Толкование на послание к Римлянам

Источник

Содержание

ОТДЕЛЕНИЕ ПЕРВОЕ Глава 1 Глава 2 Глава 3 ОТДЕЛЕНИЕ ВТОРОЕ Глава 4 Глава 5 Глава 6 ОТДЕЛЕНИЕ ТРЕТЬЕ Глава 7 Глава 8 ОТДЕЛЕНИЕ ЧЕТВЕРТОЕ Глава 9 Глава 10 Глава 11 ОТДЕЛЕНИЕ ПЯТОЕ Глава 12 Глава 13 Глава 14 Глава 15 Глава 16  

 

В сем послании божественный Апостол излагает различное всякого рода учение; но вся цель послания есть следующая; тайна Божественного вочеловечения досточтима и особенно достопоклоняема для уверовавших искренно, ибо очевидным образом научает нас Божию человеколюбию. Но обложенные мраком неверия и не приявшие еще луча умного света смеются над тем, чего и сонмы Ангелов не могут восхвалить достойно, и богомудрый Апостол ясно дал разуметь это в Послании к Коринфянам: Слово бо крестное погибающым убо юродство есть, а спасаемым нам сила Божия есть (1Кор. 1, 18). Посему, писав к римлянам, доказывает необходимость сей спасительной проповеди, ее пользу и действенность для всех людей, и иудеев и эллинов. Посему-то прежде всего прочего обличает эллинов, что они явным образом повредили в себе в природу нашу вложенную Творцом способность различать доброе и противоположное тому и преступили естественные законы; а потом обличает и иудеев, что, прияв письменное учение Божественных законов, не восхотели извлечь из сего пользу, но сделались повинными еще большим наказаниям. После же сего сказует, что явление Бога и Спасителя нашего совершилось не к осуждению и наказанию законопреступных, но дарует оставление грехов, обещает уничтожение смерти, благовествует вечную жизнь. А поскольку знал, что иудеи до крайности привязаны к закону и зараженные ересью Маркиона и Валентина, а также манихеи крайне обвиняют закон, то, как доблестный вождь, отовсюду окруженный врагами, низлагает то тех, то других и над всеми одерживает победу, так и божественный Апостол и полчище еретиков, и дружину иудеев рассеял учением о благодати Божией. Ибо что делает он? Не возвышает слишком и закона по причине бесстыдства Иудеев, и к обвинению его не дает повода злочестивым еретикам, но показывает, что закон обучал, чему должно, и преподал учение правды, но преуспеть в оной не мог, по немощи приявших закон. Потом учит, что вера привела в исполнение намерение закона. Ибо в чем хотел преуспеть закон, но не мог, то вера довершила благодатию Всесвятого Духа. Из всего же этого дознаем, что создавший нас Бог не преставал всегда промышлять о людях. Ибо первоначально вложил в природу способность различать доброе и противоположное тому; потом посредством твари руководил желавших к благочестию. Ибо хотя не все восхотели видеть истину, но возжелавшие оной пользовались тем, чего возжелали. Сверх сего, научает нас Апостол и тому, что Бог всяческих не по раскаянию приведен к сему способу спасения, но издревле предвозвестил оный устами божественных пророков. Ибо, объясняя причину отвержения иудеев, и уверовавшим из язычников советует не превозноситься пред ними, убеждая и их прежде приступить к проповеди. К учениям догматическим Апостол присоединил и учение о деятельной добродетели, вместе и истине обучая, и образуя нравы. Таково содержание послания; точнее же откроется нам оное при подробном истолковании.


Источник: Бл. Феодорит Кирский. Творения. Под ред. А.И.Сидорова // Библиотека отцов и учителей Церкви. - М.: Паломник, 2003. – С. 93-210.

Комментарии для сайта Cackle