блаженный Феодорит Кирский

Глава 4

Ам.4:1. Слышите слово сие юницы Васанитидския, яже в горе Самарийстей, преобидящия убогих, и попирающая нищих, глаголющая господем своими: подадите нам, да пием.

«Юницами Васанитидскими» Пророк именует жен, как живущих в роскоши и во всякой неге; таковы были васанские юницы, скакавшие от обилия пажити. По причине сей-то роскоши жены присвоили себе принадлежащее подвластным, не отказывались повелевать и мужьями, которым подчинены по Божию закону, а требовали от них услуг. Такова была и Иезавель, у которой муж был вместо раба. За сие беззаконие ваше:

Ам.4:2. Клятся Господь святыми Своими: яко се дние грядут на вы, и возмути вы во оружии и сущих с вами ввергнут в конобы подгнещаемые огненнии губители.

И толкуя сказанное, Пророк присовокупил:

Ам.4:3. И извержени будете наги, жена и муж прямо друг друга, и отвержетеся в гору Армана, глаголет Господь.

Придет время, и подвергну вас наказанию, какого стоите, и предам вас врагам, так что мужи ваши (о них сказано: «суще с вами»), из ревности и видя непотребство ваше, уподобятся поджигаемым конобам; потому что враги, как распаляемые каким-то пламенем, обходится будут с мужьями вашими гневно, а с вами нагло, мужей и жен, лишенных всякого покрова ведя вместе в гору Армана. Слово «Армана» Симмах перевел: «Армения», а Феодотион: «высокая гора». А вместо слов: «клятся Господь святыми Своими», Симмах сказал: «клялся святынею Своею». Присовокупил Пророк к сказанному клятву, показывая нелживость пророчества. Потерпите же это, говорит Бог, как злочествовавшие в Вефиле и Галгалах, отважившиеся торжествовать трехдневные праздники идолам, те десятины, которые повелено Мною приносить иереям Моим, приносившие служителям нечестия, и с идолами составившие какие-то условия и договоры, следовать их законам. Ибо сие выразил Бог, сказав:

Ам.4:5. Прочтоша извне закон, и призваша исповедание:

Законом называет не Божий закон, но постановления служащих идолам. Потом повелевает Пророку сказать:

Возвестите, яко сия возлюбиша сынове Израилевы, глаголет Господь Бог.

Не по минутному увлеченно, но по горячему расположению и по привязанности отважились они на таковое нечестие.

Ам.4:6. Аз же дам вам оскомину зубом во всех градех ваших, и недостаток хлеба во всех местех, ваших: и не обратистеся ко Мне, глаголет Господь.

Ам.4:7. И Аз удержах дождь от вас прежде триех месяцев жатвы, и надождю на един град, а на другий [единъ] не надождю: часть едина надождится, и часть, на нюже не надождю, изсохнет:

Ам.4:8. и соберутся два и три града во град един пити воду и не насытятся: и не обратистеся ко мне, глаголет Господь.

Ам.4:9. Побих вы раждежением и златеницею: умножисте вертограды вашя, винограды вашя и смоквы вашя и масличия ваша: сия поядоша гусеницы: и ниже тако обратистеся ко мне, глаголет Господь.

Ам.4:10. Послах на вы смерть на пути Египетстем, и избихъ оружием юношы вашя, с пленом коней твоих, и изведох во огни полки вашя во гневе моем: и ниже тако обратистеся ко мне, глаголет Господь.

Слово «оскомина» Симмах и Феологион перевели «очищение», означает же оно голод; потому что у тех, которые ничего не видят, в зубах не завязнет и крохи пищи. Посему, когда постигнет вас голод и скудость за то, что при изобилии благ поругались вы Подателю благ, зубы ваши потерпят оскомину, будучи не в состоянии вкушать пищу, подобно зубам, пострадавшим от чего-либо кислого и жесткого и не способным разжевывать пищу. Но и после сего наложенного на вас наказания, пребываете вы в прежних пороках. Впрочем, и при всем этом не прекращу вашего врачевания, но подвергну вас другому наказанию, удержав дождь поздний (сие означил Бог словами «прежде трех месяцев жатвы»), предам землю бесплодию. Но водясь человеколюбием и показывая, что происходит сие не само случайно, а бывает по Его мановению, продолжает: одному городу дам дождь, а другому не пошлю такового орошения, чтобы земля не совершенно иссохла, но по частям смочена была дождем. Такая же будет скудость и в воде, что два и три города будут стекаться вместе в город, в котором есть вода, ища себе пития, но не утолят сим жажды в сытость. Однако же и при всем этом остаетесь вы в не исцеленном недуге, даже подвергшись уже и новым бедствиям. Ибо, как врач душ, употребил Я иные способы прижигания, наводя на вас различные болезни, то «раждежения», то «златеницы», но вы не забыли нечестия. И после сего наказания терпели вы от гусеницы, от которой гибнет все, что есть услаждающего в виноградных, масличных и других садах; и сие не убедило вас познать Насылающего сии наказания. К сему присовокупляет Бог, что бегущих от царя ассирийского, поспешающих достигнуть Египта, предал мечу ассирийскому, как огнем некиим попаляя их гневом своим; но не захотели они и из этого уразуметь должного. Почему и говорит:

Ам.4:11. Разорих вы, якоже разори Бог Содому и Гоморру,

не то сим означая, что разорены они кем другим, но о Себе говоря, как о другом.

и бысте, яко главня исторжена из огня, и ниже такo обрастистеся ко Мне, глаголет Господь.

Как полуобожженная головня показывает на себе силу огня и никуда более не годна, как только в огонь; так и вы, по избиении многих из вас отводимые в плен, лишены будете всякой силы и окажетесь пригодными только для рабства.

Ам.4:12. Сего ради сице сотворю ти Израилю: обаче, яко сице сотворю ти,

Хотя и неисцельна болезнь ваша, однако же подам вам приличное врачевание.

уготовися призывати Бога твоего Израилю.

Ам.4:13. Се, Аз утвержаяй гром и созидаяй ветр, и возвещаяй в человецех христа своего, творяй утро и мглу, и восходяй на высокая земли: Господь Бог Вседержитель имя Ему.

Посему, освободившись от этой бесчувственности, взыщи, Израиль, Бога, нарекшего Себя твоим Богом, Который и этот удобопроницаемый и не имеющий никакой твердости воздух, приводя в движение и вращение от него же происшедшими ветрами, претворяет в страшный удар грома. Он указует тебе царя, определенного для твоего освобождения (говорит же сие о Кире). Ему нетрудно и после глубокой ночи произвести утро, и после дня покрыть свет мглою. Как на тебя, покоившегося среди самого полдня (а полудню подобен мир), навел Он мглу пленения; так, прекратив ночь рабства, повелевает воссиять приятному утру свободы; потому что восходит Он «на высокая земли», то есть превыше всех, наполняет целую вселенную, как Господь и Бог, имеет владычество над всеми. Так, возвестив отрадное, обращает слово к противоположному, одним устрашая, другим утешая, и направляя их к тому, чтобы от всего сердца обратились к покаянию.



Источник: Творения Блаженного Феодорита, епископа Кирского. - Ч. 4. / М.: Тип. В. Готье. 1857. – 452 с. / Толкование на пророка Амоса. 345-384 с.

Вам может быть интересно:

1. Толкование на пророка Михея – Глава 2 блаженный Феодорит Кирский

2. Толкование на книгу Святого пророка Амоса – Глава 4 епископ Палладий (Пьянков)

3. Толкование на книгу пророка Аввакума – Глава 1 святитель Кирилл Александрийский

4. Толкование на пророка Иеремию – Глава XIX святитель Иоанн Златоуст

5. Книга пророка Амоса – Глава 4 преподобный Ефрем Сирин

6. Три книги толкований на пророка Амоса – Книга вторая преподобный Иероним Блаженный, Стридонский

7. Книга пророка Иеремии – Глава 37 профессор Павел Александрович Юнгеров

8. Толкование на книгу св. пророка Михея – Глава I митрополит Антоний (Храповицкий)

9. Православная Богословская энциклопедия или Богословский энциклопедический словарь. Том VII – Иосия и найденная при нем профессор Александр Павлович Лопухин

10. Житие преподобного и богоносного отца нашего игумена Сергия Чудотворца преподобный Епифаний Премудрый

Комментарии для сайта Cackle