блаженный Феодорит Кирский

Толкование на пророка Амоса

Глава 4

Ам.4:1. Слышите слово сие юницы Васанитидския, яже в горе Самарийстей, преобидящия убогих, и попирающая нищих, глаголющая господень своими: подадите нам, да пием. Юницами Васанитидскими.

Пророк именует жен, как живущих в роскоши и во всякой неге; таковы были васанские юницы, скакавшие от обилия пажити. По причине сей-то роскоши жены присвоили себе принадлежащее подвластным, не отказывались повелевать и мужьями, которым подчинены по Божию закону, а требовали от них услуг. Такова была и Иезавель, у которой муж быль вместо раба. За сие беззаконие ваше

Ам.4:2. Клятся Господь святыми Своими: яко се дние грядут на вы, и возмути вы во оружии и сущих с вами ввергнут в конобы подгнещаемые огненнии губители.

И толкуя сказанное, Пророк присовокупил:

Ам.4:3. И извержени будете наги, жена и муж прямо друг друга, и отвержетеся в гору Армана, глаголет Господь.

Придет время, и подвергну вас наказанию, какого стоите, и предам вас врагам, так что мужи ваши (о них. сказано: суще с вами), из ревности и видя непотребство ваше, уподобятся поджигаемым конобам; потому что враги, как распаляемые каким-то пламенем, обходиться будут с мужьями вашими гневно, а с вами нагло, мужей и жен, лишенных всякого покрова ведя вместе в гору Армана. Слово: Армана Симмах перевел: Армения, а Феодотион: высокая гора. А вместо слов: клятся Господь святыми Своими, Симмах сказал: клялся святынею Своею. Присовокупил Пророк к сказанному клятву, показывая нелживость пророчества. Потерпите же это, говорит Бог, как злочествовавшие в Вефиле и Галгалах , отважившиеся торжествовать трехдневные праздники идолам, те десятины , которые повелено Мною приносить иереям Моим, приносившие служителям нечестия, и с идолами составившие какие-то условия и договоры, следовать их законам. Ибо сие выразил Бог, сказав:

Ам.4:5. Прочтоша извне закон, и призваша исповедание. Законом называет не Божий закон, но постановления служащих идолам. Потом повелевает Пророку сказать: Возвестите, яко сия возлюбиша сынове Израилевы, глаголет Господь Бог.

Не по минутному увлеченно, но по горячему расположению и по привязанности, отважились они на таковое нечестие.

Ам.4:6. Аз же дам вам оскомину зубом во всех градех ваших, и недостаток хлеба во всех местех, ваших: и не обратистеся ко Мне, глаголет Господь.

Слово: оскомина Симмах и Феологион перевели; очищение, означает же оно голод; потому что у тех, которые ничего не видят, в зубах не завязнет и крохи пищи. Посему, когда постигнет вас голод и скудость за то, что при изобилии благ поругались вы Подателю благ, зубы ваши потерпят оскомину, будучи не в состоянии вкушать пищу подобно зубам, пострадавшим от чего либо кислого и жесткого и не способным разжевывать пищу. Но, и после сего наложенного на вас наказания, пребываете вы в прежних пороках. Впрочем, и при всем этом не прекращу вашего врачевания, но подвергну вас другому наказанию, удержав дождь поздний (сие означил Бог словами: (7) прежде трех месяцев жатвы), предам землю бесплодию. Но водясь человеколюбием и показывая, что происходит сие не само случайно, а бывает по Его мановению, продолжает: одному городу дам дождь, а другому не пошлю такового орошения, чтобы земля не совершенно иссохла, но по частям смочена была дождем. Такая же будет скудость и в воде, что (8) два и три города будут стекаться вместе в город, в котором есть вода, ища себе пития, но не утолят сим жажды в сытость. Однако же и при всем этом остаетесь вы в не исцеленном недуге, даже подвергшись уже и новым бедствиям. Ибо, как врач душ, употребил Я иные способы прижигания, наводя на вас различные болезни (9), то раждежения, тозлатеницы; но вы не забыли нечестия. И после сего наказания терпели вы от гусеницы, от которой гибнет все, что есть услаждающего в виноградных, масличных и других садах; и сие не убедило вас познать Насылающего сии наказания. К сему присовокупляет Бог, что бегущих от царя ассирийского, поспешающих достигнуть Египта, предал мечу ассирийскому, как огнем некиим попаляя их гневом своим; но не захотели они и из отого уразуметь должного. Почему и говорить:

Ам.4:11. Разорих вы, якоже разори Бог Содому и Гоморру,

не то сим означая, что разорены они кем другим, но о Себе говоря, как о другом.

И бысте, сказано, яко гласил исторжена из огня, и ниже такo обрастистеся ко Мне, глаголет Господь. Как полуобожженная головня показывает на себе силу огня, и никуда боле не годна, как только в огонь; так ивы, по избиении многих из вас отводимые в плен, лишены будете всякой силы, и окажетесь пригодными только для рабства.

Ам.4:12. Сего ради сице сотворю ти Израилю: обаче сице сотворю ти

Хотя и неисцельна болезнь ваша, однако же подам вам приличное врачевание.

Уготовися призывати Бога твоего Израилю: (13). Се Аз утвержаяй гром, и созидаяй ветре, и возвещаяй в человецех Христа своего, творяй утро и мглу, и восходяй на высокая земли: Господь Бог Вседержитель имя Ему. Посему, освободившись от этой бесчувственности, взыщи, Израиль, Бога, нарекшего Себя твоим Богом, Который и этот удобопроницаемый и не имею никакой твердости воздух, приводя в движете и вращение от него же происшедшими ветрами, претворяет в страшный удар грома. Он указует тебе царя, определенного для твоего освобождения (говорит же сие о Кире). Ему нетрудно и после глубокой ночи произвести утро, и после дня покрыть свет мглою. Как на тебя, покоившегося среди самого полдня (а полудню подобен мир), навел Он мглу пленения; так, прекратив ночь рабства, повелевает воссиять приятному утру свободы; потому что восходит Он на высокая земли, то есть, превыше всех, наполняет целую вселенную, как Господь и Бог, имеет владычество над всеми. Так возвестив отрадное, обращает слово к противоположному, одним устрашая, другим утешая, и направляя их к тому, чтобы от всего сердца обратились к покаянию.


Комментарии для сайта Cackle