Толкование на пророка Амоса
«Толкование на пророка Амоса» входит в состав «Толкования на 12 малых пророков», написанного блж. Феодоритом Кирским в 30-40-х гг. V в. по просьбе друзей. Он использует типологический метод толкования и уделяет достаточное внимание уточнению хронологии жизни пророка.
Комментарий представляет собой последовательное изложение всех 9-ти глав Книги пророка Амоса.
Блж. Феодорит обращается к центральным темам книги – справедливость, милосердие и необходимость покаяния. Он интерпретирует образы и метафоры, используемые пророком Амосом, чтобы показать, как социальные пороки и духовная безнравственность народа приводят к Божественному суду. Автор подчеркивает важность личной ответственности каждого верующего за состояние общества и призывает к искреннему обращению к Богу. Обетования о восстановлении и надежде, которые содержатся в Книге пророка Амоса, показывают, что даже в условиях Божественного гнева существует возможность спасения и восстановления для тех, кто искренне обращается к Богу.
«Создавый на едине сердца наши, и Разумеваяй на вся дела наши» (Псал. 32, 15.), как говорит Божественное Писание, зная жестокость и упорство сердца у Израильтян, не через одного только Пророка беседует с ними, но употребляя в служение многих и чудных мужей, и увещания предлагает, и будущее предвозвещает, согласием многих показывая неложность предречений. Один из сих Пророков и божественный Амос. Ибо жил в одно время с чудными, оными Oсиею и Иоилем, и то же самое предвозвещал об Ассириянах и Вавилонянах, о возвращении оттуда Иудеев, и о том, что будет по возвращении. Но сперва предложив несколько предвещаний о сопредельных народах, потом уже начал он пророчество об Израиле, а чрез сие самое пророчеством своим принес великую пользу Иудеям. Ибо научил, что не их одних, но и все народы может миловать и вразумлять Господь всяческих, как Творец и Создатель всех; сверх же того дал видеть, сколько попечения прилагает о них Бог, наказывая покушающихся делать им обиды. Таково содержание предлежащего пророчества; из подробного же толкования точнее дознаем смысл божественных словес.
