотворение видимого мира История сотворения мира 3. О человеке Сотворение человека Сотворение жены Единство происхождения человеческого рода Состав существа человеческого О высоком совершенстве человеческой природы Совершенство всего созданного мира Откуда зло в мире Цель сотворения мира и человека Промысл Божий Виды промышления Божия о мире а) Сохранение б) Управление О падении первых людей Первобытное состояние человека Падение людей Следствия падения первых человеков Грех наследственный, прародительский О вменении греха Адама всем потомкам его Остатки добра в падшем человеке Отделение третье. О Боге искупителе падшего рода человеческого Искупитель человеков Понятие о воплощении Сына Божия Важность тайны воплощения Цель воплощения Свобода Божия в искуплении Потребность воплощения Сына Божия Приготовление рода человеческого к принятию Искупителя Обетованный Спаситель О лице Иисуса Христа Иисус Христос есть истинный Бог Иисус Христос есть истинный человек Два естества в лице Иисуса Христа Образ соединения двух естеств в Иисусе Христе Следствия соединения естеств в Иисусе Христе Две воли в Иисусе Христе Учение о лице Пресвятой Девы Марии Богородицы Об искуплении рода человеческого Господом Иисусом Христом Искупление рода человеческого Служение Иисуса Христа Пророческое служение Иисуса Христа Неизменность учения Христова Первосвященническое служение Иисуса Христа Страдания и смерть Иисуса Христа суть истинная жертва Сила страдания и смерти Иисуса Христа для искупления людей Всеобщность искупления, совершенного Иисусом Христом Бескровная жертва Поклонение кресту и почитание онаго Крестное знамение Царское достоинство Иисуса Христа Отделение четвертое I. О Боге освятителе Сошествие Святаго Духа на Апостолов Пребывание Святаго Духа в Церкви Христовой Благодать Необходимость благодати Сообщение благодати Возможность для человека в естественном состоянии знать и делать доброе Значение добрых дел падшего человека Отношение благодати к свободе человека Главные действия благодати а) Оправдание или освящение Условия, необходимые для оправдания Вера Добрые дела Уверенность в оправдании Различное состояние оправданных б) Предопределение II. Об освящении в частности. Церковь как подательница освящения, и таинства как средства освящения 1. О Церкви Понятие о Церкви 1) Основатель Церкви 2) Глава Церкви 3) Божественное назначение Церкви Вне Церкви нет спасения 4) Состав Церкви Церковь – общество невидимое Церковь – общество видимое Христиане, принадлежащие к составу Церкви Христиане, не принадлежащие к Церкви 5) Необходимость Иерархии Понятие об Иерархии и происхождение оной Степени Иерархии и права и обязанности каждой степени Высшая и верховная власть в Церкви Собор поместный Собор вселенский Важность вселенских соборов 6) Отличительные признаки истинной Церкви Истинная Церковь есть а) единая б)Святая в)Соборная г) Апостольская Восточная Церковь есть истинная Церковь 7) Преимущества Церкви 2. О Таинствах Понятие о таинствах Причины установления таинств Число таинств Условия, необходимые для таинств Законные совершители таинств Недостоинство священнодействующего не останавливает благодати таинства Требования от приемлющих таинств 1) О Крещении Понятие о таинстве Крещения Божественное установление таинства крещения Благодать, сообщаемая чрез крещение Видимая сторона в таинстве крещения Необходимость крещения возрастных Необходимость крещения младенцев Восприемники Крещение, совершаемое мирянами и православными 2) О Миропомазании Миропомазание Божественное установление таинства Видимые знаки Благодать, сообщаемая в таинстве миропомазания 3) О Евхаристии Причащение Установление таинства причащения Видимые знаки в таинстве Евхаристии Благодать, даруемая в таинстве Евхаристии Преложение или пресуществление хлеба и вина в тело и кровь Христовы Необходимость причащения Святых Таин Время причащения Св. Таин Побуждения к частному причащению Св. Таин Евхаристия есть жертва Таинство Евхаристии постоянно совершается в Церкви истиной и будет совершаться до скончания мира 4) О Покаянии Покаяние Божественное установление таинств Лица кающиеся Условия прощения грехов со стороны кающегося Видимые действия в таинстве покаяния Благодать, даруемая в таинстве покаяния 5) О Священстве Священство Видимая принадлежность таинства Священства Благодать, даруемая в таинстве Священства Неповторяемость Священства Лица, которые могут принять таинство Священства 6) О Браке Понятие о таинстве брака Божественное установление таинства брака Видимые принадлежности таинства брака Благодать, сообщаемая в таинстве брака 7) О Елеосвящении Елеосвящение Божественное установление таинства елеосвящения Благодать, подаваемая в таинстве Елеосвящения Видимое в таинстве Елеосвящения Отделение пятое. О Боге совершителе судеб мира 1. О последней судьбе человека Бессмертие души человека Смерть тела Частный суд Состояние святых душ после частного суда Состояние грешных душ после частного суда Нерешительное состояние некоторых душ Единение небесной и находящейся на земле Церкви Почитание Ангелов и призывание их Почитание и прославление Пресвятой Богородицы Призывание Божией Матери Почитание Святых Призывание Святых Свидетельства исторические о почитании и призывании Святых Почитание Святых мощей Почитание Святых икон Молитвы и приношения за умерших 2. О последней судьбе мира Антихрист Второе славное пришествие Иисуса Христа на землю Признаки времени второго пришествия Иисуса Христа на землю Воскресение мертвых Качества воскресшего тела Конец мира Последний суд Предмет суда Судья мира Последствия всеобщего последнего суда Божия Наказание осужденных грешников Различие наказаний Вечность наказаний Награда праведным Вечность блаженства праведных Различие блаженства праведных Отступления от учения вселенской Церкви некоторых Церквей и вероисповеданий христианских Армянская Церковь Отступления Армяно-Грегорианской Церкви от вселенской Латинская Церковь Отступления Латинской Церкви от учения вселенской Церкви Протестантское вероисповедание Протестантские общества Понятие о реформации Отступления протестантского вероисповедания от учения вселенской Англиканское вероисповедование и отступление оного от Церкви Реформатское вероисповедание и особые отступления оного от вселенской Церкви Русское мнимое старообрядство или староверство Отступления мнимых старообрядцев от истинно древней кафолической Церкви Странническая секта Секта странников или бегунов Особые отступления секты странников или бегунов от православной Церкви Православные сочинения в обличение раскола Сведения о некоторых других сектах  

 

Во славу Святой, Единосущной, Животворящей и Нераздельной Троицы, Отца и Сына и Святого Духа, в похвалу святым угодникам Божиим, при патриархе Московском и всея Руси Алексии II, по благословению архиепископа Пермского и Соликамского Афанасия в лето от сотворения мира 7507-е, в празднество 2000-летия Рождества Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, напечатана книга сия, «Сокращенное изложение догматов веры».

От Московского Комитета для цензуры духовных книг печатать дозволяется. Июня 22 дня, 1870 года.

Цензор профессор Петр Казанский

Каждый православный христианин, желающий себе вечного спасения, дарованного чрез Господа Бога и Спасителя Иисуса Христа, обязан употребить все усилия к основательному усвоению себе догматов веры.

Догматическое Богословие Преосвященных Архиепископов Филарета, Макария и Антония, Пространный Православный Катехизис и Православное Исповедание восточной церкви доставляют всякому полную возможность основательно узнать догматы православной веры. Но, и после сих достойных уважения творений, считаем труд наш не излишним. Мы имеем в виду тех из православных, которым изложение догматов веры в Богословии кажется слишком пространным, а в Катехизисе слишком кратким. И не раз случалось слышать, что преподавание Закона Божия по руководству, изложенному в вопросах и ответах, оказывается неудобным для некоторых учебных заведений, и настоит нужда в новом руководстве, более приноровленном к способу преподавания прочих наук.

Держась твердо Священного писания и Священного предания, согласно с оным, мы, при составлении нашего труда, руководствовались и, где казалось нужным, пользовались всеми вышеизложенными творениями наших отечественных Богословов. Забота наша была о возможно ясном, точном общедоступном и православном вполне изложении догматов веры. Успели ли мы в этом – суд о сем не нам принадлежит. Искренно желаем, чтобы труд наш послужил на пользу Православной церкви, к которой Дух Святый благоволил приставить нас служителем. Пламенно молим Божественного Основателя и Единого Главу церкви, чтобы Он с высоты Своей небесной славы благоволил милостиво воззреть на нас и на труд наш и ниспослать Свое благословение.

Платон, Архиепископ Костромской.

1868 года

Октября 1 дня.


Источник: Лествица, Москва, 1999 г.

Комментарии для сайта Cackle